Творческий конкурс для педагогов «Чудесная Весна»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Конспект занятия для детей второй младшей группы с презентацией. Благовещение

Конспект занятия для детей второй младшей группы на тему: Благовещение.
Конспект НОД по приобщению детей младшего дошкольного возраста к истокам русской народной культуры

Цель:
• Приобщение детей младшего дошкольного возраста к истокам русской народной культуры.
• Знакомство с русскими народными праздниками, традициями и обычаями их проведения.
Задачи:
по познавательно-речевому направлению:
• «Познание»
- Расширять кругозор детей, их знания о первых весенних признаках и при-лёте птиц.
- Познакомить детей с русским народным праздником “Благовещение”, музыкально – поэтическим народным творчеством, связанным с этим праздником (заклички, веснянки).

• «Коммуникация»
- Учить детей вступать в речевые контакты с педагогом: отвечать на вопросы, участвовать в коллективном разговоре.
- Продолжать учить говорить по очереди, не перебивая говорящего.
- Развивать словарь детей:
- обогащать за счёт текстов закличек, веснянок, слова” Благовещение”;
- активизировать за счёт слов: “гостеприимство”, “чаепитие”, “лепить”, “выпекать”,” кулики – жаворонушки”.
- учить при чтении и обыгрывании закличек и веснянок воспроизводить ритм речи, правильно пользоваться речевым дыханием.
• «Чтение художественной литературы».
- Чтение русских народных сказок:” Колобок”,” Теремок”.

по социально-личностному направлению:
• «Социализация»
- Дать почувствовать детям свою причастность к истории нашей Родины, нашего народа.
- Воспитывать интерес к культурному и историческому наследию русского народа;
- Развивать эмоционально – чувственную сферу младших дошкольников, эмоциональную отзывчивость, интерес к проявлению прекрасного в окружающем.
- Развивать интерес к внутреннему миру человека: гостеприимству, доброжелательности, чувству радости, праздничной атмосфере.
• «Труд».
- Развивать самостоятельность и творческие способности детей в разных видах деятельности.
- Воспитывать интерес к - самостоятельному творчеству и желанию лепить из теста.
по художественно-эстетическому направлению:
• «Музыка»
- Воспитывать интерес к музыкально поэтическому творчеству (закличкам, веснянкам, играм);

по физическому направлению:
• «Здоровье»
- Создать положительный эмоциональный настрой;
• «Физическая культура»
- Формировать осознанную потребность в двигательной активности и физическом совершенствовании.
- Учить детей соблюдать и контролировать правила в подвижных играх.
Предварительная работа:
• Чтение русских народных сказок:” Колобок”,” Теремок”.
• Обыгрывание русских народных потешек: “Пальчик – мальчик…”, “Как у нашего кота…”, “Ай, качи - качи - качи!.. ”, ” Еду – еду к бабе, к деду…”
• Разучивание веснянок (песенок о весне), весенних закличек: “Иди, весна, иди, красна”, “Солнышко – колоколнышко”.
• Оформление группового помещения в русском стиле (печка, стол, вышитые полотенца, скатерть, самовар, глиняная посуда).
• Материалы для лепки: солёное тесто, скалка, формочки, салфетки, поднос, противень, влажные салфетки для рук.
• Видеоаппаратура (ноутбук, экран, проектор).
• Мультимедийная презентация для детей “Благовещение”.
• Русский костюм (сарафан, рубашка, пояс).
• Заранее приготовленное угощение: печенье в виде птичек.
Организация:
Дети сидят полукругом на стульях.
Ход занятия:
Воспитатель: Здравствуйте, добры молодцы и красны девицы! Здравствуйте, гости дорогие! Очень рада я вас у себя в гостях видеть. Зовут меня Забавушка-рассказушка. Посмотрите, какая я нарядная. На мне русский сарафан. Очень красиво, не правда ли? Давным-давно такие сарафаны носили все девочки и женщины. А когда наряжаются?
Дети: Когда идут в гости или ждут гостей”.
Воспитатель: Всё правильно. Издавна славился русский народ своим гостеприимством. Не зря в народе говорят” Много гостей - много и новостей”, “Доброму гостю хозяин рад”. А как вы готовитесь к встрече гостей?
Дети: Мы помогаем убирать квартиру, накрывать на стол. Торт помогаем печь.
Воспитатель: Всё верно. Я тоже готовилась к вашему приходу. Посмотрите, как красиво у нас в группе. Ведь когда приходят гости это настоящий праздник. (1 слайд) Но сегодня я хотела рассказать вам про необычный праздник. Каждый год, в середине весны люди отмечают Благовещение. (2 слайд). Это один из самых любимых и важных праздников в народе. (3 слайд) В этот день Архангел Гавриил возвестил Деве Марии о рождении сына Иисуса Христа- Сына Божьего и Спасителя мира. Многие поэты написали стихотворения, которые посвящены этому событию. Вот одно из таких произведений (Татьяна Шорыгина “Благовещение”). Этот праздник отмечают спокойно, вдумчиво, без шумного гуляния. Во многих местах около этого времени “закликали весну”: разжигали костры, во-дили вокруг них хороводы и пели веснянки. Я знаю, что и вы их учили. Кто помнит?

Ребёнок 1:
Столько тёплых деньков-
Сколько во лесу пеньков.
Столько ясных ночек-
Сколько в поле кочек.

Ребёнок 2:
Синички- сестрички,
Тетёрки- чечётки,
Краснозобые снегиришки,
Щеглята- молодцы,
Воры- воробьи!
Вы по воле полетайте
Вы на вольной поживите,
К нам весну скорей ведите!
За нас Божью Мать молите!
Воспитатель: а ещё выпекали из теста фигурки птиц: жаворонков, куликов (4 слайд). Девушки и дети забирались с ними на крыши или на деревья и выкрикивали заклички, обращённые к птицам. Когда что-то выпекали, то и чай пили. А из чего чай наливали?
Дети: Из чайника.
Воспитатель: Но раньше чайников не было, и чай наливали из самовара. Из чего раньше чай наливали?
Дети: Из самовара.
Воспитатель: Все самовары были очень красивые, украшенные разными узорами. Как самовар шипит, когда вода в нём кипит?
Дети: Ш-ш-ш-ш-ш.
Воспитатель: Вода кипит, значит, чай будет горячий. Надо подуть. Как мы подуем?
Дети: (Дуют).
Воспитатель: Любит русский народ чаепитие. По русскому обычаю чай- это завершение праздничного обеда. А что к нему подают? Кто знает?
Дети: Сахар, лимон, варенье, пирожки, бутерброды с маслом и сыром, конфеты, печенье, пряники.
Воспитатель: Правильно. Но в Благовещение выпекали птичек из теста. И я вам предлагаю сделать таких птичек. Я всё принесла. Посмотрите, что у меня здесь? (1 поднос)
Дети: Мука, яйца, соль, сахар, масло.
Воспитатель: Всё это перемешивают и делают тесто. Потрогайте муку. Какая она?
Дети: Мягкая, белая.
Воспитатель: Но у меня есть и уже готовое тесто (2 поднос). Посмотрите на него, потрогайте. Какое оно? Что можно про него сказать?
Дети: Мягкое, нежное.
Воспитатель: Чем пахнет?
Дети: Чем-то сладким, вкусным.
Воспитатель: Правильно. Так пахнет ванилин. Наше угощение будет вкусное, а с ванили-ном ещё вкуснее. Где же мы будем печь наше угощение?
Дети: в печи.
Воспитатель: Вот она. А вы знаете, что в Благовещение до сих пор существует очень строгий запрет на любую работу? Говорили: на Благовещение птица гнездо не вьёт, девица косы не плетёт.
Был обычай давать волю птицам в этот день (5 слайд). Выносили клетки с птицами на Красную горку, позднее стали устраивать птичьи базары. И девушки шли выкупать птиц, давать им волю. Освобождённые птицы улетали чаще всего в лес (6 слайд). И я вас приглашаю на лесную полянку поиграть. (игра “Солнышко и дождик” под музыку).
Дети: (Играют с воспитателем).
Воспитатель: После дождика лужи остаются. Попрыгайте через них
Дети: (Прыгают).
Воспитатель: Прогулялись, теперь и за дело. Ведь мы птичек собирались лепить. Подходите, пожалуйста, к столу. Но прежде чем мы будем делать наше угощение, надо и пальчики размять (пальчиковая гимнастика “Мы печём пшеничные пироги отличные…”)
Мы печём пшеничные
Пироги отличные.
Кто придёт к нам пробовать
Пироги пшеничные?
Мама, папа, брат, сестра,
Пёс лохматый со двора.
И другие, все, кто может,
Пусть приходят с ними тоже.
Тесто замесили мы,
Сахар не забыли мы,
Пироги пшеничные
В печку посадили мы.
Печка весело горит,
Наша мама говорит:
-Крошки, что останутся,
Воробью достанутся.
Воспитатель: Размяли. И фартуки надо одеть, чтобы не запачкаться.
Дети: (Одевают).
Воспитатель: Вот наше тесто. Мягкое, вкусное. Угощение будет сладкое. “Колбаску” из теста сделала. Теперь каждому отрежу по кусочку, чтобы всем хватило. Все ребята весну ждут.
1 вариант: для подгруппы постарше.
Воспитатель: Посмотрите, как надо лепить птичку. Из одного куска теста. Сначала вы-лепим головку и клюв. Теперь вытянем туловище. Спинка и животик нашей птички слегка круглые, толстенькие. Хвостик вытянули и приплюснули. И крылья делаем точно также. Вытянули и приплюснули. Теперь вы попробуйте.
2 вариант: для подгруппы помладше.
Воспитатель: Покатали комочек теста и приплюснули. Пряники сделали. Гости и печенье любят. Для него тоже тесто есть. (2 кусок теста) Печенье какое?
Дети: Тонкое.
Воспитатель: а у меня тесто вон, какое. Как же мне сделать тесто тонким? Вот моя помощница скалка. Буду раскатывать тесто тонко, и вы покажите на столе, как ручки скалку катают вперёд- назад.
Дети: (Показывают)
Воспитатель: Красивое печенье будет. Я и формочки принесла. А формочки у нас на кого похожи?
Дети: На птичек.
Воспитатель: Берите по одной. Сначала девочки попробуют, потом мальчики.
Дети: (Вырезают).
Воспитатель: Готовое угощение складываем на сковороду. Вот мы всё и сделали. Надо руки вытереть и фартуки снять.
Дети: (Вытирают).
Воспитатель: Присаживайтесь, пожалуйста, на стульчики.
Дети: (Присаживаются).
Воспитатель: Теперь поставим в печь и чуть- чуть подождём. Дети насаживали выпеченных птиц на палки и выкрикивали заклички. В них просили птиц прилететь и принести с собой тепло. А вы знаете такие заклички? Тому, кто будет рассказывать, я предлагаю взять вот такую птицу на палочке.
Ребёнок 1:
Жаворонки, жаворонки,
Прилетайте к нам,
Приносите нам Весну - красну,
Красну солнышку,
Тёплу гнёздышку.

Ребёнок 2:
Жаворонки, прилетите,
Красну Весну принесите.
Принесите Весну на своём хвосту,
На сохе, бороне,
На овсяном снопе.

Ребёнок 3:
Солнышко - колоколнышко,
Ты пораньше взойди,
Нас пораньше разбуди:
Нам в поля бежать,
Нам весну встречать!

Воспитатель: Как хорошо вы позвали птиц! Молодцы! Теперь весна к нам точно придёт.
Благовещенский день всегда радовал земледельца. К этому времени снег уже весь растаял, а земля успела немного прогреться и пропитаться живительной влагой. С этого дня уже вовсю звали весну. Дни были тёплые. К этому времени в лесах уже распускались подснежники (7 слайд). Много- много белых точечек среди прошлогодней листвы.
Посмотрю-ка я как там наше угощение. Где же ухват? Вот он. Готово. Пора на стол накрывать и наш самовар чаем наполнить.
1 ребёнок: Сверху пар, снизу пар-
Шипит наш русский самовар.

2 ребёнок: Милости просим на чашку чая.
Вот так мы и живём:

Дети вместе: Пряники жуём, чаем запиваем
Всех в гости приглашаем.

Воспитатель: Посмотрите, какой у нас красивый стол получился! Очень красиво, не правда - ли? Приглашайте гостей к столу. Вкусное угощение получилось? Настоящее благовещенское. Приятного аппетита! С праздником Благовещение вас, дорогие дети и гости! Мира и добра вам и вашему дому! (8 слайд)
Презентация к конспекту занятия “Благовещение” по приобщению к истокам русской народной культуры во второй младшей группе

Рекомендуем посмотреть:

Пасхальная выставка в детском саду. Старшая группа Сценарий Пасхи в детском саду. Подготовительная - старшая группа Конспект НОД на тему: Пасха. Подготовительная группа Конспект занятия для детей 5 - 7 лет на тему: Пасха

Похожие статьи:

7 апреля. Благовещение. Приметы и традиции

Про Благовещение детям

Участник №89 творческого конкурса для детей и педагогов «Весенняя капель»
Нетрадиционные формы работы с родителями в ДОУ
Опубликовано: 3307 дней назад (10 марта 2015)
Просмотров: 8548
Рубрика: Без рубрики
+7
Голосов: 7
ВВР # 10 марта 2015 в 18:28 0
Здравствуйте! Очень понравился ваш материал. Просто класс.
Оксана Викторовна Верещагина # 12 марта 2015 в 14:25 0
Спасибо)!
Надежда Леонидовна Макарова # 15 марта 2015 в 11:01 0
Оксана Викторовна! Спасибо за приглашение. Очень хорошо, что Вы приобщаете детей к истоками русской культуры. Удачи в конкурсе! Примите голос!
Оксана Викторовна Верещагина # 15 марта 2015 в 14:45 0
Спасибо большое!!!
Оксана Михайловна Жидикина # 15 марта 2015 в 22:10 0
Добрый вечер, Оксана Викторовна. Замечательный сценарий и праздник. Всё тщательно продумано, последовательно выстроено. Проведена огромная предварительная работа. Деятельность обучающихся носила творческий характер. Хорошо, что с раннего возраста приобщаете детей к истокам русской народной культуре. Дети должны знать традиции и обычаи своего народа. Вы-умница! С дебютом Вас! И обязательно голос!
Оксана Викторовна Верещагина # 16 марта 2015 в 08:33 0
Спасибо большое!
Алла Ивановна Ефимова # 15 марта 2015 в 23:47 0
Доброй ночи, Оксана Викторовна! Спасибо за приглашение.Очень понравился Ваш конспект, все четко прописано, продумано. Вы молодец, проделали очень большую работу с такими маленькими детками.Конспект соответствует требованиям портала. Очень хорошо, что Вы их с такого раннего возраста учите чтить и знать традиции. Удачи и примите мой голос.
Оксана Викторовна Верещагина # 16 марта 2015 в 08:34 0
Спасибо большое!
Валентина Владимировна Рощина # 3 апреля 2015 в 14:35 0
Оксана Викторовна,замечательный конспект!!!Написано все грамотно,последовательно и подробно.Очень понравилась презентация.Все цели и задачи занятия выполнены!Вы молодец,что приучаете деток с младшего возраста,чтить русские традиции и знакомите их с православными праздниками!Голос и желаю удачи!!!
Елена Викторовна Шарун # 4 апреля 2015 в 05:41 0
Здравствуйте, Оксана Викторовна. Спасибо за приглашение. Занятие понравилось. Оно насыщен и теоретически материалом и практическим, кроме этого вы предлагаете еще и просмотр презентации. Рассказывать о народной культуре, православных праздниках можно уже и в этом возрасте.
Галина Васильевна Ляшко # 5 апреля 2015 в 19:36 0
Тема не совсем "привычная" для детского сада. Но с удовольствием познакомилась с конспектом, просмотрела презентацию - все интересно, доступно детям.
Оксана Викторовна К # 17 апреля 2015 в 17:14 0
Оксана Викторовна, интересное занятие, актуальное, ценное по содержанию. Есть недочёты в работе. Укажите автора. Добавьте краткое описание материала.
После названий темы точка не ставится. Пробелы не допускайте. Желательно выделять все слова жирным шрифтом: 1 ребёнок, 2 ребёнок, дети. Нет автора пальчиковой гимнастики "Мы печём пшеничные пироги отличные…”. Нет текста подвижной игры “Солнышко и дождик”. Структура конспекта составлена в рамках требований ФГТ, но необходимо уже использовать ФГОС ДО. Ждем Ваших новых работ в многочисленных конкурсах образовательного портала "Учебно - Методическом кабинете". Удачи Вам, по-настоящему творческой и интересной работы. С уважением, Оксана Викторовна!