Конкурсы для педагогов и детей

Интеллектуальная игра по истории для 5 класса с презентацией. Исторические портреты. Древняя Греция

Интеллектуальная игра для 5 класса: «Исторические портреты. Древняя Греция»
Автор: Мамаев Олег Владимирович, учитель истории и обществознания МОУ «Батьковская основная общеобразовательная школа», Рязанская область, Сасовский район, п. Батьки

Назначение:
Игра предназначена для учителей истории, работающих с учащимися 5 класса. Разработку можно использовать на контрольных уроках как творческий вариант проверки и закрепления изученной темы, а также как оригинальный способ познакомить ребят с дополнительным историческим материалом.
Цели:
1. Проверить и обобщить знания учащихся, выявить их интеллектуальный потенциал;
2. В игровой форме познакомить учащихся с интересными фактами из жизни исторических личностей.
Описание и правила игры:
Суть игры «Исторические портреты» заключается в угадывании исторических личностей по описанию. Описание состоит из трех устных подсказок, каждая из которых представляет собой определенный биографический факт из жизни исторического лица. Задача учащихся, каждый из которых решает ее строго индивидуально, состоит в том, чтобы угадать личность по возможности с самой первой подсказки (в этом случае учащийся получает 3 балла за правильный ответ). Если после оглашения первой подсказки учащийся сомневается в правильности своего предположения или совершенно не имеет никаких догадок, он может уклониться от ответа и дождаться второй или третьей подсказки, чтобы дать ответ наверняка. Но в этом случае количество баллов за правильный ответ будет снижено: за угадывание после второй подсказки дается 2 балла, за угадывание после третьей – 1 балл. Учащийся, сомневающийся в своей версии после первой подсказки, может все-таки рискнуть и дать ответ в надежде получить максимальные 3 балла. Но если его ответ окажется неверным, он получит 0 баллов и не сможет больше участвовать в угадывании данной личности. Таким образом, каждый учащийся имеет только одну попытку для угадывания исторического портрета после одной из трех прозвучавших подсказок. Найти баланс между желанием получить максимум баллов за каждый портрет и ограниченностью собственных знаний об отдельной исторической личности, а, следовательно, высоком риске дать неправильный ответ после первой подсказки – вот непростая задача, которую каждый учащийся решает индивидуально, сообразно своим способностям, знаниям и уверенности.
Форма проведения игры:
Каким образом оглашаются подсказки, а учащиеся предлагают свои ответы? Подсказки оглашаются учителем последовательно, одна за другой, с минутным интервалом между ними. Интервал необходим для того, чтобы каждый учащийся смог быстро решить для себя: будет ли он давать ответ немедленно или подождет следующей подсказки. Если учащийся уверен в правильности своего предположения, он берет лежащий перед ним один из десяти (по числу угадываемых портретов) листочков бумаги, пишет на нем ответ – предполагаемое имя исторической личности – и, согнув листочек пополам, поднимает руку с целью обратить на себя внимание учителя. Последний, заметив поднятую руку, быстро подходит к учащемуся и принимает от него листочек с ответом.
Примечание: Перед игрой учитель заранее готовит бумажные листочки для каждого учащегося. О том, как подготовить необходимые материалы – смотрите здесь:
http://ped-kopilka.ru/blogs/oleg-vladimirovich-mamaev/konspekt-intelektualnoi-igry-istoricheskie-portrety-yepoha-smutnogo-vremeni.html
Собрав все листочки (то есть не листочки всех учащихся вообще, а листочки тех, кто написал ответ и поднял руку), учитель складывает их в отдельную стопку на столе и переходит к чтению следующей подсказки. Так продолжается до третьей подсказки, после оглашения которой учащиеся сдают последние оставшиеся листочки (если учащиеся затрудняются с ответом даже после третьей подсказки, они, тем не менее, должны написать какое-то имя на своих листочках или, в крайнем случае, сдать листочки чистым). Исчерпав все подсказки, учитель оглашает правильный ответ и тут же проверяет листочки с ответами, начисляя учащимся заработанные ими баллы. Чтобы не возникло путницы с оцениванием листочков (после какой подсказки они были сданы и какие баллы нужно начислить), советую учителям после каждой подсказки складывать листочки в отдельную стопку: первая стопка – 3 балла, вторая стопка – 2 балла, третья стопка – 1 балл. Разумеется, баллы ставятся только за правильные ответы. Неправильные ответы, в какой бы стопке они ни находились, оцениваются в 0 баллов. По завершении всей игры баллы суммируются и называются учащиеся, набравшие наибольшее количество баллов. Им выставляются отличные и хорошие отметки в журнал. Удовлетворительные и неудовлетворительные отметки за игру ставить не рекомендуется.
Использование презентации на уроке:
В классах, оснащенных компьютерной техникой, возможно использование презентации во время игры. В этом случае учитель читает подсказки не по конспекту, а по слайдам презентации (на одном слайде – одна подсказка). Использование презентации по сравнению с простым чтением обладает двумя преимуществами: во-первых, учащиеся не просто слушают подсказки, но и видят их на экране, а, во-вторых, оглашение правильных ответов сопровождается демонстрацией визуальных портретов исторических личностей. Таким образом, учащиеся получают представление не только о личностно-биографических характеристиках угадываемых героев, но и об их физическом облике.
Скачать Интеллектуальная игра для 5 класса «Исторические портреты. Древняя Греция»
Презентация на тему: Исторические портреты. Древняя Греция

Рекомендуем посмотреть:

Конспект урока истории в 5 классе. Троица Рублёва Конспект урока истории в 5 классе с презентацией. Древняя Греция Интеллектуальная игра по Истории России для 7 класса Конспект урока по истории для 5 класса. Возникновение эксплуатации и классов

Похожие статьи:

Кроссворд с ответами для 5 класса «Жизнь первобытных людей»

Методическая разработка урока истории в 5 классе по теме «Древняя Спарта»

Конспекты уроков истории 5 класс

Участник №27 профессионального конкурса для педагогов на лучшую методическую разработку с 20 июня по 20 сентября 2016 года
Кроссворды с ответами по истории для 5 класса: Древняя Греция | Интеллектуальная игра по истории для 5 класса с презентацией: Исторические портреты. Древний Восток
Опубликовано: 166 дней назад (26 июня 2016)
Просмотров: 538
+5
Голосов: 5
Мира Симеунович # 26 июня 2016 в 20:02 +1
Здравствуйте, Олег Мамаев! Очень понравилась интеллектуальная игра для 5 класса по портретам Древней Греции. Вы предоставили интересный материал - оригинальный способ проверки знания учащихся. Принцип подсказки очень хорош, так как позволяет учащимся тренировать свою уверенность. Такой принцип тоже тренирует и способность (быстроты) мышления и догадки, заставляет детей задуматься, прежде чем дать ответ (тоже в связи с балансом, о котором Вы упомянули). Минутный интервал тоже отличная находка – каждому даётся возможность проявить уровень своего знания в своё время. Больше всего мне нравится то, что учащимся надо записывать ответы на бумаге и передавать их учителю. Мне кажется, что именно эта деталь делает Вашу игру интеллектуальной: каждый думает про себя, решает про себя, нет беспорядка и взаимной подсказки между учениками. Соревновательная игра, конечно, но совсем по-другому. С удовольствием посылаю Вам голос и пожелание успехов!
Олег Владимирович Мамаев # 26 июня 2016 в 21:31 +1
Вы верно подметили главные моменты игры, ее интеллектуальный и соревновательный характер. Сочетание напряженной умственной деятельности и спортивного азарта очень нравится учащимся. Главное, чтобы урок проходил в тишине и дети не подсказывали друг другу ответы (а такое случается, когда класс оказывается слишком слабым). Спасибо за отзыв!
Елена Викторовна Багрова # 26 июня 2016 в 20:48 +1
Здравствуйте, Олег Владимирович!
С удовольствием ознакомилась с еще одной Вашей победой.
Интеллектуальная игра для 5 класса: «Исторические портреты. Древняя Греция» продумана до мелочей и преподнесена коллегам очень грамотно и четко.
Форма работы, используемая Вами на уроках истории, повышает интерес к предмету, расширяет кругозор, дает возможность каждому показать свои силы и знания.
Такой огромный опыт обязательно будет востребован коллегами, т.к. он позволяет достичь основной цели, решая последовательно поставленные задачи!
Спасибо! Примите голос №2! Успехов!
с уважением!!!
Олег Владимирович Мамаев # 26 июня 2016 в 21:00 +1
Спасибо за добрые слова!
Елена Борисовна Жданова # 27 июня 2016 в 23:52 +1
Спасибо, Олег Владимирович, еще за одну разработку, которую мы успешно сможем использовать на уроках. Ваши идеи всегда актуальны, содержательны, методически выверены. Не перестаю удивляться, как у вас на все хватает времени. Успехов в работе!
Любовь Михайловна Толстикова # 28 июня 2016 в 08:48 +1
Здравствуйте,Олег Владимирович. Всегда интересовалась материалом об истории. Спасибо за еще одну великолепную возможность расширить свой кругозор, и научиться некоторым нюансам у Вас.
Ольга Ивановна Симакина # 16 августа 2016 в 17:54 +1
Здравствуйте, Олег Владимирович! С удовольствием познакомилась с еще одной Вашей работой. Именно в такой игровой форме учащиеся с большим интересом знакомятся с фактами из жизни исторических личностей. Беру вашу разработку в закладки. Творческих успехов. С удовольствием голосую.
Римма Ахатовна Афанасьева # 1 сентября 2016 в 11:55 +1
Олег Владимирович, здравствуйте! С Днём знаний Вас! В данной разработке вы предлагаете замечательный способ проверки знания учащихся. Очень хорошо, что подсказка не одна, а несколько с интервалом, что даёт шанс учащимся почувствовать уверенность в ответе. Подсказки отличаются краткостью и лаконичностью. Составлена к уроку грамотная презентация, которая помогает учащимся видеть текст подсказки, возможность обратиться ещё раз к тексту, а также они увидят после правильного ответа портреты исторических личностей. На мой взгляд на уроке не хватает физпаузы-это ведь пятиклассники. Или разминки для глаз, так как идёт работа непосредственно с презентацией. Голосую за Вашу работу.
Олег Владимирович Мамаев # 2 сентября 2016 в 21:35 +1
Благодарю всех за отзывы!