Творческий конкурс для педагогов «Чудесная Весна»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Нейропсихологический подход к исправлению речевой патологии

Статья "Нейропсихологический подход к исправлению речевой патологии»
Автор: Головинцова Оксана Викторовна, учитель-логопед
Место работы: Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение куйбышевского района - детский сад комбинированного вида "Жемчужинка"


Данная статья будет интересна воспитателям, специалистам, участвующим в коррекционно-развивающем процессе в условиях группы компенсирующей направленности.

Нейропсихологический подход к исправлению речевой патологии
"Позволю себе такой каламбур: как театр начинается с вешалки, так и речь начинается с подготовки к ней. Необходимо, чтобы ребенок накопил определенный объем ощущений, являющихся первым жизненным опытом"
(Визель Т. Г.)

В Муниципальном казённом дошкольном образовательном учреждении Куйбышевского района - детском саду комбинированного вида «Жемчужинка» функционирует тринадцать групп, из них две группы компенсирующей направленности. Подготовительную к школе группу компенсирующей направленности посещают десять детей с нарушениями речи, проявляющимися в форме общего недоразвития речи, обусловленного дизартрией, третьего уровня речевого развития и один ребенок с фонетико-фонематическим недоразвитием.
Одним из ведущих признаков речевого дефекта у детей является неполноценная речевая деятельность, которая накладывает отпечаток на формирование сенсорной, интеллектуальной и аффективно-волевой сферы. У детей отмечается недостаточная устойчивость внимания, ограниченные возможности его распределения, снижена вербальная память, страдает продуктивность запоминания. Они забывают сложные инструкции, элементы и последовательность заданий. Детям присуще отставание в развитии двигательной сферы, которая характеризуется плохой координацией движений, снижением скорости и ловкости выполнения. Они отстают в воспроизведении двигательного задания по пространственно-временным параметрам, нарушают последовательность элементов действия, опускают его составные части.
Недостаточная координация движений отмечается во всех видах моторики – общей, мимической, мелкой и артикуляторной. Отставание в развитии двигательной сферы выражается в трудностях выполнения движения по словесной и особенно многоступенчатой инструкциями (может нарушаться последовательность, опускаться одна из составных частей серии, отсутствовать самоконтроль при выполнении задания). Движения детей бедны, однообразны, неритмичны, отличаются замедленностью и скованностью.
Известно, что детям с тяжелыми нарушениями речи необходим этап специальной стимуляции психического развития для созревания зон мозга, ответственных за основные двигательные, речевые навыки, элементарные мыслительные операции, память и эмоции. Среди современных наук о мозге и его работе особое положение занимает нейропсихология. Большой вклад в разработку и теоретических и практических аспектов нейропсихологии внесли Л.С. Выготский (1896—1934) и А.Р. Лурия (1902—1977). Что же может дать нейропсихология в коррекции тяжелой речевой патологии? Учет сильных и слабых звеньев психических функций логопата - основа нейропсихологического подхода к исправлению речевой патологии.
Педагоги, участвующие в коррекционном процессе (учитель-логопед, воспитатель, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре) совершенствуют коррекционно-развивающий процесс путем адаптации, модификации традиционных коррекционных методик. Эффективным модулем системы формирования психологических механизмов речи является использование психокоррекционной работы. Такое включение не исключает традиционные подходы к коррекции речевых нарушений, а только дополняет их, повышая коррекционный результат. Ведущим методом коррекционно-развивающей работы становится метод замещающего онтогенеза, при котором появление и развитие психических функций подготавливается с учетом их появления и развития в онтогенезе, в единстве с развитием моторной и эмоционально-волевой сферы. Нейропсихологическая стратегия и тактика этого подхода реализованы в «методе замещающего онтогенеза» (Семенович, Архипов, 1995; Архипов, Гатина, Семенович, 1997; Семенович, 2000, 2002, 2004; Семенович, Воробьева, Сафронова, Серова и др., 2001). Такое коррекционное воздействие ведет к формированию единой функциональной системы мозга, обеспечивающей полноценное развитие личности ребенка в целом и приносит стойкий результат коррекционной работы.
Психокоррекционная работа строится на следующих положениях: учет «зоны ближайшего развития», учет основного типа ведущей (игровой) деятельности (Вартапетова Г.М. Гребенникова И.Н. Прохорова А.В. Кирякина Л.И., 2005).
Педагоги, участвующие в коррекционно-развивающем процессе, на основе анализа нейропсихологической диагностики включили в содержание Адаптированной образовательной программы подготовительной к школе группы компенсирующей направленности игры и упражнения, направленные на развитие кинестетического праксиса, межполушарного взаимодействия, динамического (кинетического) праксиса, пространственного восприятия, зрительного восприятии, зрительной памяти, слухового восприятия, слухоречевой памяти, внимания, мышления. Игры и упражнения используются в групповых и индивидуальных формах работы, включаются в ход логоритмического занятия, коррекционного часа.
Считаю, что нейропсихологический подход способствует преодолению и коррекции имеющихся у детей нарушений: двигательных, речевых, интеллектуальных, поведенческих расстройств, нарушений общения, недостаточности высших психических функций. А все это способствует созданию базы для успешного преодоления тяжелого нарушения речи.

Список литературы
1. Вартапетова Г.М. Гребенникова И.Н. Прохорова А.В. Кирякина Л.И.
Новые подходы к коррекционной работе с детьми с нарушением речи и опорно-двигательного аппарата в процессе подготовки к школе / Практическое пособие для психологов, логопедов, воспитателей. - Новосибирск: Изд-во НИПКиПРО, 2005.- 118 с.
2. Визель Т. Г. Нарушения чтения и письма у детей дошкольного и младшего школьного возраста: учеб.-метод, пособие — М.: ACT: Астрель: Транзиткнига, 2005. — 127
3. Таран В. Т. Логоритмические занятия в системе работы логопеда ДОУ. – СПб.: ООО «Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2011. – 336 с.
4. Семенович А.В. Введение в нейропсихологию детского возраста: Учебное пособие. — М.: Генезис, 2005. — 319 с.: ил.
5. Семенович А.В. Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте. Метод замещающего онтогенеза: Учебное пособие. — М.: Генезис, 2007. — 474 с.
6. Цветкова Л.С Нейропсихология счета, письма и чтения: нарушение и восстановление. М.: Юристъ., 1997.-256с.

Рекомендуем посмотреть:

Развитие речевой деятельности детей с ОВЗ средствами игровой технологии Воскобовича «Сказочные лабир Конспект коррекционного занятия в старшей группе ДОУ. Животные нашего леса Конспект подгруппового логопедического занятия в старшей группе. Аквариумные рыбки Обучение детей с ОВЗ. Семинар - практикум для родителей детского сада
Беседа с детьми старшей группы о Великой Отечественной войне
Опубликовано: 3075 дней назад (24 ноября 2015)
Просмотров: 9167
Рубрика: Статьи
+10
Голосов: 10
Светлана Анатольевна Савостьянова # 24 ноября 2015 в 20:00 +3
Оксана Викторовна, здравствуйте. Ваша статья «Нейропсихологический подход к исправлению речевой патологии» будет интересна специалистам, в статье вы показываете важность и возможности данного подхода. А мне как дилетанту в этой области понравился подобранный эпиграф статьи, он, думаю, отражает суть статьи. Поздравляю с первой публикацией! Голос +1!
Оксана Викторовна Головинцова # 24 ноября 2015 в 20:54 +3
Светлана Анатольевна, спасибо большое! К числу дилетантов причислить Вас не могу. Каждый педагог современной системы образования применяет к ученикам и воспитанникам комплексный подход, умело сочетающий различные методики преподавания. На самом деле, технологию психомоторной коррекции повсеместно применяют и воспитатели, и учителя, и специалисты. Это и дыхательные упражнения и самомассаж. Детям очень нравятся игры и упражнения на оптимизацию и стабилизацию общего тонуса тела («Силач», «Огонь и лед» и др.). Во время работы с ребенком полезно делать не только упражнения, включающие взаимодействия рук и ног, но также и сочетания движений правой и левой половин тела. Эти упражнения часто используются учителями в виде динамических пауз.
А еще, например, первый – энергетический – функциональный блок мозга обеспечивает оптимальный уровень тонуса нервной системы, поддержание необходимого состояния бодрствования. Только при его полноценной работе возможна нормальная активность ребенка, а значит и его высокая работоспособность на уроке. Ведь учитель прикладывает усилия для этого, использует различные способы поддержания работоспособности на уроке? Наверняка, один из приемов является нейропсихомоторным воздействием. Всего функциональных блоков мозга - три. Нейропсихомоторное воздействие на каждый из них оказывает положительное влияние на "созревание" головного мозга ребенка, и, следовательно, помогает добиться положительных результатов в обучении и воспитании.
Ферюза Кабулжановна Валимухаметова # 24 ноября 2015 в 20:33 +1
Оксана Викторовна, спасибо за консультацию. В ней много конечно интересных моментов, но все равно тема до конца не раскрыта. Так и хочется расшифровки. Спасибо ГОЛОС)))
Оксана Викторовна Головинцова # 25 ноября 2015 в 16:22 +2
Спасибо за комментарий. Ферюза Кабулжановна, расшифровать подробно не получится, Но кое-что пояснить смогу. У детей мозг находится в процессе формирования. Важно выявить сохранные звенья психической деятельности. Поскольку при тяжелых нарушениях развития мозг изначально формируется в дефицитарных условиях, практически у всех таких детей страдают функции, связанные с левым полушарием, т.е. речь, произвольная регуляция деятельности (А.В. Семенович). Таким образом, коррекционная работа начинается с воздействия именно на эти зоны мозга. Программа строится на основе представления о трех функциональных блоках мозга (согласно концепции А.Р. Лурии). Коррекционная работа с детьми с тяжелыми нарушениями речи начинается с формирования базовых систем: нормализации общей активности (повышения ее уровня, упорядочивания), развития эмоциональной сферы, движения и т.п. Развитие познавательных функций целесообразно начинать с работы на непроизвольном уровне.
Татьяна Николаевна Дятко # 25 ноября 2015 в 16:36 +2
Ферюза Кабулжановна, с вами соглашусь, но Оксана Викторовна в конце своей статьи представила список используемой литературы, если хочется углубить свои знания в этой области, можно воспользоваться первоисточниками. Оксана Викторовна, спасибо вам за вашу работу, писать статьи такого характера всегда очень сложно. Мой голос за вас!
Оксана Викторовна Головинцова # 25 ноября 2015 в 17:14 +2
Спасибо, Татьяна Николаевна! Хотелось бы поделиться еще одним ценным источником знаний по нейропсихологическому подходу в коррекции развития: "Развитие базовых познавательных функций с помощью адаптивно-игровых занятий" А.А. Цыганок, А.Л. Виноградова, И.С. Константинова.
Елена Анатольевна Попова # 25 ноября 2015 в 19:42 +1
Интересная и поучительная статья. Если можно. то вопрос личный, касаемый вашей профессиональной деятельности. У моей дочери 6 лет не никаких нарушения, ни двигательных, ни речевых. Но столкнулась с проблемой когда пошли на вокал. Она не проговаривает слова песни, либо вообще слово пропускает, либо поёт только его окончание. Что с этим делать?
Оксана Викторовна Головинцова # 26 ноября 2015 в 08:31 +3
Здравствуйте, Елена Анатольевна. Провести дистанционно консультацию ребенка тяжело. Предварительно необходимо провести психолого-педагогическую диагностику. В данный момент можно предположить, что у ребенка "сбита" моторная программа, нарушена слоговая структура слов..... Может быть нарушены процессы памяти (накопление, сохранение и воспроизведение знаний). Рекомендую поработать над слуховым восприятием, отхлопывать ритмический рисунок слов, использовать музыкально-ритмические упражнения, психогимнастику. Также полезно выполнять упражнения на координацию речи с движением. Не забывайте о психологической зрелости головного мозга. С наиболее подробной информацией можно познакомиться здесь: "Развитие базовых познавательных функций с помощью адаптивно-игровых занятий" А.А. Цыганок, А.Л. Виноградова, И.С. Константинова. Мне очень нравиться разработанная программа: Вартапетова Г.М. Гребенникова И.Н. Прохорова А.В. Кирякина Л.И. Новые подходы к коррекционной работе с детьми с нарушением речи и опорно-двигательного аппарата в процессе подготовки к школе / Практическое пособие для психологов, логопедов, воспитателей. - Новосибирск: Изд-во НИПКиПРО, 2005.- 118 с. Пусть Вас не пугает название. Детям, не имеющим двигательные и речевые нарушения, также очень полезно выполнять игры и упражнения, направленные на "созревание" головного мозга. Надеюсь, что эта информация, хоть немного будет полезна!
Рита Вячеславовна Шатохина # 26 ноября 2015 в 10:03 +2
Здравствуйте, Оксана Викторовна!В своей статье Вы раскрываете очень актуальную на сегодняшний день тему: детей с нарушением речи ОЧЕНЬ много. Определить причину и составить план коррекции может только специалист, а на сегодняшний день их так не хватает.А ведь успешность ребёнка в обучении в школе напрямую зависит от его развития. спасибо за Ваше участие в комментариях, Вы раскрываете ещё больше вопросов, связанных с нарушением речи. У моей дочери до 5 лет не было шипящих звуков. Обратились к логопеду, звуки быстро встали на место, но вот использование их в речи не всегда бывает правильным, продолжаем заниматься. Что касается моторики- режим ножницами всё с 4 лет, занимается самостоятельно квилингом, сейчас увлеклась биссером, ходим на танцы. В общем тема интересная и очень объёмная и таких рекомендаций как Ваши думаю многим не хватает.Успехов Вам!
Оксана Викторовна Головинцова # 26 ноября 2015 в 19:26 +1
Доброго времени суток, Маргарита. Действительно, количество детей с нарушениями речи увеличивается с каждым годом. Но все-таки и возможности помощи детям расширяются. Необходимо обращаться к специалистам как педагогического, так и медицинского профиля: учителя-логопеды, педагоги-дефектологи, неврологи, педагоги-психологи, клинические психологи. Если необходимо - к психиатру. Главное: не только обратиться вовремя, но и выполнять рекомендации. Родители не могут оставаться в стороне, они самые главные помощники ребенка.
Хочу добавить, что постановка звуков - пол дела! Автоматизация звуков в свободной речевой деятельности - вот самый ответственный этап для ребенка. Здесь сыграют весомую роль и уровень саморегуляции, и уровень самоконтроля, и состояние фонематического восприятия поставленных звуков. Также, например, у детей с дизартрией процесс автоматизации затруднен из-за нарушения иннервации речевого аппарата, возникающее в результате поражения нервной системы. Во всех случаях специалисты применяют специальные методы и приемы. Со стороны родителей требуется контроль произношения ребенка в домашних условиях. Можно это делать ненавязчиво: "Что-что? Я не расслышала, повтори, пожалуйста, еще раз четко". Можно завести "дневник достижений" и вклеивать туда наклейки за правильное произношение. Это повлияет на самоконтроль ребенка.
Исправление речи - это труд ребенка и взрослого. Терпения Вам!
Маргарита Александровна Буракова # 27 ноября 2015 в 15:48 +2
Оксана Викторовна, с интересом прочитала вашу статью. Тема нейропсихологии очень популярна сейчас среди родителей и педагогов. Однако считаю, что заниматься этим направлением должны клинические психологи, врачи, владеющие базовыми знаниями. Использование нейропсихологии на занятиях логопеда возможно, но при условии глубокого погружения специалиста в эту область, изучения основ нейропсихологии, получения диплома или сертификата на право заниматься этой деятельностью. Логопеды используют упражнения на развитие кинестетического и кинетического праксиса, развитие моторики и т.д. Без этих упражнений невозможно скорректировать речевое недоразвитие при некоторых патологиях. Однако логопед - это педагог, который владеет приемами, а специалист по нейропсихологии - это больше врач, который должен разбираться во всех тонкостях психических процессов. Хотя иметь представление о нейропсихологии конечно должен каждый специалист-логопед. Спасибо Вам за список литературы, обязательно воспользуюсь им.
Оксана Викторовна Головинцова # 27 ноября 2015 в 16:47 +1
Маргарита Александровна, спасибо за комментарий. Логопедия тесно связана как с отраслями педагогики, так и с медико-биологическими и психолингвистическими науками. Учитель-логопед использует в своей работе знания анатомии, физиологии, нейрофизиологии..... Деятельность учителя-логопеда строится на основе знаний о строении нервной системы, ее функций и особенностей развития. Также специалисты используют знания неврологических основ речевых расстройств, ориентируются в вопросах детской психопатологии. Многие труды о нейропсихологическом подходе написаны кандидатами педагогических наук. Их исследования позволяют нам (педагогам-практикам) использовать этот материал в нашей работе. Считаю, что для того, чтобы заниматься нейропсихомоторной коррекцией с детьми совсем не обязательно становиться "врачом". Могу посоветовать пройти курсы повышения квалификации по данному направлению. Это очень интересно.
Ирина Владимировна Нестерова # 29 ноября 2015 в 12:43 +1
Здравствуйте, Оксана Викторовна! Материал опубликованной вами статьи мне очень интересен и близок. Я использую в коррекционно-развивающей работе с детьми с речевыми нарушениями кинезиологические упражнения, биоэнергопластику, - техники, которые также основаны на нейропсихологическом подходе к исправлению речевой патологии. Спасибо вам за комментарий к моему конспекту. Приятно услышать мнение коллеги-логопеда. У меня к вам практический вопрос: "В вашей логопедической группе 11 детей на ставку? С какими диагнозами зачисляют детей на логопункт?"
Оксана Викторовна Головинцова # 1 декабря 2015 в 10:30 0
Здравствуйте, Ирина Владимировна! Большое спасибо за комментарий. Мы с Вами работаем в одном направлении - единомышленники в отношении нейропсихологического подхода. А вот логопункта в нашем ДОУ, к сожалению, нет.
Наталья Николаевна Пуканова # 19 декабря 2015 в 20:56 +2
Прочитала статью с большим интересом. Я обычный воспитатель, не логопед.В нашем саду нет логопедических групп, а вот проблем в этой области предостаточно. Остается только самообразовываться по данной теме,и очень аккуратно использовать все это в работе с детьми.Спасибо за рекомендации по литературе.А вообще,глаза разбегаются,сколько здесь, в пед копилке, всего интересного и занимательного!
Оксана Викторовна Головинцова # 20 декабря 2015 в 08:30 0
Спасибо, Наталья Николаевна! Логично в коррекционно-развивающем процессе отдать предпочтение именно двигательным методам, так как они являются базальным для дальнейшего развития высших психических функций. Актуализация и закрепление любых телесных навыков предполагают востребованность извне к таким психическим функциям, как, например, эмоции, восприятие, память, процессы саморегуляции и т.д. Следовательно, создается базовая предпосылка для полноценного участия этих процессов в овладении в речью. Наталья Николаевна, с Вами соглашусь, что учебно-методический кабинет это настоящая находка для педагогов!
Елена Владимировна Аносова # 8 мая 2016 в 21:58 0
Добрый день!Оксана Викторовна, спасибо за консультацию. В ней много конечно интересных моментов. Оксана Викторовна писать статьи такого характера всегда очень сложно. Мой голос за вас!