Конкурсы для педагогов и детей

Конспект занятия в объединении по интересам экологического профиля

Занятие в объединении по интересам экологического профиля по теме «Чужеродные млекопитающие Республики Беларусь»
Аннотация: Решение многих проблем экономики и экологии в скором будущем будет зависеть от активной социально- экологической позиции молодежи. Поэтому первостепенная задача педагога-эколога сегодня состоит в том, чтобы помочь учащимся сделать оптимальный выбор нравственных и моральных ценностей, сформировать экологическое сознание. Одной из проблем современного мира являются чужеродные виды растений и животных. Данная работа предлагает изучение проблемы чужеродных видов млекопитающих в Республике Беларусь путем мозгового штурма. Это дает возможность получить максимальное количества идей от каждого из участников для того, чтобы найти решение данной проблемы. В результате формируется социально-экологическая позиция на личностном уровне каждого из участников занятия. Материал адресуется учащимся и педагогам объединений по интересам экологического профиля и учителям биологии.
Автор: Данильченко Оксана Анатольевна.
Состав учебной группы: возраст детей: 11-15 лет, количество учащихся: 8-12
Продолжительность занятия: 2 академических часа (по 45 минут)
Цель занятия: закрепить и углубить знания учащихся о чужеродных видах млекопитающих Беларуси и их роли в экосистеме нашей страны.
Задачи:
Обучающая – расширить знания об особенностях чужеродных видов и влиянии их на нашу фауну.
Развивающая – сформировать коммуникативные навыки в ходе обсуждения вопросов; развить критическое и практическое мышления через анализ ситуации; научить оценивать ситуации через формулировку выводов; развивать творческое мышления через формулирование необычных идей. Воспитывающая – научить отстаивать свою точку зрения, воспитывать культуру общения.
Специфика занятия: учебно-развивающее занятие.
Форма организации учебного занятия: индивидуально - групповое, практико-ориентированное занятие.
Методы обучения, используемые на учебном занятии:
- словесный метод (объяснение, беседа);
- наглядный метод (демонстрация иллюстраций);
- мозговой штурм.
Материально-техническое обеспечение учебного занятия: бумага, ручки, цветные карандаши, иллюстрации млекопитающих (ондатра, енот – полоскун, енотовидная собака, американская норка), магнитная доска, магниты; мультимедийное оборудование.
Предварительная подготовка учащихся к занятию: учащимся дано задание подготовить сообщения о чужеродных видах млекопитающих: ондатра, норка американская, енот-полоскун, енотовидная собака.

Структура занятия:
1. Организационный этап(5минут).
Приветствие. Сообщение темы, цели занятия.
2. Ориентировочно-мотивационный этап(35 минут).
Повторение терминов: «интродукция», «чужеродный вид», «акклиматизация», «реакклиматизация», «аборигенный вид».
Проблема проникновения интродуцированных видов на территорию Беларуси.
Сообщения учащихся о чужеродных видах Беларуси.
3.Операционно-познавательный этап.(35минут)
Интерактивный метод «мозговой штурм» (изучение учащимися влияния чужеродных видов млекопитающих на фауну Беларуси )
4. Контрольно-коррекционный этап.(10 минут)
Беседа о путях решения проблемы проникновения чужеродных видов.
5. Рефлексия.(5 минут)
Синквейны про чужеродные виды Беларуси.
Подведение итогов занятия.

Содержание занятия.
1. Организационный этап.
Педагог: Здравствуйте, ребята! Тема нашего сегодняшнего занятия «Чужеродные виды млекопитающих Беларуси». Сегодня мы узнаем много интересного о чужеродных видах зверей нашей страны и роли их в экосистеме.
2. Ориентировочно-мотивационный этап.
Педагог: Давайте вспомним, что такое интродукция?
Учащийся: Интродукция – это преднамеренное или случайное введение в экосистему нового вида. Интродуцированный вид может прижиться в новых условиях лишь в тех случаях, если он не встречает конкурентов или если ему удается вытеснить какой-либо местный вид.
Педагог: Что такое чужеродный вид?
Учащийся: чужеродный вид или интродуцированный, — некоренной, несвойственный для данной территории, преднамеренно или случайно завезённый на новое место в результате человеческой деятельности.
Педагог: Что такое акклиматизация?
Учащийся: Акклиматизация – это приспособление организмов к новым условиям существования, в которых они проходят все стадии развития и дают жизнестойкое потомство.
Педагог: Что такое реакклиматизация?
Учащийся: Реакклиматизация – это переселение и заселение вновь диких животных и растений определенного вида на территорию, где они ранее обитали и произрастали, но откуда по каким либо причинам исчезли.
Педагог: Что такое аборигенный вид?
Учащийся: Аборигенный вид - это вид живых организмов, образовавшийся в процессе эволюции в данной местности или издавна в ней обитающий и живущий в настоящее время.
Педагог: В последние десятилетия, в связи с хозяйственной деятельностью человека, на территорию Беларуси проник целый ряд видов, которые являются чужеродным элементом в фауне и флоре республики. Этот процесс значительно ускорился в связи с глобальным потеплением климата и увеличением транспортных потоков. В настоящее время чужеродные виды признаны глобальной экологической проблемой.
Проблема проникновения интродуцированных видов имеет целый ряд негативных последствий экологического, экономического и социального характера. По заключениям международных экспертов чужеродные виды в глобальном масштабе являются второй по значимости (после антропогенного загрязнения среды) причиной вымирания аборигенных видов и потери биоразнообразия.
Педагог: На нашем занятии мы подробнее познакомимся с чужеродными видами зверей нашей страны и их влиянии на белорусскую фауну и флору. Для начала вспомним, какие виды зверей были акклиматизированы в нашей стране.
Учащиеся: Что касается акклиматизированных в нашей стране зверей, то это енот-полоскун, енотовидная собака, ондатра и норка американская.
Педагог: Сейчас заслушаем сообщения об интродуцированных видах млекопитающих нашей страны.
Сообщение 1 учащегося.
Демонстрируется фотография ондатры.
Ондатра(Ondatra zibethicus), семейство полевки (Microtidae).
Исконный обитатель Северной Америки, где распространен по всему континенту, кроме его северных и южных частей. Завезен с целью акклиматизации сначала в западную Европу, затем в Прибалтику, Россию, с 1953 года в Беларусь. В настоящее время заселяет прибрежные биотопы различных водоемов всей Северной половины Евразии.
Довольно крупный грызун, длина: тела – 26 –40 см, хвоста – 18,5 – 27,5 см; ступни – 6,5 – 8 см. Масса тела до 0,6 - 1,8 кг. Окраска меха однотонная, от коричневой с рыжеватым оттенком, до почти черной. Хвост до 4/5 длины туловища, уплощен с боков, одет мелкими чешуйками.
Ведет полуводный образ жизни. Поселяется в норах, которые отрывает по берегам рек, озер, водохранилищ, каналов мелиоративных систем. В заболоченных участках водоемов строит хатки до 1 м высотой и 2 м в диаметре у основания. Материалом для сооружения хаток служат корневища, стебли и листья водных растений – рогоза, камыша, тростника, аира, кувшинки и др. Ондатра ночное животное. С наступлением сумерек выплывают на жировку. С рассветом уплывают в жилище, где находятся до наступления следующих сумерек.
За сезон размножения с марта до июля самка приносит два, а возможно и три помета. Продолжительность беременности 21 – 23 дня. Детенышей в помете от 3 до 15, в среднем 6 – 7.
Питается ондатра преимущественно корневищами, стеблями, листьями, побегами и плодами травянистых растений (камыш, тростник, рогоз, аир, осоки, рдесты и др.), корой ив. Использует в пищу также моллюсков - беззубок.
Включена в список видов охотничьих млекопитающих, ежегодно добывается в Беларуси в среднем до 5 тысяч.
Сообщение 2 учащегося.
Демонстрируется фотография норки американской.
Норка американская (Mustela vision), семейство куньи (Mustelidae).
Акклиматизирована в Беларуси в середине ХХ века и к настоящему времени натурализовалась на всей территории, практически вытеснив экологически близкого аборигенного вида, европейскую норку, которая оказалась на грани вымирания.
Норка американская имеет густой, довольно высокий мех красивой коричневой или темно-коричневой окраски. Внешне очень похожа на европейскую норку, но белая окраска у американской норки не заходит на верхнюю губу. Длина: тела 34 – 45 см. Масса тела 0,5 – 1,6 кг.
Взрослые, половозрелые особи ведут одиночный образ жизни. Постоянно населяет берега водоемов, предпочитая быстротекущие, относительно полноводные реки с невысокими берегами, поросшими древесно-кустарниковой растительностью. Живет также по берегам озер, каналов и другим типам постоянных водоемов. Активна в основном в сумеречные и ночные часы, реже - в дневное время.
Основные корма американской норки - рыба, амфибии, мелкие млекопитающие (до ондатры включительно), речные раки, моллюски, птицы и насекомые. Участок обитания включает часть водоема и окружающие его околоводные биотопы; его площадь варьирует от 25 до 120 га. Соседние индивидуальные участки норок американских могут значительно перекрываться. Гон происходит в феврале - марте.
Продолжительность беременности – 1,5 - 2 месяца. В выводке обычно 2 - 4, редко до 6 детенышей, которые остаются в выводковом убежище около 1,5 месяца, а самостоятельность приобретают в возрасте не менее 6 месяцев.
Сообщение 3 учащегося.
Демонстрируется фотография енота-полоскуна.
Енот-полоскун (Procyon lotor) ,семейство енотовые (Procyonidae).
Населяет Центральную и Северную Америку. Завезен на территорию Беларуси, как ценный пушной зверь. Выпуски производились в Полесье в 1954 г. (52 особи) и в 1958 г. (76 особей). К концу 1960 года численность енота-полоскуна составляла около 2 тысяч особей и в настоящее время им заселена вся пойма р. Припять.
Внешне похож на енотовидную собаку, но несколько мельче; на хвосте – серия поперечных темных колец. Пальцы на передних и особенно задних конечностях длинные, гибкие. Длина тела 46- 70 см; хвоста 20 – 30 см. Масса тела 5 – 6 кг.
Населяет пойменные леса. Активен ночью, днем укрывается в убежищах, которыми служат дупла крупных деревьев (дуб, ветла).
Питается разнообразной, как животной (рыба, лягушки, яйца птиц), так и растительной пищей (ягоды, орехи).
На зиму впадает в непродолжительную спячку. Спаривание происходит в феврале – марте. Беременность около 63 дней. Молодые (от 2 – 6 до 8) рождаются в конце апреля – мае; остаются при родителях до зимы, а иногда и до весны следующего года.
Сообщение 4-го учащегося.
Демонстрируется фотография енотовидной собаки.
Енотовидная собака (Nyctereutes procyonoides), семейство псовые (Canidae).
Естественный ареал этого вида находится на юге Дальнего Востока России и в Северном Китае. В Европу, в том числе и в Беларусь, этот зверь завезен в первой половине ХХ века и успешно акклиматизировался, размножился и расселился по всей территории.
Средней величины зверь с густой длинной серовато-бурой шерстью; уши небольшие, закругленные. Участки шерстяного покрова вокруг глаз более темные, почти черные; на щеках волосы более длинные, выдаются в стороны. Длина: тела 55 – 67 см, хвоста 15 – 22 см. Масса тела 4 – 6 кг (поздней осенью до 10 кг).
Населяет влажные, преимущественно околоводные биотопы - болота, пойменные леса, а также лесные массивы, примыкающие к водоемам. Ведет сумеречный и ночной образ жизни, но весною бывает, активна и днем. Держится одиночно или небольшими семейными группами. Питается как животными, так и растительными кормами. Поедает лягушек, мелких зверьков, ящериц, змей, птиц и их яйца, насекомых, моллюсков, рыбу, ест падаль, а из растительных кормов - плоды и ягоды различных растений, включая желуди, орехи, дикие яблоки и т.п. Именно из-за разорения птичьих гнезд в весеннее время енотовидная собака считается вредным для охотничьего хозяйства видом, и ее уничтожение разрешено круглый год.
Гон у енотовидных собак происходит в конце зимы и начале весны, сразу после выхода из зимних убежищ. Продолжительность беременности - 60 - 64 сутки. Самка рожает обычно 4 - 7, редко до 10 и более щенков и до полуторамесячного возраста кормит их молоком. Полностью самостоятельными молодые становятся лишь к концу осени, в возрасте 4 - 5 месяцев. Половой зрелости достигает в возрасте 2 – 3 года.
Для енотовидной собаки характерно уникальное в семействе псовых явление - зимний сон. К началу зимы она накапливает жировые запасы (в это время весит 8 - 10 кг, т.е. почти в два раза больше, чем весною). При наступлении устойчивых холодов и выпадении снега зверь забирается в нору и засыпает, хотя при сильных оттепелях может просыпаться и на короткое время выходить из убежища.
Естественными врагами енотовидной собаки являются крупные хищники - волк, рысь и медведь.
3.Операционно-познавательный этап.
Педагог: Часто чужеродные виды способны существенно изменить сложившуюся экосистему региона и стать причиной значительного сокращения или даже вымирания отдельных видов местной флоры и фауны. Сегодня мы рассмотрим влияние чужеродных видов млекопитающих на фауну Беларуси. Занятие будет проходить в форме мозгового штурма.
Для этого мы делимся на 2 группы, которые рассаживаются за отдельные столы с заранее подготовленными листами ватмана и карандашами. Каждая группа выбирает эксперта, в обязанности которого входит запись идей. Первая группа – должна подтвердить положительное влияние инродуцированных видов на экосистему нашей страны, вторая – отрицательное.
Правила проведения мозгового штурма
1. Ни какой критики. Критика будет после штурма.
2. Важно количество идей.
3. Эксперт должен фиксировать все идеи без исключения.
4. Применяйте логику, ищите сравнения, сходства с другими событиями, ситуациями и вещами.
5. Как бы ни была фантастична или невероятна идея, она должна быть встречена группой с одобрением.
6. Попытайтесь с самого начала убедить себя, что положительное разрешение данной проблемы имеет для вас чрезвычайно важное значение.
7. Не думайте, что эта проблема может быть решена только известными способами.
8. Чем больше выдвинуто предложений, тем больше вероятность появления новой и ценной идеи.
Итак, начинаем. На листах ватмана записываем ответы на вопрос «Чужеродный вид – это хорошо?»(1-я команда) или «Чужеродный вид – это плохо?» (2-я команда).
В вашем распоряжении будет 20 минут. По истечении времени мы приступим к обсуждению ваших вариантов ответов и сделаем вывод «Чужеродные виды зверей в Беларуси - это хорошо или плохо?».
(Непринужденность обстановки (легкий шум и оживление) способствует активизации мысли)
Время истекло. Теперь я попрошу, чтобы от каждой группы выступил эксперт в течение 3-5 минут.
Выступление первого эксперта (группа – должна была подтвердить положительное влияние инродуцированных видов на нашу фауну):
1. Увеличение биоразнообразия фауны за счет новых видов.
2. Ценные пушные звери.
3. Енот-полоскун, енотовидная собака, норка американская сокращают численность мышевидных грызунов.
4. Частично являются санитарами (не брезгует падалью, снулой рыбой и пищевыми отбросами).
5. Мясо ондатры и енота-полоскуна съедобно.
6. Из-за своей многочисленности ондатры играют важную роль в питании многих хищников,
Выступление второго эксперта (группа – должна была подтвердить отрицательное влияние инродуцированных видов на нашу фауну):
1. Уменьшают пищевую базу аборигенных видов. Наиболее уязвимы к негативному воздействию оказались европейская норка, лесной хорек, горностай, филин, барсук, лесная куница, бородатая неясыть, болотная сова и беркут.
2. Наблюдается значительное давление акклиматизированных хищников на популяции их жертв, а именно: американская норка воздействует на водяную полевку, полевку-экономку и кутору обыкновенную и белую куропатку, а енотовидная собака - на птиц семейства тетеревиных.
3. Выхухоль, аборигенный вид, исчезла с территории нынешней Беларуси. Основной причиной полного исчезновения из белорусской фауны популяции выхухоли ученые называют агрессию со стороны американской норки.
4. Енот-полоскун может использовать норы барсуков (сам рыть не умеет), убежищами енотовидной собаки тоже могут служить норы барсуков и лисиц (зачастую жилые). Тем самым они влияют на численность барсуков и лис.
5 Еноты легко приспосабливаются к антропогенному ландшафту, селятся на окраинах полей, в садах, нередки в городах и пригородах.
6. Енотовидная собака является носителем вируса бешенства.
7. В ряде мест роющей деятельностью ондатра вредит оросительной системе, дамбам и плотинам.
8. Ондатра наносит ущерб сельскому хозяйству.
9. Ондатра, бесконтрольно расплодившись, уничтожает водную и прибрежную растительность.
10. Чужеродные виды являются переносчиками некоторых заболеваний.
11. Уменьшение биоразнообразия за счет уменьшения белорусских видов.
Педагог: Теперь давайте посчитаем, сколько плюсов и минусов мы нашли от присутствия чужеродных зверей в нашей стране.
Учащиеся: Минусов от присутствия чужеродных зверей в нашей стране больше, чем плюсов.
4. Контрольно-коррекционный этап.
Педагог: Проблема проникновения чужеродных видов имеет целый ряд негативных последствий экологического, экономического и социального характера. В настоящее время в мире создан 21 центр по инвазивным (чужеродным) видам, в задачу которых входит сбор, обработка, хранение и анализ информации о процессе внедрения чужеродных видов во флору и фауну регионов. В Беларуси эта проблема стоит очень остро.
Как вы думаете, что можно сделать для её решения?
Учащиеся: Охранять местные виды животных, запретить ввоз животных из других стран, регулировать численность чужеродных видов в нашей стране.
Педагог: В нашей стране принимают ряд мер по уменьшению влияния чужеродных видов на экосистему:
1. Существуют правила регулирования распространения и численности диких животных;
2. Разработаны требования к вселению, интродукции, реинтродукции, акклиматизации, скрещиванию диких животных.
3. Создан Центр по инвазивным видам животных и растений в структуре Национальной академии наук Беларуси.
4. Организована работа по ведению кадастра растительного и животного мира в части оценки дикорастущих растений и животных, оказывающих вредное воздействие и (или) представляющих угрозу биологическому разнообразию, жизни и здоровью граждан.
5.Постоянно осуществляется мониторинг за чужеродными видами диких животных и дикорастущих растений, в том числе по экологическим коридорам их проникновения на территорию Республики Беларусь.
6. Установлены пути и механизмы переноса новых видов паразитических и инфекционных заболеваний, вызванных вселением в водные объекты Республики Беларусь чужеродных видов диких животных и дикорастущих растений.
7. Разработаны и изданы информационно-методические материалы (плакаты, буклеты, видеоролики, WEB-сайты и др.) о чужеродных видах и мерах по их регулированию и распространены среди заинтересованных ведомств, организаций и населения.
Следует отметить, что Республика Беларусь из-за своего географического положения и трансграничного характера речных бассейнов выступает как регион-акцептор чужеродных видов. Это означает, что процесс инвазии чужеродных видов в нашей стране будет усиливаться и единственной эффективной мерой ослабления негативного воздействия этих чужеродных видов является контроль и уменьшение плотности их популяций.
5. Рефлексия.
Педагог: А сейчас давайте попробуем составить синквейн, про каждый чужеродный вид Беларуси.
Например: Енот-полоскун
Всеядный, аккуратный
Спит, охотиться, моет
Енот-полоскун занял нору барсука.
Педагог: На этом наше занятие подошло к концу, большое спасибо за участие. До свидания!

Предполагаемый результат занятия

Знать:
- чужеродные виды млекопитающих Беларуси;
- влияние акклиматизированных видов зверей на нашу фауну;
- пути решения проблемы интродуцированных видов в Беларуси;
- правила работы в группах при проведении мозгового штурма;

Уметь:
- оценивать ситуацию через формулировку выводов;
- формулировать необычные идеи;
- работать в команде;
- корректно отстаивать свою точку зрения;
- использовать, полученные ранее знания;
- самостоятельно находить материал по заданной теме.

Рекомендуем посмотреть:

Экологический проект в начальной школе с презентацией Внеклассное занятие по экологии для младших школьников с презентацией Внеклассное занятие по экологии для младших школьников с презентацией. Животный мир Кемеровской обла Экологический проект для школьников. Бездомные животные

Похожие статьи:

Классный час, 2 класс. Экологическое воспитание

Экологический классный час в 3 - 4 классе

Внеклассные занятия по экологии для младших школьников

Игровые занятия по экологии для начальных классов. Виды. Методика организации и проведения

Экологическая беседа для младших школьников о насекомых

Экологическая игра по станциям для школьников 4-5 класса. В мире птиц | Развлечение для дошкольников старшей группы (5-6 лет). Цвета радуги
Опубликовано: 419 дней назад (28 июня 2016)
Просмотров: 1026
+55
Голосов: 55
Анна Владимировна Борисова # 24 августа 2016 в 16:41 +7
Уважаемая Оксана Анатольевна! Большое спасибо за интересную, методически грамотную разработку по экологии. Она очень актуальна в год экологии.
С уважением, Анна Владимировна
Ирина Николаевна Ступченко # 24 августа 2016 в 16:43 +7
Оксана Анатольевна! С огромным удовольствием побывала на таком прекрасном уроке по экологии. Всё интересно, познавательно и увлекательно. Все поставленные задачи Вами достигнуты, и цель всего урока полностью реализована. Отличная разработка. Голос № 4!
Валентина Дантоновна Аус # 26 августа 2016 в 11:48 +7
Оксана Анатольевна! Благодарю за приглашение! Занятие очень нужное и полезное. Чувствуется, что занятия по интересам в Вашем центре или объединении на очень глубоком уровне погружения в исследуемый вопрос. Это говорит о том, что вырастут знающие своё дело специалисты по вопросам экологии.Ваша заслуга в этом первостепенна. Спасибо. Творческих успехов. Вам голос!
Любовь Владимировна Лычангина # 27 августа 2016 в 03:03 +8
Оксана Анатольевна! Спасибо, что познакомили с чужеродными млекопитающими животными республики Беларусь.
Вы расширяете знания об особенностях чужеродных видов и влиянии их на местную фауну;
формируете коммуникативные навыки в ходе обсуждения вопросов; развиваете критическое и практическое мышление через анализ ситуации; учите оценивать ситуации через формулировку выводов; развиваете творческое мышление через формулирование необычных идей.
Голосую непременно за Ваше занятие и поддерживаю экологическую направленность Вашей работы.
Оксана Анатольевна Данильченко # 27 августа 2016 в 18:02 +4
Спасибо Всем большое за комментарии!
Екатерина Викторовна Коваленко # 28 августа 2016 в 07:58 +7
Здравствуйте, Оксана Анатольевна! Как всегда, рада побывать у Вас на экологической страничке. Ваше занятие об интродуцированных видах млекопитающих на территории Беларусь меня захватило в полной мере. Я узнала массу интересной информации о чужеродных животных, завезённых на наши территории в середине ХХв. Очень понравилась работа в командах и выводы команд. Здесь важен настрой педагога на активную работу каждого из участников мозгового штурма, что привело к множеству идей и версий и к правильным выводам. Как же всё взаимосвязано и в жизни животных, и в жизни человека (может быть, потому что человек - часть живой природы)! Сразу возникла параллель с людьми, о которой никогда не задумывалась. Спасибо за публикацию, новую интересную информацию и активную экологическую позицию. Примите мой голос! smile
Сидорова Зоя Григорьевна # 28 августа 2016 в 12:12 +8
Оксана Анатольевна!
С интересом прочитала Ваш конспект занятия «Чужеродные млекопитающие Республики Беларусь». Очень серьёзный подход к разработке конспекта урока. Конспект урока получился насыщенным, полным, соответствует возрастным особенностям. Организация всего занятия продумана так, чтобы достичь основных целей и задач, поставленных в начале урока.
Успехов Вам!
Голос!
Зоя.
Светлана Михайловна Киселёва # 30 августа 2016 в 03:19 +7
Оксана Анатольевна! Познакомилась с Вашим конспектом урока.Знакомлюсь уже не с первым Вашим материалом,,,,чувствуется тщательный подход, продумана последовательность, использование разнообразных приемов. Вы как всегда на высоте по организации работы по экологическому воспитанию у учащихся. Голосую!
Лариса Владимировна Валитова # 30 августа 2016 в 15:56 +8
Здравствуйте Оксана Анатольевна. Очень научное занятие. Настоящий мозговой штурм для непросвещенных. Даже не знала, что интродукция имеет больше минусов, чем плюсов. Есть над чем подумать на досуге. Спасибо. Голос.
Оксана Анатольевна Данильченко # 30 августа 2016 в 18:52 +5
Спасибо большое Всем за Ваши комментарии и оценку моей работы.
Ольга Станиславовна Средина # 12 августа 2017 в 18:25 +8
Уважаемая Оксана Анатольевна! Большое спасибо за приглашение. Было интересно узнать о том, как все меняется на планете в связи с потеплением климата.
У нас, на Урале, тоже заметны изменения. На пруду снова (после десятилетий отсутствия) появились лебеди, прилетают цапли, плавают чомги. И пока это - положительны изменения.
А Вы с учениками провели большую аналитическую работу. И мозговой штурм, по-моему, удался. Желаю дальнейших творческих успехов! ГОЛОС.
Ирина Юрьевна Ручина # 12 августа 2017 в 18:31 +9
Здравствуйте, Оксана Анатольевна! Спасибо за приглашение. Познакомилась с вашей публикацией. Занятие в объединении по интересам экологического профиля по теме "Чужеродные млекопитающие Республики Беларусь" очень интересное, мне понравилось. Творческих Вам успехов и вдохновения. Примите мой голос. +1!!!
Светлана Михайловна Радулова # 12 августа 2017 в 19:34 +7
Здравствуйте, Оксана Анатольевна! Очень интересно было познакомиться с чужеродными млекопитающими Республики Беларусь. На занятии у учащихся формируется экологическое сознание. Используются интересные современные методы и приемы. Понравился мозговой штурм и работа в командах. Материал полезный, тема актуальная. Вам мой голос!
Софья Владимировна Юхнина # 12 августа 2017 в 19:47 +8
Оксана Анатольевна, здравствуйте! Благодарю за приглашение на интересное занятие по теме: «Чужеродные млекопитающие Республики Беларусь». Конспект составлен грамотно, всё последовательно, информационно, познавательно. Вы создаёте условия для расширения знаний об особенностях чужеродных видов и влиянии их на нашу фауну. с удовольствием голосую, УСПЕХОВ ВАМ!!!
Елена Ивановна Каменева # 12 августа 2017 в 20:18 +7
Оксана Анатольевна, спасибо за приглашение. Очень рада, что познакомилась с чужеродными млекопитающими животными республики Беларусь. Замечательная разработка. Вы расширяете знания об особенностях чужеродных видов и влиянии их на местную фауну; развиваете практическое мышление детей через анализ ситуации; учите оценивать ситуации. С удовольствием голосую!
Валентина Николаевна Матвиенко # 12 августа 2017 в 23:51 +5
Оксана Анатольевна,с удовольствием ознакомилась с содержанием занятия!Структура занятия продумана.Все этапы последовательны,логически завершены.На своём занятии Вы также используете проблемный и исследовательский(предварительный поиск информации)методы.Чётко прослеживаются три этапа метода "мозговой штурм":предварительный;генерация идей;систематизация,отбор,оценка.Ваши ученики расширили и углубили свои знания по данной проблеме.И очень важно-занятие способствует формированию бережного отношения к окружающей среде.Новых творческих находок!Мой голос!
Елена Александровна Шашенко # 13 августа 2017 в 05:23 +5
Добрый день!!!
Здравствуйте ,Оксана Анатольевна!
Большое спасибо за приглашение.
Спасибо, что познакомили с чужеродными млекопитающими животными республики Беларусь.
Вы расширяете знания об особенностях чужеродных видов и влиянии их на местную фауну;
формируете коммуникативные навыки в ходе обсуждения вопросов;
развиваете критическое и практическое мышление через анализ ситуации;
учите оценивать ситуации через формулировку выводов;
развиваете творческое мышление через формулирование необычных идей.
Голосую !
Снежана Анатольевна Колесникова # 13 августа 2017 в 07:39 +4
Спасибо за приглашение!
Интересное, познавательное занятие про чужеродных млекопитающих. Вы и ребята много поработали над его подготовкой.
Конспект хорошо оформлен. Честно говоря, многое из оформления для меня ново.
Примите голос +
Светлана Николаевна Матвеева # 13 августа 2017 в 11:24 +5
Уважаемая, Оксана Анатольевна! Огромное спасибо за приглашение! С удовольствием познакомилась с Вашим конспектом "Занятие в объединении по интересам экологического профиля по теме «Чужеродные млекопитающие Республики Беларусь».
Цель занятия я бы обозначила вот так: закрепление и углубление знания учащихся о чужеродных видах млекопитающих Беларусии и их роли в экосистеме нашей страны. Конспект оформлен грамотно, в соответствии со всеми современными требованиями. Посетив данное занятие, дети могут "почерпнуть" много интересного и познавательного. Здесь и повторение пройденного материала, например, что такое «интродукция», «чужеродный вид», «акклиматизация», «реакклиматизация», «аборигенный вид» и т. д. Мне очень понравилось использование Вами интерактивного метода «Мозговой штурм». Перечислены правила проведения мозгового штурма. Думаю, что предполагаемый результат занятия достигнут. Дети знают и чужеродные виды млекопитающих Беларусии, и влияние акклиматизированных видов зверей на фауну, и пути решения проблемы интродуцированных видов в Беларусии и т. д. Кроме того, умеют не только оценивать ситуацию через формулировку выводов; а также выдвигать необычные идеи, работать в команде,отстаивать свои точки зрения и т. д. Спасибо Вам огромное! Примите мой голос! Удачи Вам в творчестве!
Татьяна Николаевна Дворецкая # 13 августа 2017 в 12:01 +3
Оксана Анатольевна примите мой голос №20. Вы много вкладываете сил в экологическое просвещение детей и это правильно! v Желаю Вам удачи и новых открытий
Надежда Леонидовна Макарова # 13 августа 2017 в 16:39 +4
Спасибо огромное за такую познавательную публикацию! Примите голос!
Наталия Юрьевна Мурашова # 13 августа 2017 в 17:09 +2
Здравствуте, Оксана Анатольевна!
Благодарю за приглашение.
Ваша публикация - отличный образец грамотного оформления конпекта и проведения занятия.
Здесь прописано все: структура, поэтапное содержание, выступления ребят. мозговой штурм и рефлексия.
С удовольствием проголосую за такой познавательный и полезный материал.
Оксана Анатольевна Данильченко # 13 августа 2017 в 18:32 +2
Большое спасибо Всем!
Валентина Михайловна Скрипникова # 13 августа 2017 в 18:53 +3
Большое спасибо за интересную, методически грамотную разработку по экологии. Она очень актуальна в год экологии.
Ирина Николаевна Кириллова # 13 августа 2017 в 20:21 +3
Оксана Анатольевна! С огромным удовольствием побывала на Вашем уроке. Всё интересно, познавательно и увлекательно. Все поставленные задачи Вами достигнуты, и цель всего урока полностью реализована. Примите голос! Удачи, успехов!
Наталья Николаевна Никонова # 13 августа 2017 в 20:36 +3
Здравствуйте, Оксана Анатольевна! Спасибо за приглашение на урок!
Здорово. На сколько все продумано, логично, понятно, доступно.
Большая подборка информационного материла. Настоящая методическая разработка!
Творческих успехов!
Примите голос +1!
С уважением, ННН.
Вера Анатольевна Варенцова # 13 августа 2017 в 23:43 +6
Здравствуйте, Оксана Анатольевна! Спасибо за приглашение. Занятие отличное! Использованы современные методы и приёмы работы. Мероприятие отличается высокой насыщенностью и продуктивностью, что сказывается на результативность и решение поставленных задач. Браво! С удовольствием голосую и желаю успехов!
Татьяна Михайловна Каргаполова # 13 августа 2017 в 23:53 +2
Занятие познавательное и насыщенное! Голос!
Эсет Султановна Котиева # 14 августа 2017 в 07:03 +2
Понравилось! Голосую!
Елена Викторовна Багрова # 14 августа 2017 в 08:10 +4
Уважаемая, Оксана Анатольевна!
Спасибо за приглашение на ознакомление с Вашим конспектом "Занятие в объединении по интересам экологического профиля по теме «Чужеродные млекопитающие Республики Беларусь».
Познавательно,информационно, углубленно, научно обоснованно, профессионально!
С удовольствием голосую за Вашу работу. Успехов!
С уважением!!!
Ирина Викторовна Ануфриева # 14 августа 2017 в 08:36 +4
Оксана Анатольевна! Спасибо, что познакомили с чужеродными млекопитающими животными республики Беларусь. Было интересно, думаю, детям - тоже!
Очень много вы ставите достаточно веских задач: расширяете знания об особенностях чужеродных видов и влиянии их на местную фауну; формируете коммуникативные навыки в ходе обсуждения вопросов; развиваете критическое и практическое мышление через анализ ситуации; учите оценивать ситуации через формулировку выводов; развиваете творческое мышление через формулирование необычных идей. Замечательное занятие! Удачи!
Голосую!
Лариса Борисовна Бугакова # 14 августа 2017 в 11:33 +3
Спасибо за приглашение.Замечательное занятие!Отлично оформленный конспект,хороший информационный материал.Голос!
Оксана Игоревна Рослая # 14 августа 2017 в 12:54 +2
Здравствуйте, Оксана Анатольевна. Спасибо за приглашение на занятие «Чужеродные млекопитающие Республики Беларусь». Занятие выполнено на отлично, это образец грамотного оформления конспекта. Успехов в работе!
Светлана Васильевна Уварова # 14 августа 2017 в 12:59 +2
Здравствуйте, Оксана Анатольевна! Большое спасибо за интересную, методически грамотную разработку по экологии. Разработка очень актуальна, мне понравилась. С большим удовольствием отдаю свой голос.
Марина Викторовна Соснина # 14 августа 2017 в 15:16 +2
Спасибо за приглашение, Оксана Анатольевна! Публикация заслуживает высокой оценки. Интересно, современно, актуально, есть, чему поучиться. Молодцы! Именно такие занятия формируют у детей грамотное отношение к экологии. Примите от меня заслуженный голос!
Валентина Юрьевна Грибова # 14 августа 2017 в 15:28 +2
Спасибо за приглашение. Оксана Анатольевна,с удовольствием ознакомилась с содержанием вашей разработки. Очень понравилось. Успехов Вам в работе! Примите мой голос!
Вера Валерьевна Ляпина # 14 августа 2017 в 16:02 +2
Добрый вечер, Оксана Анатольевна! Очень понравился ваш урок. Использованы новые технологии, деятельностный подход в обучении. Выполнены задачи. Голос за творческий подход!
Светлана Николаевна Истраткина # 14 августа 2017 в 16:37 +3
Всё замечательно, поучительно, а главное понятно, но мне не хватило иллюстраций.А так хороший сценарий!Удачи вам!
Татьяна Геннадьевна Битюгова # 14 августа 2017 в 18:19 +3
Очень содержательный и познавательный материал!Как небольшой совет: добавить в разработку иллюстрации для более объёмного восприятия материала. Удачи, творческих идей! Примите голос!
Светлана Анатольевна Савостьянова # 14 августа 2017 в 21:16 +4
Оксана Анатольевна, спасибо за приглашение. Интересное занятие «Чужеродные млекопитающие Республики Беларусь» у вас получилось. Успехов! +1
Анжела Львовна Митрахович # 14 августа 2017 в 22:12 +3
Очень достойная публикация. Даже для расширения собственного кругозора. Вами продела большая работа по систематизации материала. Голос
Виктория Павловна Лукшина # 15 августа 2017 в 10:07 +2
Доброе утро, Оксана Анатольевна! Большое спасибо за приглашение. С большим удовольствием побывала на Вашем интересном экологическом занятии. Вы поставили четкую цель и задачи, которые и были достигнуты в конце занятия. Думаю ребятам было очень интересно, как и мне) Примите голос.
Надежда Трефилова # 15 августа 2017 в 13:30 +2
Здравствуйте, Оксана Анатольевна! Познакомилась с вашей работой - тема актуальное, а содержание очень интересное и технологии применены разные. Спасибо что поделились свой разработкой. Ловите голос!
Людмила Николаевна Татаринцева # 15 августа 2017 в 15:43 +2
Прекрасная работа! С удовольствием бы поприсутствовала сама на мозговом штурме - это всегда интересно! Последовательно и глубоко изложен материал! Видна траектория "самостоятельности" в детской деятельности. Голос!
Ирина Ивановна Жабина # 15 августа 2017 в 16:53 +3
Добрый вечер! Спасибо за приглашение. Вы представили интересную, содержательную разработку урока с учетом регионального компонента. Использовали при проведении разные методы для активизации познавательной деятельности учащихся. Примите голос. Желаю успеха!
Галина Александровна Футерко # 15 августа 2017 в 19:15 +2
Уважаемая Оксана Анатольевна, спасибо за приглашение! С огромным интересом познакомилась с Вашим конспектом! Составлен грамотно, все достаточно подробно описано. Вы подобрали очень важную тему занятия, оптимальные виды деятельности учащихся. Примите мой голос с уважением.
Оксана Анатольевна Данильченко # 19 августа 2017 в 11:40 0
Большое Всем спасибо за Ваши комментарии!
Елена Александровна Таирова # 15 августа 2017 в 19:22 +2
С удовольствием голосую за данную разработку! Очень интересная тема для мозгового штурма, отличная методическая идея противопоставить работу групп. Хотелось бы побывать на таком уроке, чтобы пронаблюдать самую интересную часть мозгового штурма, а именно непосредственно работу групп по генерации идей и их последующему анализу. Очень жаль, что в конспекте выдано только готовое решение, не видна роль учителя. Как поступить, если дети плюсов нашли бы больше, чем минусов? Как быть, если ученики не знают, что именно енотовидная собака является носителем вируса бешенства, как им это подсказать?
Раиса Владимировна Коломыцева # 15 августа 2017 в 19:47 +3
Добрый вечер, Оксана Анатольевна!Материал носит познавательную ценность и очень корректно изложен, с удовольствием голосую!
Ольга Вячеславовна Варламова # 16 августа 2017 в 00:04 +4
Здравствуйте, Оксана Анатольевна! С огромным удовольствием познакомилась с чудесным уроком по экологии. Все поставленные цель и задачи Вами достигнуты, и реализованы. Интересно! Познавательно! Примите голос! Удачи!!!
Ольга Васильевна Яковлева # 16 августа 2017 в 17:55 +4
Здравствуйте, Оксана Анатольевна! Очень интересно было познакомиться с чужеродными млекопитающими Республики Беларусь. На занятии у учащихся формируется экологическое сознание. Используются интересные современные методы и приемы. Понравился мозговой штурм и работа в командах. Цель и задачи реализованы в полном объеме. Творческих успехов! голос
Олеся Николаевна Рындо # 16 августа 2017 в 19:18 +3
Добрый день! Спасибо за приглашение, примите голос)
Ольга Владимировна Перковская # 16 августа 2017 в 21:00 +1
Оксана Анатольевна, рада новому материалу! Прекрасная разработка занятия в объединении по интересам экологического профиля по теме "Чужеродные млекопитающие Республики Беларусь". Материал очень актуальный и значимый на современном этапе. Чувствуется огромная работа и информативного, и методического направлений. Ничего нельзя убрать и добавить нечего. Молодчина! Для меня материал очень ценный и поэтому, с вашего позволения, отправляю в свою закладочку.
Спасибо большое за приглашение! Удачи Вам!
Ольга Константиновна Макарова # 17 августа 2017 в 16:22 +2
Примите голос за актуальный, интересный, познавательный материал! Удачи!
Татьяна Юрьевна Суховерша # 17 августа 2017 в 19:15 +1
Здравствуйте, Оксана Анатольевна!
Очень интересное познавательное занятие о чужеродных видах млекопитающих, их особенностях и влиянии на экосистему региона. Вызывает уважение серьезная подготовка ребят, их умение рассмотреть ситуацию с разных точек зрения, предложить свои идеи для решения проблемы.
Благодарю Вас за приглашение и голосую с пожеланием успеха!
Ольга Витальевна Данилова # 17 августа 2017 в 19:49 +1
Здравствуйте, Оксана Анатольевна! Очень интересная тема для мозгового штурма, отличная методическая идея противопоставить работу групп.Все поставленные задачи Вами достигнуты, и цель всего урока полностью реализована. Творческих успехов! голос
Светлана Александровна Колесникова # 17 августа 2017 в 21:25 +1
Спасибо за приглашение. Было интересно присутствовать на вашем уроке. Хорошая,полезная разработка. Дальнейших успехов!
Светлана Владимировна Силантьева # 18 августа 2017 в 23:21 +1
Здравствуйте, Оксана Анатольевна! Очень интересная и насыщенная разработка.Особенно актуальна в год экологии.Успехов в работе! Голос!
Оксана Анатольевна Данильченко # 19 августа 2017 в 11:49 0
Большое спасибо Всем!
Наталья Викторовна Курилова # 19 августа 2017 в 20:15 +1
Оксана Анатольевна! Прекрасное мероприятие! Особенно понравился мозговой штурм по поводу пользы или вреда чужеродных животных в экосистеме Беларуси. Выводы серьёзные и требующие решения возникающих проблем. Ребята готовятся к взрослой жизни, к принятию оптимальных решений, учатся анализировать, сравнивать, выбирать. Синквейн позволяет выделять главные особенности, проявлять творческие способности. Всё здорово, подчинено общей цели занятия.
Галина Александровна Виноградова # Вчера в 20:06 +1
Спасибо за такую познавательную публикацию ! Голос
Оксана Анатольевна Данильченко # Сегодня в 11:44 0
Спасибо Всем!