Конкурсы для педагогов и детей

Дидактические игры для детей старшей группы

Игры, игровые упражнения, направленные на развитие глагольного словаря.
Игра “Подскажи словечко”
Есть всего один ответ.
Кто – то знает, кто – то - нет.
Ворона каркает, а сорока …? (стрекочет)
Сова летает, а кролик …? (прыгает)
Крот роет норки, а сорока …? (гнездо)
Корова ест сено, а лиса …? …

Игра “В зоопарке”
Цели: совершенствовать умение согласовывать в числе глагол с существительным.
Активизировать глагольный словарь.
Закреплять навык составления простого нераспространенного предложения без опоры на схему. Развивать зрительное и слуховое внимание.
Оборудование: Игровое поле (фланелеграф, магнитная доска).
Картина “Зоопарк”, составленная из отдельных, вырезанных по контуру предметных картинок (зебра, обезьяна, лисица, заяц, тигр, лама).
Описание игры
Логопед предлагает детям отправиться в “зоопарк” и понаблюдать за тем, что делают животные. Дошкольники рассматривают картину, называют животных, а логопед определяет действия животных: Зебра брыкается. Обезьяна кривляется. Заяц пугается. Тигр отдыхает.и. т. д.
Сначала педагог выясняет, названия каких действий запомнили малыши. Уточняется значение глаголов брыкается, кривляется, лягается. Затем детям предлагается самостоятельно определить, что делает каждое животное. Логопед помогает детям, указывая на нужную картинку. Далее педагог предлагает дошкольникам представить, что животных стало много, и просит назвать их действия еще раз, употребив глаголы во множественном числе.

Игра “Сочиним стихотворение”
Цели: Пополнять и закреплять предикативный словарь. Закреплять конструкцию простого предложения по модели “предмет — действие”. Закреплять согласование сущ- ного с глаголом настоящего времени. Развивать слуховое внимание и память.
Оборудование: предметные картинки с изображениями животных и птиц: утки, лягушки, льва, коровы, кота, поросенка, козленка и петуха.
Описание игры:
Логопед предлагает детям сочинить стихотворение о том, как подают голос животные (педагог называет и показывает животное, а дети добавляют слово - название действия).
УТКА – КРЯКАЕТ,ЛЯГУШКА -
... КВАКАЕТ, ЛЕВ ... РЫЧИТ, А
КОРОВА ... МЫЧИТ, КОШКА ...
МЯУКАЕТ, ПОРОСЕНОК ...
ХРЮКАЕТ, КОЗЛЕНОК ...
МЕКАЕТ, А ПЕТУХ ...
КУКАРЕКАЕТ.
Примечание: Можно предложить детям повторить весь текст целиком по картинкам с изображениями животных и птиц, предъявляемым по очереди. Демонстрация картинок облегчает воспроизведение текста.

Сказка “О торопливой белочке и терпеливой курочке”
Решила торопливая белочка платье сшить. Взяла красивую ткань, один кусок отрезала, другой кусок отрезала, всю ткань изрезала. Платье не получилось.
Решила терпеливая курочка сарафан сшить. Семь раз измерила, семь раз примерила, один раз отрезала. Нарядный сарафан получился.
Правильно говорят люди:
“Семь раз отмерь, один раз отрежь”.
Вопросы и задания
1. Спросите ребенка: Почему белочку назвали торопливой? Почему курочку назвали терпеливой?
2. Уточните с ребенком значения глаголов: Что можно отрезать? (Кусочек ткани, бумаги, хлеба.)
Что означает изрезать? (На мелкие кусочки всю ткань, бумагу.)
Что можно вырезать? (Картину, узор.)
Что можно перерезать? (Веревку, нитку.)
Что можно срезать? (Шляпку гриба, капусту.)
Что означает надрезать? (Разрезать не до конца.)
Что означает дорезать? (Разрезать, например, до конца ткань.)
Что можно измерить? (Длину, ширину, высоту.)
Что можно примерить? (Платье, пальто.)
Что можно отмерить? (Ткань, например, когда ее покупают.)
Какую пословицу часто вспоминают, предупреждая людей не торопиться? (“Семь раз отмерь, один раз отрежь”,)
3. Повторите сказку. Ребенок должен рассказать ее, правильно употребляя глаголы.
Игра “Кто чем занимается?”
Никогда мы не забудем,
Что умеют делать люди.
Строитель – строит; повар – варит; художник – рисует …
1. “Что происходит в природе”
Человек легко находит,
Что в природе происходит.
Солнце (что делает?) – светит, греет.
Ручьи (что делают?) – бегут, журчат.
Птицы (что делают?) – прилетают, вьют гнёзда, поют.

«КТО В ДОМИКЕ ЖИВЕТ?»
Цели
Оборудование
Игровое поле (настольная игра) в виде дома с окна¬ми, закрытыми ставнями.
Описание игры
Детям предлагают рассмотреть дом и опре-делить, какой он (одноэтажный или многоэтажный, деревянный или каменный). Педагог предлагает ма¬лышам угадать, кто живет в этом красивом доме. Дети рассматривают символы действий, изображенные на ставнях, и угадывают по ним «жильца» Например: Летает, вьет (гнездо), клюет, поет. — Это птица.

«НЕОБЫЧНЫЕ ЦВЕТЫ»
Цель: Развивать умение детей составлять грамотно предложение с использованием глаголов.
Оборудование
1. Игровое поле (настольная игра), на котором пред¬ставлены цветы с крупными лепестками, в центре цветов изображены символы действий: светит, ска¬чет, катится, хлопает, ныряет.
2. Цветные лепестки, на которых нарисованы оду¬шевленные и неодушевленные предметы.
Описание игры
Дети садятся вокруг игрового поля, выбирают кар¬тинку с символом действия, а затем прикрепляют лепестки с изображениями предметов, способных про¬изводить данное действие. Задача участника: быстро «собрать цветок» и объяс¬нить подбор картинок, грамотно составляя предло¬жения.

«РАССКАЖУ ВАМ О ДЕЛАХ...»
Цели:
• Уточнять и расширять предикативный словарь.
• Знакомить с глаголами совершенного и несовер¬шенного вида.
• Закреплять навык построения простого распро¬страненного предложения по модели «предмет — дей¬ствие — предмет»:
• Развивать зрительное и слуховое внимание.
Оборудование
1. Игровое поле (магнитная доска).
2. Картинки, изображающие включенную и вы¬ключенную лампу, полное и наполняемое ведро, за¬крытое и открытое окно, надуваемый и надутый шар, лежащие кубики и построенный из них дом, поли¬тый и поливаемый цветок.
Описание игры
Воспитатель рассказывает детям шуточное стихотворе¬ние о делах, которые сделал сегодня ребенок:
РАССКАЖУ Я ВАМ, ДРУЗЬЯ,
ЧТО СЕГОДНЯ ДЕЛАЛ Я:
ПРЫГАЛ, БЕГАЛ И СМЕЯЛСЯ, ПЕЛ, КРИЧАЛ И БАЛОВАЛСЯ. ОЧЕНЬ ДОЛГО Я ШАЛИЛ: СТУЛ СЛОМАЛ И СУП ПРОЛИЛ. ИСПУГАЛСЯ Я, УСТАЛ И СОВСЕМ ПОСЛУШНЫМ СТАЛ...
Детям предлагается назвать слова — названия дей¬ствий, которые они запомнили, прослушав стихотво¬рение.

Особенности глагольного словаря у дошкольников с ОНР.
Формирование глагольного словаря у дошкольников с ОНР изучается давно и многими исследователями.
Ученые отмечают, что у детей с ОНР название действий (кроме слова «дает») появляются несколько позже, чем названия предметов, и первоначально опускаются при построении предложений.
Принимая во внимание то, что в норме глагольный словарь составляет лишь ½ часть от слов существительных, следует сказать, что при нарушениях развития речи глагольный словарь ничтожно мал, по отношению к обширному предметному словарю. В дошкольном возрасте ошибки проявляются в неточном знании и употреблении некоторых слов. Не зная того или иного слова, дети употребляют другое слово, обозначающее сходное действие (строгать-чистить, вязать-плести), либо заменяют действие названием предмета (открывать –дверь, играть - мяч), возможны случаи показа действия. Из-за ограниченного речевого запаса в измененной ситуации происходит неточный отбор слов, например, «Мать моет ребенка в корыте». Заменить глагол «моет» глаголом «купает» долго не удается. Наблюдается так же смешение временных и видовых форм глаголов, ошибки в согласовании. Форма прошедшего времени глагола нередко заменяется формой настоящего времени и наоборот. Присутствуют аграмматизмы и в употреблении числа и рода глаголов
Например, «дети одевается», «девочки играет».
Вместо формы определенного лица и числа употребляется неопределенная форма глагола ( «мама, папа и дочка пить», вместо «пьют»), либо глагольная основа ( «зайчик прыга» - «прыгает»).
Так же детьми смешиваются окончания глаголов при изменении по лицам и числам. Возвратная частица –ся часто пропускается, не учитываются изменения происходящие в слове при спряжении («он шел», «она шела»). Допускаются переносы одного спряжения в другое («машины издют»). Плохо сформирована категория вида: «Дети шли (пошли) в лес».
Словообразованием дети владеют в ограниченных рамках и в процессе его, как правило, возникает много ошибок. Приставки и суффиксы часто подвержены нарушениям. Дети обладают ограниченным их числом, а многие из них вовсе не употребляются, или употребляются неверно: «съехал – ехал, поехал», «нарисовал – рисовал» и т.д.
При объяснении глаголов дошкольники с ОНР используют следующие способы:
- объяснение через включение в контекст ( «ехать на машине»)
- синонимизация, то есть воспроизведение глаголов близких по семантике ( «идти – шагать», «плыть – купаться»);
- толкование слова путем конкретизации действия ( «бегать – быстро шагать»);
- использование других грамматических форм («лезть-лезут»);
- случайные ответы («бежать – драться»);
- отказы.
На основе изложенного материала, можно сделать следующие выводы о формировании глагольного словаря у дошкольников с ОНР:
1. глагольный словарь формируется значительно позже номинативного словаря;
2. основную часть лексики составляет номинативный словарь, по отношению к которому предикативный (глагольный) ничтожно мал;
3. в глагольном словаре преобладают названия обиходно-бытовых действий, с которыми ребенок встречается ежедневно («ест», «спит», «пьет», «лежит» и т.д);
4. дети с ОНР с трудом усваивают грамматические категории глагола (число, род, лицо);
5. значительные трудности отмечаются при усвоении навыков словообразования глагола.
Таким образом, развитие глагольного словаря детей с ОНР имеет ряд особенностей, которые носят стойкий, многообразный характер и требуют своевременного выявления и специальной коррекционной работы по их преодолению.

Рекомендуем посмотреть:

Математическая игра с палочками Кюизенера для детей 5-6 лет Игровое пособие по пожарной безопасности для детского сада. Старшая группа Развитие речи дошкольников 5-6 лет через игровую деятельность Народная игра Никольского района для детей "Оленем"

Похожие статьи:

Игра «Капуста» для детей старшей группы

Игры на развитие мелкой моторики для детей 5-6 лет в детском саду

Игры на развитие логического мышления для детей 5-6 лет в детском саду

Игры на обучение грамоте для детей 5-6 лет в детском саду

Игры на развитие слухового восприятия у дошкольников 5-7 лет

Конспект НОД в подготовительной группе ДОУ. Закат-восход
Опубликовано: 283 дня назад (27 февраля 2016)
Просмотров: 1288
Рубрика: игры
+4
Голосов: 4
Екатерина Николаевна Бондаренко # 6 марта 2016 в 16:41 +1
Здравствуйте Оксана Витальевна, очень интересные игры hoho
Валентина Николаевна Мельникова # 19 марта 2016 в 22:33 +1
Оксана Витальевна, здравствуйте!
Замечательная подборка дидактических игр, игровых упражнений,
которые направлены на развитие глагольного словаря.
Очень жалко, что Вы недооформили работу!
Требования к конкурсным материалам:
- обязательно должно быть представлено описание работы (минимум 2-3 полноценных предложения): какой категории педагогов (воспитателей, учителей, родителей…) будет полезен данный материал; для детей какого возраста (группы, класса) предназначен ваш материал; описать применение вашего материала в учебно-воспитательном процессе.
- обязательно в представленном материале необходимо указать цель, задачи…
На мой взгляд, каждую игру можно было проиллюстрировать, "обыграть" картинкой!!
Вы молодец! Вам мой голос +1!!!