Творческий конкурс для педагогов «Чудесная Весна»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Внеклассное занятие по экологии для младших школьников с презентацией

Внеклассное занятие по экологии с применением приемов развития критического мышления. Птицы Кемеровской области
Описание: занятие, посвященное птицам, оседло живущим не территории Кемеровской области. Основной методический прием, используемый на занятии – это игра с Кубиком Блума (простой картонный кубик, на гранях которого написаны слова: Назови, Почему, Объясни, Предложи, Придумай, Поделись). Кидая кубик, дети задают вопросы, начиная с того слова, которое выпало на грани. Это один из приемов развития критического мышления, направленный одновременно на актуализацию знаний, имеющихся у ребенка и определения «области не знания».
Занятие рассчитано на учащихся младшего школьного возраста,в тексте представлены примеры вопросов, которые учащиеся 2-3 класса действительно задавали на занятиях с использованием этого приема.
Разработка может быть восстребована широким кругом педагогических работников.
Автор: Шаркова Оксана Викторовна, педагог дополнительного образования МБУ ДО СЮН г. Новокузнецка.
Тема: Птицы Кемеровской области.

Цель: формировать знания об видах птиц, живущих оседло на территории Кемеровской области.
Задачи:- формировать уважительное отношение к птицам, живущим возле человека,
- развивать критическое мышление,
- формировать представления о птицах, оседло обитающих на территории Кемеровской области
Ход занятия
Организация и начало: наше занятие сегодня посвящено птицам, которые обитают на территории Кемеровской области.

Птиц в нашей области очень много.По количеству видов птицы являются самым многочисленным классом позвоночных животных Кемеровской области, их больше, чем любых других животных.
И самое интересное то, что птиц вы можете легко встретить, они часто перелетают с места на место.
Основная часть:
1. Беседа: Итак, в Кемеровской области птиц больше, чем любых других животных. Как считает профессор Т.Н.Гагина, фауна птиц Кемеровской области насчитывает более 300 видов и подвидов птиц, которые составляют 17 отрядов и 49 семейств.
Фауна птиц (орнитофауна) Кузбасса изучена несколько лучше, чем фауна других животных. Однако фауна птиц обладает значительной динамичностью. Птицы легче других классов позвоночных животных заселяют новые территории. Активное расселение отдельных видов птиц наблюдалосьв XX столетии, наблюдается и в наше время. По мнению ученых, оно спровоцировано тем, что человек очень быстро меняет окружающую среду: распахивает поля, строит города, организует свалки мусора и т.д.
Кроме того видовой состав птиц резко меняется по сезонам года, пo всей северной и умеренной зонам, в том числе и в Кузбассе. Одни птицы прилетают зимой, другие – весной, третьи пролетают над территорией нашей области, направляясь к местам гнездовий.
В состав орнитофауны включаются разные группы птиц:
живущие оседло,
гнездящиеся и обитающие только летом,
перелётные,
прикочёвывающие только на зиму,
случайно или более-менее регулярно залётные виды.

Сегодня поговорим о птицах, живущих оседло, т.е. на определенной территории.

Оседло в Кузбассе живёт только 40 видов. Большинство из них живут вблизи жилища человека, в городах или селах, и в лесах.
Птиц, которые живут рядом с нами, вы знаете, часто видели, мы о них говорили на прошлых занятиях, поэтому сегодня мы построим занятие таким образом, чтобы вы сами о них рассказывали.
2. Ознакомление с методикой «Кубик Блума».В этом нам поможет кубик. На его гранях написаны слова
•Назови.
•Почему.
•Объясни.
•Предложи.
•Придумай.
•Поделись.

Сейчас каждый из вас будет по - очереди кидать кубик, смотрим, какое слово выпало на грани кубика, формулируем вопрос, глядя на изображение птиц на слайде.
Сначала я вам, конечно, помогу.
Предположим, на грани кубика выпало слово «Назови».

Как можно продолжить предложение, если на фото эта птица?

(Назови птицу)Правильно.

Назовите птицу. (Это голубь).
Теперь предположим, что выпало слово «поделись». Как можно продолжить предложение. Какими знаниями о голубе мы можем поделиться?
(Можно рассказать об особенностях голубей, об их местах обитания, о том, как дети их подкармливают)
3. Беседа с использованием кубика Блума. Немного научились, теперь попробуем использовать этот прием: определяем, что за птица изображена на фото, кидаем кубик, задаем вопрос, используя слова на его гранях.
Из птиц отрядаворобьиных постоянно обитают на территории Кемеровской области воробьи, синицы, щеглы, поползни, пищухи, снегири, щуры и клесты.

Попробуем задавать друг другу вопросы о них.
Например, назови птиц, которые живут в нашем парке круглый год (это воробьи, синицы, поползни);
- почему снегири отнесены к оседлым птицам, в городах они появляются только зимой, в морозы (потому что весной, летом и осенью снегири живут в наших лесах);

- объясни, почему клест выводит птенцов зимой (клест вскармливает птенцов семенами хвойных деревьев, а он созревают зимой);
- предложи, как можно помочь птицам зимой (сделать кормушки, подкармливать);
- придумай вариант автоматической кормушки для птиц; поделись интересной историей о наблюдении за птицами.
Кроме того, оседло живут в наше области почти все птицы отряда врановых: ворон, серая и чёрная вороны, сорока,

кедровка, сойка, кукша и даже грач.
Кидаем кубик по очереди и задаем вопросы об этих птицах.
Например, назови птиц, которых ты никогда не встречал в городе;
- почему кедровку так назвали? (она есть кедровые орешки);
- объясни почему грача отнесли к оседлым птицам (птицы семейства врановых не только живут вблизи человека, но и стали активно использовать мусор, который люди выкидывают. Вороны, вороны, галки не только питаются остатками еды, которую выкидывают люди, но и подбирают твердые бытовые отходы, используют их для строительства гнезд, как примитивные орудия труда. Замечено, что в последние годы даже грачи и галки, которых считают перелетными птицами часто остаются зимовать у нас в области, собираясь в стаи на городских свалках.);

- предложи что могут сделать люди, чтобы не нарушать природное равновесие и птицы не отказывались от сезонных перелетов (не мусорить, раздельно собирать мусор, утилизировать отходы);
- придумай загадку про сороку:
- поделись фактами о различии вороны и ворона и т.д.
Зимуют в области все 6 видов дятлов. Улетает только их родственница вертишейка.

На фотографиях вы видите черного дятла (желну), большого пестрого дятла, трехпалого дятла, белоспинного дятла, седого дятла, малого пестрого дятла, зададим вопросы о них.
Например, назовите самого большого и самого маленького дятла нашей области (черный дятел – желна самый большой, малый пестрый дятел самый маленький):
- почему дятла назвали трехпалым? (у него всего по три пальца на ногах);
- объясни, какую пользу приносят дятлы лесу;
- предложи три способа обнаружить дятла в парке, лесу;
- придумай, что может случиться, если дятлы исчезнут;
- поделись интересными фактами о дятлах (например, у этих птиц самый длинный язык).
Оседло живут в области почти все куриные. Это глухарь рябчик, тетерев, белая, тундряная и серая куропатки. Только перепел относится к перелётным.

Зададим вопросы о них.
Например, назови самую большую птицу отряда куриных нашей области (глухарь);
- почему рябчика так назвали (из-за окраски, он весь в пестринках, рябой);
- объясни, как переносят холода птицы отряда куриных, ведь зимой выпадает снег, а у этих птиц нет гнезд на деревьях (птицы отряда куриных пережидают холода под снегом, который сохраняет тепло);
- придумай, как могли бы спрятаться птицы, чтобы их не заметили хищники;
- поделись идеями, как школьники могут помочь охране птиц.
Круглый год живут в Кемеровской области и большинство сов: филин, длиннохвостая и бородатая неясыти, ястребиная сова, мохноногий и воробьиный сычи. Сплюшка, ушастая и болотная совы улетают на зиму на юг, но зато с севера прилетает белая или полярная сова.

Кидаем кубик, читаем слова, написанные на гранях, учимся задавать вопросы.
Например, назови птицу отряда совиных, занесенную в красную книгу (филин);
- почему ястребиную сову так назвали (за внешнее сходство с ястребом);
- объясни как связано исчезновение сов и увеличение количества мышей (если количество сов уменьшается, то разрывается пищевая цепь, мышей становиться намного больше, т.к. их не ловят совы.)
- предложи, что могут сделать дети для сохранения численности сов;
- придумай фантастическую историю о сове;
- поделись историей о встрече с совой и т.п.
Заключение. На следующих занятиях мы продолжим говорить о птицах, которые обитают на территории Кемеровской области.
Что нового сегодня было на занятии? Понравилось сегодня играть с кубиком? Будем использовать новый прием и дальше?
Презентация на тему: Птицы Кемеровской области

Рекомендуем посмотреть:

Экологический проект в начальной школе с презентацией Внеклассное занятие по экологии для младших школьников с презентацией. Животный мир Кемеровской обла Конспект занятия в объединении по интересам экологического профиля Экологический проект для школьников. Бездомные животные

Похожие статьи:

Классный час, 2 класс. Экологическое воспитание

Экологический классный час в 3 - 4 классе

Внеклассные занятия по экологии для младших школьников

Игровые занятия по экологии для начальных классов. Виды. Методика организации и проведения

Экологическая беседа для младших школьников о насекомых

Внеклассное занятие по экологии в начальной школе с презентацией. Белогрудая куница | Внеклассное занятие для начальной школы с презентацией. Хищные животные
Опубликовано: 2858 дней назад (27 июня 2016)
Просмотров: 7085
Рубрика: Без рубрики
+4
Голосов: 4
Ирина Геннадьевна Шамбурская # 27 июня 2016 в 18:22 +2
Здравствуйте, Оксана! Посмотрела ваше занятие, очень понравилось. Думаю деткам будет очень интересно и познавательно. Обязательно возьму себе на заметку для работы. Спасибо что поделились с нами своим опытом smile
Оксана Викторовна Погодаева # 28 июня 2016 в 06:33 0
Ирина Геннадьевна, спасибо большое за внимание к моей работе, за высокую оценку моей разработки, надеюсь, что она действительно пригодится.
Вера Валерьевна Ляпина # 28 июня 2016 в 07:39 +2
Доброе утро, Оксана Викторовна! Спасибо за интереснейшую методику, с которой вы знакомите не только детей, но и многих педагогов. Работа получилась увлекательная. Результат прекрасный. Голосую.
Ольга Васильевна Яковлева # 28 июня 2016 в 11:28 +2
Прекрасное мероприятие! голос
Логинова Татьяна Валентиновна # 30 июня 2016 в 18:25 +1
Здравствуйте. Спасибо за познавательный материал
Оксана Викторовна Погодаева # 4 июля 2016 в 05:19 0
Вера Валерьевна,
Ольга Васильевна,
Татьяна Валентиновна, уважаемые коллеги, огромное спасибо за внимание к моей работе, методика, представленная в ней, действительно очень интересная, требует больших эмоциональных, интеллектуальных и даже физических затрат на занятии. Но результат ее применения огромен - дети не только узнают новое, но и пользуются теми знаниями, которые имеют, учатся думать, задавать вопросы и делать все очень быстро.