Конкурсы для педагогов и детей

Методика организации и подготовка экологических экскурсий

Методическая разработка «Методика организации и подготовка экологических экскурсий»
Описание: Материалы методической разработки содержат рекомендации по организации и проведению экологических и биологических экскурсий. Предлагаемые методики были апробированы автором при организации работы в объединении по интересам «Занимательная биология». Адресуется для учителей начальных классов и биологии, педагогов дополнительного образования.
Автор: Данильченко Оксана Анатольевна, заведующий отделом по основной деятельности ГУО "Слуцкий эколого-биологический центр учащихся"
Цель: помочь педагогам в организации экологических экскурсий.
Задачи:
- познакомить с возможностями экскурсии в образовательном процессе;
- рассмотреть отдельные моменты подготовки и проведения экскурсии;
- показать значение экскурсий для обучения и воспитания учащихся.
Значение экскурсий
Человек будущего – всесторонне развитая личность, живущая в гармонии с окружающим миром и самим собой, действующая в рамках экологической необходимости.
Существенным моментом в воспитании экологической культуры школьников является изменение в их сознании представления о приоритете человека над природой и формирования нового мироощущения, способствующего восприятию природы и человека во взаимной связи и зависимости.
Сколько раз природа показывала людям, что ее законы нужно не только знать, но и уважать. Каждое живое существо на Земле имеет своё предназначение. Какое? Мы далеко не всегда это знаем. В природе нет ничего лишнего.
Экскурсии не только являются обязательной формой организации обучения, но и позволяют близко познакомиться с представителями растительного и животного мира, понаблюдать за ними в естественной обстановке, понять, что все в природе взаимосвязано и многое зависит от человека, который является частью природы.
Чем хороши экологические и биологические экскурсии или прогулки? Это время, которое посвящается общению с природой. Очень важно, чтобы ребёнок, на прогулке или по дороге домой (в школу) замечал, что делается вокруг. Во время проведения экскурсии необходимо обращать внимание на разъяснение всяких небылиц о животных и растениях. Возможно, это спасет животное или растение.
Практически на любой экскурсии можно наглядно показать, что такое пищевая цепь. В природе все время кто-то ест. Это закон жизни. На экскурсии есть возможность задержать внимание детей на этом факте и показать, насколько все взаимосвязано в природе.
Экскурсии позволяют конкретизировать знания учащихся, полученные на занятиях, а также расширить их.
Живое общение с природой стимулирует интерес школьников, которые должны не только смотреть, но и делать выводы из увиденного. Для закрепления полученных знаний необходимо ещё и проведение наблюдений в лабораторных условиях. Наблюдения в природе дают хорошую подготовку и возможность определиться в выборе профессии.
Таким образом, экскурсия – это непосредственное общение с природой, которое не только позволяет любоваться красотой луга, леса и т.д., но и получить ответы на многочисленные «почему».
Методика проведения экскурсий
В основу экскурсии должны быть положены 10 «заповедей» экскурсионного дела:
-Помните, что экскурсия – это не прогулка, а обязательная часть учебных занятий.
-Перед экскурсией изучите место, куда поведете детей, продумайте ее тему, цель и составьте план-маршрут.
-Придерживайтесь темы экскурсии, не отвлекайтесь случайными наблюдениями и ответами на вопросы, Подбирайте для беседы только тот материал, который соответствует теме и возрасту учащихся.
-Рассказывайте на экскурсии только о том, что можно увидеть и что можно показать, используйте также наглядные пособия, подготовленные заранее.
-Избегайте длительных объяснений, чтения больших рассказов, задавайте 3-4 занимательных вопроса.
-Экскурсанты не должны быть только слушателями, привлекайте их к активной работе, к сбору наглядных пособий, пусть они делают записи или зарисовки. Для изготовления гербария используйте опавшие листья, сорняки, дары природы, не нанося вред растениям и животным
-Не перегружайте память экскурсантов многочисленными понятиями и названиями (они их забудут).
-Умейте правильно показать объекты наблюдений и обучайте слушателей правильно рассматривать их (объекты должны быть видны всем).
-Не утомляйте экскурсантов длительными переходами, они перестанут вас слушать, снизится дисциплина в группе.
-Закрепите увиденное и услышанное на экскурсии в памяти учащихся последующей проработкой материала (на последней остановке, или на последующем занятии).
Занятия подготавливают учащихся к экскурсии, экскурсия расширяет и конкретизирует их знания.
Педагог придумывает структуру экскурсии. В структуре должны быть следующие обязательные части: задача или тема экскурсии, краткое введение в форме рассказа или беседы, самостоятельные работы учащихся, их отчеты, дополнительные сведения педагога, обобщающая беседа.
В группе желательно иметь блокноты, простые карандаши, бинокль, фотоаппарат, компас, лупу, малую лопатку, метр, шпагат, папку для сбора листьев, несколько баночек. Школьники должны подготовить для себя удобную обувь, одежду. На экскурсии в природу следует одеться по возможности неярко.
При подготовке учащихся к экскурсии нужно не только сообщить тему экскурсии, выдать оборудование и предупредить, что взять с собой и как одеться, но как говорил А.И.Герд, «заохотить» учащихся предстоящей экскурсией.
Очень важно уже с первых походов в природу, во время экскурсий приучать детей к «правилам поведения во время экскурсии»
Темы экскурсий могут быть комплексными (одновременно по ботанике, зоологии и краеведению), например – экскурсия на водоём или специальными, например экскурсия «Птицы в городе».
Обычно проводятся обзорные экскурсии, на которых чаще всего рассматривают значительное количество видов, пытаясь широтой охвата изучаемых объектов подтвердить справедливость основных положений темы экскурсии. Вместе с тем экскурсия приобретает монографический характер, т.е. на экскурсии происходит изучение одного модельного объекта. Такая экскурсия заставляет учащихся концентрировать внимание в строгом, точно очертанном направлении. Этим она способствует развитию наблюдательности в большей мере, чем обзорные экскурсии. Монографическая экскурсия позволяет за единичными фактами разглядеть общие закономерности функционирования живой природы. Например, объектом изучения на экскурсии «Приспособленность организмом к условиям жизни» может служить одуванчик. На таких экскурсиях кроме качественных особенностей, полезно включить рассмотрение и количественных характеристик изучаемого объекта. Всё это придает им исследовательский характер.
При проведении экскурсии в объединении по интересам следует учитывать не только возрастные особенности ребят, но и уровень их знаний. На первом этапе стоит больше обращать внимания на всё прекрасное и необычное, т.е. на эмоционально-познавательную сторону. Постепенно от экскурсии к экскурсии наблюдения усложняются.
Для ребят детсадовского возраста и младших школьников лучше использовать не экскурсии, а прогулки в природу. Хорошо использовать прогулки в конце занятия. Например, при прохождении темы «Насекомые», можно совершить прогулку «Зимовье насекомых».
Принципы группировки объектов по определенным экскурсионным темам
Существуют принципы группировки объектов по определенным экскурсионным темам, позволяющие выделить наиболее важный доступный материал.
Локальный принцип – материал группируется по связи со средой обитания и по месту нахождения объекта в природе. Так возникают темы: «Знакомство с животным миром сада и огорода», «Жизнь пресных вод» и др. Локальной можно считать и экскурсию, посвященную одному конкретному виду или явлению, например одуванчику лекарственному.
Сезонный принцип – материал группируется по временам года. Многие события происходят только в определенное время года.
Сезонные экскурсии менее доступны, и требуют более серьезной подготовки. Они требуют четкого соблюдения сроков проведения, например, весной жизнь пробуждается настолько быстро, что не всегда можно успеть понаблюдать за началом цветения.
Биологический принцип – материал группируется по довольно узким биологическим темам, поэтому от руководителя требуется определенная подготовка и умение анализировать происходящее в природе.
Например, вспышка размножения какого-либо вредителя дает возможность проанализировать взаимоотношение хищника и жертвы (например, божья коровка-тля), возможность оценить биологические и химические способы борьбы с вредителями, показать силу и слабость человека перед природными явлениями.
Систематический принцип – экскурсия посвящается одной или нескольким систематическим группам, независимо от их места обитания (жуки, бабочки и т.д.), можно при наличии богатого и доступного материала вычленить (только жуки-короеды). Примером может служить экскурсия «Птицы в городе». Такие экскурсии необходимы для ребят, которые стремятся получить более глубокие знания.
Проведение экскурсий по экологической тропе предусматривает 2-3 остановки, посвященные вопросам экологии и охраны природы, проведению общественного – полезного труда по уборке и захоронению мусора, подкормки птиц и т.д. (в зависимости от сезона года). На остановках хорошо проводить дидактические игры, загадывать загадки и использовать другие виды занимательного материала.
Экскурсии в музеи имеют свои особенности. Их обычно проводят профессиональные экскурсоводы. Педагог в этом случае заранее договаривается об экскурсионной теме и основных задачах экскурсии. Экскурсию в музей может проводить и руководитель кружка, при этом план целесообразно составлять совместно с методистом музея. Примером может служить экскурсия «Разнообразие млекопитающих планеты». Экскурсии в музей стоят особняком и их хорошо использовать, когда нет возможности увидеть растения и животных в природе (ведут скрытый образ жизни, вымерли и т.д.).
Иногда, отсутствует возможность провести экскурсию (плохая погода) или пронаблюдать объекты в природе (рыбы), тогда стоит провести виртуальную экскурсию.
Этапы подготовки экскурсии
Таким образом, в процессе подготовки экскурсии можно выделить 2 этапа:
Теоретическая подготовительная часть
Сюда входят: составление развернутого плана-конспекта экскурсии с учётом темы, времени года и места проведения экскурсии, подготовка индивидуальных и групповых заданий для учащихся, подбор материалов для бесед, занимательного материала с учетом темы экскурсии, рассмотрение отдельных вопросов, связанных с темой предстоящей экскурсии, заранее прочитать дома или на занятии литературу по теме экскурсии, подобрать необходимые дидактические материалы, оборудование, пособия и т.д.
Практическая организационная часть
Она включает предварительное знакомство руководителя экскурсии с маршрутом, выбором места остановок и объектов наблюдений; изготовление плана-схемы маршрута, разделении детей на группы для проведения наблюдений, опытов и сбора материала для коллекции, гербария и других наглядных пособий; определение начала и конца экскурсии, напоминание детям маршрута движения, инструктаж о форме одежды и безопасности, повторение правил поведения во время экскурсии и т.д.
Организация экскурсий
Проведение экскурсий – это одна из форм воспитания ответственного отношения к окружающей среде у ребят. Во время экскурсии желательно использовать интересные неожиданные ситуации и наблюдения по теме, не поощряя случайные вопросы, давая на них краткие ответы или замечания.
Не показывайте школьникам каждое растение и любое встреченное животное. Например: на экскурсии «В гости к культурным растениям» достаточно подробно остановиться на 10-15 видах культурных растений, а для остальных просто указать полевая, овощная или садовая эта культура.
Характеризуя биологию того или иного вида, его приспособленность к жизни в конкретных условиях среды, необходимо обращать внимание учащихся на взаимные связи растений, животных и окружающей среды.
Во время экскурсий стоит, чтобы подчеркнуть своеобразие и красоту природы, пользоваться художественными образами из литературы и живописи. Например, при приведении экскурсии «Осень в жизни растений» (Приложение) с помощью стихов можно показать красоту осени и осенних явлений в природе. При этом нужно соблюдать меру, чтобы не нарушить хода биологической экскурсии.
Не стоит превращать экскурсии в занятие с опросом ребят, экскурсия должна сохранить свое содержание и специфику.
Самостоятельные наблюдения
Непременная часть экскурсии – самостоятельные наблюдения и выполнения заданий ребятами. Цель этого – научить учащихся видеть происходящее в окружающей природе явления, понимать их, обращаться к самой природе для разрешения возникающих вопросов.
Задания должны быть доступны учащимся и предусматривать сочетание репродуктивной и познавательной творческой деятельности. Например, на экскурсии на водоём ребята не только должны определить вид стрекоз, летающих над данным участком водоема, но и попытаться объяснить, почему их жизнь тесно связана с водоёмом.
Итоги экскурсии
В установленное время ученики собираются для подведения итогов экскурсии. Предварительные – подводятся на природе, а более полные – в кабинете или даже на следующем занятии. Например, при проведении экскурсии на водоём обсуждение наблюдений за моллюсками и пиявками лучше проводить на следующем занятии т.к. они требуют доработки после экскурсии.
При обсуждении экскурсии педагог обращает внимание учащихся на наиболее интересные наблюдения, объекты и обобщает сообщения ребят. После экскурсии учащиеся обрабатывают собранный материал, оформляют отчеты или отчетные таблицы.
Заключение
Интерес к природе, стремление познать мир живых растений и животных пробуждается у человека в раннем детстве. Ребенка интересует, почему лист зеленый, и как животные и растения общаются между собой, и многие другие «почему». Чем старше становится ребенок, тем больше у него «почему». Экскурсия отвечает на многие вопросы, путем непосредственного наблюдения за живыми объектами природы. Она расширяет и закрепляет теоретические знания о животных и растениях, о влиянии экологических факторов абиотических, биотических и антропогенных. Экскурсии формируют у детей интерес и любознательность, наблюдательность и внимательность, бережное отношение к окружающей природной среде.
На экскурсиях полезно помнить советы Винсона Брауна:
1.Не пытайтесь запомнить все увиденное. Запись наблюдений и зарисовки дадут более надежные сведения.
2.Лучшие коллекции – это те, которые умеют, рассказывать. Лучше коллекционировать рисунки, фотографии и т.п.
3.Задавайте вопросы себе и другим.
4.Слудуйте 4-ом принципам: терпение, внимательность, точность, сотрудничество.
Каждый человек должен чувствовать любовь к природе, уважение ко всему живому, предвидеть последствия своего поведения в природной среде. Для того чтобы охранять природу и её обитателей, надо их знать и любить. Человек должен знать и беречь в первую очередь ту природу, которая его непосредственно окружает. И в этом помогают экскурсии в природу. Например, на занятиях объединения по интересам «Занимательная биология», есть экскурсии, маршрут которых проходит мимо свалок, при этом дети своими глазами видят её последствия.
Экскурсии на занятиях в учреждениях дополнительного образования важны не только для прохождения программы объединения по интересам, но это и хорошая помощь для лучшего усвоения школьного материала по таким предметам, как «Человек и мир», «Биология», «География». Экскурсии учат наблюдательности, умению самостоятельно выполнять задания, думать.
Приложение
Экскурсия: «Осень в жизни растений».

Цель: изучение многообразия растений, способов распространения семян.
Задачи:
- Знакомство с осенними явлениями в жизни древесных растений.
- Знакомство с правилами поведения в природе.
Возраст учащихся: 7-10 лет
Место проведение: парк.
Оборудование: блокнот, карандаш, фотоаппарат.
Подготовка к экскурсии:
1. Знакомство с целями и задачами экскурсии.
2. Инструктаж по правилам поведения в природе.
3. Знакомство с растениями, которые могут встретиться на экскурсии, по иллюстрациям и гербарию.
4. Деление на группы по 4-6 человека.
Проведение экскурсии.
1.Беседа.
Педагог:
Уж небо осенью дышало,
Уж реже солнышко блистало,
Короче становился день,
Лесов таинственная осень,
С печальным шумом обнажалась,
Ложился на поля туман…
А какие стихи и песни про осень знаете вы?
Ребята вспоминают стихи и песни про осень.
Педагог:
- Теперь давайте уточним, какие факторы неживой природы оказывают наиболее сильное воздействие на растения и животные в осеннее время года.
Учащиеся называют: долгота дня, низкие температуры, осадки, ветер, освещенность.
2.Викторина «Листопад».
1.Какие общие признаки к перенесению неблагоприятных условий имеют лиственные деревья и кустарники? (Опадание листьев).
2.С чем связано опадание листьев осенью? (Эта особенность связана с приспособлением растений к удержанию влаги. Через листья происходило бы испарение, а из мерзлой почвы растения не могут поглощать воду. К тому же поверхность листа не выдержала бы большой массы снега.)
3.В какие цвета окрашиваются листья осенью? ( Желтый, красный и др.)
4.Какое хвойное дерево в Беларуси сбрасывает листья на зиму? (Лиственница).
5.Как готовятся к зиме животные? (впадают в спячку (ёж), меняют шерсть и цвет (заяц – беляк), накапливают жир (медведь), делают запасы на зиму (Сойка))
2.Задания для экскурсантов.
1.Составьте список растений, которые встретите на экскурсии.
2.Соберите плоды и листья (10 штук каждая группа).
3.Заполните таблицу, в которой укажите вид растения, окраску листьев, наличие плодов, цветов, является ли оно деревом, кустом или травой.
Подведение итогов экскурсии
1.Обсуждение выполненных заданий.
2.Впечатление об экскурсии.
3.Чем люди могут помочь растениям и животным в холодное время.
Литература.
1. В.В.Травникова «Биологические экскурсии», Санкт-Петербург, 2002, с.19-24.

Рекомендуем посмотреть:

Стихотворение на экологическую тему для учащихся начальной школы Интеграция гуманитарного и экологического воспитания и образования Сказка на экологическую тему для школьников 11-14 лет Конспект занятия по экологии для детей с ОВЗ, 8-9 класс

Похожие статьи:

Сюжетно ролевая игра по экологии для 6 класса

Внеклассные мероприятия по экологии в школе для 5 - 11 классов

Внеклассное мероприятие по экологии, 7-8 класс. Экология и война

Внеклассное мероприятие, 8-9 класс. Охрана окружающей среды

Классный час по экологии «Земля наш общий дом», 10 класс

Участник №80 профессионального конкурса для педагогов «Коллекция педагогического мастерства и творчества» с 15 апреля по 15 августа 2016 года
Экологический проект для школьников. Бездомные животные | Экологический проект с презентацией, 5-6 класс. Проблема энергосбережения
Опубликовано: 161 день назад (29 июня 2016)
Просмотров: 995
+40
Голосов: 40
Татьяна Сергеевна # 30 июля 2016 в 11:43 +6
Здравствуйте, Оксана Анатольевна! Ваша методическая разработка по проведению экскурсий, собрала в себя ряд рекомендаций по подготовке и проведению занятий (уроков) на природе. Содержание соответствует заявленным целям и задачам. На мой взгляд, очень хорошо сделано, что предложена разработка экскурсии "Осень в жизни растений", которую можно, переделав под конкретных ребят, использовать в работе. С Вашего разрешения я использую Ваш материал для проведения экскурсий в школе. Спасибо.
Екатерина Викторовна Коваленко # 4 августа 2016 в 12:56 +5
Здравствуйте, Оксана Анатольевна! Огромной спасибо за великолепную, нужную разработку. Мне этот материал пригодится. В этом году мы стали победителями Городского конкурса "Юные экологи Москвы". Мы будем продолжать работу в данном направлении, поэтому Ваши рекомендации по организации прогулок в Природу, путешествий и целеполагания мне, конечно, понадобятся. Желаю Вам успеха! Примите голос!smile
Оксана Анатольевна Данильченко # 4 августа 2016 в 14:28 +5
Спасибо
Алла Сергеевна Смирнова # 4 августа 2016 в 15:06 +5
Здравствуйте! Очень замечательная и полезная методическая разработка! Экология в наше время серьезная проблема и очень хорошо, что вы уделили этому вопросу такое значение! Спасибо вам!
Елена Александровна Шашенко # 4 августа 2016 в 15:40 +3
Добрый день !!!Здравствуйте, Оксана Анатольевна! Огромной спасибо за великолепную, нужную разработку. Мне этот материал пригодится. Я желаю ВАМ,творческих успехов ! ВАМ ГОЛОС !!!
Елена Александровна Шашенко # 4 августа 2016 в 15:40 +4
Добрый день !!!Здравствуйте, Оксана Анатольевна! Огромной спасибо за великолепную, нужную разработку. Мне этот материал пригодится. Я желаю ВАМ,творческих успехов ! ВАМ ГОЛОС !!!
Светлана Михайловна Киселёва # 4 августа 2016 в 15:57 +5
Оксана Анатольевна! Очень полезная Методическая разработка «Методика организации и подготовка экологических экскурсий" От того как выстроит свою деятельность педагог будет зависеть будет ли это экскурсия или просто прогулка. Экскурсия — это интересное и полезное педагогическое мероприятие. Одновременно решаются разные задачи : оздоровительные , познавательные , нравственные и эстетические. При подготовке к экскурсии, благодаря Вашей разработке у учащихся сформируются представления о взаимосвязях в природе,способность наблюдать, интерес к природе, развитию эстетических чувств. Это в комплексе поможет воспитать у детей любовь и бережное отношение к родной природе, любовь к Родине.Голосую!
Ольга Ивановна Марченко # 4 августа 2016 в 16:54 +3
Очень нужный и полезный материал для педагогов. Примите мой голос!
Алевтина Николаевна Чукреева # 4 августа 2016 в 17:18 +4
Оксана Анатольевна, Вами проделана большая, актуальная и нужная работа. Проблемы экологии остро стоят на сегодняшний день. В работе очень развернуто представлены все этапы: теоретический, практический и организационный, Приведена практическая значимость разработки, педагогам и детям будет полезно.Голосую!
Елена Викторовна Багрова # 4 августа 2016 в 17:21 +4
Здравствуйте, Оксана Анатольевна!
Спасибо за нужный и полезный материал об организации и проведении экскурсий.
Вы подробно и доступно показали пользу данного вида деятельности.
Описали все этапы подготовки и проведения экскурсий. Материал, безусловно, будет востребован коллегами.
Примите голос и пожелание успехов!
С уважением!!!
Анна Александровна Калинкина # 4 августа 2016 в 17:28 +5
Здравствуйте, Оксана Анатольевна! Полностью согласна с коллегами: Вы предлагаете очень полезный материал о том, как грамотно организовать экологическую экскурсию. Эко-туризм становится всё более и более популярным, люди наконец стали осознавать необходимость заботы об окружающей среде, бережного отношения к природе. Не сомневаюсь, что все педагоги, которые планируют экологические экскурсии, найдут массу полезной информации в Вашей публикации. Да и не только педагоги, просто родители, решившие на выходных сходить с детьми в лес, могут воспользоваться предлагаемыми Вами советами и рекомендациями. Примите голос!
Елена Николаевна Кривенко # 4 августа 2016 в 17:35 +3
Доброе время суток! Замечательная методика. Предложенную Вами методику можно применить для разработки различных экскурсий. Я обязательно воспользуюсь вашей методикой.
Ольга Ивановна Симакина # 4 августа 2016 в 17:42 +4
Здравствуйте! Вами представлена полезная для педагогов информация. Как писал В. А. Сухомлинский, у ребёнка необходимо воспитывать любовь «ко всему, что не может жить без ласковой человеческой руки, без чувствительного человеческого сердца. Речь идёт о любви к живому и беззащитному, слабому и нежному», о любви к природе. Именно через экскурсии можно достичь конечной цели экологического образования — ответственное отношение к окружающей среде.
Желаю вам успехов.Голос.
Оксана Анатольевна Данильченко # 4 августа 2016 в 17:57 +3
Большое спасибо Всем за поддержку и комментарии!
Раиса Ивановна Пичуева # 4 августа 2016 в 18:09 +4
Здравствуйте, Оксана Анатольевна!Спасибо ,что пригласили меня ознакомится с Вашими публикациями. Я нашла много полезного материала для работы при организации экскурсий,классных часов.У Вас получилась очень полезная методика ,дающая возможность детям бережно прикоснуться к природе,увидеть и услышать её.Успехов Вам творческих.
Сидорова Зоя Григорьевна # 4 августа 2016 в 19:08 +4
Оксана Анатольевна!
Методическая разработка «Методика организации и подготовка экологических экскурсий» пригодится многим педагогам при организации работы по экологическому воспитанию. Ваша публикация расширит представление педагогов об организации экскурсий. Публикация актуальна, интересна, правильно оформлена.
Спасибо за интересный материал.
Удачи!
Голос!
Зоя.
Тамара Борисовна Вершинина # 4 августа 2016 в 19:28 +4
Здравствуйте, Оксана Анатольевна! Ваша разработка является весомым вкладом в развитии экологической культуры подрастающего поколения. Материал очень нужен педагогам для правильной организации экскурсий и классных часов. Примите мой голос.
Лариса Анатольевна Маслиенко # 4 августа 2016 в 19:56 +4
Здравствуйте, Оксана Анатольевна! Спасибо за великолепную, нужную разработку. Экскурсия — это интересное и полезное мероприятие, поэтому его нужно хорошо продумать. Я думаю, Ваши советы пригодятся многим учителям и воспитателям. Примите мой голос!
Елена Сергеевна Синичкина # 4 августа 2016 в 19:57 +4
Добрый вечер, Оксана Анатольевна! Большое спасибо за приглашение.Познакомилась с Вашей методической разработкой, очень полезный материал как для воспитателей, так и для педагогов начальной школы. Дети должны любить, ценить и беречь природу, а мы должны их этому научить. Желаю Вам творческих успехов. Голос.
Наталья Ивановна Маркина # 4 августа 2016 в 22:34 +3
Добрый вечер, Оксана Анатольевна!Спасибо за приглашение. Согласна с комментариями коллег очень нужный и полезный материал для учителей начальной школы. Примите голос.
Татьяна Александровна Толстикова # 4 августа 2016 в 22:39 +3
Оксана Анатольевна, здравствуйте! Спасибо за приглашение, с интересом познакомилась с методикой проведения экологических экскурсий. Замечательно, что Вы предложили вниманию пользователей не только теорию, но и практический материал. Примите мой голос. Успехов Вам!
Татьяна Алексеевна Набилкова # 4 августа 2016 в 23:03 +2
Оксана Анатольевна, здравствуйте. Познакомилась с Вашей публикацией "Методическая разработка «Методика организации и подготовка экологических экскурсий». Работа полезная, нужная, своевременная. Голос. Успеха.
Лариса Владимировна Валитова # 5 августа 2016 в 06:33 +2
Здравствуйте Оксана Анатольевна. Полезные советы по проведению экскурсий, думаю, понадобятся и при проведении различных бесед с детьми. Ведь главное, любое сообщение должно быть целенаправленным и не содержащим лишней информации. Спасибо. голос.
Светлана Викторовна Кураева # 5 августа 2016 в 07:41 +3
Здравствуйте, Оксана Анатольевна! В вашей разработке даны чёткие рекомендации по подготовке и проведению экскурсий на природе. Содержание полностью соответствует заявленным задачам. Это необходимая подробная информация для экологических экскурсий.Спасибо. Примите голос.
Ирина Альбертовна Кириленко # 5 августа 2016 в 07:44 +2
Оксана Анатольевна, доброе утро! Спасибо за приглашение! Взяла Вашу разработку себе в копилку. Информация всем известная, но у Вас она собрана в полном объёме с объяснением методики, целесообразности каждого этапа, практическими рекомендациями- настоящая помощь для коллег. Голосую.
Эльмира Арсланалиевна Муртаханова # 5 августа 2016 в 08:18 +2
Оксана Анатольевна, доброго дня! Спасибо за приглашение! Вы представили прекрасный материал для нашего ознакомления.Экскурсия- это всегда познавательное и увлекательное мероприятие.Голосую.
Ольга Ивановна Кабанова # 5 августа 2016 в 11:48 +2
Здравствуйте, Оксана Анатольевна! Спасибо за замечательную методическую разработку «Методика организации и подготовка экологических экскурсий». С интересом посмотрела Ваш материал, который может пригодится многим при подготовке и проведении экскурсий. Вами проведена большая подготовительная работа, все этапы подробно описаны, работа методически правильно оформлена. Замечательно, что Вы делитесь своим опытом. Я голосую за Ваше мастерство. Примите мой голос!
Валентина Николаевна Разумова # 5 августа 2016 в 20:27 +2
Оксана Анатольевна, вы даёте интересные и полезные методические рекомендации по организации и проведению экологических экскурсий. Тема важная и актуальная для педагогов. Спасибо.
Наталья Валентиновна Мелихова # 6 августа 2016 в 06:21 +3
Доброе утро, Оксана Анатольевна! В представленной методической разработке даны полезные рекомендации по организации и проведению эколого-биологических экскурсий, направленных на обучение общению с природой и воспитанию бережного отношения к ней. Вы описываете методику их проведения, знакомите нас с заповедями экскурсионного дела. Спасибо Вам! Примите мой голос. Удачи в конкурсе!
Воробьёва Алла Абдулмеджидовна # 6 августа 2016 в 12:35 +3
Уважаемая Оксана Анатольевна! Спасибо за приглашение и методическую разработку «Методика организации и подготовка экологических экскурсий»! Так как следующий, 2017 год, объявлен в России годом экологии, считаю ваш материал актуальным и востребованным. Досконально ознакомилась с вашей работой и полностью с ней согласна. И вот почему. Многим современным педагогам следует прислушаться к вашим советам и не злоупотреблять виртуальными экскурсиями. Дети всё лучше запоминают, если видят своими глазами, "контактируют" с объектом. Отдельное спасибо за приложение. Не смотря на большой текст, его легко читать. Заголовки выделены, лаконично обозначены основные моменты. С вашего позволения, данный материал беру себе в копилку. Примите голос!
Оксана Михайловна Жидикина # 6 августа 2016 в 16:04 +4
Здравствуйте, Оксана Анатольевна.
Спасибо за приглашение. С удовольствием познакомилась с очередной методической разработкой. Работа грамотно оформлена. Материал обязательно будет востребован коллегами. Примите от меня голос №30 за Ваш труд.
Наталия Юрьевна Мурашова # 7 августа 2016 в 03:04 +3
Спасибо за приглашение. Очень интересная публикация. Особенно мне понравились: 10 «заповедей» экскурсионного дела. Видно, что вы любите свое дело. С удовольствием отдаю свой голос.
Ирина Александровна Гусева # 7 августа 2016 в 12:27 +4
Добрый день, Оксана Анатольевна. Спасибо за приглашение. Экскурсии являются важным составляющим в обучении. Экскурсия позволит ученикам подтвердить их теоретические знания, приобретенный на уроке, позволит изучить объект в природе, в его естественных условиях. Ваш материал позволяет вспомнить как правильно спланировать экскурсию в школе.
Татьяна Викторовна Стрелкова # 7 августа 2016 в 18:06 +4
Ознакомилась с методической разработкой в которой подробно изложено значение, методика проведения экскурсий. Принципы, этапы, теоретическая, практическая части и т. д. Цель данной разработки достигнута. В качестве примера представлена экскурсия: "Осень в жизни растений". Голосую.
Ольга Васильевна Кузьминова # 7 августа 2016 в 20:56 +5
Здравствуйте, Оксана Анатольевна.Ознакомилась с вашим материалом по проведению экскурсий. Материал весьма полезен и актуален.Думаю многие педагоги им смогут воспользоваться. Примите голос.
Наталья Александровна Цуцерова # 8 августа 2016 в 17:18 +5
Добрый вечер! Спасибо за приглашение. С удовольствием познакомилась с полезным материалом.По материалу видно что проделана большая работа. Спасибо за информацию, новичкам она будет полезна. Удачи в конкурсе.
Ирина Викторовна Ануфриева # 9 августа 2016 в 22:59 +5
Оксана Анатольевна, спасибо за представленный опыт работы! Ваш материал данной методической разработки содержит рекомендации по организации и проведению экологических и биологических экскурсий. Любой педагог с удовольствием добавит его себе в методкопилку!
Голос!
Ирина Юрьевна Ручина # 13 августа 2016 в 12:50 +5
Здравствуйте, Оксана Анатольевна! Спасибо за приглашение. С большим удовольствием познакомилась с вашей разработкой. Методическая разработка "Методика организации и подготовка экологических экскурсий" очень интересная, мне понравилась. Данный материал обязательно будет востребован коллегами. спасибо!!! Творческих Вам успехов и вдохновения. Примите мой голос. +1!!!
Оксана Анатольевна Данильченко # 17 августа 2016 в 15:40 +4
Спасибо большое всем!
Ольга Васильевна Яковлева # 17 августа 2016 в 21:08 +2
Здравствуйте, Оксана Анатольевна. Очень замечательная, полезная, нужная, актуальная методическая разработка. Экология в наше время серьезная проблема и очень хорошо, что вы уделили этому вопросу такое значение! Спасибо за материал! Творческих успехов! голос
Оксана Анатольевна Данильченко # 27 августа 2016 в 18:04 +1
Спасибо!
Мария Юрьевна Жиличкина # 17 августа 2016 в 22:27 +1
Здравствуйте, Оксана Анатольевна! Ваша методическая разработка очень поможет педагогам в организации экологических экскурсий. С удовольствием отдаю Вам голос и желаю творческих успехов!
Оксана Анатольевна Данильченко # 27 августа 2016 в 18:04 +1
Спасибо!