Конкурсы для педагогов и детей

Экологическая игровая программа для дошкольников 5-7 лет

Экологическая игровая программа для детей старшего дошкольного возраста «Домашние животные»
Описание: Программа знакомит детей с домашними животными, учит бережному отношению к братьям нашим меньшим. Предложенный материал содержит интересны факты из жизни и истории приручения домашних животных, включает в себя экологические физкультминутки, игровые моменты и конкурс загадок. Сценарий будет интересен учителям начальной школы, педагогам дополнительного образования и воспитателям дошкольных учреждений.
Автор: Данильченко Оксана Анатольевна, заведующий отделом по основной деятельности ГУО «Слуцкий ЭБЦУ», г.Слуцк, Республика Беларусь

Цель: развить у детей познавательный интерес к истории приручения
человеком домашних животных, способствовать формированию бережного отношения к домашним животным.
Задачи:
- познакомить детей с домашними животными;
- способствовать формированию у детей знаний о предках домашних животных;
- воспитывать бережное отношение к животным и окружающему миру.
Форма организации мероприятия: конкурсно-познавательная программа
Методы обучения: словесный, наглядный, игровой.
Материально-техническое обеспечение мероприятия: фотографии домашних животными
Возраст детей: 5-7лет
Продолжительность мероприятия: 35-40 минут

План мероприятия
1. Вступительное слово педагога
2. Загадки о домашних животных с демонстрацией изображений
3.Сказка Константина Ушинского «Спор животных»
4. История приручения домашних животных
4.1.Корова
4.2. Подвижная гимнастика «Бурёнушка»
4.3.Конь
4.4. Физкультминутка «Лошадки»
4.5.Свинья
4.6. Собака
4.7. Кошка
4.8.Домашние птицы
4.8.1. Игра «Птичья семья»
4.8.2. Игра «Назови ласково»
5. Заключительное слово педагога

Ход мероприятия
По ходу мероприятия демонстрируются фотографии домашних животных.
1. Вступительное слово педагог
Здравствуйте ребята!
Пришли мы к вам в гости, чтобы рассказать вам об истории приручения домашних животных.
Педагог: «Каких домашних животных вы знаете?»
Ответы детей.
Педагог: «А где живут эти животные, сможете угадать?»
Дети: «Дома, во дворе, рядом с человеком».
Педагог: «А кто мне подскажет, какую пользу приносят эти животные для человека?»
Ответы детей.
Педагог: «Скажите ребята, а сам человек, что делает для этих животных?»
Ответы детей.
Педагог: «Правильно человек кормит, заботится о животных. Сегодня мы с ребятами расскажем вам историю приручения домашних животных». А теперь попробуйте отгадать загадки.
2. Загадки о домашних животных с демонстрацией изображений.
Шубу теплую в колечках
Носит тихая … (Овечка)
С бородой родится -
Никто не дивится…. (Козел)
Ходит рыжий, пьет из лужи,
Не боится лютой стужи.
Хвост лохматый, черный нос…
Кто же это? Рыжий … (Пес)
Пашет землю трактор без колес.
Для него горючее – овес. (Конь)
Пушистый хвост, и грива,
Цветом словно шоколадка,
И умна ведь, и красива
Длинноногая…. (Лошадка)
Спит частенько в нашем кресле,
Сидеть любит на окошке,
Мы, конечно, знаем с детства,
Как мурлычет наша …. (Кошка)
Из-за того, что есть рога,
Привязали к ней веревку,
А ведь много молока
Дает нам добрая …! (Коровка)
Гордо ходит в сапогах,
Носит шпоры на ногах.
На головке гребешок.
А зовется.... (Петушок)
У меня отличный слух,
Умный взгляд и тонкий нюх.
Сразу лезу с кошкой в драку,
Потому что я …. (Собака)
Целый день она гуляет,
Травку, листья разгребает.
Выйди лишь на улицу,
Там увидишь…(Курицу).
Распускает хвост павлином,
Ходит важным господином,
По земле ногами – стук,
И зовут его?... (Индюк)
Я раньше солнышка встаю
И рано голос подаю.
И у меня прекрасный слух,
Я яркий, озорной ….(Петух)
Длинная шея,
Красные лапки,
Щиплет за пятки,
Беги без оглядки….. (Гусь)
Под дождём она гуляет,
Щипать травку обожает,
«Кря» кричит. Всё это шутка.
Ну, конечно, это…. (Утка)
Педагог: Какие вы молодцы всех животных угадали!
3. Сказка Константина Ушинского «Спор животных»
Корова, лошадь и собака заспорили между собою, кого из них хозяин больше любит.
– Конечно, меня, – говорит лошадь. – Я ему соху и борону таскаю, дрова из лесу вожу; сам он на мне в город ездит: пропал бы без меня совсем.
– Нет, хозяин любит больше меня, – говорит корова. – Я всю его семью молоком кормлю.
– Нет, меня, – ворчит собака, – я его добро стерегу.
Подслушал хозяин этот спор и говорит:
– Перестаньте спорить по-пустому: все вы мне нужны, и каждый из вас хорош на своем месте.
4. История приручения домашних животных.
4.1. Корова
Загадка:
Отгадать я помогу,
кто пасется на лугу.
Чтобы были мы здоровы,
молоко дают….(Коровы)
Дети отгадывают загадку.
Педагог рассказывает о коровах.

Домашние коровы, их еще называют - крупный рогатый скот, появились они много лет назад. Предком домашних коров был дикий тур - крупное животное с мощными рогами. Шерсть у туров была черная, со светлой полосой вдоль спины. Сначала люди приручали туров ради мяса и тягловой силы, а потом научились получать от туриц молоко.
Одомашненные животные стали получать лучшее питание, изменились условия их жизни и, поэтому, сами животные стали изменяться. Из поколения в поколение они давали больше молока. Со временем люди стали создавать новые породы коров. Сейчас во всем мире насчитывается около 400 пород крупного рогатого скота. Животные разных пород отличаются мастью, ростом, весом, продуктивностью и приспособленностью к определенным условиям жизни. Есть такие коровы, которые могут жить в горах; есть такие, которые живут на Крайнем Севере; есть породы, приспособленные к степным условиям.
Педагог: А что делают из молока?
Дети: Из коровьего молока делают молочные продукты: творог, йогурт, сыр, кефир, простоквашу, ряженку и многое другое.
Педагог: У как коровы общаются между собой?
Дети:
-Коровы общаются с помощью мычания.
Педагог:
- А какого цвета бывают коровы?
Дети:
-Корова может быть - черной, красной или пестрой: черно-белой, красно-белой.
Коровы - животные умные и ласковые, они ценят внимание и заботу человека, у хороших хозяев они дают гораздо больше молока. Раньше в крестьянских семьях корова была главной кормилицей, поэтому ее всячески берегли и холили. Существовало много примет и суеверий, связанных с коровой, например, посторонним не разрешали присутствовать при доении. 18 апреля на Руси устраивали «коровий праздник». В этот день корову особенно тщательно обхаживали, угощали хлебом с солью. Каждый старался выразить свою любовь к «матушке-буренушке».
Разводят коров ради молока и мяса.
4.2. Подвижная гимнастика «Бурёнушка»
Дай молочка, Бурёнушка, (Дети показывают, как доят корову)
Хоть капельку – на донышке.
Ждут меня котятки, (Делают «мордочки» из пальчиков)
Малые ребятки.
Дай им сливок ложечку, (Загибают по
одному пальцу на обеих руках)
Творогу немножечко,
Масла, простокваши,
Молочка для кашки.
Всем дает здоровье
Молоко коровье. (Снова «доят» молоко)
4.3. Конь
Загадка:
Не овечки, не коровки.
На ногах у них подковки.
Могут мчаться без оглядки.
Это – резвые…(Лошадки).
Дети отгадывают загадку.
Педагог рассказывает о лошадях.

Лошадь стала домашним животным приблизительно 7000 лет назад. Предок домашней лошади - тарпан, который обитал в южнорусских степях. Эти животные вымерли и сейчас ученые пытаются из домашней лошади вывести тарпана и вернуть его в природу.
Для различных целей люди выводили разные породы лошадей. Чистокровные верховые скакуны развивают скорость свыше 60 км в час, а тяжеловозы способны везти груз свыше 20 тонн. Сейчас насчитывается более 250 пород - от могучих тяжеловозов до миниатюрных пони, от резвых рысаков до выносливых горных пород.
Существует много поговорок о лошадях, например, «Добрый конь из воды вытащит, из огня вынесет». Лошадь является героем многих народных сказок и песен. В Голландии отмечают праздник - День лошади. В этот день лошадей освобождают от работы, в их гривы вплетают ленты и украшают цветами.
Общаются лошади при помощи ржания и фырканья.
Лошади могут быть разного цвета.
Лошадей используют при обработке земли; для перевозки грузов и повозок; для верховой езды; в спортивных состязаниях. От лошадей получают молоко, мясо, щетину. Кислое молоко лошади (кумыс) очень полезно.
Лошадей используют в медицине - у них берут кровь для изготовления лекарств. Существует иппотерапия - лечение людей, особенно детей, катанием на лошадях и общением с ними.
Лошади считаются одними из самых умных животных на планете. Они легко учатся новому, устанавливают с каждым человеком особенные взаимоотношения. У лошадей очень хорошая память, тонкое обоняние, исключительно острый слух.
4.4.Физкультминутка «Лошадки»:
Эй, лошадки, все за мной
Поспешим на водопой.
Вот река широка и глубока,
Не достанешь до дна.
А водица вкусна.
Пейте! Хороша водица!
Постучим копытцем.
Эй, лошадки, все за мной
Поскакали домой
Гоп-гоп-гоп-гоп-гоп!
4.5. Свинья
Загадка:
В жидкой грязи извозилась,
С визгом по двору пустилась.
Пятачок, со щетиной спинка.
Это кто такая?....(Свинка)
Дети отгадывают загадку.
Педагог рассказывает о свиньях.

Домашние свиньи произошли от диких кабанов.
Разводят свиней в основном ради мяса и сала. Свиньи распространены почти по всему миру, кроме мусульманских стран, где свинью считают нечистым животным.
У свиней слабое зрение, но очень острый слух и тонкое обоняние. Свиньи весьма умны и лучше обучаются, чем собаки и кошки. Во Франции специально обученные свиньи выискивают грибы трюфели, которые растут под землей.
Иногда свиней держат дома как декоративное животное. В Германии вывели несколько пород карликовых свиней - мини-пигов. Самые маленькие свинки породы "Карапузик" весят не больше 12 кг. Мини-пиги легко дрессируются и без проблем выполняют все команды, как собаки. Их, так же как собак, выводят гулять на поводке. Мини-пиги очень ласковые, привязчивые и забавные животные.
Свинья часто упоминается в народных сказках и баснях, как прагматичное и приземленное существо.
Домашние свиньи всеядные животные, питаются как растительной, так и животной пищей. Свиней разводят ради мяса, сала, кожи, щетины.
Педагог:
- А вызнаете, как называется большое количество свиней?
Дети:
=Большое количество свиней называется стадо. Общаются свиньи с помощью хрюканья.
Педагог: Часто говорят, что свиньи любят валяться в грязи, но на самом деле, свиньи довольно чистоплотны. А в грязи они валяются, чтобы очистить кожу от паразитов - они отпадают вместе с высохшей грязью. Свиньи умеют хорошо плавать и с удовольствием заходят в воду, если у них есть такая возможность.
4.6.Собака
Загадка:
Чтобы другом ее стать,
Нужно косточку ей дать.
Нет, она не забияка.
В конуре живет…..(Собака)
Дети отгадывают загадку.
Педагог рассказывает о собаках.

Собака - первое животное, которое приручил человек. Произошло это, примерно, 14 тысяч лет назад и с тех пор собаки являются верными помощниками человека. Ученые считают, что собаки произошли от волков или шакалов. Люди брали самых умных щенков и воспитывали из них сторожей и помощников для охоты. Затем стали выводить другие породы собак, обладающих теми или иными качествами. Ни одно домашнее животное не может похвастаться таким разнообразием пород как собака. Существуют сотни пород разительно отличающихся друг от друга. Крошечная чиа-хуа-хуа имеет рост 15 см и вес не больше 2 килограммов, а сенбернар может быть высотой до 1 метра и весить больше 70 килограммов.
Есть охотничьи породы собак, идеально приспособленные для того, чтобы залазить в норы (например, такса или фокстерьер) или, чтобы загонять зверя (гончая, русская борзая).
Сторожевые и пастушьи собаки обладают совсем другими качествами: они легко переносят любые погодные условия, они очень большие и сильные и смогут защитить хозяина или доверенное им стадо. От декоративных собак не требуется никакой службы, их ценят за красоту и веселый, ласковый характер. Есть собаки беспородные - дворняги. Но они такие, же умные и преданные, как и породистые собаки.
Породистые собаки участвуют в выставках, где оценивается их внешний вид и умения. Победители получают медали.
О собаках сложено много сказок, преданий, поговорок. Собака в литературе выступает символом преданности и верности. У древних египтян собаки пользовались особенным уважением, одного из богов - Анубиса изображали с собачьей головой.
Едят собаки мясо, каши, специальный собачий корм.
Громким лаем, собаки предупреждают хозяина об опасности или о появлении незнакомого человека. Кроме лая собаки издают еще много разных звуков: рычат, ворчат, скулят, воют.
Собаки помогают человеку во всем. Многие из них служат в милиции или в армии, есть собаки-таможенники, способные найти по запаху запрещенные грузы, есть собаки-проводники для слепых людей, есть собаки-артисты, выступающие в цирке. Есть собаки-спасатели, разыскивающие людей в воде или в горах, на севере есть ездовые собаки, перевозящие людей и грузы. Собаки помогают ученым в исследованиях, за это люди даже поставили им памятник. А собак Белку и Стрелку раньше человека отправили в космический полет.
У собак очень хорошее обоняние и слух. Это исключительно умные животные, они легко обучаются и всегда готовы помогать людям. Люди очень ценят собак за верность и преданность - собака никогда не подведет своего хозяина.
4.7. Кошка
Загадка:
Прыгать может высоко,
Пьет из блюдца молоко.
И, разлегшись у окошка,
Жмурит глазки наша…(Кошка)
Дети отгадывают загадку.
Педагог рассказывает о кошках.

Домашние кошки произошли от дикой нубийской кошки, которая и сейчас живет в Африке в дикой природе. Дикие кошки стали жить рядом с людьми около 10 000 лет назад. В Древнем Египте кошка считалась воплощением доброй богини Басет и почиталась как священное животное. Для кошек строились красивые храмы, обидеть кошку было страшным преступлением. В дальнейшем кошки были завезены в Европу и далее распространялись по миру.
Вместе с домашней кошкой следовали и связанные с нею поверья и предрассудки. Например, в Средние века в Европе кошки считались спутниками колдунов и ведьм. Сегодня кошка - одно из самых популярных домашних животных в мире.
У кошек великолепно развиты все органы чувств: тонкий слух может улавливать даже ультразвуковые волны, обоняние хотя и хуже собачьего, но все, же очень сильное, кроме того, кошки хорошо видят в темноте. На морде у кошки расположены чувствительные волоски - вибриссы (усы). Они позволяют животному ориентироваться в пространстве. У кошек великолепное чувство равновесия, благодаря которому они могут лазать по деревьям, ходить по высоким заборам и крышам, а при падении, приземляются на лапы. Кошка ласковое и общительное животное, она с радостью встречает хозяина, любит тереться об ноги и руки, требуя ласки. Кошки слабо поддаются дрессировке, несмотря, на то, что они очень умны.
В литературе кошки часто становились героями сказок и историй. С кошками связано много примет, пословиц, суеверий. В народном творчестве кошка символизирует домашний уют, есть даже поверье, что в новый дом первой нужно впустить кошку - на счастье.
Педагог:
-А как называются звуки, которые издает кошка?
Дети:
- Звуки, которые издает кошка, называются мяуканьем и мурлыканьем.
4.8.Домашние птицы
Педагог: «Каких домашних птиц вы знаете?»
Ответы детей.
Педагог: «Правильно, это: куры, гуси, индюки и утки.
А теперь давайте поиграем.
4.8.1. Игра «Птичья семья»
Есть у курицы цыплёнок, у гусыни есть гусёнок,
У индюшки – индюшонок, а у утки есть утёнок,
У каждой мамы малыши все красивы, хороши!»
Педагог:
- Селезень, утка и утята.Ребята, чья это семья?
Дети:
- Это утиная семья.
Педагог:
- Гусь, гусыня и гусята.Ребята, чья это семья?
Дети:
-Гусиная семья.
Педагог:
- Петух, курица и цыплята.Ребята, чья это семья?
Дети:
- Это куриная семья.
Педагог:
- Индюк, индюшка и индюшата.Ребята, чья это семья?
Дети:
- Индюшиная семья
4.8.2. Игра «Назови ласково».
Утка – уточка; петух – петушок; курица – курочка; индюшка – индюшечка; цыплёнок- цыплёночек; утёнок – утёночек; гусёнок – гусёночек; индюшонок - индюшоночек.
5. Заключительное слово педагога.
Ребята, домашние животные нуждаются в людях им очень плохо без помощи человека. Помните об этом и не обижайте тех, кто дает вам молоко, сторожит ваш сон, поет вам песни.
На этом наша встреча подошла к концу. До свидания! До новых встреч ребята!

Рекомендуем посмотреть:

Конспект развлечения в средней группе «Домашние животные» Досуг в старшей группе детского сада. Домашние животные НОД по развитию речи во 2 младшей группе. Домашние животные Конспект НОД с детьми 1 младшей группы. Домашние животные

Похожие статьи:

Спортивная игровая программа для старших дошкольников, посвященная Всемирному Дню Здоровья

Сценарий конкурсной программы для детей 6-7-8 лет

Сценарий развлечения для старших дошкольников «Праздник бантиков»

Сценарий игровой программы для старших дошкольников «Будьте здоровы»

Игровая программа для дошкольников 5 - 7 лет «В гостях у сказки»

Участник №69 творческого конкурса для детей и педагогов «Живой мир» с 5 апреля по 5 августа 2016 года
Конкурс-выставка по экологии для школьников. Положение | Викторина для школьников с ответами. Синантропные виды млекопитающих Республики Беларусь
Опубликовано: 163 дня назад (1 июля 2016)
Просмотров: 519
+12
Голосов: 12
Вера Александровна Маковей # 2 июля 2016 в 05:01 +1
Прекрасная разработка, много загадок, игр. Теория подкрепляется практикой. Детям данная программа будет интересна в любом возрасте, поскольку идёт разговор о их окружении, с чем они постоянно сталкиваются и без чего человек не может жить. Мне эта тема близка, поскольку одно время я работала на Станции юных натуралистов педагогом - организатором. Я приветствую пропаганду знаний о животных, заботы и помощи животным. Спасибо Оксана Анатольевна за готовый материал, не надо тратить время в поисках необходимой литературы по этому вопросу. Остаётся только подобрать соответствующие иллюстрации. Ещё раз - спасибо!
Оксана Анатольевна Данильченко # 2 июля 2016 в 14:21 +1
Большое спасибо за отзыв. Эту программу учащиеся нашего Центра уже проводили в дошкольных учреждениях города и малышам очень нравилось. Буду рада если моя разработка пригодится еще кому-нибудь.
Ольга Станиславовна Средина # 3 июля 2016 в 08:06 +2
Здравствуйте, Оксана Анатольевна! Мне Ваша разработка понравилась. Много интересного материала. Думаю, что не помешали бы подвижные игры. А так- все отлично.
ГОЛОС.
Алена Александровна Снезик # 9 июля 2016 в 09:54 +1
Оксана Анатольевна, здравствуйте. Очень понравилась Ваша разработка: насыщенная, продуманная, серьезная. Хороший материал для подачи новых знаний и повторения. Достойна голоса! спасибо Вам за приглашение!
Александра Ильинична Кустова # 14 августа 2016 в 15:55 +1
Оксана Анатольевна, очень интересный,познавательный материал богатый фольклором! Я считаю, что сейчас просто необходимо воспитывать бережное отношение к домашним животным, потому что стало все больше бездомных кошек и собак это очень огорчает! спасибо Вам за разработку! smile
Оксана Анатольевна Данильченко # 17 августа 2016 в 15:19 +1
Всем спасибо!
Татьяна Ивановна Валисевич # 1 декабря 2016 в 15:00 +1
Хорошая подборка загадок, доступность для детей этого возраста.Я бы взяла вашу программу, как занятие.Спасибо за приглашение. Мне понравилось.
Мария Анатольевна Блинова # 1 декабря 2016 в 18:54 +1
Экологическая программа физминутка ,загадки,игры , правильное оформление работы описание,цель,задачи.
Наталья Викторовна Полторацкая # 1 декабря 2016 в 21:23 +1
Интересная разработка, на этом материале можно узнать много нового и закрепить знания.Дети обожают загадки, и с удовольствием их отгадывают! Есть и подвижные игры, т.к. от обилия устного материала дети устают. творите и развивайтесь дальше! удачи Вам!
Надежда Рашитовна Саватнеева # 2 декабря 2016 в 20:15 +1
Оксана Анатольевна, здравствуйте. Прекрасная разработка, много загадок, игр. Хороший материал для подачи новых знаний и повторения. Голос.
Елена Ивановна Самохина # 3 декабря 2016 в 13:31 +1
Оксана Анатольевна, спасибо за приглашение. Публикация содержательная, разнообразная по формам подачи материала, увлекательная для детского восприятия и чрезвычайно полезная для воспитания у детей гуманного отношения ко всему живому. Вы делаете очень важную работу! Творческих успехов!
Любовь Александровна Прилепская # 4 декабря 2016 в 18:20 +1
Замечательная работа. Много интересного собрано в материале. Прекрасно подано и оформлено. Примите голос!
Оксана Анатольевна Данильченко # 9 декабря 2016 в 13:12 +1
Спасибо Всем за Ваши комментарии!
Марина Сергеевна Долгих # 9 декабря 2016 в 17:20 0
Спасибо за интересную разработку, которая соответствует методическим требованиям. С удовольствием голосую и желаю творческих успехов!