Конкурсы для педагогов и детей

Брейн-ринг по литературе для учащихся 5 класса

Брейн-ринг "Вечера на хуторе близ Диканьки"
Авторы: Наталия Евгеньевна Смирнова, Наталья Николаевна Ципенко
«Истинная веселость» и «истинная поэзия» «Вечеров...»
Цель. Познакомить учащихся с первым произведением Н.В.Гоголя, принесшим ему большую славу. Показать мастерство Гоголя-художника. Показать роль юмора, «забавность» «Вечеров...».
Описание игры (в форме брейн-ринга): команды сидят за разными столами, на каждом столе стоит по настольной лампе. Отвечает та команда, которая, первой зажгла лампу. За каждый верный ответ — очко, словарик — по очку за каждое верно определенное слово, «черный ящик» — по три очка за правильный ответ, супер-блиц — пять очков.
Оборудование. Две настольные лампы желательно с абажурами разных цветов. На столах таблички с названием команд: 1-й вариант «Полтавская губерния» и «Парубки и дивчины»; 2-й вариант «Кораблик» и «Лысый дидько». Предметы для «черного ящика»: ложка, зеркало, карты, «свитка», «черевички». Две одинаковые карточки для супер-блица. Две одинаковые карточки со словариком. Выставка книг Н.В.Гоголя и о нем. Чистые листы бумаги, карандаши, ручки, фломастеры.
Ход игры
Вступительное слово учителя (ведущего).
В один из жарких дней августа лет эдак 180 тому назад «дорога, верст за 10 до местечка Сорочинец, кипела народом, поспешавшим со всех окрестных и дальних хуторов на ярмарку... Одиноко в стороне тащился на истомленных волах воз, наваленный мешками, пенькою, полотном и разною домашнею поклажей...» Солопий Черевик с женой и дочерью-красавицей ехал на ярмарку, не предполагая, что придется ему пережить немало приключений да еще и дочку замуж выдать.
«Как упоителен, как роскошен летний день в Малороссии!» Как упоительны, как роскошны, как не¬обыкновенно притягательны повести неведомого в Санкт-Петербурге пасечника Рудого Панька. «Они изумили меня. Вот настоящая веселость, искренняя, непринужденная, без жеманства, без чопорности. А все это так необыкновенно в нашей нынешней литературе, что я доселе не образумился», — писал А.С.Пушкин в письме к своему приятелю.
Столь высоко оцененные Пушкиным повести под названием «Вечера на хуторе близ Диканьки» вышли в 1831 г., а их автор обитал в ту пору в Павловске, неподалеку от Пушкина, проводившего лето в Царском Селе. Было молодому и враз ставшему известным Н.В.Гоголю 22 года.
Родился же автор «Вечеров...» то ли в самих Coрочинцах, то ли близ их. Доктор Трохимовский заверил мать новорожденного Марию Ивановну: «Славный будет сын». Так оно и вышло.
Детство Н.В.Гоголя прошло в обожаемой им Малороссии, которую лучше, красочнее, любовнее него никто ни прежде, ни после не описывал. Еще в гимназии завел он большую конторскую «Книгу всякой всячины, или подручную энциклопедию», куда заносил любопытные словечки, фамилии, прозвища, предания, бытовые сценки. Уже в Петербурге, стремясь быть «полезным человечеству», учась живописи, работая канцелярским чиновником и преподавателем истории, общаясь с людьми учеными и талантливыми, Николай Васильевич просит матушку присылать побольше заметок о родной Украине, ее обычаях, нравах и верованиях, ведь «здесь так занимает все малороссийское». А что касается поэзии, так Пушкин прав, Николенька и в детстве, и в юности стихами весьма увлекался и даже поэму опубликовал. Только славы она ему не принесла, да и критики заругали. Вот тут-то чувствительность автора и сказалась: Гоголь скупил и уничтожил почти весь тираж изданной поэмы «Ганс Кюхельгартен» и навсегда с поэзией покончил. Зато с прозой все вышло как нельзя удачнее: «Вечера...» принесли Гоголю настоящую славу. Свободный, живой разговор, великолепно драматически построенные диалоги, богатство народных преданий — все это сделало книгу занимательной и одухотворенной. Добрый юмор, оригинальные для российской словесности герои, смешение лирики, сказки и жутковатой мистики, колдовства. Это книга романтика, художника, поэта в прозе.

Вопросы командам
1. Кем изданы повести, собранные в книгу «Вечера на хуторе близ Диканьки»?
2. В каком году это произошло? Возраст автора?
«Ночь перед Рождеством»
1. Что ведьма собирала в рукав в ночь перед Рождеством?
(Звезды)
2. Как ведьма и черт попали в хату?
(Через трубу)
3. Кто и зачем украл месяц?
(Черт, чтобы устроить мелкую пакость кузнецу Вакуле: по темноте Чуб, отец Оксаны, никуда не уйдет из дому, и свидание не состоится)
4. За что черт мстил кузнецу?
(Кузнец намалевал в церкви картину Страшного суда, где бедного черта били чем ни попадя)
5. Сколько лет было Оксане?
(16-17 лет)
6. Какой подарок готовил кузнец Оксане?
(Сундук с железной оковкой и росписью)
7. Как звали ведьму, и кем она приходилась кузнецу?
(Солоха, мать кузнеца)
8. Почему из всех своих ухажеров Солоха предпочитала Чуба?
(Чуб был богат, хозяйство содержал в порядке, хоть и не молод был, но еще в добром здравии, а самое главное — был вдовец)
9. Как случилось, что кузнец поколотил Чуба, отца Оксаны, и выгнал его из его собственного дома?
(Кузнец был раздражен тем, что кто-то помешал его беседе с Оксаной, Чуба он не узнал (метель, темно), а тот, смущенный резкостью тона Вакулы, решил, что попал в чужую хату)
10. Какое условие кузнецу поставила Оксана, согласившись выйти за него замуж?
(Кузнец должен был достать ей «черевики, которые сама царица носит»)
11. Что такое колядование?
(Праздничный обряд под Рождество: игры, хороводы, пение песен величальных и хождение по дворам, за что хозяева одаривали чем-нибудь вкусным: салом, пирогами, медом, колбасами и т. д.)
12. Кто и почему угодил в мешки в избе Солохи?
(Черт, голова, дьяк, Чуб)
13. Кто такой Пузатый Пацюк, почему именно к нему Вакула пошел за помощью?
(Пузатый Пацюк был когда-то запорожцем, а еще знался, по всеобщему мнению, с нечистой силой)
14. За что Пузатого Пацюка ценили и уважали в селе?
(За знахарство)
15. Что Пузатый Пацюк сказал Вакуле?
(«Когда нужно черта, то и ступай к черту!.. Тому не нужно далеко ходить, у кого черт за плечами»)
16. Что ел Пузатый Пацюк во время разговора с Вакулой?
(Галушки, вареники со сметаной)
17. Как можно укротить черта?
(Крестным знамением)

Пятое задание — «Словарик».
Объяснить значения слов, употребляемых в повестях:
гопак (украинский танец)
домовина (гроб)
кораблик (женский головной убор)
лысый дидько (домовой)
оселедец (чуб)
парубок (парень)
свитка (верхняя одежда)
цибуля (лук)
кавун (арбуз)
галушки (вареники)
очипок (женский головной убор)
тесная баба (детская игра)

18. Куда отправился Вакула, попав в Санкт-Петербург?
(К знакомым запорожцам)
19. О чем думал кузнец, попав в царский дворец?
(«Важная работа!.. Чистая выделка!», поражаясь красоте картин, паркета, даже ручек на дверях, как мастер, которого интересует сама работа)
20. Какие два известных исторических лица появляются перед нами во дворце?
(Екатерина Вторая и князь Потемкин)
21. Почему царица благосклонно отнеслась к просьбе Вакулы?
(Ей пришлось по душе простодушие и откровенность кузнеца, да и собой он был статен и пригож)
22. Как запорожцы называли царицу?
(«Мамо»)
23. Какой слух прошел после исчезновения кузнеца? Что стало с Оксаной, когда кузнец пропал?
(Пошли слухи о его смерти; Оксана смутилась, задумалась, вспомнила, как хорош собой Вакула, как преданно ее любит, какой он мастер и т. д., кончилось тем, что «к утру влюбилась в кузнеца по уши»)
24. Как кузнец сватался?
(Принес Чубу новехонькую шапку и красивый пояс, повалился в ноги и сказал: «Помилуй, батько! Не гневись! Вот тебе и нагайка, бей, сколько душа пожелает... Отдай, батько, за меня Оксану!» Дары Чубу пришлись по душе, равно как и покорность гордого кузнеца, вдобавок он вспомнил вероломство Солохи и согласился на свадьбу)
25. Как кузнец «отблагодарил» черта?
(Отвесил черту три удара хворостиной)

Шестое задание — «Черный ящик № 4».
В «черном ящике» — вещь, от которой желательно побыстрее избавиться.
(Красная свитка)

«Сорочинская ярмарка»
1. Что это за парикмахер, который «Без зову появляется и к красавице, и к уроду и насильно пудрит несколько тысяч лет весь род человеческий?»
(Время, старость, седина)
2. Что мешало пожениться Грицко и Параске?
(Мачеха Параски, осмеянная Грицко, была категорически против свадьбы и заставила мужа отказать парубку)
3. Какую сделку заключил Грицко с цыганом?
(Обещал отдать волов цыганам, если заставят Черевика выдать за него дочь)
4. Как случилось, что у черта пропала его красная свитка?
(Разгулявшись, черт заложил ее шинкарю, тот свитку продал, ее перепродавали, меняли и подсовывали еще не раз; наконец, один мужик изрубил со злости ее в куски и разбросал по сторонам)
5. Какой части свитки не хватало черту теперь?
(Рукава)
6. В каком преступлении обвинили Солопия Черевика на ярмарке?
(В краже собственной кобылы)
Первое задание — «черный ящик № 1».
В этом ящике лежит вещь, нужная всем, кроме Пузатого Пацюка.
(Ложка)
«Вечер накануне Ивана Купала»
1. Что происходило с подарками Басаврюка?
(Подарки те были «нечистыми»: за шею душили, за пальцы кусали, за волосы дергали, а избавиться от них не было возможности)
2. Что происходит в ночь накануне Ивана Купала?
(Цветет папоротник, отмыкающий клады)
3. Что потребовала ведьма от Петра взамен золота?
(Крови невинного дитяти)
4. Что стало с Петром после свадьбы?
(«Одичал; оброс; стал страшен; и все думает об одном, все силится припомнить что-то, и злится, что не может вспомнить»)
5. Что случилось, когда память вернулась к Петру?
(Когда жена Петра привела колдунью из Медвежьего Оврага, Петро все вспомнил; с диким хохотом он швырнул в колдунью топор, но она пропала, а появился Ивась; когда же Пидорка кинулась к мальчику, привидение покрылось кровью; в страхе она убежала, а когда вернулась, вместо Петра в хате осталась куча пепла, а вместо его сокровищ — битые черепки)

Второе задание — «Супер-блиц № 1».
Вызываются либо капитаны, либо учащиеся, которые хорошо знают текст (их может выбрать команда). Им дается карточка с вопросами и 1-2 минуты подумать, затем они отвечают на вопросы, причем сначала отвечает один, а второй в это время выходит, чтобы не слышать ответов.
• Что попович называл змееподобным злаком? (Крапиву)
• Кто это: «спереди совершенно немец...» (Черт)
• Как Левко удалось узнать ведьму?
(Она сама вызвалась быть «вороном», хищно кидалась на других девушек и сквозь нее вроде что-то чернело)
• Какой предмет в казацкой жизни одинаково важен и младенцу, и взрослому казаку? (Люлька)
• Как старики на Украине объясняют землетрясение?
(Иуда Петр не может подняться из земли и скребет ее когтями, и трясет)
«Страшная месть»
1. С какого события начинается повесть?
(Со свадьбы в Киеве)
2. Сколько лет пропадал без вести отец Катерины?
(21 год)
3. Как на свадьбе обнаружили колдуна?
(Старый есаул вьнес две иконы, доставшиеся ему от честного схимника, и, когда поднял их, благословляя молодых, один из казаков враз переменился в страшного старика)
4. Объясните фразу: «Посреди Днепра плыл дуб».
(Казацкие челны долбили из ствола дерева, чаще дуба)
5. Что произошло, когда казаки плыли мимо кладбища?
(На кладбище, мимо которого плыли казаки, стали шататься и падать кресты, отворяться могилы, мертвецы поднимались и кричали)
6. Какой сон приснился Катерине?
(Вещий сон о том, что ее отец и есть колдун, который призвал ее к себе и говорил сладкие речи)
7. Чем отец Катерины был подозрителен Даниле?
(Данило заметил, что отец Катерины не ходит в церковь, не хотел выпить за казацкую волю, ребенка на руки не взял, галушек не любит, свинины не ест)
8. Что увидел Данило ночью в замке колдуна?
(Своего тестя в чужой странной одежде с лицом колдуна, тот ворожил и призывал душу Катерины)
9. За что колдуна должны были казнить?
(За тайное предательство, за сговор с католиками)
10. Почему колдун не мог сбежать?
(Потому что стены подвала, где сидел за тремя замками, строил святой схимник)
11. Почему Катерина его отпустила?
(Колдун обещал ей покончить с прошлым, замаливать грехи свои и жить отшельником; Катерина все же любила отца и надеялась спасти его душу)
12. Как погиб Данило?
(В сражении с ляхами, вероятнее всего, от пули колдуна)
13. Что стало с Катериной и ее сыном?
(Ребенок Катерины был убит колдуном ночью во сне; Катерина сошла с ума и, когда колдун под видом старого казака приехал к ней свататься, узнала его и кинулась с ножом, но колдун оказался проворнее и убил свою дочь)
14. Какое чудо видели в ту пору за Киевом?
(«Стало видимо далеко во все концы света, показались даже Карпаты, а над ними стоял рыцарь на коне»)
15. Как вообще появился на свет колдун?
(История о двух братьях: Петре и Иване. Петр позавидовал брату и убил его вместе с маленьким сьном. На своем суде Бог предложил самому Ивану выбрать наказание братоубийце. И Иван сказал: «Сделай, Боже, так, чтобы все потомство его не имело на земле счастья! Чтобы последний в роде был такой злодей, какого еще не было на свете! И от каждого его злодейства чтобы деды и прадеды его не нашли бы покоя в гробах и, терпя муку, поднимались бы из могил! А Иуда Петро чтобы не в силах был подняться, и оттого терпел бы муку еще горькую...» Когда же настанет предел злодеяниям, Иван попросил Господа поднять его на самую высокую гору и привести к нему того злодея. Так оно и случилось. И когда колдун попал в руки рыцаря, тот бросил его в пропасть, и все мертвецы стали грызть его и терзать за те муки, что он им причинил. А Петро так и не мог подняться и мучился оттого, что не в силах отмстить)

Третье задание — «Черный ящик № 2».
В «черном ящике» лежит предмет, который очень любила одна из героинь повестей. (Зеркало)
«Майская ночь»
1. Как зовут главных героев?
(Ганна и Левко)
2. Как панночка узнала, что ее мачеха — ведьма?
(Ночью к панночке подкралась черная кошка и стала душить; панночка ударила кошку по лапе отцовской саблей, а наутро у мачехи была перевязана рука)
3. Что случилось с панночкой?
(Сотник выгнал дочь из дома по наущению молодой жены — ведьмы; панночка с горя утопилась)
4. А что стало с ведьмой?
(Однажды ночью панночка-утопленница затащила ведьму в пруд, но та тоже обернулась утопленницей, и панночка не могла ее отличить от других)
5. Что значит головой быть на селе?
(Голова — «местное начальство»)
6. Какое событие в жизни головы преисполнило его важности на всю оставшуюся жизнь?
(Он был «провожатым» царицы Екатерины по Крыму и даже сидел на козлах ее кареты)
7. Почему отец не хотел женить Левко на Ганне?
(Ему самому нравилась Ганна)
8. Что в отместку задумал Левко?
(«Парубки гуляли» — высмеивали голову в песнях, дразнили, шумели)
9. Во что играли утопленницы?
(В «ворона»)
10. Что следовало сделать, чтобы тебя не приняли за сатану и не сожгли?
(Перекреститься, что и сделала свояченица головы, которую приняли за ведьму или сатану)
11. Что получил Левко в награду от панночки?
(Записку от комиссара к голове, где среди прочих указаний было повеление «сей же час женить твоего сына Левко на Ганне»)

Четвертое задание — «Черный ящик № 3».
В «черном ящике» лежит предмет, который желательно перекрестить, прежде чем использовать. (Карты)
«Заколдованное место»
1. Какое любимое занятие было у деда?
(Послушать разные байки от проезжих)
2. Что случилось однажды, как он пошел плясать?
(На одном месте руки-ноги слушаться отказывались)
3. Где горела свечка?
(На кладбище, это верный знак, что припрятан клад)
4. Как дед попал в нужное место во второй раз?
(Ударил в сердцах заступом по «заколдованном месту», где не плясалось)
5. Какой клад ему достался?
(Котел с мусором)
6. Что росло на заколдованном месте?
(Ничего доброго там не росло: «Арбуз — не арбуз, тыква — не тыква, черт знает что такое!»)
«Пропавшая грамота»
1. Куда прятал дед грамоту?
(Зашил в шапку)
2. Что наутро подумал дед, когда исчезли и запорожец, и оба коня?
(«Положим, запорожца взяла нечистая сила; кто же коней?, — сообразив все, дед заключил, что, верно, черт пришел пешком, а как до пекла не близко, то и стянул его коня»)
3. Кто подсказал деду, где искать грамоту?
(Шинкарь)
4. Каким способом дед ее добыл?
(Ведьмы посадили деда играть в «дурака» с условием: хоть раз из трех выиграет — отдадут шапку, а проиграет все три раза — не только шапки, может, и света не увидит; оставшись дважды в дураках, дед заподозрил неладное, перекрестил карты под столом и выиграл)

Седьмое задание — «Супер-блиц № 2»
Кому дед вез грамоту? (Царице)
Какие два праздника — языческий и христианский — упоминаются в повестях?
(Иван Купало и Рождество)

Подведение итогов.
Подсчитываются командные очки и награждаются оценками и сувенирами учащиеся, активно принимавшие участие в игре.

Рекомендуем посмотреть:

Сценарий внеклассного мероприятия по литературе в 6-8 классах Игра по русскому языку и литературе, 7-8 класс Сценарий открытого внеклассного мероприятия по литературе в 9 -11 классах Внеклассное мероприятие по литературе 5-6 класс. Сценарий

Похожие статьи:

Интеллектуальная игра по литературе

Интеллектуальная игра Умницы и умники для 5 класса

Интеллектуальная игра по творчеству Пушкина для 5-6-7 классов

Интеллектуальный конкурс эрудитов по творчеству Н. А. Некрасова

Интеллектуальный конкурс эрудитов по творчеству М. Е. Салтыкова-Щедрина

Игровые перемены в рамках недели мировой литературы | Литературный праздник, посвященный Н. Носову. Сценарий для 4 класса
Опубликовано: 693 дня назад (15 января 2015)
Просмотров: 2231
+3
Голосов: 3
Людмила Дмитриевна Фунина # 15 января 2015 в 20:55 0
Здравствуйте, Оксана!получила удовольствие от прочитанного материала, спасибо большое.Материал приму к сведению, можно провести среди родителей на родительском собрании.
Цечоева Эсета Ханбулатовна # 15 января 2015 в 23:15 +1
Оксана,материал замечательный.Я очень люблю творчество Гоголя, и мероприятие возьму на заметку.Обязательно буду применять.Голос!
Марина Ивановна Никитюк # 16 января 2015 в 19:30 0
Здравствуйте, Оксана Дмитриевна. Мероприятие интересное. Я считаю, что дети в игровой форме закрепляют материал, полученный ,возможно, на уроке. Интересная викторины. Хорошо подобраны вопросы. Вступительное слово учителя является важным элементом игры. Идея с настольной лампой великолепна. Голос. С уважение Марина Ивановна.
Ципенко Анастасия # 11 февраля 2015 в 00:48 0
Прошу прощения, вы по ночам спокойно спите? Этот урок придумала моя мама вместе со своей коллегой, а Вы его украли и выдаёте за свой! Ее материал защищен авторским правом, был издан в Москве в издательстве "НЦ ЭНАС" в 2002 году в книге "Игровые уроки. Русские и зарубежные произведения. 5-6 классы." Можно найти, например, здесь, и не только здесь! http://www.proshkolu.ru/user/ahm-anu/file/3101549/ От Вас требовалось всего лишь честно указать автора, а Вы выдаете чужой труд за свой! Как Вы можете после этого преподавать такой предмет, как литература, где нужно говорить с детьми о честности, о нравственности?! С полным неуважением, Ципенко Анастасия
Светлана Викторовна # 11 февраля 2015 в 01:19 0
Здравствуйте, Анастасия.
Мы приносим свои извинения за недостойное поведение данного педагога. Мы указали настоящих авторов данного материала.
С уважением, Администратор сайта
Ципенко Анастасия # 12 февраля 2015 в 00:16 0
Огромное спасибо администрации сайта за оперативную реакцию и восстановление справедливости! С уважением, Анастасия Ципенко