Конкурсы для педагогов и детей

Методическая разработка урока русского языка в 5 классе

Русский язык - 5 класс. Конспект урока
Разработка урока русского языка в 5 классе Тема: Морфологический разбор имени прилагательного
Цели:
Образовательная:
- повторить морфологические признаки имени прилагательного;
- научить морфологическому разбору имени прилагательного.
Развивающая:
- развивать логическое и аналитическое мышление, творческие способности.
Воспитательная:
- воспитывать чувство патриотизма.
Оборудование: учебник, доска, карточки.
Описание урока: предлагаю Вашему вниманию разработку урока комбинированного типа. Данный материал может быть полезен учителям русского языка и литературы, студентам филологических факультетов при подготовке к проведению урока в 6 классе.
Ход работы:
1. Орг. Момент. Приветствие.
2. Повторение пройденного материала.

Ребята, посмотрите, пожалуйста, на интерактивную доску. Здесь мы видим слова, которые потеряли свои домики. Давайте распределим их все на свои места.
(домики: Глаголы, существительные, прилагательные.
Слова: машина, ножницы, съезд, съездил, носовой, носить, нос, прибегнуть, маленький, красненький, краснеть ).

-Скажите, пожалуйста, чем вы руководствовались, когда распределяли слова по своим домикам. (Ставили вопросы, вспоминали, что обозначает каждая часть речи)
-Давайте вспомним, что обозначает имя прилагательное? (признак предмета)
-С какой частью речи согласуется имя прилагательное? (имя существительное)
-Как изменяются имена прилагательные? (В ед.ч.- по падежам, родам)
3. Изучение нового материла.
Запишем тему нашего урока «Морфологический разбор имени прилагательного». Посмотрите на доску, здесь представлен алгоритм разбора имени прилагательного, но для начала давайте вспомним, что обозначает слово «Алгоритм» (Обобщенная схема какой-либо деятельности.) Разбор называется морфологический, А что изучает раздел науки - морфология? (раздел науки о языке, в котором слово изучается как часть речи.)
План разбора.
I. Часть речи. Общее значение.
II. Морфологические признаки: начальная форма (Им.П., Ед.ч.), краткая или полная форма; род (в ед.ч.), падеж, число.
III. Синтаксическая роль.

Запишем предложение:
Вечерняя заря переливалась разноцветными красками.
- Найдем в предложении все прилагательные. (вечерняя, разноцветная).
А сейчас я у доски, а вы в тетрадях сделаем морфологический разбор прилагательного вечерняя.
I. Вечерняя (заря) – имя прилагательное. Обозначает признак предмета.
II. Н.Ф.- вечерний; жен.род, В Им. П., в ед.ч.
III. Заря (какая?) вечерняя. (определение.)

Выполнение морфологического разбора прилагательного «разноцветная» самостоятельно, проверка, обсуждение вопросов.
4. Закрепление нового материала.
Сейчас я Вам прочитаю стихотворение Баукова под названием «Говори о России» (сокращенный вариант. ), а вы не просто слушаете, но и выписываете словосочетания прил.+сущ.
«Говори о звездной ночи,
О березах, об осинах,-
Говори о чем захочешь,
Лишь бы только о России.
Говори мне об угодьях,
О лесных тропинках узких,
О весеннем половодье -
О раздолье нашем русском.
Говори о звездной ночи,
О рязанском небе синем,-
Говори о чем захочешь,
Лишь бы только о России.»
(о звездной ночи, о лесных тропинках, о узких тропинках, о весеннем половодье, о рязанском небе, о синем небе.)
Произведем морфологический разбор выписанных прилагательных. Четыре человека работают самостоятельно у доски, остальные прилагательные разбираются с классом устно.
5. Творческое задание.
Ребята, обратите внимание у вас на партах разложены карточки с предложениями. Но, увы, в них растеряны прилагательные, но зато написаны их признаки.
……..(признак по времени) небо ……(цвет) цвета с …… (форма) группировкой облаков опутывало нас ….. светом.
Например: Вечернее небо нежно-фиолетового цвета с причудливой группировкой облаков опутывало нас волшебным светом.
6. Подведение итогов.
Итак, сегодня на уроке мы с вами познакомились с морфологическим разбором имени прилагательного.
Какие у вас возникли вопросы?
Кто напомнит мне алгоритм разбора прилагательного?
7. Домашнее задание. Выполнить морфологический разбор имен прилагательных, написанных на карточках.

Рекомендуем посмотреть:

Конспект урока русского языка в 5 классе Конспект урока по русскому языку в 5 классе Конспект урока-игры русского языка для 5 класса Средства формирования УУД у учащихся 5 класса на уроках русского языка

Похожие статьи:

Конспект урока русского языка в 5 классе. Обобщающее повторение

Конспект урока русского языка в 5 классе. Обозначение мягкости согласных на письме

Итоговый тест с ответами по русскому языку для 5-6-7 классов

Конспект урока русского языка в 5 классе. Синтаксический разбор простого предложения

Конспект урока русского языка в 5 классе по теме: Имя существительное - часть речи удивительная

Конспект урока русского языка в 7 классе. Причастие | Воспитательная программа 10 класс
Опубликовано: 795 дней назад (8 октября 2014)
Просмотров: 7859
+1
Голосов: 1
Анна Анатольевна Копорова # 13 октября 2014 в 22:17 +1
Здравствуйте!Конспект урока краткий, но основные этапы соблюдены, цели отработаны. Задания подобраны с учетом возрастных способностей, разнообразны, не вызывают у детей утомляемости, способствуют творческому развитию, воспитанию патриотизма. Спасибо, обязательно возьму на заметку.
Мария Андреевна Романенко # 19 марта 2015 в 13:06 0
Оксана Анатольевна, спасибо за конспект! Некоторые моменты я включила в свой урок.