Конкурсы для педагогов и детей

Литературная игра "Умники и умницы" по повести Богомолова "Иван" для 5-6 классов

Внеклассное мероприятие по литературе для 5-6 классов по ФГОС
Литературная игра "Умники и умницы" по повести Владимира Богомолова "Иван"
Автор: Шульгина Оксана Анатольевна, учитель русского языка и литературы
Место работы: МОУ "Турунтаевская районная гимназия" Прибайкальского района Республики Бурятия
Сценарий литературной игры для учащихся 5-6 классов
Цели конкурса-игры «Умники и умницы»: создание условий для продуктивности деятельности, эффективного общения и творческих способностей школьников.
Задачи конкурса-игры:
• активизировать познавательную деятельность учащихся;
• способствовать развитию умения грамотно выражать свои мысли;
• создавать условия для развития самоорганизации, умения организовать свою деятельность;
• содействовать развитию личной ответственности и коммуникативных умений при работе в команде.
Планируемые результаты:
Личностные:
• осознавать себя частью команды (заинтересованно и активно участвовать в коллективном деле);
• объяснять самому себе: «что я хочу узнать» (цели, мотивы) и «что я узнал» (результаты);
Метапредметные:
• самостоятельно составлять план выполнения задач, решения проблем творческого и поискового характера;
• работать по коллективно составленному плану, общей договоренности.
«Умники и умницы» Владимир Осипович Богомолов «Иван»
Игра для учащихся 5-6 классов
Правила игры
Отобранных игроков называют агонистами (от греч.«агон» — состязание). Судит игру и оценивает ответы «ареопаг» (по названию древнегреческого суда)— жюри. В каждой игре (агоне) участвуют три агониста, им предоставляются на выбор три дорожки, по которым можно передвигаться, правильно ответив на вопрос.
Дорожки различаются по длине и цвету соответственно:
-На красной дорожке два «шага» и нет права на ошибку.
-На желтой - три «шага» и возможность ошибиться один раз.
-На зеленой – четыре «шага» и возможность допустить два неверных ответа.
Очерёдность выбора определяется по итогам выступления игроков в течение не более 1 минуты на заданную тему, которое участники должны приготовить перед началом игры (конкурс красноречия).
Если игрок на своей дорожке превышает допустимый предел неверных ответов, но он вновь становится теоретиком и уходит в зрительный зал.
Тот, кто первым прошел свою дорожку, становится победителем.
В зале присутствуют «теоретики» (те агонисты, которые не играют в этом туре), они могут ответить на те вопросы для умников и умниц, на которые не смогли дать ответ основные игроки.
За правильный ответ теоретик получает жетон.
Повесть «Иван»
Объявить состав ареопага.
Владимир Осипович (Иосифович) Богомолов родился в 1926 году в деревне Кириллово (по другим данным – в Кирилловке) Московской губернии.

Окончив в школе 7 классов, в 1939 году он был вынужден уехать в Крым работать счетоводом, затем моряком, а далее – помощником тракториста, чтобы оказывать помощь своей семье. В 1941 году вернулся в Москву, а вначале Великой Отечественной войны добровольно отправился служить в Московский противопожарный полк. Став курсантом полковой школы младших командиров воздушно-десантной бригады, попал на Калининградский фронт, отказавшись от эвакуации в Татарскую АССР, куда направляли всю его семью. На фронте он был контужен, некоторое время провел в госпитале, после чего все же был переведен на место эвакуации.

В июне 1943 года его повторно отправили в армию, где он принимал участие в войсковой разведке, форсировании Днепра, военных действиях на Северном Кавказе, освобождении Тамани, Житомира, Кировоградской наступательной операции. В начале 44-го года был ранен вторично, провел определенное время в госпитале. Получил Орден Отечественной войны I степени за бои периода июня-июля 1944 года по освобождению Белоруссии.
Осенью 44-го года перевелся в органы военной контрразведки («СМЕРШ»), где через год получил звание командира разведроты. Дальнейшая служба проходила на Камчатке. В 1948 году Богомолова направили на Украину для борьбы с бандеровцами, где он получил звание лейтенанта. В конце 49-го был уволен в запас по состоянию здоровья.

После войны, в 1952 году Богомолов экстерном окончил среднюю школу, после чего поступил в Московский государственный университет на специальность «Русская литература». На втором курсе бросил обучение.

Литературная биография Владимира Осиповича Богомолова началась в 1958 году с повести «Иван», в которой описывается трогательная история о мальчике-разведчике, погибшем на войне. Это произведение принесло Богомолову большую известность – оно было переведено на 50 языков и опубликовано более 200 раз. Позже, в 1962 году по мотивам этой повести был снят фильм «Иваново детство» (режиссер – А. Тарковский).

Вторым литературным детищем Владимира Осиповича стало произведение «Зося», в основе которого лежал сюжет военной тематики. Подобный характер имели и небольшие рассказы «Первая любовь», «Сердца моего боль», «Кладбище под Белостоком». Далее была создана серия повестей на бытовые темы: «Сосед по палате», «Второй сорт», «Кругом люди», «Сосед по квартире», «Участковый».

В 1974 году Богомолова захлестнула новая волна популярности, когда он выпустил роман «Момент истины» (второе название – «В августе сорок четвертого…»).

Тема Великой Отечественной войны была главной в творчестве Владимира Осиповича, и он постарался раскрыть в своих произведениях все ее стороны.

Писатель ушел из жизни в Москве 30 декабря 2003.
ПЕРВЫЙ АГОН
В первом агоне участвуют _________________________________________
_______________________________________________________________
Конкурс красноречия
Перед началом игры агонистам было дано задание выступить с публичной речью на тему «Что для меня значит слово Победа» Время для выступления – одна минута. Ареопаг оценит ваше выступление, поставит баллы, после чего агонисты выберут для себя дорожку.
Итак, дорожки распределены. Начинаем состязание. Выберите вопрос из следующих категорий: Гальцев, Иван

Гальцев: Назовите звание и должность Гальцева
Ответ: Старший лейтенант, временно исполняющий обязанности командира батальона

Гальцев: Сколько лет было Гальцеву
Ответ: 21 год

Гальцев: Какую реку готовилась форсировать дивизия, в которой служил Гальцев?
Ответ: Днепр.

Гальцев: Что в первую очередь Гальцев по приказу Грязнова должен был дать Ивану?
Ответ: Прежде всего дай ему бумаги и чернила или карандаш. Что он напишет - в пакет и сейчас же с надежным человеком отправь в штаб полка. Я дам команду, они немедля доставят мне.

Иван: Как выглядел мальчик при первой встречи с Гальцевым?
Ответ: … у самых дверей я увидел худенького мальчишку лет одиннадцати, всего посиневшего от холода и дрожавшего; на нем были мокрые, прилипшие к телу рубашка и штаны; маленькие босые ноги по щиколотку были в грязи …

Иван: Как мальчик представляется Гальцеву при первой встрече
Ответ: Бондарев

Иван: Какие награды были у Ивана
Ответ: На нем была маленькая, сшитая, как видно, специально на него, шерстяная гимнастерка с орденом Отечественной войны, новенькой медалью «За отвагу» и белоснежным подворотничком, темно-синие шаровары и аккуратные яловые сапожки.

Иван: Куда хотел отправить учиться Ивана Холин?
Ответ: В суворовское училище

Иван: Почему Иван не хотел учиться в суворовском училище?
Ответ: Офицером стать я еще успею. А пока война, отдыхать может тот, от кого пользы мало.
ВТОРОЙ АГОН
Во втором агоне участвуют _________________________________________
_______________________________________________________________
Конкурс красноречия
Перед началом игры агонистам было дано задание выступить с публичной речью на тему «Как ты думаешь, каким человеком был Иван?» Время для выступления – одна минута. Ареопаг оценит ваше выступление, поставит баллы, после чего агонисты выберут для себя дорожку.
Итак, дорожки распределены. Начинаем состязание. Выберите вопрос из следующих категорий: Гальцев, Иван

Гальцев: Какой иностранный язык отлично знал Гальцев?
Ответ: Немецкий

Гальцев: Назовите прибор, в который Гальцев и его сослуживцы рассматривают противоположный берег, наблюдают за противником.
Ответ: Стереотруба.

Иван: Какой предмет просил у Гальцева мальчик в подарок
Ответ: Нож

Гальцев: Часто ли ходил в разведку Гальцев до отправки Ивана во вражеский тыл?
Ответ: Мне никогда не приходилось ходить в разведку. Правда, месяца три назад я со своей ротой провел - причем весьма успешно - разведку боем. Но что такое разведка боем?.. Это, по существу, тот же наступательный бой, только ведется он ограниченными силами и накоротке.

Иван: Что случилось с родными Ивана?
Ответ: Его отец, пограничник, погиб в первый же день войны. Сестренка полутора лет была убита на руках у мальчика во время отступления.


Иван: Назовите родной город мальчика
Ответ: Гомель

Иван: Почему Ивана так ценили разведчики?
Ответ: Видишь ли, то, что он делает, и взрослым редко удается. Он один дает больше, чем ваша разведрота. Они лазят в боевых порядках немцев не далее войскового тыла. А проникнуть и легализироваться в оперативном тылу противника и находиться там, допустим, пять - десять дней разведгруппа не может. И отдельному разведчику это редко удается. Дело в том, что взрослый в любом обличье вызывает подозрение. А подросток, бездомный побирушка - быть может, лучшая маска для разведки в оперативном тылу...

Иван: Почему Иван ушел от партизан?
Ответ: Ты и в партизанах был? - словно услышав впервые, удивляюсь я. – А почему же ушел?
- Блокировали нас в лесу, ну, и меня самолетом на Большую землю. В интернат.

Иван: Военные отправили мальчика в интернат. Как долго он там пробыл?
Ответ: Сбежал. Тягостно там, прямо невтерпеж. Живешь - крупу переводишь. И знай зубри: рыбы - позвоночные животные... Или значение травоядных в жизни человека...
- Так это тоже нужно знать.
- Нужно. Только зачем мне это сейчас? К чему?.. Я почти месяц терпел. Вот лежу ночью и думаю: зачем я здесь? Для чего?..
ТРЕТИЙ АГОН
В третьем агоне участвуют _________________________________________
_______________________________________________________________
Конкурс красноречия
Перед началом игры агонистам было дано задание выступить с публичной речью на тему «Какие чувства испытывает человек, отправляясь в разведку, в тыл врага?» Время для выступления – одна минута. Ареопаг оценит ваше выступление, поставит баллы, после чего агонисты выберут для себя дорожку.Итак, дорожки распределены. Начинаем состязание. Выберите вопрос из следующих категорий: Иван
Иван: Почему мальчик при переходе на вражескую сторону должен был держаться самого края оврага?
Ответ: ...В овраге держись самого края. Помни: весь низ минирован...

Иван: Почему Холин был уверен, что Иван успешно должен был перебраться к немцам в тыл?
Ответ: Холин разъясняет, что «он» - кивок в сторону мальчика - совместно с Катасоновым из расположения третьего батальона в течение нескольких часов изучал вражеский берег в месте перехода и знает там каждый кустик, каждый бугорок.

Иван: Какие продукты выдал Холин Ивану, идущему в разведку?
Ответ: В кусок рядна Холин заворачивает продукты мальчику: небольшой - с полкилограмма - круг колбасы, два кусочка сала, краюху и несколько черствых ломтей ржаного и пшеничного хлеба. Колбаса домашнего приготовления, и сало не наше армейское, а неровное, худосочное, серовато-темное от грязной соли да и хлеб не формовый, а подовый - из хозяйской печки.

Иван: Что с собой берет Иван в карманах в разведку?
Ответ: В карманы мальчик прячет самодельный складной ножик и затертые бумажки: шестьдесят или семьдесят немецких оккупационных марок.

Иван: Какую одежду одевает мальчик в тыл к немцам?
Ответ: Из большого немецкого чемодана уже извлечены порыжелый изодранный мальчиковый пиджак на вате и темно-серые, с заплатами штаны, потертая шапка-ушанка и невзрачные на вид подростковые сапоги. На краю нар разложены холщовое исподнее белье, старенькие, все штопаные фуфайка и шерстяные носки, маленькая засаленная заплечная котомка, портянки и какие-то тряпки.

Иван: Что должен был сделать батальон в случае обнаружения врагами Ивана?
Ответ: В случае если мальчик будет обнаружен, по сигналу наших ракет «поддерживающие средства» - две батареи 76-миллиметровых орудий, батарея 120-миллиметровых минометов, две минометные и пулеметная рота - должны интенсивным артналетом с левого берега ослепить и ошеломить противника, окаймить артиллерийско-минометным огнем немецкие траншеи по обе стороны оврага и далее влево, чтобы воспрепятствовать возможным вылазкам немцев и обеспечить наш отход к лодке.

Иван: Какие чувства, по собственному признанию, испытывает Иван, находясь на вражеской территории?
Ответ: - Боишься?
- Немножко, - еле слышно признается он. - Никак не привыкну. Нервеность какая-то... И побираться - тоже никак не привыкну. Ух и тошно!

Иван: Почему Иван был против, чтобы Холин проводил его по оврагу?
Ответ: - Я провожу тебя, - вдруг шепчет Холин. - По оврагу. Хотя бы немного. Это уже не по плану!
- Нет! - возражает мальчик. - Пойду один! Ты большой - с тобой застукают.


Иван: Назовите настоящую фамилию Ивана
Ответ: И фамилия моя по правде Буслов, а не Бондарев
Ф И Н А Л
В финале участвуют _________________________________________
_______________________________________________________________
Перед началом финала агонистам было дано задание выступить с публичной речью на тему «Будут ли помнить о Великой Отечественной войне и через 100, и через 200 лет» Время для выступления – одна минута. Ареопаг оценит ваше выступление, поставит баллы, после чего агонисты выберут для себя дорожку.
Пока агонисты готовят публичную речь, теоретикам предлагаю ответить на вопрос: «Если бы мне удалось встретиться с Иваном, то …»
Итак, дорожки распределены. Начинаем состязание. Выберите вопрос из следующих категорий: Гальцев, Холин, Иван, Грязнов
Гальцев: Какое звание было у Гальцева в конце войны?
Ответ: - Товарищ капитан, там во дворе в машине бумаги! - подбежав ко мне, доложил солдат, широкоплечий приземистый коротыш.

Гальцев: Почему в конце войны Гальцеву пришлось расстаться с родной дивизией?
Ответ: В боях под Ковелем я был тяжело ранен и стал «ограниченно годным»: меня разрешалось использовать лишь на нестроевых должностях в штабах соединений или же в службе тыла. Мне пришлось расстаться с батальоном и с родной дивизией. Последние полгода войны я работал переводчиком разведотдела корпуса на том же 1-м Белорусском фронте, но в другой армии.
Гальцев: Какая погода, по воспоминанию Гальцева, была в день Победы в Берлине?
Ответ: Да, в этот величественный день нашей победы в Берлине моросил дождь, мелкий, холодный, и было пасмурно. Лишь под вечер небо очистилось от туч и сквозь дым проглянуло солнце.

Гальцев: Гальцев обещал мальчику подарить нож. Приготовил ли он Ивану нож в подарок?
Ответ: Но слово я сдержал. В дивизионной артмастерской был слесарь-умелец, пожилой сержант с Урала. Весной он выточил рукоятку Котькиного ножа, теперь я попросил его изготовить точно такую же и поставить на новенькую десантную финку…
Рукоятку он сделал на совесть - финки можно было различить, пожалуй, лишь по зазубринкам на Котькиной и выгравированным на шишечке ее рукоятки инициалам «К.X.». Я уже представлял себе, как обрадуется мальчишка, заимев настоящий десантный нож с такой красивой рукояткой; я понимал его: я ведь и сам не так давно был подростком.

Гальцев: Зачем отправили Гальцева в конце войны в Берлин?
Ответ: Когда начались бои за Берлин, меня и еще двух офицеров командировали в одну из оперативных групп, созданных для захвата немецких архивов и документов.
Гальцев: Что было в документах, найденных опергруппой Гальцева 2 мая 1945 года в Берлине?
Ответ: Это были документы ГФП - тайной полевой полиции - группы армий «Центр», относились они к зиме 1943/44 года. Докладные о карательных «акциях» и агентурных разработках, розыскные требования и ориентировки, копии различных донесений и спецсообщений, они повествовали о героизме и малодушии, о расстрелянных и о мстителях, о пойманных и неуловимых. Для меня эти документы представляли особый интерес: Мозырь и Петриков, Речица и Пинск - столь знакомые места Гомельщины и Полесья, где проходил наш фронт, - вставали передо мной.
В делах было немало учетных карточек - анкетных бланков с краткими установочными данными тех, кого искала, ловила и преследовала тайная полиция. К некоторым карточкам были приклеены фотографии.

Холин: Как погиб Холин
Ответ: Холин вскоре погиб во время поиска: в предрассветной полутьме его разведгруппа напоролась на засаду немцев - пулеметной очередью Холину перебило ноги; приказав всем отходить, он залег и отстреливался до последнего, а когда его схватили, подорвал противотанковую гранату...

Грязнов: Почему, по мнению Грязнова, Иван ушёл от разведчиков?
Ответ: - Ненависть в нем не перекипела. И нет ему покоя... Может, еще вернется, а скорей всего к партизанам уйдет... А ты о нем забудь и на будущее учти: о закордонниках спрашивать не следует. Чем меньше о Них говорят и чем меньше людей о них знает, тем дольше они живут... Встретился ты с ним случайно, и знать тебе о нем - ты не обижайся - не положено! Так что впредь запомни: ничего не было, ты не знаешь никакого Бондарева, ничего не видел и не слышал. И никого ты не переправлял! А потому и спрашивать нечего. Вник?..

Иван: Как сложилась судьба Ивана?
Ответ: 21 декабря сего года в расположении 23-го армейского корпуса, в запретной зоне близ железной дороги, чином вспомогательной полиции Ефимом Титковым был замечен и после двухчасового наблюдения задержан русский, школьник 10 - 12 лет, лежавший в снегу и наблюдавший за движением эшелонов на участке Калинковичи - Клинск.
При задержании неизвестный (как установлено, местной жительнице Семиной Марии он назвал себя «Иваном») оказал яростное сопротивление, прокусил Титкову руку и только при помощи подоспевшего ефрейтора Винц был доставлен в полевую полицию...
...установлено, что «Иван» в течение нескольких суток находился в районе расположения 23-го корпуса... занимался нищенством... ночевал в заброшенной риге и сараях. Руки и пальцы ног у него оказались обмороженными и частично пораженными гангреной...
При обыске «Ивана» были найдены... в карманах носовой платок и 110 (сто десять) оккупационных марок. Никаких вещественных доказательств, уличавших бы его в принадлежности к партизанам или в шпионаже, не обнаружено... Особые приметы: посреди спины, на линии позвоночника, большое родимое пятно, над правой лопаткой - шрам касательного пулевого ранения...
Допрашиваемый тщательно и со всей строгостью в течение четырех суток майором фон Биссинг, обер-лейтенантом Кляммт и фельдфебелем Штамер «Иван» никаких показаний, способствовавших бы установлению его личности, а также выяснению мотивов его пребывания в запретной зоне и в расположении 23-го армейского корпуса, не дал.
На допросах держался вызывающе: не скрывал своего враждебного отношения к немецкой армии и Германской империи.
В соответствии с директивой Верховного командования вооруженными силами от 11 ноября 1942 года расстрелян 25.12.43 г. в 6.55.

Рекомендуем посмотреть:

Конспект внеклассного занятия по литературе в 5 классе. Тема: «Осень и Зима» Внеклассное мероприятие, посвященное 200 - летию со дня рождения Ершова Литературная игра для 5-6 классов Сценарий игровой программы по литературе для 6-8 классов. Что? Где? Когда?
Участник №147 профессионального конкурса для педагогов «Коллекция педагогического мастерства и творчества» с 15 апреля по 15 июля 2015 года
Стихи о природе для детей 10-12 лет
Опубликовано: 535 дней назад (20 июня 2015)
Просмотров: 1284
+2
Голосов: 2
Гончарова Оксана # 27 июня 2015 в 09:40 0
Отличная игра, Оксана Анатольевна! Спасибо! Развивает внимание к слову - и своему, и чужому. Думаю, детям интересно и полезно.
Оксана Анатольевна Шульгина # 27 июня 2015 в 16:05 0
Спасибо за Ваш комментарий
Марина Геннадьевна Низенькова # 6 июля 2015 в 13:49 0
Оксана Анатольевна, мне очень понравился урок в формате игры "Умники и умницы". Да, форма не нова, но Вы смогли в тексте повести Богомолава найти такие детали, которые известны только внимательным читателям. Вы так умело ранжировали вопросы по сложности, значимости для понимания текста! Уверена, что ученики были в восторге от урока!Мой голос в пользу Вашей работы.
Оксана Анатольевна Шульгина # 6 июля 2015 в 14:13 +1
Марина Геннадьевна, спасибо за Ваши слова!