Конкурсы для педагогов и детей

Литературная игра "Умники и умницы" по произведению Гайдара "Чук и Гек" для 3-4 классов

Внеклассное мероприятие по литературе для учащихся 3-4 классов по ФГОС
Внеурочная деятельность. ФГОС. Литературная игра для учащихся 3-4 классов по произведению Аркадия Гайдара "Чук и Гек"
Литературная игра "Умники и умницы" по произведению Аркадия Гайдара "Чук и Гек"
Автор: Шульгина Оксана Анатольевна, учитель русского языка и литературы
Место работы: МОУ "Турунтаевская районная гимназия" Прибайкальского района Республики Бурятия
Сценарий для литературной игры для учащихся 3-4 классов
Цель конкурса-игры «Умники и умницы»: создание условий для продуктивности деятельности, эффективного общения и творческих способностей младших школьников.
Задачи конкурса-игры:
•активизировать познавательную деятельность детей;
•способствовать развитию умения грамотно выражать свои мысли;
•создавать условия для развития самоорганизации, умения организовать свою деятельность;
•содействовать развитию личной ответственности и коммуникативных умений при работе в команде.
Правила игры
Отобранных игроков называют агонистами (от греч.«агон» — состязание). Судит игру и оценивает ответы «ареопаг» (по названию древнегреческого суда)— жюри. В каждой игре (агоне) участвуют три агониста, им предоставляются на выбор три дорожки, по которым можно передвигаться, правильно ответив на вопрос.
Дорожки различаются по длине и цвету соответственно:
-На красной дорожке два «шага» и нет права на ошибку.
-На желтой - три «шага» и возможность ошибиться один раз.
-На зеленой – четыре «шага» и возможность допустить два неверных ответа.
Очерёдность выбора определяется по итогам выступления игроков в течение не более 1 минуты на заданную тему, которое участники должны приготовить перед началом игры (конкурс красноречия).
Если игрок на своей дорожке превышает допустимый предел неверных ответов, но он вновь становится теоретиком и уходит в зрительный зал.
Тот, кто первым прошел свою дорожку, становится победителем.
В зале присутствуют «теоретики» (те агонисты, которые не играют в этом туре), они могут ответить на те вопросы для умников и умниц, на которые не смогли дать ответ основные игроки.
За правильный ответ теоретик получает жетон.
Объявить состав ареопага.
БИОГРАФИЯ
Гайдар Аркадий Петрович (настоящая фамилия – Голиков) (1904 -1941) советский писатель
Будущий писатель родился в небольшом городе Льгове поблизости от Орла. Семья Голиковых отличалась по тем временам высоким культурным уровнем: отец был народным учителем, мать – фельдшером. Поэтому с раннего детства они воспитывали у своего сына любовь к знаниям.
Спокойная и устоявшаяся жизнь была прервана Первой мировой войной. Осенью 1918 года он становится членом партии, а вскоре и красноармейцем. Правда, вместо фронта попадает на курсы красных командиров.
В 1919 году Голиков досрочно завершает учебу и вскоре уходит на фронт в качестве командира взвода. В одном из боев он был ранен, но весной 1920 года снова отправляется в армию, где получает назначение на должность комиссара штаба.
Голиков решил навсегда связать свою жизнь с армией, готовился поступать в военную академию, но многочисленные ранения не позволили ему осуществить это желание. В 1924 году он был уволен в запас по состоянию здоровья. После мучительных размышлений о том, что же ему делать дальше, он принимает решение заняться литературным трудом.
Произведения: рассказы «Р.В.С.», «Голубая чашка», «Чук и Гек» и др.
Повести «Школа», «Военная тайна», «Судьба барабанщика», «Комендант снежной крепости», «Тимур и его команда» и др.
В первые же дни Великой Отечественной войны писатель подал заявление с просьбой направить его в действующую армию. В качестве военного корреспондента «Комсомольской правды» Гайдар отправился на фронт, откуда прислал несколько репортажей. В октябре 1941 года во время очередной командировки в действующую армию, прикрывая отход товарищей, он погиб, так и не успев осуществить многие замыслы.
ПЕРВЫЙ АГОН
В первом агоне участвуют _________________________________________
_______________________________________________________________
Перед началом игры агонистам было дано задание выступить с публичной речью на тему «Как братья относились друг к другу?» Время для выступления – одна минута. Ареопаг оценит ваше выступление, поставит баллы, после чего агонисты выберут для себя дорожку.
Итак, дорожки распределены. Начинаем состязание. Выберите вопрос из следующих категорий: Мама, Чук, Гек

Мама: В каком городе жили братья и их мама?
Ответ: А жили они с матерью в далеком огромном городе, лучше которого и нет на свете.
Днем и ночью сверкали над башнями этого города красные звезды.
И, конечно, этот город назывался Москва.

Мама: Почему у мамы братьев был странный характер?
Ответ: А у этой мамы был странный характер. Она не ругалась за драку, не кричала, а просто разводила драчунов по разным комнатам и целый час, а то и два не позволяла им играть вместе. А в одном часе - тик да так - целых шестьдесят минут. А в двух часах и того больше.

Мама: Почему Чук и Гек внимательно следили за тем, как мать читает письмо?
Ответ: Всем известно, что письма бывают веселые или печальные, и поэтому, пока мать читала, Чук и Гек внимательно следили за ее лицом.
Сначала мать нахмурилась, и они нахмурились тоже. Но потом она заулыбалась, и они решили, что это письмо веселое.
- Отец не приедет, - откладывая письмо, сказала мать. - У него еще много работы, и его в Москву не отпускают.
Обманутые Чук и Гек растерянно глянули друг на друга. Письмо казалось самым что ни на есть распечальным.
Они разом надулись, засопели и сердито посмотрели на мать, которая неизвестно чему улыбалась.
- Он не приедет, - продолжала мать, - но он зовет нас всех к себе в гости.

Мама: Почему мама боялась ехать в гости с детьми?
Ответ: - Туда ехать тысячу и еще тысячу километров поездом. А потом в санях лошадьми через тайгу. А в тайге наткнешься на волка или на медведя. И что это за странная затея! Вы только подумайте сами!

Чук: Что приготовил в дорогу Чук?
Ответ: Чук смастерил себе кинжал из кухонного ножика…

Чук: Что Чук хранил в плоской металлической коробочке?
Ответ: У запасливого Чука была плоская металлическая коробочка, в которой он хранил серебряные бумажки от чая, конфетные обертки (если там был нарисован танк, самолет или красноармеец), галчиные перья для стрел, конский волос для китайского фокуса и еще всякие очень нужные вещи.


Гек: Как собрался в дорогу Гек?
Ответ: … Гек разыскал себе гладкую палку, забил в нее гвоздь, и получилась пика, до того крепкая, что если бы чем-нибудь проколоть шкуру медведя, а потом ткнуть этой пикой в сердце, то, конечно, медведь сдох бы сразу.

Гек: Страшно ли было ехать к отцу братьям?
Ответ: - Гей-гей! - Чук и Гек не думали и полсекунды, а в один голос заявили, что они решили ехать не только тысячу, а даже сто тысяч километров. Им ничего не страшно. Они храбрые. И это они вчера прогнали камнями заскочившую во двор чужую собаку.

Гек: Какой талант был у Гека?
Ответ: Да и вообще Гек был разиня, но зато он умел петь песни.
ВТОРОЙ АГОН
Во втором агоне участвуют _________________________________________
_______________________________________________________________
Перед началом игры агонистам было дано задание выступить с публичной речью на тему «Почему Чуку и Геку было интересно смотреть в окно поезда?» Время для выступления – одна минута. Ареопаг оценит ваше выступление, поставит баллы, после чего агонисты выберут для себя дорожку.
Итак, дорожки распределены. Начинаем состязание. Выберите вопрос из следующих категорий: Чук, Гек, Мама

Чук: Сколько копеек хранил Чук в желтой картонке из-под маминых ботинок?
Ответ: ...деньги - сорок шесть копеек, которые он не истратил, как Гек, на разные глупости, а запасливо приберег в дальнюю дорогу.

Чук: Какое «страшное» животное увидели Чук и Гек на станции, ожидая мать?
Ответ: Мать ходила очень долго, а тут еще неподалеку появился страшенный козел. Сначала он глодал кору с замороженного бревна, но потом противно мемекнул и что-то очень пристально стал на Чука с Геком поглядывать.
Тогда Чук и Гек поспешно укрылись за чемоданами, потому что кто его знает, что в этих краях козлам надо.

Чук: На чём предстояло братьям добираться от станции до базы отца?
Ответ: На конях.

Чук: Зачем Чук на станции в буфете прятал в карманы сахар?
Ответ: - Я лошадей кормить буду, - спокойно объяснил Чук.
Гек: Что произошло с Геком в поезде?
Ответ: Тогда Гек завопил что было мочи. Перепуганные пассажиры повскакали со всех полок, вспыхнул свет, и, увидав, что он попал не в свое купе, а в чужое, Гек заорал еще громче.

Гек: Что увидел Гек через окно поезда у лесного домика?
Ответ: Вот лесной домик. В огромных валенках, в одной рубашке и с кошкой в руках выскочил на крыльцо мальчишка. Трах! - кошка кувырком полетела в пушистый сугроб и, неловко карабкаясь, запрыгала по рыхлому снегу. Интересно, за что это он ее бросил? Вероятно, что-нибудь со стола стянула.

Гек: Что ещё видел в окно Гек?
Ответ: Завод, будка, лес, станции большие и маленькие, поезда …

Гек: Как предлагал Гек матери и Чуку сделать при встрече с отцом?
Ответ: - И я тоже, - согласился Гек. - Мы подъедем тихонько, и если папа куда-нибудь вышел из дома, то мы чемоданы спрячем, а сами залезем под кровать. Вот он приходит. Сел. Задумался. А мы молчим, молчим, да вдруг как завоем!

Мама: Что странного было у разведывательно-геологической базы номер три?
Ответ: Очень странно! Не лаяли собаки, не было видно людей. Не валил дым из печных труб. Все дорожки были занесены глубоким снегом, а кругом стояла тишина, как зимой на кладбище. И только белобокие сороки бестолково скакали с дерева на дерево.
- Ты куда же нас привез? - в страхе спросила у ямщика мать. - Разве нам сюда надо?
ТРЕТИЙ АГОН
В третьем агоне участвуют _________________________________________
_______________________________________________________________
Перед началом игры агонистам было дано задание выступить с публичной речью на тему «Почему по мнению Гека, если ему хорошо и весело, то и все люди на свете должны чувствовать то же? » Время для выступления – одна минута. Ареопаг оценит ваше выступление, поставит баллы, после чего агонисты выберут для себя дорожку.
Итак, дорожки распределены. Начинаем состязание. Выберите вопрос из следующих категорий: Сторож, Мама, Чук, Гек

Чук: Что досталось Чуку за помощь матери в обдирании зайца?
Ответ: Чук помогал охотно, и за это ему достался зайчиный хвост, такой легкий и пушистый, что если его бросать с печки, то он падал на пол плавно, как парашют.

Чук: Почему Чук обиделся на сторожа вначале встречи?
Ответ: Чук - потому, что его назвали толстым…

Мама: Почему мать с детьми не могла сразу уехать назад с пустой базы?
Ответ: Мать села на лавку и задумалась. Что случилось, почему на базе пусто и что теперь делать? Ехать назад? Но у нее денег оставалось только-только заплатить ямщику за дорогу.

Мама: Почему матери пришлось стрелять?
Ответ: - Что за беда? Что за стрельба? - спросил он, не здороваясь и не раздеваясь.
- Пропал мальчик, - сказала мать. Слезы ливнем хлынули из ее глаз, и она больше не могла сказать ни слова.

Сторож: Почему сторож не стал смотреть документы у матери братьев?
Ответ: - Вон они, документы: сидят на печке, - буркнул сторож и посветил фонарем на встревоженные лица Чука и Гека. - Как есть в отца - копия! Особо вот этот толстый. - И он ткнул на Чука пальцем.

Сторож: Что было написано в телеграмме, которую получили Чук и Гек, но не прочитала мама?
Ответ: Я сам на станцию возил телеграмму, а в телеграмме ясно написано: "Задержись выезжать на две недели. Наша партия срочно выходит в тайгу".


Гек: Какое первое впечатление произвел сторож на Гека?
Ответ: - Эдакий злой дядька! - прошептал Гек. - Давай, Чук, мы с тобой ему что-нибудь скажем.

Гек: Почему обиделся на сторожа Гек?
Ответ: Гек - потому, что он всегда считал себя похожим на отца больше, чем Чук.

Гек: Где нашла спрятавшегося Гека собака сторожа?
Ответ: Здесь он остановился около большого деревянного сундука, царапнул по крышке мохнатой лапой и, обернувшись к хозяину, три раза громко и лениво гавкнул.
Ф И Н А Л
В финале участвуют _________________________________________
_______________________________________________________________
Перед началом финала агонистам было дано задание выступить с публичной речью на тему«Почему по мнению Чука волшебники должны быть жуликами?» Время для выступления – одна минута. Ареопаг оценит ваше выступление, поставит баллы, после чего агонисты выберут для себя дорожку.
Пока агонисты готовят публичную речь, теоретикам предлагаю ответить на вопрос: «Что такое счастье (по мнению автора)?»
Ответ: Что такое счастье - это каждый понимал по-своему. Но все вместе люди знали и понимали, что надо честно жить, много трудиться и крепко любить и беречь эту огромную счастливую землю, которая зовется Советской страной.
Итак, дорожки распределены. Начинаем состязание. Выберите вопрос из следующих категорий: Братья, Сторож, Отец, Гек, Чук

Братья: Какая фамилия была у главных героев рассказа?
Ответ: Серегины

Братья: Что решили братья приготовить к Новому году?
Ответ: Ёлку

Братья: Из чего были сделаны ёлочные игрушки?
Ответ: Из чего-чего только не выдумывали они мастерить игрушки!
Они ободрали все цветные картинки из старых журналов. Из лоскутьев и ваты понашили зверьков, кукол. Вытянули у отца из ящика всю папиросную бумагу и навертели пышных цветов.

Сторож: Вспомните кличку собаки сторожа
Ответ: Смелый

Сторож: Что принес сторож братьям для изготовления елочных игрушек?
Ответ: Уж на что хмур и нелюдим был сторож, а и тот, когда приносил дрова, подолгу останавливался у двери и дивился на их все новые и новые затеи. Наконец он не вытерпел. Он принес им серебряную бумагу от завертки чая и большой кусок воска, который у него остался от сапожного дела.

Отец: Почему отец мальчиков не танцевал на празднике?
Ответ: А отец танцевать не умел. Он был очень сильный, добродушный, и когда он без всяких танцев просто шагал по полу, то и то в шкафу звенела вся посуда.

Отец: Кем работал отец мальчиков
Ответ: Начальник геологической партии

Чук: На сколько лет Чук был старше Гека?
Ответ: Чук был на целый год старше Гека

Гек: Какую песню спел Гек на праздновании Нового года?
Ответ: Потом танец окончился, и люди попросили, чтобы Гек спел песню. Гек не стал ломаться. Он и сам знал, что умеет петь песни, и гордился этим.
Баянист подыгрывал, а он им спел песню. Какую - я уже сейчас не помню. Помню, что это была очень хорошая песня, потому что все люди, слушая ее, замолкли и притихли. И когда Гек останавливался, чтобы перевести дух, то было слышно, как потрескивали свечи и гудел за окном ветер.

ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ ИГРЫ, НАГРАЖДЕНИЕ ПОБЕДИТЕЛЕЙ

Рекомендуем посмотреть:

Литературная игра по сказкам Пушкина в начальной школе Литературно - интеллектуальная игра 2-3 класс. Сценарий Литературная игра по книге Носова "Приключения Незнайки и его друзей", 3-4 класс Литературная игра-викторина с ответами по сказке: Снежная королева, 4-5 класс

Похожие статьи:

Литературная игра «Тяжеловес» по рассказу А. Серафимовича «Три друга» для учащихся начальной школы

Литературная игра для 3 класса

Игра – путешествие для начальных классов по сказке Андерсена «Дикие гуси»

Внеклассное мероприятие по литературе для учащихся 3 класса по ФГОС | Стих о безопасности движения для младших школьников
Опубликовано: 515 дней назад (8 июля 2015)
Просмотров: 2549
+1
Голосов: 1
Тамара Васильевна Енина # 8 июля 2015 в 18:13 0
Здравствуйте,Оксана Анатольевна, познакомилась с Вашей разработкой мероприятия по произведениям А.Гайдара. Радует, что этот замечательный писатель не забыт и в курсе программы по литературе начальной школы его изучают.Мне особенно нравится "Тимур и его команда", мне кажется, что актуальность эта повесть не потеряла и сейчас. Спасибо за достойную работу. Успехов Вам.
Оксана Анатольевна Шульгина # 9 июля 2015 в 10:10 0
Тамара Васильевна, большое спасибо за Ваши слова! Действительно, сейчас произведения Гайдара читают дети редко, поэтому провела эту игру.