Конкурсы для педагогов и детей

Внеклассное занятие о древних обитателях Сибири с презентацией, 1-2 класс

Внеклассное занятие о древних обитателях Сибири "Здесь бродили динозавры"
Описание: занятие, посвященное древним обитателям территории современной Кемеровской области. Основной методический прием – игра путешествие во времени, дополнительные - стратегия «Вопросительные слова», методический прием «Знаю, хочу знать, узнал», позволяющие развивать критическое мышление, навыки учения. В качестве занимательного материала в занятии использованы ребус, филворд, анимированная презентация. Презентация разработана на основе авторского шаблона.
Содержание занятие ориентировано на детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста. Занятие может быть востребовано учителями начальных классов, воспитателями дошкольных образовательных учреждений, студентами, родителями.
Автор: Шаркова Оксана Викторовна, педагог дополнительного образования МБУ ДО СЮН г. Новокузнецка.
Тема: Здесь бродили динозавры. Древние обитатели палеонтологического комплекса с. Шестаково, Кемеровская область

Цель: формировать у детей представление о древних животных, обитавших на территории Кемеровской области.
Задачи:
- познакомить детей с видами динозавров и других животных, обитавших на территории современной Кемеровской области в меловом периоде;
- формировать чувство уважения к историческому прошлому своей малой родины;
- развивать воображение, логическое мышление.
Оборудование: компьютер, мультимедиапроектор, экран, презентация, карта Кемеровской области.
Ход занятия
Организация и начало: Чтобы узнать, что мы сегодня будем изучать, отгадайте ребус: «Дино» +за «В» «Р»= динозавр.

Сегодня мы совершим путешествие в мир динозавров. Отправляясь в путешествие нужно собрать необходимые вещи. Поскольку путешествие у нас не простое, а учебное, то вместо вещей нам понадобятся знания.
Основная часть:
Что же Вы знаете о динозаврах? Давайте вспомним.
Запишем это на доске в первый столбец таблицы.
Что мы знаем:
- динозавры обитали на нашей планете очень давно (в доисторические времена);
- динозавры были очень большие;
- динозавры были хищные и травоядные;
- и т.д.

Теперь проложим маршрут нашего путешествия: определим те знания, которые хотим получить - заполним второй столбец таблицы.
Поможет нам в этом игра «Вопросительные слова». Мы будем формулировать вопросы, использую слова:
Где?
Когда?
Куда?
Почему?
Как?
Сколько?
Что мы хотим узнать:
- как ученые обнаружили динозавров?
- где жили динозавры?
- как исчезли динозавры?
- сколько лет жили динозавры?
- почему вымерли динозавры?
- и т.д.

И для Вас у меня тоже есть вопрос. Мне бы очень хотелось, чтобы по окончанию нашего занятия вы могли ответить на вопрос: водились ли динозавры на территории Сибири, в Кемеровской области?
Как вы думаете, водились?

И на территории России, и на территории Кемеровской области водились динозавры! На сегодняшний день в России открыто 18 местонахождений останков динозавров.

Одно из них находится на севере нашей области, в Чебулинском районе, на берегу реки Кия, вблизи села Шестаково.

Обнаружили останки динозавров в середине прошлого века: склон реки Кия обрушился, и на поверхности оказались окаменелые кости. Как оказалось, это были кости динозавров и других древних животных.

Но только совсем недавно, в 2014 году ученым удалось обнаружить два хорошо сохранившихся, практически целых скелета динозавров.

Изучение этих скелетов позволило ученым установить, что они относятся к новому, ранее не известному виду - пситтакозавр сибирский.
Доказать, что это абсолютно новый вид помогли хорошо сохранившиеся черепа динозавров:

на них крупные рога на скулах и мелкие рога над глазами и позади глаз. И на голове у них был клюв как у попугая. Пситтакозавр означает ящер – попугай. Реконструкция Внешнего вида пситтакозавра представлена на слайде.
Из всех видов динозавров пситтакозавры самые многочисленности, их насчитывается целых 11 видов. Это рекорд! Значит, именно эти динозавры хорошо приспосабливались к разным условиям обитания и могли расселяться на большие территории.
Пситтакозавры – это травоядные динозавры, они были ростом с газель или косулю, т.е. не выше легкового автомобиля. Длиной были около 2 метров.
Давайте представим, что все за окном изменилось: склоны холмов покрыты гигантскими папоротниками, хвощами, другими невиданными растениями…
Невдалеке дымятся вулканы…

А все автомобили за окном превратились в динозавров: они ходят, вытягивая свои длинные шеи, щиплют траву, откусывая ее клювами, едят необычные, диковинные плоды, находят камешки и заглатывают их, это они делают, чтобы пища лучше переваривалась, пситтакозавры заглатывали камни, как делают некоторые виды птиц и сейчас.
А теперь представьте, что рядом со взрослыми пситтакозаврами бегают их детеныши – размером с детскую коляску и даже меньше. Они не отходят далеко от родителей, они знают, что их защитят, о них позаботятся.
И вот все вместе они идут к водоему, где больше сочных растений.
Пситтакозавры обитали в меловом периоде, он был довольно засушливым, поэтому все животные держались ближе к воде.
Представьте, что все дома, которые вы видите, превратились в гигантских динозавров – Зауроподов…

Невдалеке можно представить себе стаю птицетазовых динозавров (отр. Ornithischia).

А на травоядных охотятся гигантские хищные динозавры (п/отр. Theropoda), зверообразные рептилии (п/отр .Theriodontia, сем. Tritylodontidae), древние млекопитающие (отр. Triconodonta и отр. Symmetrodonta).
У воды притаились несколько видов крокодилов (п/отр. Protosuchia и п/отр. Eusuchia)
В том числе Krokodeilia Taharosuhus Kulemsini, кости которого были найдены только в нашей области.

В воде плавают древние черепахи и рыбы...
Но однажды древние животные погибли: ученые считают, что произошла какая-то природная катастрофа, сошел селевой поток (т.е. поток с очень большой концентрацией минеральных частиц, камней и обломков горных пород (до 50—60% объёма потока), внезапно возникающий в бассейнах небольших горных рек), а животные попали в него, не смогли выбраться, и были погребены на дне неглубокого пресного водоема.

Прошли годы и на этом месте выросли другие растения и уже обитали другие животные, которые также приходили к пресному водоемы на водопой. И их останки находят здесь ученые: это мамонты, шерстистые носороги, туры, бизоны,

возможно, пещерные медведи, пещерные львы.

Позже в эти места пришли люди: учеными обнаружены несколько стоянок древних людей.

А сейчас – это уникальный памятник природы – Шестаковские болота, на территории которых произрастают 25 видов растений редких и охраняемых растений, в том числе орхидея сибирская, обитают охраняемые животные: суслик краснощекий и лягушка сибирская, 200 видов птиц.

И ученые проводят здесь исследования, раскопки, изучают удивительный древний и современный мир этих мест.
Заключительная часть:
Теперь проверим, достигли ли мы в своем путешествии цели: проверим, на все ли вопросы, которые нас волновали, мы ответили.
Узнали:
- берег реки Кия обрушился и обнажились кости;
- на территории нашей области, около пресных водоемов;
- динозавры вымерли в результате какой-то природной катастрофы
- и т.д.

Проверим себя, как мы запомнили новое: ответим на вопросы, отгадаем филворд:
1. Какие древние животные обитали на территории Кемеровской области?
2. В каком периоде на территории нашей области водились динозавры?
3. Что обнаружили ученые при раскопках вблизи села Шестаково?

4.Какие еще рептилии обитали в древних водоемах на территории нашей области?
5. Какие древние млекопитающие жили на территории нашей области?
6. Какой вид лягушек, занесенный в Красную книгу, обитает на территории Шестаковского палеонтологического комплекса?
Молодцы, отлично справились!
А теперь обозначим планы на будущие путешествия: что бы вы еще хотели узнать о мире динозавров? О динозаврах, обитавших на территории Сибири? Кемеровской области? О их изучении?
На какие вопросы вы можете ответить сами или с помощью родителей дома, использую энциклопедии и интернет?
Отличное у нас сегодня получилось путешествие! Спасибо нашему воображению!
Презентация на тему: Здесь бродили динозавры

Рекомендуем посмотреть:

Конспект занятия по теме «Шов «ручная строчка» для 1 класса Игра - путешествие 1 класс. Конспект Сценарий театрализованной игровой программы для 1 класса Внеклассное занятие для учащихся 1-3 классов. Урок доброты

Похожие статьи:

Разработка занятия по внеурочной деятельности по программе Л.А. Ефросининой «В мире книг», 1 класс

Внеклассное занятие в 1 классе по коррекции речевого развития

Методическая разработка внеклассного занятия для 2-3 класса по окружающему миру

Сценарий внеклассного мероприятия для 1-2 класса по теме Зима

Сценарий внеклассного занятия для 1-2 класса по сказкам

Участник №41 профессионального конкурса для педагогов на лучшую методическую разработку с 20 июня по 20 сентября 2016 года
Внеклассное занятие по экологии для младших школьников с презентацией. Животный мир Кемеровской области и его охрана | Внеклассное занятие для младших школьников о животных с презентацией
Опубликовано: 151 день назад (12 июля 2016)
Просмотров: 507
Рубрика: Без рубрики
+4
Голосов: 4
Наталья Владимировна Ежевская # 13 июля 2016 в 10:57 +1
Здравствуйте, Оксана Викторовна! Очень хороший материал, настоящее исследование, полезное не только для детей дошкольного и младшего школьного возраста, тут информация для взрослых. Мне кажется, что выполнение домашнего задания по-настоящему заинтересует и детей, и взрослых. Можно попросить в качестве домашнего задания подготовить рефераты о том, какие виды динозавров существовали и какие из них жили на территории России, какие животные занесены в Красную книгу и обитают в вашей местности и т.д. Увлекательно и информативно, браво!
Ольга Гермогеновна Селиванова # 14 июля 2016 в 17:16 +1
Здравствуйте, Оксана Викторовна! Потрясающий материал, для моих любознательных дошкольников (6-7 лет) очень кстати.Очень заинтересовала Ваша работа. Беру себе в копилку. Отдаю Вам свой голос!
Светлана Анатольевна Афанасьева # 17 июля 2016 в 05:29 +1
Интересный познавательный материал, дополненный иллюстрациями.Несомненно, возникает интерес по- больше узнать об историческом прошлом своего края. Цель занятия достигнута, задачи выполнены.Спасибо Вам :)
Анна Вячеславовна Жидкова # 29 августа 2016 в 10:49 +1
Уважаемая Оксана Викторовна, очень интересно было путешествовать с Вами в далекое прошлое, "увидеть" удивительных животных, погрузиться в фантастическую атмосферу мелового периода, открыть для себя сказочный мир природы. Замечательная разработка: тщательно подобранные методы и приемы, позволяющие сделать занятие информативно насыщенным, познавательным, наглядным, интересным и доступным детям младшего школьного возраста!
Наталия Владимировна Пуханова # 23 сентября 2016 в 23:09 0
Здравствуйте,Оксана Викторовна. Очень понравилось Ваше внеклассное занятие о древних обитателях Сибири "Здесь бродили динозавры". Прекрасно подобран материал, интересная презентация. Спасибо за Ваш труд. Примите голос.