Конкурсы для педагогов и детей

Из опыта работы воспитателя ДОУ. Роль семьи в развитии дошкольников

Доклад из опыта работы. "Роль семьи в развитии поисково – исследовательской активности дошкольников".
Автор: Башкирова Оксана Евгеньевна
Должность и место работы: воспитатель МБДОУ г. Мценска "Детский сад № 10".
Доклад из опыта работы. "Роль семьи в развитии поисково – исследовательской активности дошкольников".
Описание: материал будет интересен воспитателям, методистам.
Что я слышу – забываю.
Что я вижу – я помню.
Что я делаю - я понимаю.
Конфуций.
Дошкольное образование призвано обеспечить саморазвитие и самореализацию ребенка, способствовать развитию исследовательской активности и инициативы дошкольника. Следовательно, необходимо создавать оптимальные условия для интеллектуального, социального и эмоционального развития растущей личности. И одним из таких условий является организация познавательно-исследовательской деятельности.
Задача педагогов, используя наиболее эффективные средства обучения и воспитания на основе современных методик и образовательных технологий, не насыщать ребенка информацией, а развивать у него познавательный интерес, умения добывать знания самостоятельно, чтобы использовать их в разных жизненных ситуациях. Знания, добытые самостоятельно, всегда являются осознанными и более прочными. Ребенок - исследователь, проявляет интерес ко всему, что его окружает. Он познает предметы в ходе взаимодействия и действий с ним, осуществляя при этом познавательную, исследовательскую деятельность, раскрывая содержание изучаемого предмета.
Как известно, ни одну воспитательную или образовательную задачу нельзя решить без плодотворного контакта с семьёй и полного взаимодействия между родителями и педагогами. Для ребенка важно, чтобы его мама и папа поддерживали его интересы. Никому ни секрет, что для ребёнка родители – самые главные в мире люди, и родительские слова становятся руководством к действию. Поэтому я привлекаю родителей к активной помощи в решении проблем, связанных с развитием поисково-исследовательской активности дошкольников. Главными задачами во взаимодействии с родителями считаю: во-первых, установить партнёрские отношения с семьёй каждого воспитанника и объединить условия для развития поисково-исследовательской деятельности; во-вторых, создать атмосферу общности интересов, направленных на развитие познавательной активности детей; в-третьих, активизировать и обогатить воспитательские умения родителей по данной теме.
Одним из перспективных методов, способствующих решению этих задач, является метод проектной деятельности, позволяющий скоординировать действия в триаде «педагог - родители - дети», т.е. организовать совместное сотрудничество, направленное на развитие познавательных способностей воспитанников. На начальном этапе привлекла родителей к работе по поиску информации и иллюстративного материала, к созданию познавательно-развивающей среды в группе. Благодаря родителям, у нас появилась мини лаборатория, в которой дошкольник, в процессе экспериментирования, имеет возможность удовлетворить присущую ему любознательность, почувствовать себя учёным, исследователем, первооткрывателем.
На родительском собрании «Роль семьи в развитии интереса к опытно-экспериментальной деятельности дошкольников» я предложила родителям некоторые варианты совместной исследовательской деятельности детей и родителей в ходе использования естественных ситуаций дома. Также я предложила игры, активизирующие мыслительную деятельность, проблемные ситуации для разрешения их в семье. С помощью презентации познакомила родителей с разными темами исследовательских работ. Разработала консультации для родителей: «Организация детского экспериментирования в домашних условиях»; «Значение экспериментальной деятельности для детей»; «Научите ребёнка любить живую природу» и др. Тесное педагогическое взаимодействие позволило вовлечь родителей в образовательный процесс. Так мы с родителями воспитанников постепенно объединились в команду единомышленников, имеющих общую цель - повысить поисково-исследовательскую активность детей, вырастить здоровых, гармонично развитых, адаптированных к жизни в современном обществе людей.
Темами проектов, реализованных в нашей группе, были: «Великий воздух-невидимка», «Вода и её свойства». Дети на практике, в ходе экспериментов узнали о свойствах воды и воздуха. Многие провели интересные опыты дома с родителями, подготовили фотоотчёты и поделились своими открытиями в детском саду. Благодаря помощи родителей, был собран интересный материал «Вода и воздух на службе у человека». Дети с родителями выполнили макеты парусников, ветряных мельниц, фильтров для очистки воды и т.д. По завершению проекта «Лаборатория любознательных гномов», мы провели конкурс «Фокусники», где родители выступили в качестве игроков команд – показывали опыты-фокусы.
Большую радость, удивление и даже восторг дети испытывают от своих маленьких «открытий», которые вызывают у них чувство удовлетворения от проделанной работы. Всё это возможно лишь при условии тесного взаимодействия детского сада и семьи. В нашей группе постоянно действует рубрика в родительском уголке «Поэкспериментируем!». Большой популярностью и у детей и у родителей пользуются тематические выставки фотографий «Исследую дома», «Моя семья в лесу», «Наши домашние питомцы» и др. С большим удовольствием родители представили презентации на тему «Семейные коллекции». Собирая коллекцию, у ребёнка возникает желание по больше узнать о предметах своей коллекции, дошкольник тренирует память, внимание, интеллект. А показывая свою коллекцию друзьям, обмениваясь экспонатами, малыш развивает социально коммуникативные навыки, Кроме этого, родители привлекают детей к уходу за комнатными растениями, домашними питомцами и воспитывают ответственность за их жизнь и здоровье. Что способствует воспитанию бережного отношения к природе и формированию знаний о растениях, способах ухода за ними.
По ходу работы я провела анкетирование родителей воспитанников своей группы, с целью выявления отношения родителей к поисково-исследовательской активности детей:
62% родителей ответили, что экспериментирование детей проявляется в игровой деятельности: рисовании (смешивание красок), конструировании, в играх с песком, водой, воздухом.
52% анкетированных родителей ответили, что дети часто продолжают начатые эксперименты в детском саду дома.
41% родителей сказали, что дети делятся открытиями с ними.
38% родителей принимают участие в экспериментальной деятельности ребенка.
Из этого следует, что наша работа ведется не зря. Дети с интересом продолжают экспериментировать, родители принимают в этом активное участие, что способствует удовлетворению познавательных интересов экспериментированием в домашних условиях. Они поддерживают познавательный интерес детей, их стремление узнать новое, самостоятельно выяснять непонятное, желание вникнуть в сущность предметов, явлений, действительности.
Работа в данном направлении совместно с родителями осуществляется в различных формах: наблюдение, опыты, прогулки, путешествия, походы, экскурсии и пр., что способствует значительному продвижению в развитии познавательных интересов.
Дети умеют анализировать, делать выводы, объяснить закономерности в природе, с большим интересом проводят опыты, с помощью взрослого, а иногда и сами создают условия для проведения исследований, опытов, наблюдений. У детей возросли познавательная активность, интерес к миру.
Прослеживается положительная динамика развития познавательных процессов. Заметно повысилась компетентность родителей в организации этой деятельности. Вся деятельность по реализации поисковой, исследовательской деятельности сближает родителей, детей и педагогов, а воспитательно-образовательный процесс делает плодотворным и интересным.
Правы те родители, которые строят своё общение с ребёнком как, с равным, признавая за ним право на собственную точку зрения, кто поддерживает их стремление узнать новое, самостоятельно выяснить непонятное, желание вникнуть в сущность предметов, явлений, деятельности.
Я рада, что родители следуют мудрому совету В. А. Сухомлинского: «Умейте открыть перед ребёнком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги. Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ребёнку захотелось ещё и ещё раз возвратиться к тому, что он узнал».

Рекомендуем посмотреть:

Логопедическое пособие для дошкольников Особенности развития детей дошкольного возраста Развитие коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста Общение детей дошкольного возраста со сверстниками

Похожие статьи:

Психологические особенности развития ребёнка от 5 до 7 лет

Развитие мелкой моторики у детей

Как научить ребёнка считать

Современные подходы к дошкольному образованию

Формирование представлений о времени и пространстве у старших дошкольников

Снежинка из бумаги своими руками. Мастер-класс с пошаговым фото | Конспект ООД в средней группе по мотивам русской народной сказки "Гуси-лебеди"
Опубликовано: 372 дня назад (30 ноября 2015)
Просмотров: 1625
+1
Голосов: 1
Ольга Викторовна Погорелова # 5 декабря 2015 в 15:18 0
Оксана Евгеньевна, замечательный опыт. Видно, что проделана большая работа. Привлечь родителей к совместной деятельности с ребенком становится все сложнее и сложнее. Быстрый темп жизни, стремительно развивающиеся технологии отодвинули на второй план тесный контакт между родителями и детьми. А Вы в своей работе показали как можно сблизить, объединить родителей и детей. Голос!
Юлия Алексеевна Коваль # 7 декабря 2015 в 00:20 0
Именно в семье ребенок получает первый жизненный опыт, делает первые наблюдения и учится как себя вести в различных ситуациях. Очень важно, чтобы то, чему мы учим ребенка, подкреплялось конкретными примерами.Заменить семью не сможет никто другой. Именно в ней закладывается система ценностей ребенка. Уверена,тесный контакт который вы поддерживаете с родителями даст хороший результат в не далеком будущем.