Конкурсы для педагогов и детей

Внеклассное занятие по экологии для младших школьников с презентацией. Животный мир Кемеровской области и его охрана

Экологическая игра для младших школьников. Своя игра
Описание: интерактивная игра на знание детьми животного мира Кемеровской области и доступных им способах защиты природы. Разработана по мотивам телевизионной передачи «Своя игра». Содержание игры рассчитано на учащихся младшего и среднего школьного возраста. Игра может быть востребована учителями, воспитателями групп продленного дня, педагогами дополнительного образования, педагогами детских оздоровительных центров.
Автор: Шаркова Оксана Викторовна, педагог дополнительного образования МБУ ДО СЮН г. Новокузнецка.
Тема: Животный мир Кемеровской области и его охрана.

Цель: закреплять знания детей о животном мире Кемеровской области и доступных способах его охраны.
Задачи:
- закреплять знания детей о животном мире Кемеровской области, показать значение животных в природе и жизни человека;
- развивать у детей логическое мышление, внимание, наблюдательность, воображение, зрительную память;
- создать условия для воспитания гуманного отношения ко всему живому.
Оборудование: компьютер, мультимедиапроектор, экран, презентация-игровое табло, бланки грамот, текст с вопросами и ответами для членов жюри.
Ход занятия:
1. Организация и начало:
Объявление темы игры, сообщение правил, деление на команды, придумать названия команд.
2. Основная часть:
Разминка:
Узнаем, о каких животных будут вопросы: нажмите на солнышко, прочитайте текст и узнайте по описанию, о какой группе животных идет речь.

1. Оперённые, теплокровные, яйцекладущие позвоночные животные, передние конечности которых имеют форму крыльев – Птицы.
2. Класс позвоночных животных. Они произошли от звероподобных рептилий около 230 миллионов лет назад - это … - Млекопитающие или звери.
3. К какому классу животных относятся лягушки? А змеи? - Земноводные и Рептилии.
4. Самый многочисленный класс животных, объединяющий больше видов, чем все прочие группы вместе взятые. На каждого человека, живущего на земле, приходится более двухсот пятидесяти миллионов… - Насекомые.

Игра:
Сообщение правил: вопросы нашей игры посвящены птицам, млекопитающим, рептилия, земноводным и насекомым, обитающим на территории Кемеровской области.

В каждой категории вопросы разделены по сложности.
Красным цветом выделены самые легкие вопросы, за них можно заработать 10 баллов. Самые сложные – выделены зеленым цветом, за них можно заработать 40 баллов.
Кроме того в каждом вопросе будет еще один вопрос об охране животных. Правильный ответ на него принесет команде 20 баллов.
Теперь выбираем категорию и номер вопроса.
Категория «Птицы»
1.- 10 баллов.
Желтая сорочка,
Синяя накидка
Порхает ловко
В ветвях… Синичка
- Как можно помочь синице весной? (Сделать дуплянку, повесить ее на дерево)

2. – 10 баллов.
Название этой птицы означает «щеголь», значит очень красивый, яркий, модный. Щегол
- Щеглы отличные певцы. Раньше их часто держали в клетках.
Как думаете, стоит ли их ловить? Почему? (Щегол – дикая птица, нельзя брать домой диких животных)

3. – 20 баллов.
Голубенькая птичка
Птичка-невеличка
Вниз головой по стволу ходит,
Приглядишься – спираль выводит. Поползень

- Как можно помочь поползню зимой? (Сделать кормушку, повесить на дерево и всю зиму подкармливать птиц)

4. – 20 баллов.
Про какую птицу можно сказать: летом пестра, зимой – бела. Белая или тундряная куропатка.
- Что делают люди для защиты белых куропаток? (Белые куропатки обитают на территории заповедника Кузнецкий Алатау. Это территория, на которой запрещена любая деятельность человека. Т.е. самое главное – не беспокоить птиц.)

5. – 30 баллов.
Самый крупный представитель семейства тетеревов. В многоснежные зимы на ночь забиваются в подснежные камеры. Весной во время исполнения токовой песни самец теряет способность слышать. Глухарь.
- Какие меры по охране глухарей действуют в Кемеровской области? (Созданы заказники, в которых численность глухарей восстанавливается)

6.- 30 баллов.
Какая птица, семейства врановых, считается перелетной, но часто остается зимовать из-за отрицательного воздействия человека на окружающую среду. Грач.
- Что не нужно делать, чтобы птицы не отказывались от сезонных перелетов? (Нельзя мусорить и организовывать свалки бытового мусора)

7. – 40 Баллов.
Самая большая сова. Филин.
- Какое правило поведения в природе поможет охранять сов? (Нельзя шуметь в лесу)

8. – 40 баллов.
На территории г. Новокузнецка есть место, где гнездились хищные птицы. Какие это птицы? Сокол.

- Что ты можешь сделать для охраны этих птиц? (Нельзя беспокоить птиц вблизи гнездовий.)

Категория Млекопитающие
1. – 10 баллов.
Посмотрите-ка, какая –
Вся горит, как золотая.
Ходит в шубке дорогой,
Хвост пушистый и большой. Лисица
- Что может произойти, если исчезнут лисицы? (Разорвется цепь питания)

2. – 10 баллов.
Прыгун-трусишка:
Хвост-коротышка,
Глазки с косинкой,
Ушки вдоль спинки,
Одежка в два цвета –
На зиму, на лето. Заяц
- Что делать, если Вы увидели под кустом зайчонка? (Ничего. Нужно спокойно и быстро уйти.)

3. – 20 баллов.
Самый большой олень нашего леса. Лось.
- Какие меры для охраны лосей приняты в нашей области? (Созданы заказники, в которых численность лосей восстанавливается)

4. – 20 баллов.
Самый маленький и очень редкий олень наших лесов. Кабарга.
- Что придумали люди для восстановления численности кабарги. (Кабарог отлавливают, откачивают мускус и отпускаю. Есть планы по созданию кабарожьих ферм)

5. - 30 баллов.
Родственник белки, живущий в степи,
Он домики строит с горкой внутри,
А выйдет на улицу – столбиком встанет
И зорко за хищниками наблюдает.
А если опасность, то в норку нырнет
И, лакомясь злаками, чуть подождет. Суслик.

- Есть ли в Кемеровской области виды сусликов, находящиеся под охраной? (Да, вид – суслик краснощекий)

6. - 30 баллов.
Хвост пушистою дугой, -
Вам знаком зверек такой?
Острозубый, темноглазый,
По деревьям любит лазать.
Строит он свой дом в дупле,
Чтоб зимою жить в тепле. Белка.
- Гуляя в парке осенью, вы нашли орехи. Как Вы поступите? (Не стану трогать, оставлю на месте)

7. – 40 баллов.
Летающие млекопитающие. Рукокрылые, летучие мыши.
- Охраняют ли летучих мышей в Кемеровской области? (Да, несколько видов летучих мышей занесены в Красную книгу Кемеровской области, их нельзя тревожить в местах обитания)

8. – 40 баллов.
Самый маленький хищник наших лесов. Ласка.

- Какие меры по охране куньих приняты в Кемеровской области? (Созданы заказники, в которых численность куньих (выдра, соболь) восстанавливается)

Категория Пресмыкающиеся, земноводные.
1. - 10 баллов.
Какая рептилия Кемеровской области не откладывает яйца? Живородящая ящерица.

- Летом, на даче мальчики ловят ящериц, правильно ли они поступают? (Нет. Нельзя ловить диких животных)

2. - 10 баллов.
Какое земноводное с хвостом обитает в реке Томь? Обыкновенный тритон.
- Тритонов часто держат дома в террариумах. Ты увидел в реке тритона. Поймаешь его? (Нет. Нельзя ловить диких животных и у меня нет для него подходящих условий содержания)

3. – 20 баллов.
Ядовитая рептилия, название которой означает «нехорошая». Гадюка обыкновенная.
- Стоит ли охранять ядовитых змей. (Да. Это одно из звеньев цепи пинания животных. Ядовитые змеи дают яд, из которого можно делать лекарства)

4. – 20 баллов.
Рептилии, останки которых находят в районе Шестоковких болот Чебулинского района. Динозавры.

- Шестаковкий комплекс – это памятник, охраняемый государством. Почему нужно охранять подобные территории? (Да. Территория Шестаковского комплекса уникальна, здесь собрано много памятников палеонтологии, археологии, обитают редкие и животные, произрастают охраняемые растения)

5. - 30 баллов.
Ядовитая рептилия, которая носит щит. Обыкновенный щитомордник.
- Почему не желательно отлавливать этих змей? (Это очень редкая змея, самцам и самкам сложно встретиться в дикой природе)

6. - 30 баллов.
Редкое земноводное, предки которого могли видеть динозавров. Лягушка Сибирская.
- Осенью на даче вы откопали лягушку. Как вы поступите? (Закопаем обратно)

7. – 40 баллов.
Яркая змейка, на спинке узор
В области водится у южных гор.
Очень редка и не опасна,
Вместе с ней будет природа прекрасна. Узорчатый Полоз.
- Известны только единичные находки этой рептилии. Может лучше отловить полозов и содержать в зоопарках? (Нет. Дикое животное должно обирать на воле)

8. – 40 баллов.
Какое земноводное пролежало в вечной мерзлоте 75 лет и осталось живо? Сибирский углозуб.
- Почему сибирские углозубы редки в нашей области? Хотя в соседних областях встречаются чаще. (Водоемы Кемеровской области очень загрязнены, а углозубы предпочитают чистую воду)

Категория Насекомые.
1. – 10 баллов.
Сплела себе огромную жилетку,
Там спряталась. Пойди, найди кокетку.
Прошло время, вдруг оттуда!
(И кто поверит в это чудо?)
Появляется стройная дамочка!
Не гусеница уже, а ... Бабочка.
- Почему, чтобы охранять бабочек нельзя разорять муравейники? (Гусеницы некоторых видов бабочек зимуют в муравейниках)

2. – 10 баллов.
Черно-желты, полосаты
В домике живут ребята.
Хоть они и жалят больно,
Их работой мы довольны. Пчелы
- Есть в Кемеровской области охраняемые виды пчел? (Да. Это Пчела плотник)

3. – 20 баллов.
Большой и черный
Усатый, проворный
Тяжел, но летает,
Броней сверкает. Жук
- Гуляя в парке ты увидел большого жука. Что ты сделаешь? (Понаблюдаю за ним. Пройду мимо)

4. – 20 баллов.
Черные крошки строят дом без окошек.
Что в пути найду, все в дом несут. Муравьи
Если положить веточку на муравейник, то она станет кисленькой на вкус. Можно ли засунуть палочку в муравейник? (Нет, нельзя разрушать муравейник)

5. - 30 баллов.
Хищница крылатая летает над водой
Мухи, комары служат ей едой. Стрекоза

- Можно ли повредить стрекозам, если собирать камни у берега реки? (Да, личинки стрекоз живут в прибрежных камнях)

6. - 30 баллов.
Название этого насекомого состоит из двух слов: первое – то, чем он питается, второе – крупный африканский хищник. Муравьиный лев

- Муравьи – очень полезные насекомые. Муравьиный лев питается муравьями. Может было бы лучше, чтобы их не было? (Нет. Все животные ценны. Если исчезнут муравьиные львы, разорвется цепь питания.)

7. – 40 баллов.
У каких насекомых, опыляющих растения, зимуют только самки? Шмель.
- Шмели не живут в ульях и не делают для человека мед. Стоит ли охранять шмелей? (Да. Шмели опыляют многие растения, которые не могут оплять другие насекомые, например клевер, львиный зев)

8. – 40 баллов.
Имя взял у кузнеца,
Цвет – у огурца,
Крылья – у мошки,
Ножки – у блошки. Кузнечик.
- Как деятельность человека влияет на численность кузнечиков? (Если использовать много удобрений или ядохимикаты при выращивании растений, то кузнечики гибнут)
3.Подведение итога. Заключение.
Подсчитываем количество баллов у команд. Поздравляем победителей
Презентация на тему: Животный мир Кемеровской области. Своя игра

Рекомендуем посмотреть:

Экологическая игра для 4 класса Экологический проект в начальной школе с презентацией Внеклассное занятие по экологии для младших школьников с презентацией Конспект занятия в объединении по интересам экологического профиля

Похожие статьи:

Классный час, 2 класс. Экологическое воспитание

Экологический классный час в 3 - 4 классе

Внеклассные занятия по экологии для младших школьников

Игровые занятия по экологии для начальных классов. Виды. Методика организации и проведения

Экологическая беседа для младших школьников о насекомых

Внеклассное занятие для начальной школы с презентацией. Хищные животные | Внеклассное занятие о древних обитателях Сибири с презентацией, 1-2 класс
Опубликовано: 167 дней назад (27 июня 2016)
Просмотров: 747
Рубрика: Без рубрики
+4
Голосов: 4
Оксана Анатольевна Данильченко # 27 июня 2016 в 15:59 +1
Спасибо за интересные вопросы и задания. Материал, на мой взгляд, можно использовать для разного возраста детей. Я предполагаю его использовать по теме "Планета животных" в своем объединении по интересам "Эврика".
Оксана Михайловна Жидикина # 27 июня 2016 в 17:25 +1
Здравствуйте, Оксана Викторовна. Спасибо за интересный познавательный материал. Внеклассное занятие проводите в игровой форме, что способствует формированию активности детей на протяжении всей игры. После такого занятия расширится кругозор и знания детей о животном мире Кемеровской области. Примите от меня первый голос.
Юлия Александровна Зогот # 27 июня 2016 в 23:11 +1
Оксана Викторовна, мне очень понравилась разработка.В игровой форме дети могут показать свои знания и восполнить пробелы.Немаловажно, что в ходе игры, детям объясняется значение каждого вида животных, и даются рекомендации по охране этих видов.Проведу подобную игру в своём классе.Спасибо.Творческих успехов!:)Вам голос.
Оксана Викторовна Погодаева # 28 июня 2016 в 06:31 0
Коллеги, спасибо большое за внимание к моей работе и за высокую оценку моей разработки.
Ольга Васильевна Яковлева # 28 июня 2016 в 11:18 +2
Здравствуйте, Оксана Викторовна. Очень интересная, познавательная игра! Мне материал понравился. Прекрасная презентация! Творческих успехов! голос
Татьяна Александровна Толстикова # 28 июня 2016 в 17:37 +3
Оксана Викторовна, примите голос за интересную, увлекательную игру, посвящённую животным родного края, которая способствует закреплению знаний учащихся по теме. Удачи Вам!
Оксана Викторовна Погодаева # 4 июля 2016 в 05:12 +1
Ольга Васильевна, Татьяна Александровна, уважаемые коллеги, спасибо за положительные отзывы о моей работе.