Конкурсы для педагогов и детей

Методическая разработка экскурсии для школьников 4 класса «Растения и животные в городе»

Конспект экскурсии для школьников 4-8 класса «Растения и животные в городе»
Описание: Материал призван помочь в изучении видового состава флоры и фауны городской экосистемы и способствовать воспитанию экологической грамотности учащихся. Методическая разработка экскурсии «Зеленые насаждения и животные в городе» предназначена для педагогов дополнительного образования, учителей биологии, учащихся 4-8 классов.
Автор: Данильченко Оксана Анатольевна, заведующий отделом по основной деятельности ГУО "Слуцкий ЭБЦУ", г.Слуцк, Республика Беларусь
Цель: изучить видовой состав растений и животных в г.Слуцк
Задачи:
- научить ребят замечать представителей животного и растительного мира в городской среде;
- воспитать бережное отношение к окружающему миру;
- развить наблюдательность и умение делать выводы.
Оборудование: блокноты, ручки, определители растений и животных, бинокли и лупы.
Подготовительная работа:
1. Разработка и изучение маршрута экскурсии.
2. Инструктаж по мерам безопасности во время проведения экскурсии.
Вступительное слово педагога
Окружающая среда
Всё – от старой сосны у забора
До большого тёмного бора
И от озера до пруда –
Окружающая среда.
А ещё и медведь, и лось,
И котёнок Васька, небось?
Даже муха – вот это да! –
Окружающая среда.
Я люблю на озере тишь,
И в пруду отраженья крыш,
Рвать чернику люблю в лесу,
Барсука люблю и лису...
Я люблю тебя навсегда,
Окружающая среда!
(Л. Фадеева)
Большинство древесно-кустарниковых растений были посажены в городах людьми. Это клены, каштаны, липы и другие. Конечно, все узнают дуб, березу, ель, клен... А трава? Присмотритесь к ней повнимательнее, и вы увидите большое разнообразие видов, которые по незнанию называют одним словом «трава». Это тимофеевка и вероника, клевер и подорожник. Одни зацветают рано весной и цветут до осени. Другие летом отцветают, но их побеги еще долго зеленеют. Есть растения, что зацветают лишь в разгар лета. Человек разбивает клумбы с цветущими растениями, сюда прилетают насекомые-опылители. Здесь «сами собой» появляются сорные растения – марь, мокрица и другие. Пока их не выпололи, они забирают воду и питательные вещества у цветов, их едят беспозвоночные.

Роль растений в городе очень большая. Они очищают среду, в которой мы живем. (накапливая в себе вредные вещества), обогащают воздух кислородом, уменьшают уровень шума и украшают наш мир.
Как это ни странно, в наших городах обитает немало видов животных. Это мухи, бабочки, тараканы, мыши, воробьи, гусеницы, галки, бездомные кошки и собаки. Многие из них приспособились к жизни в городах, рядом с человеком и город стал их домом. Например, воробьи и голуби. Другие появляются здесь в определенный сезон года. Например, свиристели прилетают в населенный пункт зимой. Некоторые животные случайно попадают в города. Например, в 80 годы 20 века в г.Слуцк забрел зубр.

Роль животных тоже важна для экосистемы города. Птицы ловят насекомых-вредителей деревьев, мыши едят наши запасы, пчелы опыляют растения и т.д.
Кто они? Наши друзья, враги или безобидные спутники? У каждого из них своя роль. А для нас важно знать особенности их внешнего вида и образа жизни, позволяющие нам различать и определять их значимость. Тогда мы будем знать, как к ним относиться: защищать и охранять, или бороться с ними.
Изучение жизни обитателей города — увлекательное занятие. Сегодня мы сможем понаблюдать за растениями и животными в нашем городе.
Задания для учащихся
1. Зафиксировать в блокнот все растения и животные встреченные по пути следования.
2. Провести наблюдения за животными.
3. Определить растения.
4. Попытаться определить роль живых организмов в городе.
5. Результаты экскурсии оформить в виде таблиц (Приложение).
Заключительное слово педагога
Ребята значение животных и растений в нашем городе очень большое. Чтобы закрепить знания видового состава городской флоры и фауны, давайте поиграем.
Игра «Я пришел и увидел…»
Ребята поочередно говорят фразу «Я пришел и увидел …». Дальше следуют названия животных и растений, которые встречались на экскурсии, а также те которые могут расти или обитать в городской среде.
Давайте вместе Землю украшать
Давайте вместе Землю украшать,
Сажать сады, цветы сажать повсюду.
Давайте вместе Землю уважать
И относиться с нежностью, как к чуду!
Мы забываем, что она у нас одна –
Неповторимая, ранимая, живая.
Прекрасная: хоть лето, хоть зима…
Она у нас одна, одна такая!
(Е. Смирнова)
Скачать Методическая разработка экскурсии «Растения и животные в городе»

Рекомендуем посмотреть:

Классный час в 4 классе на тему: Семья Путешествие по Севастополю. Фото Игра Звездный час для 4 - 6 класса. Тема: Лекарственные растения Обзорная экскурсия по улицам родного города с детьми старшей группы на тему: Весна

Похожие статьи:

Внеклассное занятие на тему Труд, 4 класс

Внеклассное занятие по окружающему миру, 4 класс

Ролевая игра в начальной школе во внеурочное время. Сценарий для 3-4 класса

Правовые клубные часы в ГПД, 3-4 класс

Участник №88 профессионального конкурса для педагогов «Коллекция педагогического мастерства и творчества» с 15 апреля по 15 августа 2016 года
Конкурсная программа в начальной школе по экологии | Конференция для школьнико о проблеме бездомных животных
Опубликовано: 156 дней назад (4 июля 2016)
Просмотров: 461
+19
Голосов: 19
Светлана Викторовна Жук # 5 июля 2016 в 10:02 +1
Здравствуйте, Оксана Анатольевна! С удовольствием познакомилась с Вашей методической разработкой! Вы вложили в нее много труда. Экскурсия тщательно продумана. Последовательность этапов логична. Фотоматериал привлекает внимание. Определена не только деятельность педагога, но и учащихся. Школьники не являются пассивными наблюдателями. Это еще одно достоинство данного мероприятия. Примите мой голос. Возьму Вашу разработку на заметку. Успехов!
Тамара Анатольевна # 5 июля 2016 в 21:07 +2
Добрый вечер!Захотелось написать по поводу еще одной вашей разработки.Мне понравилась универсальность вашей экскурсии. Думаю, что ее сможет организовать для ребят не только учитель биологии, но и просто любой взрослый- любитель природы. Хорошо и то, что вы не приводите перечни встречаемых видов, потому, что они могут быть у всех свои.Спасибо за методику и желание для ребят организовать в городском парке не просто прогулку, а экологическое занятие. Успехов. Обязательно попробую пройти с детьми вашими экскурсионными тропинками.
Светлана Михайловна Киселёва # 4 августа 2016 в 16:17 +1
Оксана Анатольевна! Приятно знакомиться с Вашими разработками. Вами составлен конспект экскурсии, определен возраст учащихся.Это буде хорошим подспорьем для начинающих педагогов. Экскурсия способствует выработке определенных практических умений у учащихся, конкретизации теоретических знаний. Знания, полученные в этих условиях, оказываются очень прочными и надолго укладываются в детскую память. Спасибо за такой полезный материал! Голос!
Оксана Анатольевна Данильченко # 4 августа 2016 в 17:51 +2
Спасибо Всем!
Сидорова Зоя Григорьевна # 4 августа 2016 в 19:15 +2
Оксана Анатольевна!
Чудесную экскурсию вы организовали для учащихся и для нас. Конечно, я понимаю, что это была очень краткая экскурсия, что про каждую остановку на пути можно говорить много и интересно. Хорошо, что вы заставляете детей наблюдать, думать, делать выводы, выполняя задания.
Спасибо,
всего вам доброго,
голос!
Зоя.
Мира Симеунович # 4 августа 2016 в 19:48 +2
Оксана Анатольевна, интересная идея – пойти на экскурсию в город (свой город), чтобы ознакомиться с окружающей средой. Правда, мы часто не замечаем того, что рядом с нами, прекрасных животных и растений, которые ежедневно встречаем. Особенно это важно для детей: вовремя научиться наблюдать окружающий живой мир. Именно тому Вы учите их – не проходить мимо, не замечая, узнать значимость растений и животных для самого человека. Вы подобрали подходящие стихи и фотографии. Задание для детей, оформить в виде таблицы свои наблюдения оригинально и способствует запоминанию материала. С удовольствием голосую!
Лариса Владимировна Валитова # 5 августа 2016 в 06:50 +2
Здравствуйте Оксана Анатольевна. Очень правильная тема для воспитания любви к родному городу и краю. Дети должны знать, что растет в их городе, кто обитает в нем. Но большей развернутости вашему рассказу не помешало бы. Спасибо. Голос.
Наталья Валентиновна Мелихова # 6 августа 2016 в 06:35 +2
Доброе утро, Оксана Анатольевна! С удовольствием познакомилась с методической разработкой "Растения и животные в городе". Через грамотную методику и продуманную организацию экскурсии Вы создаёте условия для воспитания экологической грамотности учащихся, бережного отношения к окружающему миру. Примите мой голос! Удачи в конкурсе!
Ирина Викторовна Ануфриева # 9 августа 2016 в 22:55 +2
С удовольствием познакомилась с очередной вашей разработкой ! Вы вложили в нее много труда. Методически всё грамотно и тщательно продумано. Прекрасно, что дети постоянно задействованы. Думаю, что цель была достигнута и задачи все решены...
Примите голос! Удачи вам!
Татьяна Сергеевна # 14 августа 2016 в 15:17 +1
Здравствуйте! Очень интересная разработка. Может быть полезна не только для педагогов дополнительного образования, но и учителей биологии, географии и начальной школы. Цели и задачи четкие, достигаются благодаря рассказу педагога и практической деятельности детей. Учащиеся учатся узнавать флору и фауну, окружающую их, бережно относиться к природе. Беру в копилку.
Галина Александровна Вавилова # 14 августа 2016 в 15:42 +1
Здравствуйте, Оксана Анатольевна! Интересная разработка. Мы так мало знаем об окружающей нас среде. Очень важно прививать детям любовь к природе, воспитывать экологическую грамотность.А еще наблюдательность. Успехов! Голос!
Наталья Ивановна Маркина # 14 августа 2016 в 22:39 +1
Добрый вечер, Оксана Анатольевна!Спасибо за приглашение на экскурсию.Интересная методическая разработка.Примите голос.
Марина Сергеевна Долгих # 15 августа 2016 в 12:31 +1
С удовольствием голосую за Вашу разработку. Поставленные задачи и цель реализованы. Творческих успехов!
Татьяна Владимировна Резенкова # 15 августа 2016 в 20:48 +1
С удовольствием голосую за Вашу разработку.Спасибо за приглашение на экскурсию.Интересная методическая разработка.Удачи!
Оксана Анатольевна Данильченко # 17 августа 2016 в 15:02 +2
Всем большое спасибо!
Татьяна Ивановна Перепелкина # 24 августа 2016 в 20:27 +1
Оксана Анатольевна! Очень интересная идея и разработка. Как необычно вы даете понятие, что такое окружающая среда: сразу запоминается. Привлекает внимание и форма занятия, и содержание. В основу урока положена исследовательская деятельность ребят. Наверное, им было очень интересно. Спасибо.
Вера Олеговна Седова # 25 августа 2016 в 14:38 +1
Здравствуйте, Оксана Анатольевна. Очень полезная работа проведена Вами на экскурсии в городе. Учащиеся должны не только слушать преподавателя, но и размышлять, исследовать, быть в поиске информации. Это даёт больший результат, нежели классно-урочная деятельность. Оформление разработки продумано и оформлено по правилам: целью, задачами, описанием назначения материала. Прослеживается чёткая структура материала: вступительное слово учителя, практическая часть, заключение. Материал имеет практическую направленность. Оформление таблиц имеет задачу описания конкретного растения или животного, его роли в городе и связи с окружающим миром.
Оксана Анатольевна Данильченко # 27 августа 2016 в 18:11 +1
Спасибо! Экскурсии очень важная и увлекательная форма работы с учащимися. Ребятам очень нравится смена занятия в помещении на занятия на улице, природе и т.д.