Конкурсы для педагогов и детей

Сценарий развлечения на Рождество для старших детей дошкольников в детском саду

«Рождественские посиделки». Сценарий развлечения для детей старшего дошкольного возраста.
Автор: Верещагина Оксана Викторовна, воспитатель, Муниципальное Бюджетное Дошкольное Образовательное Учреждение детский сад комбинированного вида №58, г. Апатиты, Мурманская обл.
Описание материала: Данный материал может быть полезен воспитателям старшей и подготовительной групп детских садов при подготовке к проведению праздника Рождество Христово. Сценарий разработан для детей старшего дошкольного возраста.
«Рождественские посиделки». Сценарий развлечения для детей старшего дошкольного возраста.
Цель: Приобщение детей старшего дошкольного возраста к истокам русской народной культуры через театрализованную деятельность.
Задачи:
Образовательные:
• Расширить представления детей о празднике Рождество Христово;
• Продолжать знакомить детей с рождественскими обычаями и традициями;
• Познакомить детей со святочными гаданиями;
• Познакомить с русскими народными играми в праздник Рождество Христово.
Развивающие:
• Развивать творческие способности детей;
• Развивать словарь детей за счёт слов: коляда, вертеп, маслина, пальма
Воспитательные:
• Воспитывать любовь к русской народной культуре.
Материал для проведения: ноутбук, проектор, экран, детская презентация «Детям о Рождестве Христовом», оформление группы в русском народном или новогоднем стиле, русский народный костюм для ведущей, костюмы для детей (для мальчиков – русские рубашки, для девочек – белые блузки и русские сарафаны), пупс в пелёнках, ширма, драпировка для ширмы, ясли, 17 шоколадных медалей (для викторины), костюмы для спектакля «Предание о рождественской ёлке» - Дева Мария, Иосиф, пастухи (2), волхвы (3), ангел, звёзды (3), цветы (ромашка, пион, мак), деревья (пальма, маслина, ёлка), кустарники (жасмин, шиповник, малина), бусы в виде снежинок для ёлки, 4 маски животных (коза, петух, бык, обезьяна), блюдо, рис.
Предварительная работа: беседа с детьми на тему «Рождество Христово», рассматривание иллюстраций русских художников по теме «Рождество Христово», разучивание с детьми колядок, изготовление кукол к спектаклю «Чудо Рождества», подготовка кукольного спектакля «Чудо Рождества», изготовление костюмов для детей «Ель, «Пальма», «Маслина», «Ангел», костюмы звёздочек (снежинок) – 3 штуки, Дева Мария, Иосиф, Ромашка, Мак, Пион, Жасмин, Шиповник, Малина, пастухи (2), волхвы (3), подготовка с детьми спектакля «Предание о рождественской ели», вырезание звёзд и снежинок для ёлки из золотой и серебряной бумаги, изготовление бус в виде снежинок из бумаги.
Ход мероприятия:
(Дети сидят полукругом на стульях).
Воспитатель: Здравствуйте, девицы! Здравствуйте, добры молодцы! Здравствуйте, уважаемые гости! Сегодня мы с вами отмечаем праздник Рождество Христово! Мира, счастья и добра вашим домам!
Ночь. Мороз. Сверкают звёзды
С высоты небес.
Весь в снегу, как в горностаях,
Дремлет тихий лес.
Тишина вокруг. Поляна
Спит в объятьях сна,
Из-за леса выплывает
На дозор луна.
Звёзды гаснут. С неба льются
Бледные лучи,
Заискрился снег морозный
Серебром парчи.
Широко раскинув ветви
В шубе снеговой,
Посреди поляны ёлка
Ввысь ушла стрелой.
На красавицу лесную
Лунный свет упал,
И огнями лёд кристаллов
В ветках заиграл.
Бриллиантовые нити
В хвое заплелись,
Изумруды и рубины
На снегу зажглись.
Ясной звёздочкой у ёлки
Светится глава...
Наступает день великий —
Праздник Рождества!
(Пётр Морозов)
Когда-то, давным-давно, Дева Мария и её суженый Иосиф отправились на перепись населения в город Вифлеем. Давайте вспомним с вами, как это было.
Дети: (Показывают кукольный спектакль «Рождество Христово»).
Воспитатель: Замечательную сказку мы сейчас с вами посмотрели. Но что-то мы с вами засиделись. Я предлагаю поиграть немного. Игра «Два Мороза». Давайте выберем двух Морозов с помощью считалки.
Дети: (Выбирают).
равила игры: На противоположных сторонах площадки отмечают линиями два «дома». Играющие располагаются в одном «доме». Выбираются два «мороза»: Синий нос и Красный нос. По сигналу «морозы» говорят:
Мы два брата молодые,
Два Мороза удалые,
Я – Мороз Красный нос,
Я - Мороз Синий нос.
Кто из Вас решится
В путь дороженьку пуститься?
Все играющие хором отвечают:
Не боимся мы угроз,
И не страшен нам мороз.
После слова «мороз» все играющие перебегают в «дом» на противоположной стороне площадки, а «морозы» стараются их «заморозить», коснувшись кого-нибудь рукой).
(Игра проводится один раз).
Воспитатель: Поиграли, присаживайтесь, пожалуйста, на стульчики.
Дети: (Присаживаются).
Воспитатель: Сегодня мы продолжаем отмечать прекрасный праздник Рождество Христово. Все ли помнят традиции проведения этого праздника? Я буду задавать вопросы, за каждый правильный ответ – шоколадная медаль. (Проводится рождественская викторина).
1. Праздник Рождество Христово традиционно отмечается:
a) Зимой;
b) Весной;
c) Осенью.

2. День 6 января в нашей стране является:
a) Рождественскими Святками;
b) Рождественским Сочельником;
c) Самим Рождеством.

3. Как и весь православный мир, наша страна отмечает праздник Рождество Христово:
a) 25 декабря;
b) 31 декабря;
c) 7 января.

4. Двенадцать праздничных дней между праздниками Рождество Христово и Крещение, называются…:
a) Святки;
b) Колядки;
c) Сочельник.
5. Как звали родителей Младенца?
a) Иван да Марья;
b) Мария и Иосиф;
c) Пётр и Феврония.

6. Как назвали Младенца?
a) Ирод;
b) Иисус Христос;
c) Соломон.
7. Счастливую весть о рождении Сына Божьего Деве Марии принёс:
a) Ангел;
b) Муж;
c) Врач.

8. Второй вестью рождения Сына Божьего была (о):
a) Комета;
b) Звезда;
c) Северное сияние.

9. Первой кроваткой Младенца стала (и):
a) Колыбелька;
b) Ясли с сеном;
c) Кровать родителей.

10. Волхвы подарили Младенцу подарки:
a) Золото, ладан и миро;
b) Золото, бриллианты;
c) Игрушки, одежду для малыша.

11. Главным деревом на празднике Рождество Христово является:
a) Пихта;
b) Омела;
c) Ель.

12. В память о Рождественской звезде главным украшением ёлки в наших домах является:
a) Электрическая гирлянда;
b) Бенгальский огонь;
c) Звезда.

13. В рождественскую ночь до самого утра принято колядовать. Что делали дети и молодёжь?
a) Пели рождественские песни;
b) Читали стихи;
c) Загадывали загадки.

14. В рождественскую ночь традиционно показывали вертеп. Что это такое?
a) Спектакль о рождении Иисуса;
b) Нехорошее слово;
c) Металлический прут для жарения мяса над огнём.

15. Сколько блюд традиционно должно быть на рождественском столе?
a) 7;
b) 10;
c) 12.

16. В нашей стране главным блюдом на рождественском столе является:
a) Жареная индейка;
b) Жареный гусь с яблоками;
c) Запеченный свиной окорок.

17. В одном из рождественских гаданий незамужняя девушка, выбегая за ворота, должна была спросить у прохожего мужского пола… Что она должна была спросить?
a) Как пройти до автобусной остановки;
b) Имя прохожего;
c) Который сейчас час.

Воспитатель: Вот мы с вами и узнали, что все очень хорошо знают историю и традиции проведения праздника Рождество Христово. А сейчас я предлагаю ещё раз поиграть. Игра «Баба Яга».
(Правила игры: Один из играющих ребят – «Баба-Яга». Он становится в углу зала. Ребята подходят к нему и дразнят:
Баба-яга - костяная нога,
С печки упала, ногу сломала.
Пошла в огород, испугала народ.
Побежала в баньку, испугала зайку!
«Баба-Яга» начинает прыгать на одной ноге, стараясь поймать кого-нибудь из увертывающихся и убегающих детей. Кого «Баба-Яга» поймает, с тем меняется ролями. Игра проводится 1 раз).
Воспитатель: Давайте выберем с помощью считалки Бабу – Ягу.
Дети: (Выбирают).
(Проводится игра).
Воспитатель: Поиграли, присаживайтесь, пожалуйста, на стульчики.
Дети: (Присаживаются).
Воспитатель: Всем нам известно, что главное дерево как на празднике Новый год, так и на празднике Рождество Христово является ель. Но все ли знают, почему именно это дерево? Существует рождественское предание и я предлагаю всем его сейчас посмотреть. (Гаснет свет. На сцене в «пещере» Дева Мария, Иосиф, младенец в яслях. Слева и справа от пещеры «деревья», «цветы», «кустарники»).
Воспитатель: Святая торжественная ночь спустилась на землю, принеся с собою великую радость людям. В Вифлееме, в убогой пещере, родился Спаситель мира. Внимая песнопению ангелов, пастухи славят и благодарят Бога (Появляются пастухи. Кланяются Деве Марии и младенцу. Встают с правой стороны вертепа, за «деревьями» и «кустарниками»); вслед за путеводной звездой волхвы спешат с далекого востока на поклонение Божественному Младенцу (Появляются волхвы с дарами. Также кланяются Деве Марии и Младенцу. Встают с левой стороны вертепа, за «цветами»). И не только люди, но и деревья, осеняющие пещеру, и луговые цветы, пестреющие вокруг, - все по-своему принимают участие в великом торжестве. («Цветы» тоже выражают оживление).
Радостно колышутся они, как бы поклоняясь Божественному Младенцу, и в ликующем шелесте листвы, в шепоте трав как бы слышится выражение благоговения к совершившемуся чуду. Всем хочется видеть родившегося Спасителя: деревья и кусты простирают свои ветки, цветы приподнимают головки, стараясь заглянуть внутрь пещеры, обратившейся теперь в священный храм. («Деревья», «цветы», «кустарники» пытаются заглянуть в «пещеру»).
Воспитатель: Счастливее других три дерева, стоящих у самого входа в пещеру: им хорошо видны ясли и покоящийся в них Младенец. Это стройная пальма, прекрасная пахучая маслина и скромная зеленая елка. («Маслина», «Пальма» и «Ёлка» «качают ветвями», пытаются заглянуть в пещеру). Все радостней, все оживленнее становится шелест их ветвей, и вдруг в нем явственно слышатся слова:
Пальма (обращаясь к Маслине): Пойдем и мы поклонимся Божественному Младенцу и поднесем Ему наши дары
Ёлка (робко): Возьмите и меня с собой!
Пальма (окинув елку презрительным взглядом, гордо): Куда тебе с нами! -
Маслина: И какие дары можешь ты поднести Божественному Младенцу? Что у тебя есть? Только колючие иглы да противная липкая смола!
Воспитатель: Промолчала бедная елка и смиренно отошла назад, не осмеливаясь войти в пещеру, сиявшую небесным светом. Но ангел слышал разговор деревьев, видел гордость пальмы и маслины и скромность елки, ему стало жаль ее, и, по своей ангельской доброте, он захотел помочь ей.
Пальма (склоняется над Младенцем и опускает перед Ним лучший лист своей роскошной кроны): Пусть он навевает на Тебя прохладу в жаркий день!
Маслина: (Потряхивает своими ветвями).
Воспитатель: Маслина закачала ветвями. С них закапало душистое масло, и вся пещера наполнилась благоуханьем. С грустью, но без зависти, смотрела на это елка.
Ёлка (Не осмеливаясь приблизиться): Они правы, где мне с ними сравниться! Я такая бедная, ничтожная, достойна ли я приблизиться к Божественному Младенцу!"
Ангел: В своей скромности ты унижаешь себя, милая елка, но я возвеличу тебя и разукрашу лучше твоих сестер! (Глядит на небо).
Воспитатель: А темное небо усеяно было сверкающими звездами (На потолке горит гирлянда). Ангел сделал знак, и одна звездочка за другой стали скатываться на землю, прямо на зеленые ветки елки, и скоро вся она засияла блестящими огоньками. (Дети-Звёзочки наряжают Ёлку звёдочками и снежинками, украшают бусами). И когда Божественный Младенец проснулся («Дева Мария» берёт «Младенца» на руки), то не благоухание в пещере, не роскошный веер пальмы привлекли Его внимание («Пальма» и «Маслина» отходят в сторону), а сияющая елка. На нее взглянул Он и улыбнулся ей и протянул к ней ручки («Дева Мария» подходит к «ёлке» с «Младенцем» на руках).
Воспитатель: Возрадовалась елка (закружилась), но не загордилась и своим сиянием старалась осветить пристыженных, стоявших в тени маслину и пальму. За зло она платила добром. И ангел видел это и сказал…
Ангел: Ты доброе деревце, милая елка, и за это ты будешь вознаграждена. Каждый год в это время ты, как теперь, будешь красоваться в сиянии множества огней, и маленькие дети будут, глядя на тебя, радоваться и веселиться. И ты, скромная, зеленая елка, сделаешься знамением веселого рождественского праздника.
Воспитатель: Вот такая красивая легенда и является родоначальницей современной Рождественской Елочки. Понравилась вам легенда?
Дети: Да.
Воспитатель: Существует ещё одна народная традиция. В рождественские праздники было принято ходить по домам и петь прославительные песни хозяевам. Как назывались такие песни, кто помнит?
Дети: Такие песни назывались колядки.
Воспитатель: Верно. А хозяева должны были обязательно дать взамен что-нибудь вкусное, например, сладости. Ведь по народному поверью это сулило богатый и урожайный год. А если не давали, то получали в ответ совсем другую песню. Наши дети тоже их знают. Давайте их послушаем.
1 ребёнок в маске Козы: Коляда-моляда
Прикатила молода!
Мы нашли коляду
Во Мироновом двору.
Эй, дядька Мирон,
Выноси добро во двор.
Как на улице мороз
Подмораживает нос.
Не велит долго стоять,
Велит скоро подать
Или тепленький пирог,
Или маслица, творог,
Или денежку копьем,
Или рубль серебром!
2 ребёнок в маске Обезьяны: К нам приходит коляда
Накануне Рождества.
Просит, просит коляда
Хоть кусочек пирога.

Кто пирог колядке даст,
Будет тот во все горазд!
Будет скот того здоров,
Полон хлев будет коров

Кто зажмет же свой кусок,
Будет год весь одинок.
Не найдет удачи, счастья,
Год промается в ненастье.

Не жалей ты пирожок,
А не-то создашь должок!
3 ребёнок в маске Петуха:
Маленький хлопчик
Сел на снопчик.
В дудочку играет,
Колядку потешает.
Щедрик – Петрик,
Дай вареник,
Ложечку кашки,
Кольцо колбаски.
Этого мало,
Дай кусок сала.
Выноси скорей, не морозь детей.
4 ребёнок в маске Быка: Тетенька добренька,
Дай кулички сдобненькой.
Коляда-моляда,
Накануне Рождества,
Подавай, не ломай,
Все по целой подавай.
Если крошечку уронишь,
То и Бога не замолишь.
Не подашь лепешки -
Разобьем окошки.
Не подашь пирога -
Уведем корову за рога.
Воспитатель: Спасибо за такие чудесные песни! (Одаривает сладостями детей). Продолжаются зимние святки. В эти дни было принято не только колядовать и показывать вертеп, но и гадать. Взрослые гадали на будущий урожай, а молодёжь – на будущего жениха или невесту. Давайте и мы с вами погадаем. (Рождественское гадание с рисовыми зернами)
Воспитатель: Я пронесу перед вами блюдо с рисом. Задайте про себя вопрос или загадайте желание и опустите ладошку в блюдо. Сосчитайте, сколько зернышек риса прилипнет к ладони. Четное число – отрицательный ответ, нечетное – положительный.
Дети: (Опускают ладошки, считают зёрнышки, обсуждают результат).
Воспитатель: И ещё одно гадание осталось у нас. Игра «Скакалка». Давайте выберем с помощью считалки двух детей, которые будут раскручивать скакалку.
Дети: (Выбирают).
(Правила игры: Двое стоят, раскручивают скакалку, приговаривают:
Чтоб был долог колосок, чтобы вырос лён высок,
Прыгайте повыше, можно прыгать выше крыши!
Играющие прыгают через скакалку: чем выше, тем больше доход и богатство).
Дети: (По желанию, прыгают через скакалку, кто выше).
(Проводится игра).
Воспитатель: Вот и подошёл к концу наш праздник, наши рождественские посиделки. Давайте поаплодируем нашим участникам. Всем детям, которые участвовали в наших спектаклях, в нашей постановке.
Зрители: (Аплодируют).
Воспитатель: До свидания! До новых встреч!

Рекомендуем посмотреть:

Рассказ о празднике Рождество для детей. Свет Рождества Сценарий праздника в старшей группе детского сада «Рождество Христово» Сценка на Рождество в детском саду Спортивное развлечение для дошкольников на Рождество. Сценарий

Похожие статьи:

Сценарии на Рождество для детей дошкольного возраста

Сценарий на тему «Крещение» в детском саду. Старшая – подготовительная группа

Стихи о Рождестве для школьников

Рождество. Сценарий Рождества для школьников

Конспект комбинированного занятия для 1 класса «Мастерская Санта Клауса»

Участник №34 творческого конкурса для детей и педагогов «Праздник своими руками» с 25 ноября 2015 года по 25 апреля 2016 года
Объёмная снежинка своими руками с пошаговыми фото | Сказка про северного оленёнка для детей 5-7 лет
Опубликовано: 309 дней назад (1 февраля 2016)
Просмотров: 1262
Рубрика: Сценарии
+6
Голосов: 6
Елена Викторовна Багрова # 1 февраля 2016 в 16:49 0
Здравствуйте, Оксана Викторовна!
Побывала у Вас на Рождественских посиделках.
Замечательная идея - знакомить ребят с традициями празднования Рождества. Хороший сценарий. интересные вопросы, яркое оформление.
Спасибо! Примите голос! Удачи!
С уважением!!!
Елена Викторовна Багрова # 1 февраля 2016 в 16:49 0
Здравствуйте, Оксана Викторовна!
Побывала у Вас на Рождественских посиделках.
Замечательная идея - знакомить ребят с традициями празднования Рождества. Хороший сценарий. интересные вопросы, яркое оформление.
Спасибо! Примите голос! Удачи!
С уважением!!!
Ольга Корекова # 2 февраля 2016 в 03:44 0
Здравствуйте Оксана Викторовна!Такой прекрасный праздник, очень понравилось!Как хорошо, что дети знакомятся с православными праздниками!Успехов Вам в дальнейшем!
ольга валерьевна корекова # 2 февраля 2016 в 09:27 0
Здравствуйте, Светлана Викторовна!Огромное спасибо за такой интересный утренник.Новые красивые песни, увлекательные игры,приобщение детей к православным праздникам, обязательно воспользуюсь!Успехов Вам!
Ирина Вениаминовна Казакова # 7 февраля 2016 в 20:42 0
Добрый вечер! С удовольствием познакомилась со сценарием.Много интересного, неизбитого материала. В следующем году воспользуюсь при проведении Рождества в своем детском саду.
Нина Евгеньевна Феофанова # 9 февраля 2016 в 23:01 0
Замечательный,интересный сценарий. Очень хорошо, что проводите в детском саду. Детям всегда очень нравится.
Валентина Николаевна Мельникова # 29 марта 2016 в 09:35 +1
Оксана Викторовна, доброе утро!!
Незаслуженно мало внимания уделили коллеги вашей работе!
Замечательный сценарий «Рождественские посиделки».
Сценарий развлечения для детей старшего дошкольного возраста.
Замечательная цель и задачи вашего мероприятия:
приобщение детей старшего дошкольного возраста к истокам русской народной культуры через театрализованную деятельность.
Расширить представления детей о празднике Рождество Христово;
Продолжать знакомить детей с рождественскими обычаями и традициями;
Познакомить детей со святочными гаданиями;
Познакомить с русскими народными играми в праздник Рождество Христово.
Развивать творческие способности детей;
Развивать словарь детей за счёт слов: коляда, вертеп, маслина, пальма
Воспитывать любовь к русской народной культуре.
Конечно, вам голос +1!!!
Наталья Анатольевна Проскурякова # 20 апреля 2016 в 16:11 0
Добрый день! Мои самые любимые темы "Православие для дошкольников"и "Театрализованная деятельность" Ваше мероприятие подготовлено и составлено очень грамотно, познавательно. В ненавязчивой форме дети знакомятся с традициями своего народа, демонстрационный материал яркий , подобран со вкусом. По возможности с удовольствием использую ваш опыт работы.