Конкурсы для педагогов и детей

Конспект урока биологии в 8 классе. Общие признаки пресмыкающихся

Тема: «Общие признаки пресмыкающихся»
Цель урока: раскрыть особенности внешнего строения пресмыкающихся в связи со средой их обитания и образом жизни.
Задачи:
• Образовательные: ознакомить учащихся с многообразием пресмыкающихся, установить признаки более высокой организации пресмыкающихся по сравнению с земноводными.
• Коррекционные  работать над развитием мышления, внимания, развивать речь, обогащать словарный запас
• Воспитательные : поощрять  желание расширять знания по предмету,  воспитывать бережное отношение к животным.
Средства обучения: презентация, карточки  раздаточные.
Тип урока – комбинированный
Методы обучения: словесный, наглядный

План урока
I. Организационный момент
II. Повторение пройденного материала
III. Изучение новой темы
1.  Классификация пресмыкающихся.
       2. Общая характеристика пресмыкающихся, особенности внешнего строения, связанного с жизнью на суше.
       3. Заполнение таблицы
       4. Значение пресмыкающихся в жизни человека и в природе.
III. Закрепление знаний.
IV. Итог урока
Ход урока:
I. Организационный момент.

II. Повторение пройденного материала
Отгадайте загадку.
Подрастала –
Хвост растила,
Платье темное носила.
Подросла –
Зеленой стала,
Хвост на весла поменяла.
(Лягушка)

1. Перечислите характерные признаки  лягушки
А)  Из каких отделов состоит тело лягушки?
Б)  Чем покрыто тело лягушки?
В)  Как дышит лягушка?
Г)  Как размножается лягушка?

II.      Актуализация знаний учащихся.
Отгадайте еще одну загадку.
Насекомых он гроза,
Смотрят в сторону глаза,
С липким длинным языком,
Очень мало нам знаком.
Кожи цвет меняет он,
То ползёт ...

(Хамелеон)

III. Изучение новой темы
Продолжим движение вперед и мы и познакомимся с одним из многочисленных классом животных – Классом  Пресмыкающиеся или рептилии
Почему?  Класс получил название Пресмыкающиеся?
Несмотря на то что пресмыкающиеся могут пользоваться весьма разнообразными способами передвижения: бегают, лазают, прыгают, плавают, некоторые даже как бы летают, — они вполне заслуживают своё название, так как даже их ходьба и бегание в точном смысле есть не что иное, как пресмыкание. Это первые настоящие наземные позвоночные, характеризующиеся тем, что размножаются на суше яйцами, дышат только лёгкими. Наружным покровом служат чешуи, костяные или роговые щиты, иногда более или менее сросшиеся вместе. Конечностей обыкновенно бывает четыре, за исключением тех форм, у которых вовсе нет их.
В мире насчитывается более 7000 видов пресмыкающихся. Эти виды делятся на четыре отряда: Рис. 1 (Проецируется слайд Классификация пресмыкающихся)
Отряд  черепахи: Рис. 2
С экологической точки зрения черепахи делятся на морских и наземных, наземные в свою очередь на сухопутных и пресноводных. Ведут в основном одиночный образ жизни, питаются  сухопутные растительной пищей, пресноводные в большинстве хищники, поедают рыб, моллюсков и других позвоночных.
Панцирь – наиболее характерный видимый признак черепахи, отличающий ее от других пресмыкающихся. Панцирь очень прочный, у некоторых видов он выдерживает тяжесть в 200 раз превышающий массу самой черепахи. Строение конечностей черепах обусловлено их образом жизни. У сухопутных черепах задние конечности столбообразные, а передние несколько уплощенные, приспособленные для рытья нор. У пресноводных есть плавательные перепонки между пальцами, у морских конечности преобразованы в ласты.
Самая крупная – кожистая черепаха, длина панциря до 2 метров, масс тела до 900 кг. Самая маленькая капская черепаха около 8 см., вес 140 гр.
Черепахи рекордсмены долголетия, некоторые виды могут прожить до 250 лет.
В отличие от змей черепахи практически не представляют угрозы для людей.
Отряд Клювоголовые Рис. 3
Современные представители клювоголовых – гаттерия. Обитает на островах Новой Зеландии. Длина тела  до 76 см., вес до 1 кг.. Растет до 50 лет., общая продолжительность жизни 100 лет, ведут преимущественно ночной образ. Передвигается гаттерия медленно, при этом почти не поднимая брюха над субстратом. Однако во время охоты или испуганная гаттерия поднимается на конечности и двигается быстро, хорошо плавает и охотно идет в воду. Размножаться гаттерии начинают в 20 лет, самка откладывает 8-15 яиц,детеныши появляются через 13 месяцев. Поскольку гаттерии размножаются очень медленно, спасти их может только строгая охрана закона
Отряд Чешуйчатые
К отряду чешуйчатые относятся:
Подотряд Ящерицы:  Рис.5
  Вараны -самые крупные  из чешуйчатых, вес до 365 кг, длина до 3 метров. Четыре взрослых варана за 3  часа  могут съесть одного оленя.
Хамелеоны- могут моментально менять цвет кожи под цвет окружающей среды. Глаза у них устроены по особому, и  двигаются совершенно независимо друг от друга. Хамелеоны имеют необычно длинный язык. Полностью вытянутый язык, используемый для ловли добычи , может быть длиннее, чем тело хамелеона. Так , 18 сантиметровый хамелеон выбрасывает изо рта язык на 30 см. от себя с прицельной точностью
Подотряд  Змеи Рис. 6
Змеи характеризуются длинным червеобразным телом, без конечностей, одетым в чешуйчатую кожу. Голова и хвост слабо отграничены от туловища. Линька происходит  периодически в течение всей жизни. Благодаря  периодическому обновлению кожи змея стала символом  исцеления и медицины.  
Отряд Крокодилы. Рис 7
Крокодилы распространены во всех тропических странах, обитают в различных пресных водоемах. В воде крокодилы движутся с помощью хвоста. На суше они довольно медлительны и неуклюжи, но способны предпринимать иногда значительные переходы, удаляясь от водоёмов на несколько километров. Длина тела достигает до 5,5 метров. Голова крокодила плоская, туловище приплюснуто, хвост сжат с боков, ноги довольно короткие. Кожа покрыта роговыми щитками. Большую часть времени проводят в воде, поедают любую добычу с которой могут справиться. Без пищи могут обходиться до 1,5 лет.
Заполнение таблицы. Таблица частично заполнена вашими ответами, которые прозвучали в начале урока.
Работаем парами.

Признаки сравнения                Лягушка              Ящерица        
Отделы тела                    Голова, туловище, конечности.
Конечности                    Хорошо развиты 2 передние и
                                   2 задние конечности
Покровы тела                    Кожа влажная покрыта слизью
Места обитания                    По берегам водоемов
Дыхание                            Через легкие, кожу
Размножение                    Откладывает икру

Региональный компонент.
На территории Хакасии  встречается 6 видов пресмыкающихся, из них более многочисленны живородящая и прыткая ящерицы, а также обыкновенная гадюга. Редки уж, узорчатый полоз, щитомордник Паласса, занесенные в Красную книгу республики.
Живородящая Ящерица Рис. 8
  –окраска тела живородящей ящерицы, в основном, коричневая. Ящерицы достигают до 16 см. Самец как правило несколько крупнее самцов. Питается живородящая ящерица в основном насекомыми и другими членистоногими. Одна из особенностей живородящей ящерицы, т.е. самка не откладывает яйца, а рождает живых детенышей. (На экран проецируется рисунок)
Прыткая Ящерица:  Рис. 9
У прыткой ящерицы светлый низ живота, а на спине есть полосы. Самцы обычно темнее и имеют более яркую окраску.  В длину ящерицы достигают 25 см, попадаются особи длиной 35 см. Пищей этой ящерице служат взрослые насекомые, личинки жуков, гусеницы, также могут поедать свое потомство. (На экран проецируется рисунок)
Гадюка Рис. 10
Относительно небольшая змея, чья длина вместе с хвостом обычно не превышает 65 см Питается в основном мышевидными грызунами, земноводными и ящерицами разоряет расположенные на земле птичьи гнёзда.  Гадюка относится к живородящим — развитие яиц и вылупление детёнышей происходит в утробе матери. (На экран проецируется рисунок)
Уж Рис 11  
Неядовитая змея, длиной до 1,5 метров., отличительный признак «желтые ушки». Уж неагрессивен, при виде человека спасается бегством. Питается лягушками, жабами, лягушками, ящерицами, мелкими птицами и птенцами. (На экран проецируется рисунок)
Узорчатый полоз Рис.12
Размеры туловища, колеблются от 60 см. до 100см., питается мелкими грызунами, рыбой и насекомыми. Изучен мало, занесен в Красную книгу(На экран проецируется рисунок)
Щитомордник Паласса  Рис. 13
Змея небольших размеров, питается грызунами, ящерицами. Укус щитомордника болезненный, но обычно через 5-7 дней полное выздоровление. Змея живородящая. (На экран проецируется рисунок)
Значение пресмыкающихся
-уничтожают насекомых, грызунов
-служат пищей для более крупных животных
-используется человеком яд змеи; кожа крокодила; пластины панцирей черепахи; в пищу: мясо черепахи, змей, яйца

IV. Закрепление
1. Какие отряды объединяет класс пресмыкающиеся?
2. Что представляет собой покров тела пресмыкающихся?
3. Как дышат пресмыкающиеся?
4. Как размножаются?

Итог урока: Класс включает четыре отряда (Чешуйчатые, черепахи, крокодилы, клювоголовые). Внешнее строение животного отражает его приспособленность к среде обитания. Большинство пресмыкающихся подлежит охране.

Рекомендуем посмотреть:

Экологическая игра в 6 классе. Сценарий Конспект урока-исследования по биологии для 9 класса Сценарий досугового экологического мероприятия, посвященного Дню эколога, 7-11 класс Конспект урока биологии по теме: Хищные птицы 8 класс

Похожие статьи:

Внеклассное мероприятие по биологии 6-7 класс

Конспект урока биологии для 5 класса по УМК Вахрушев А.А. в рамках ФГОС

Конспект урока по биологии для учащихся 7 класса

Конспект урока биологии в 8 классе

Мастер-класс. Изготовление макета инфузории-туфельки

Конспект урока биологии по теме: Хищные птицы 8 класс | Сакура из бисера своими руками. Мастер-класс
Опубликовано: 1005 дней назад (5 марта 2014)
Просмотров: 6007
+3
Голосов: 3
Татьяна Николаевна Нелюбина # 6 марта 2014 в 07:06 0
Познавательный, интересный материал,воспитывает бережное отношение к животным.
Светлана Сабирзянова # 25 марта 2014 в 02:44 0
Очень интересный материал.Он полезен не только детям,но и взрослым.Сама прочитала с большим удовольствием о самых древних и загадочных существах.Большое спасибо.Голосую. smile
Инга Николаевна Конева # 10 мая 2014 в 12:45 0
Раиса Даниловна, очень интересный и доступный урок. Качественные фотографии. Желаю успехов в работе. Мой голос.
Бахитжан # 8 марта 2015 в 13:57 0
Урок занимательный и познавательный ,очень хорошо подобран иллюстративный материал урока,спасибо ,обязательно использую в своей практике,примите мой голос +1
Надежда Николаевна Савенкова # 4 апреля 2015 в 07:26 0
Добрый день,Раиса Даниловна! С интересом прочитала конспект Вашего урока. Цель и задачи достигнуты.Урок интересен, познавателен и доступен.Информация обширна и наглядна.Урок носит и воспитательный аспект бережного отношения к животным.Удачно включён региональный компонент.(Изучая мир земной, мы часто не знаем. что у нас под носом).Обычный рабочий урок, а сколько позитива!Вашими разработками обязательно воспользуюсь,поэтому говорю "СПАСИБО", но включу разноуровневые задания на этапе закрепления. С наилучшими пожеланиями Н.Н.Савенкова +1