Конкурсы для педагогов и детей

Интеграция детей с ОВЗ

Работа с детьми с ограниченными возможностями здоровья в ДОУ
В настоящее время в российской системе образования выделяются несколько видов интеграции детей с ОВЗ в образовательном процессе в тех дошкольных учреждениях,где открыты и коррекционные, и группы общеразвивающей направленности.
Итак,
- комбинированная интеграция – при которой дети с уровнем психофизического и речевого развития, соответствующим и близким к возрастной норме, по 1- 2 человека на равных воспитываются и обучаются в массовых группах, получая постоянную коррекционную помощь дефектолога специальной группы. При этом дети получают специальное сопровождение либо за счёт внутренних ресурсов учреждения и /или за счёт сотрудничества с другими организациями;
- частичная – при которой дети, ещё не полностью способные на равных со здоровыми сверстниками овладеть образовательным стандартом, вливаются лишь на часть дня. Основной образовательный процесс при этом осуществляется в отдельной специальной коррекционной группе данного учреждения;
- временная – при этой форме все дети коррекционной группы вне зависимости от психофизического и речевого развития объединяются со здоровыми детьми не реже 2-х раз в месяц для проведения различных мероприятий;
- смешанная интеграция – при которой в дошкольной группе формируется смешанная среда при уменьшении общего числа обучающихся и пропорциональном соотношении группы здоровых детей и детей с особенностями развития не менее 2:1. При таком виде интеграции в группе обязательно работает дефектолог, он же является ведущим специалистом, осуществляющим образовательный и воспитательный процесс;
- полная интеграция – при которой ребёнок с ОВЗ с высоким уровнем психофизического развития, близким к норме, посещает дошкольное учреждение наравне с типично развивающимися сверстниками, а специализированную помощь получает во внешних учреждениях и усилиями специалистов образовательного учреждения. Привлечение внешнего ресурса для оказания специализированной коррекционной помощи в данном случае является необходимым, но организуется в большинстве случаев родителями.
Необходимо отметить, что при всех выделенных типах интеграции ( за исключением последнего) предполагается наличие в ОУ некоего специального подразделения со своим штатом сотрудников, а широкой образовательной интеграции подлежит небольшая группа детей, близкая к норме, и готовая усваивать общий стандарт безо всяких изменений. При смешанной, частичной и временной интеграции более широкий доступ к системе общеразвивающей направленности воспитания и образования получают дети, которые «условно типичны» : дети из семей неслышащих родителей, дети из двуязычных семей, семей беженцев и переселенцев и т. д.
Инклюзия – это процесс дальнейшего развития и расширения образовательной и воспитательной интеграции, это изменение системы и принятие любого ребёнка на уровне всего ОУ, это гибкая система, учитывающая потребности всех детей, не только с проблемами развития, но и разных этнических групп, пола, возраста, принадлежности к той или иной социальной группе.
Современные тенденции и достигнутые результаты в решении вопроса о профессиональной подготовке специалистов интегрированного образования не получили должного теоретического осмысления, поскольку не разработано целостное представление о специфике, дидактических условиях, принципах и методах подготовки педагогов к интегрированному обучению. Данная проблема позволяет выделить несколько противоречий :
-с одной стороны потребность детей с ОВЗ в адаптации в среде, с другой- неготовность системы воспитания и образования на данный момент к эффективному решению задачи;
- попытки отдельных коллективов реализовать идеи интеграции детей с ОВЗ и неготовность совместить группы детей, организовать условия для таких ребят к жизни в условиях ОУ;
-потребность в подготовке квалифицированных кадров для работы в интегрированных группах и отсутствие разработанных методик по особенностям содержания, целевых установок, организационных форм подобной подготовки.
Одним из важнейших показателей готовности системы воспитания и образования к реализации процесса интеграции является этап психологических и ценностных изменений всех её участников, в первую очередь включая уровень профессиональных компетенций специалистов. На данный момент остро стоит проблема неготовности педагогов к работе в системе инклюзии (неготовности как психологической, так и методической).
На сегодня из-за неготовности ОУ к инклюзии возникает опасность имитации данного процесса и через это – дискредитации самой идеи. Опасность возникает из-за того, что при некоторых организационных условиях интегрированное включение детей с ОВЗ может превратиться в «модную» тенденцию без глубоких качественных изменений самого воспитательного и образовательного процесса. Основная ориентация должна вестись на качество процесса включения и сопровождения всех участников, анализ успешных практик, поиск эффективных технологий, оценку динамики психологических и системных изменений.
Считаю необходимым отметить,что данный материал является частично переработанной статьёй,заинтересовавшей меня своей актуальной тематикой, "Модели интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья"( подготовлена в Московской гуманитарной академии переподготовки работников социальной сферы), и оставленной для дальнейшей проработки мною или такими же заинтересованными педагогами.

Рекомендуем посмотреть:

Логопедическая работа по развитию памяти школьников Мастер класс для учителей, логопедов и родителей "Рассказы в рисунках" Применение арт терапевтических методик в работе с детьми с ОВЗ Интегрированные формы деятельности в коррекционной работе с детьми с ОВЗ
Итоговое мероприятие во 2 младшей группе | Дед Мороз из бумажного конуса своими руками. Мастер-класс с пошаговыми фото
Опубликовано: 520 дней назад (9 июля 2015)
Просмотров: 3579
0
Голосов: 0

Нет комментариев. Ваш будет первым!