Конкурсы для педагогов и детей

Влияние тактильных ощущений на развитие речи у детей до 1 года

Влияние тактильных ощущений на развитие речи у детей первого года жизни.
Не обязательно быть специалистом в области детской психологии или физиологии,чтобы заметить,какое огромное значение для развития ребёнка с самого маленького возраста имеют тактильные ощущения. Прикосновение к материнской груди, попытки ухватить погремушку, дотронуться губками, ручками, ножками до любого незнакомого предмета-важнейшие, естественные действия малыша.

Рука, пальцы, ладошки ребёнка-едва ли не главные органы, приводящие в движение механизм мыслительной деятельности детей. Тактильные ощущения позволяют ему мысленно сравнить различные поверхности и удивиться многообразию окружающей его природы.
Можно сколько угодно рассказывать ребёнку о том,что это мягкая,пушистая собачка,пока он сам не прикоснётся пальчиками к шёрстки. Чем тоньше тактильные ощущения малыша, тем точнее он может сравнить, объединить или различить окружающие его предметы и явления, то есть наиболее успешно упорядочить мышление.
Отставание детей в речевом развитии в детских домах прогрессирует,что заставляет воспитателей задуматься над новыми методами занятий с воспитанниками. Учёные, исследуя деятельность головного мозга у детей и психического, речевого развития ребёнка, обнаружили закономерность: чем лучше у малыша развиты тонкие движения рук и пальцев, тем лучше развиты мозг и речь.
Создано много программ и занятий направленных на развитие тактильных ощущений и мелкой моторики детей, что помогает "разбудить" речевые зоны мозга. Совершенно точно установлено,что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности мелкой моторики пальцев и тактильных ощущений. Иначе говоря, чем более подвижные, "послушные" пальчики у малыша, тем легче ему учиться говорить. Задержка речевого развития у ребёнка негативно влияют на формирование личности маленького человека,меняют его отношение к окружающему миру и к самому себе.
Движение, осуществляя практический контакт - "реальную встречу" руки с внешним объектом,подчиняется его свойствам: ощупывая предмет,рука воспроизводит его величину и контур и через посредство сигналов, идущих от её двигательного аппарата, формирует "слепок" в мозгу. А.Н. Леонтьев писал: "сетчатка обученного глаза"-это, собственно говоря, сетчатка глаза первоначального научившегося у руки. В отличии от процесса контактной рецепции формы, величины и расстояния,которая осуществляется в движении, как бы принудительно навязываемом объектом, жёстко не определяется и не контролируется:ведь сам объект не оказывает физического сопротивления движению взора,какое он оказывает движущейся по нему руке. Это позволяет понять сложность взаимосвязей взаимодействие зрительно-тактильных связей. "Глаз учит руку-рука учит глаз".
У ребёнка умение направлять движения своих ручек к предмету и его ощупывание возникают лишь только на 4 месяце. Хватание предмета возникает между 5 и 6 месяцами жизни. Развитие руки как анализатор,начинается с появления ощупывающих движений. Рука движется не за предметом,а по предмету. С ощупывания начинается интенсивное развитие движений ребёнка.
Учитывая, возрастные особенности детей первого года жизни, необходимо проводить игры-занятия на развитие тактильных ощущений. Приведу несколько приемов, которыми пользуюсь на занятиях: вкладывание различных по форме шнурков,валиков, колечек, небольших мячиков в ладошку ребёнка,которые изготовлены из разных материалов и структуры; также применяю игры с крупой разные по величине; точечный массаж пальчиков и ладошке ребёнка; игры с водой.
Все игры-занятия сопровождаю художественным словом. Необходимо систематически проводить игры-занятия, чтобы ребёнок закреплял полученные ощущения и мог уже различать их по структуре ближе к году. Конечно необходимо проводить и индивидуальные занятия, учитывая физиологические способности детей. Дети с нарушение слуха и зрения, нуждаются в более частых и индивидуальных играх-занятиях. Систематическая работа на занятиях с детьми, конечно дают свои плоды. Наблюдая за малышами, как они развиваются, видишь результат своего воспитания.

Рекомендуем посмотреть:

Конспект занятия по развитию речи для старшей группы Роль классного руководителя в становлении и формировании учебной группы колледжа Консультации для воспитателей ДОУ. Использование устного народного творчества для развития речи Развитие речи у дошкольников через игру

Похожие статьи:

Игры на развитие речевого дыхания в средней, старшей группе

Развитие речи у детей 3-4 лет с ЗРР на материале сказок Сутеева

Конспект занятия с детьми первого года жизни | Конспект игрового занятия с детьми в возрасте 3 месяцев
Опубликовано: 268 дней назад (16 марта 2016)
Просмотров: 614
Рубрика: Без рубрики
+7
Голосов: 7
Ольга Степановна Капитонова # 16 марта 2016 в 14:15 +1
Скоро стану мамой! Вашу статью прочитала на одном дыхании! Полезная, познавательная информация! Спасибо! Удачи!
Оксана Анатольевна Танкова # 16 марта 2016 в 14:18 +1
Благодарю за комментарий!
Ольга Сергеевна Дьякова # 16 марта 2016 в 16:37 +1
Оксана Анатольевна,спасибо за приглашение. С большим интересом познакомилась с вашей работой! Очень интересный, актуальный, содержательный материал. Желаю Вам дальнейших творческих успехов! Примите мой голос!
Любовь Владимировна Лычангина # 16 марта 2016 в 17:08 +2
Оксана Анатольевна, здравствуйте. Вы опубликовали педагогическую статью, которая имеет методическую ценность. Для того, чтобы коллегам было легче сориентироваться в области применения Вашего замечательного материала, в начале публикации следовало поместить описание. Далее обычно указывают автора, цель, задачи. Таковы требования сайта. Фотографии малышей всегда способны оживить даже сухой материал, а у Вас тут - живое слово! Голосую за Вашу качественную публикацию и желаю дальнейших творческих удач!
Оксана Анатольевна Танкова # 16 марта 2016 в 17:15 +1
Спасибо за ошибки и голос.
Татьяна Евгеньевна Сухарева # 16 марта 2016 в 17:37 +2
Добрый день Оксана Анатольевна. Познакомилась статьёй. Интересный и актуальный материал. Многие родители начинают "кусать локотки" когда у ребёнка наблюдается задержка в развитие речи. Проблему проще предупредить, чем затем исправлять. Вы даете советы, которые под силу выполнить любой маме. Начать всё таки следует массажа ладошек и каждого пальчика в отдельности. Затем возможно использование детского игрового коврика собранного из ткани различной по структуре. Там можно расположить (пришить, прикрепить на двусторонний скотч, привязать и т.д.) все те предметы которые Вы упоминаете в своей статье. Ребёнок сможет самостоятельно постигать окружающий мир. И главное мамы должны как можно больше разговаривать с ребёнком, петь колыбельные песни, играть в потешки и рассказывать сказки. Ваш материал может быть использован на занятиях будущих и молодых мам. Примите голос и желаю новых творческих идей.
Светлана Леонидовна Капуста # 16 марта 2016 в 21:54 +1
Здравствуйте, Оксана Анатольевна! Вы опубликовали очень полезную статью. Такие рекомендации необходимо давать всем родителям маленьких детей, т.к. в дальнейшем при поступлении в школу у детей возникает масса проблем в усвоении учебного материала вследствие недоразвития функциональных возможностей рук, мелкой моторики и недостаточности развития речи. Обучаю детей в коррекционной школе, ежедневно приходится работать над формированием и речевых навыков, и функциональных возможностей рук.
Тема очень актуальная.
Людмила Александровна Прокопьева # 18 марта 2016 в 15:05 0
Здравствуйте, Оксана Анатольевна. В своей статье Вы затронули актуальную тему не только для молодых мамочек, на и для педагогического сообщества. Мои дочери уже выросли, но я как мама и бабушка могу воспользоваться вашими советами. Спасибо.Желаю успеха. Голосую +1.
Оксана Анатольевна Танкова # 18 марта 2016 в 15:53 0
Благодарю всех за комментарии.
Гузель Сагитовна Яхина # 19 марта 2016 в 10:44 0
Добрый день! Прочитала вашу статью... интересно, неординарно, гениально!