Конкурсы для педагогов и детей

Внеклассное занятие для начальной школы с презентацией. Хищные животные

Внеклассное занятие о хищных животных для младших школьников. Аукцион звериных мудростей
Описание: внеклассное занятие по экологии, основанное на знании детьми произведений устного народного творчества: сказок, загадок, пословиц, поговорок, авторских литературных произведений о хищных животных. Основными методическими приемами являются игры «Зоологическая угадайка» и «Аукцион звериных мудростей». Занятие рассчитано на учащихся младшего школьного возраста, его части могут быть использованы и в работе со старшими дошкольниками. Разработка может быть интересна учителям начальных классов, педагогам дополнительного образования, сотрудникам детских оздоровительных центров, студентам педагогических учебных заведений, родителям.
Автор: Шаркова Оксана Викторовна, педагог дополнительного образования МБУ ДО СЮЕ г. Новокузнецка.
Тема: Аукцион звериных мудростей

Цель: формировать представление детей о хищных млекопитающих, обитающих на территории Кемеровской области.
Задачи:
- формировать эмоционально-ценностное отношение детей к хищным млекопитающим через народное творчество;
- развивать познавательные способности: память, внимание, наблюдательность;
- учить определять животное по описанию.
Методы: беседа, дидактическая игра, соревнование.
Оборудование: карточки с изображением животных, разрезанные на кусочки - пазлы, компьютер, проектор, книги с народными и авторскими сказками, загадками, пословицами о животных, карта Кемеровской области.
Ход занятия:
Предварительная подготовка: учащиеся получают задание – почитать сказки про животных, найти загадки, пословицы, поговорки о них.
Организация и начало: сегодня наше занятие пройдет в форме соревнования. Для этого нам необходимо разделиться на команды. Чтобы определить, кто в какую команду войдет, будем тянуть жребий. У меня в мешочке фотографии животных, они разрезаны на кусочки как пазлы, сейчас каждый вытянет по одной детали изображения, потом вы соберете целое изображение. Дети, собравшие целое изображение, будут в одной команде.
Мы разделились на команды, теперь нужно придумать название своей команды.
Вот теперь мы готовы играть!
В качестве домашнего задания вам было задано вспомнить или найти и прочитать сказки, пословицы, поговорки, загадки о животных, которые обитают на территории нашей области. Сейчас именно эти знания Вам и понадобятся.
Основная часть:
Мы с вами будем играть в игру «Зоологическая угадайка», т.е. вам нужно будет определить, о каком животном идет речь, но по правилам: если команда угадывает животное по первому описанию, то получает 3 балла, если по второму, то 2 балла, если по третьему - 1 балл.
Ответы принимаются только от команды, чей игрок первым поднял руку после завершения прочтения описания. Выкрики, подсказки не засчитываются!
1. Итак, начнем, определите, о каком животном идет речь
- Этого самого большого хищника сибирского леса люди издавна уважали за силу и мощь.

- В его честь утраивали праздники: на масленицу первый блин полагалось отдать ему.

- Называли его «Батюшка», «Хозяин тайги».

Правильно, это медведь.

Теперь поиграем в другую игру – «Аукцион звериных мудростей». Вспомним сказки, загадки о медведях. За каждую загадку или сказку, где главный герой медведь команда получает по 1 баллу.

Поясни смысл пословиц про медведя,
- Медведи — плохие соседи;
- Медведь в лесу — что боярин в городе;
- С медведем дружись, а за ружье держись;
- Медведь дуги гнул, да запрягать не во что.

За какие же качества люди издревле уважали медведя?
Проявляя уважение к медведю – хозяину тайги, люди поставили ему памятник в г. Пермь.

2. Определите теперь, о каком животном идет речь:
- Про этого хищника говорят «лютый», «кровожадный», «серый».
- Он быстрый и ловкий, очень умный охотник.
- Живут и охотятся эти звери стаями.


Но на территории Кемеровской области обитают не только известные нам серые волки, но и редкий вид - красный волк. Его называют еще горным волком. По своему внешнему виду напоминает лису, шакала и волка одновременно.

А теперь вспомним сказки, загадки про волка, поясним смысл пословиц про него:
- Волка ноги кормят;
- И волки сыты, и овцы целы;
- Волков бояться - в лес не ходить;
- На то и волк в лесу, чтобы заяц ушами не хлопал.

Так за какие же качества уважали люди волка?

Именно поэтому и поставлен памятник волку в г. Ижевск
3. А теперь о каком животном идет речь?
- Очень красивое животное с длинным пышным хвостом и длинной, заостренной мордочкой;
- Какую лесную хищницу люди называют рыжей плутовкой;
- Про нее говорят, что хитрее в лесу зверя нет.

Теперь и про лисицу вспомним, сказки, загадки, определим смысл пословиц:
- Лиса семерых волков проведёт;
- Всякая лисица свой хвост хвалит;
- У лисы и во сне ушки на макушке;
- Старую лису хитростям не учить.

Лисам поставлен памятник в г. Сургут, но не простому лису, а черному, черно-бурому.

Физкультминутка.
А на кого же охотиться лиса?
Точно, на зайцев. Покажем, как зайцы обхитрили лису.
Зайцы утром рано встали,
Весело в лесу играли.
По дорожкам прыг-прыг-прыг!
Кто к зарядке не привык? (Прыжки на месте.)
Вот лиса идёт по лесу.
Кто там скачет, интересно? (Ходьба на месте.)
Чтоб ответить на вопрос,
Тянет лисонька свой нос. (Потягивания — руки вперёд.)
Но зайчата быстро скачут.
Как же может быть иначе? (Прыжки на месте.)
Тренировки помогают!
И зайчата убегают. (Бег на месте.)
Вот голодная лиса (Ходьба на месте.)
Грустно смотрит в небеса. (Потягивания — руки вверх.)
Тяжело вздыхает, (Глубокие вдох и выдох.)
Садится, отдыхает. (Дети садятся за парты.)
Отдохнули?
Продолжаем нашу игру.
Мы с Вами поговорили о двух семействах хищников, обитающих на территории Кемеровской области: медвежьи и псовые, осталось еще одно семейство.
4. Определите, о ком идет речь:
- На небе есть созвездие, названное в честь этого животного. Оно состоит из таких мелких звездочек, что разглядеть его можно только благодаря хорошему зрению;
- Она ловкая и быстрая, с острым зрение и слухом, на ушах у нее кисточки;
- Кого называют большой дикой северной кошкой?

Вспомним сказки, загадки о рыси. Трудно их вспомнить, мы их почти не знаем. Но есть сказка о том, как рысь потеряла свой хвост (Приложение).
А теперь определим смысл пословиц о рыси:
- Рысь пестра и скакать быстра;
-Рысь пестра сверху, а человек лукав изнутри;
- При охоте на рысь не забудь, оглянись;
- Не всё та рысь, что блестит кисточками.

За уважение к рыси, ее смелости, ловкости в г. Тюмень стоит очень красивый памятник-фонтан.

5. А о ком же здесь тогда идет речь?
- Отпечаток его лапы похож на человеческую, поэтому часто о местах его обитания говорят, что там водится «Снежный человек»;
- Тувинцы наделяли его необыкновенными способностями. Его убийство считается большим грехом;
- Это большая горная бело-серая кошка, настоящий «хозяин гор».

В календаре народов Непала был год снежного барса. Вот несколько примет этого года:
- Год Барса – богатство;
- В год Барса все сей, хотя бы просо сей.

А сказки и легенды о снежном барсе пронизаны благородством, смелостью, изобретательностью этого большого представителя семейства кошачьих. В Индии жители провинции Ладах считают, что предок снежного барса – это околдованный юноша-раджа, и поэтому относятся к нему с глубоким почтением.
В Непале убийство снежного барса считается большим грехом, чем убийство его добычи (например, голубого барана), потому что все грехи, которые барс совершил во время своей жизни, убивая жертв, затем будут переданы охотнику.
Уважая хозяина гор в пос. Верхний Баксан был поставлен памятник снежному барсу, провожающему в горы альпинистов.

Заключение. Хорошо мы с вами сегодня поиграли: вспомнили сказки, загадки, пословицы об основных хищниках нашей области, узнали и новое.
Подведем итоги нашей игры – определим команду- победителя.
Вручим небольшие подарки, поаплодируем победителям, поаплодируем каждый себе за знания и старания. Вы молодцы!

Приложение.
Эвенкийская народная сказка «Лиса и рысь»
Идет лиса по бережку, а навстречу ей рысь.
— Здравствуй, лиса! — говорит рысь.
— Здравствуй, рысь!
— Ой, какая у тебя шкура красивая! Что ты делаешь, чтобы такой красивой быть?
— Ничего особенного. Ты тоже можешь так делать.
— Как же? Научи.
— Научу, научу, — отвечает лиса. И смеется про себя. — Вон видишь наледь. Беги туда и ляг. Пролежишь день и ночь и красавицей станешь.

Обрадовалась рысь. Легла на наледь. Лежит, мерзнет.
— Ой, лиса, лиса, я замерзла, — говорит рысь.
— Лежи, лежи! Лучше станешь. Кожа твоя сделается толще, а шерсть пушистее.
— Ой, лиса, лиса! Не могу больше…
— Терпи, терпи!

Не утерпела рысь. Вскочила на ноги. Хочет бежать, оторваться не может. Хвост примерз. Рванулась рысь изо всех сил. Оторвала хвост. Так без хвоста и убежала.
С тех пор и пошли все рыси бесхвостые.
Презентация на тему: Аукцион звериных мудростей

Рекомендуем посмотреть:

Конспект познавательной беседы в начальной школе по теме: Число семь Тематическая беседа о животных для младших школьников Рассказ «Мои домашние питомцы», 2 класс Рассказ про собаку для детей

Похожие статьи:

Конспект открытого занятия для школьников 3-5 классов по теме «Качества человека»

Воспитательная работа в начальной школе

Ученическое самоуправление в начальной школе

Внеклассная работа по окружающему миру в начальной школе

Интересная информация для младших школьников

Участник №28 профессионального конкурса для педагогов на лучшую методическую разработку с 20 июня по 20 сентября 2016 года
Внеклассное занятие по экологии для младших школьников с презентацией | Внеклассное занятие по экологии для младших школьников с презентацией. Животный мир Кемеровской области и его охрана
Опубликовано: 166 дней назад (27 июня 2016)
Просмотров: 693
Рубрика: Без рубрики
+11
Голосов: 11
Вера Валерьевна Ляпина # 27 июня 2016 в 08:41 +1
Интереснейшая разработка! Познавательно, развивающе. Голосую и желаю вам успеха!
Юлия Александровна Зогот # 27 июня 2016 в 23:41 +1
Ещё одна Ваша разработка заслуживающая похвалы!Я уверена ,что в ходе проведения такой игры ни один ребёнок не останется в стороне не заинтересованным.Творческих успехов!Вам голос.
Оксана Викторовна Погодаева # 28 июня 2016 в 06:16 +1
Вера Валерьевна, Юлия Александровна, уважаемые коллеги, спасибо большое за столь лестную оценку моей работы.
Татьяна Николаевна Волжанкина # 28 июня 2016 в 10:20 +1
Здравствуйте,Оксана Викторовна. Очень понравилось Ваше внеклассное занятие. Прекрасно подобран материал, яркая презентация, весёлая физкультминутка. Спасибо за Вашу работу.
Ольга Васильевна Яковлева # 28 июня 2016 в 11:24 +2
Здравствуйте, Оксана Викторовна. Интересная, познавательная, увлекательная игра! Прекрасная презентация! голос
Татьяна Александровна Толстикова # 28 июня 2016 в 17:32 +3
Оксана Викторовна, здравствуйте! С интересом познакомилась с Вашим аукционом. Отличная игра: интересная, увлекательная, оригинальная. Ребята показывают свою эрудицию, закрепляют знания о животных своего края, знакомятся с пословицами и приметами, связанными с ними. Игра красиво оформлена. С удовольствием посылаю свой голос. Удачи Вам!
Оксана Анатольевна Данильченко # 3 июля 2016 в 19:04 +1
Очень продуманный и грамотный материал, полезен как для начальной школы, так и для среднего звена. К большому сожалению, учащиеся мало знают животный мир, поэтому это мероприятие способствует расширению их горизонтов. А использование фольклора и фактов о памятниках придает колорит. Спасибо.Мой голос вам.
Оксана Викторовна Погодаева # 4 июля 2016 в 05:14 0
Татьяна Николаевна,
Ольга Васильевна,
Татьяна Александровна,
Оксана Анатольевна, спасибо Вам за интерес, проявленный к моей разработке. Надеюсь, что этот материал и правда будет полезен педагогам.
Ланщикова Варвара Викторовна # 7 июля 2016 в 12:04 +1
Оксана Викторовна, Спасибо за вашу работу!. Живу в Хабаровском крае, а животные повторяются. Ваша разработка помогла составить своё мероприятие! У вас замечательные идеи, не останавливайтесь, давайте нам новый продукт!
Екатерина Викторовна Коваленко # 11 июля 2016 в 12:15 +1
Здравствуйте, Оксана Викторовна. Прочитала ещё одно Ваше занятие. Очень хороший материал. Действительно, если адаптировать для дошкольников, - будет здорово. Можно и проект сделать, подключив и родителей, и педагогов. Видно, Вы любите детей, свою Родину, природу, хотите передать свои чувства детям, зажечь их сердца, обогатить их знаниями. Конечно, это Ваш материал, Ваша разработка, но так хочется в последнем слайде увидеть обобщение: 3 семейства и их представителей, о которых говорили. Ну, это лишь моё субъективное мнение. Я, конечно, отдаю голос Вам
Оксана Викторовна Погодаева # 13 июля 2016 в 05:32 0
Варвара Викторовна,
Екатерина Викторовна, огромное спасибо за внимание к моей работе, очень приятно, что разработка пригодилась и не только педагогу из Кемеровской области.
Екатерина Викторовна, обязательно прислушаюсь к Вашему совету, обращу внимание на оформление презентаций.
Отавина Оксана Евгеньевна # 26 июля 2016 в 13:12 0
Здравствуйте,Оксана Викторовна. Очень понравилось Ваше внеклассное занятие. Вы удачно подобрали материал, включили яркую презентацию, весёлую физкультпауза. Занятие достигло цели, дети наглядно увидели хищных млекопитающих, их красоту.Пословицы, загадки и другие элементы фольклора способствовали формированию эмоционально-ценностных отношений детей к хищным млекопитающим. Занятие послужило развитию у детей памяти, внимания, наблюдательности.Особо хочется отметить "изюминку" - памятники животным в разных городах России. Внеклассное занятие заслуживает внимания.Голос +1.
Спасибо за Вашу работу.
Наталия Владимировна Пуханова # 23 сентября 2016 в 23:06 0
Добрый вечер,Оксана Викторовна! Интересное внеклассное занятие о хищных животных для младших школьников. Аукцион звериных мудростей. Замечательные фотографии. Подборка фото несомненно, повысит интерес детей к занятию и приведет к положительным результатам. Дальнейших творческих успехов! Примите голос.