Конкурсы для педагогов и детей

Интеллектуальная игра по истории для 5 класса с презентацией: Исторические портреты. Древний мир

Интеллектуальная игра для 5 класса «Исторические портреты. Древний мир»
Автор: Мамаев Олег Владимирович, учитель истории и обществознания МКОУ «Батьковская основная школа», Рязанская область, Сасовский район, п. Батьки

Назначение:
Игра предназначена для учителей истории, работающих с учащимися 5 класса. Разработку можно использовать на контрольных уроках как творческий вариант проверки и закрепления изученной темы, а также с целью знакомства ребят с дополнительным историческим материалом. Данная разработка завершает серию игр «Исторические портреты» для 5 класса и имеет повторительно-обобщающий характер по отношению ко всему учебному курсу «История Древнего мира». Игра содержит новые словесные описания исторических личностей и не повторяет подсказки из уже опубликованных игр:
1. Исторические портреты. Древний Восток
http://ped-kopilka.ru/blogs/oleg-vladimirovich-mamaev/intelektualnaja-igra-po-istori-dlja-5-klasa-s-prezentaciei-istoricheskie-portrety-drevnii-vostok.html
2. Исторические портреты. Древняя Греция
http://ped-kopilka.ru/blogs/oleg-vladimirovich-mamaev/intelektualnaja-igra-dlja-5-klasa-istoricheskie-portrety-drevnja-grecija.html
3. Исторические портреты. Древний Рим
http://ped-kopilka.ru/blogs/oleg-vladimirovich-mamaev/intelektualnaja-igra-po-istori-dlja-5-klasa-s-prezentaciei-istoricheskie-portrety-drevnii-rim.html
Цели:
1. Проверить и обобщить знания учащихся, выявить их интеллектуальный потенциал;
2. В игровой форме познакомить учащихся с интересными фактами из жизни исторических личностей.
Описание и правила игры:
Суть игры «Исторические портреты» заключается в угадывании исторических личностей по описанию. Описание состоит из трех устных подсказок, каждая из которых представляет собой определенный биографический факт из жизни исторического лица. Задача учащихся, каждый из которых решает ее строго индивидуально, состоит в том, чтобы угадать личность по возможности с самой первой подсказки (в этом случае учащийся получает 3 балла за правильный ответ). Если после оглашения первой подсказки учащийся сомневается в правильности своего предположения или совершенно не имеет никаких догадок, он может уклониться от ответа и дождаться второй или третьей подсказки, чтобы дать ответ наверняка. Но в этом случае количество баллов за правильный ответ будет снижено: за угадывание после второй подсказки дается 2 балла, за угадывание после третьей – 1 балл. Учащийся, сомневающийся в своей версии после первой подсказки, может все-таки рискнуть и дать ответ в надежде получить максимальные 3 балла. Но если его ответ окажется неверным, он получит 0 баллов и не сможет больше участвовать в угадывании данной личности. Таким образом, каждый учащийся имеет только одну попытку для угадывания исторического портрета после одной из трех прозвучавших подсказок. Найти баланс между желанием получить максимум баллов за каждый портрет и ограниченностью собственных знаний об отдельной исторической личности, а, следовательно, высоком риске дать неправильный ответ после первой подсказки – вот непростая задача, которую каждый учащийся решает индивидуально, сообразно своим способностям, знаниям и уверенности.
Форма проведения игры:
Каким образом оглашаются подсказки, а учащиеся предлагают свои ответы? Подсказки оглашаются учителем последовательно, одна за другой, с минутным интервалом между ними. Интервал необходим для того, чтобы каждый учащийся смог быстро решить для себя: будет ли он давать ответ немедленно или подождет следующей подсказки. Если учащийся уверен в правильности своего предположения, он берет лежащий перед ним один из десяти (по числу угадываемых портретов) листочков бумаги, пишет на нем ответ – предполагаемое имя исторической личности – и, согнув листочек пополам, поднимает руку с целью обратить на себя внимание учителя. Последний, заметив поднятую руку, быстро подходит к учащемуся и принимает от него листочек с ответом.
Примечание: Перед игрой учитель заранее готовит бумажные листочки для каждого учащегося. О том, как подготовить необходимые материалы – смотрите здесь:
http://ped-kopilka.ru/blogs/oleg-vladimirovich-mamaev/konspekt-intelektualnoi-igry-istoricheskie-portrety-yepoha-smutnogo-vremeni.html
Собрав все листочки (то есть не листочки всех учащихся вообще, а листочки тех, кто написал ответ и поднял руку), учитель складывает их в отдельную стопку на столе и переходит к чтению следующей подсказки. Так продолжается до третьей подсказки, после оглашения которой учащиеся сдают последние оставшиеся листочки (если учащиеся затрудняются с ответом даже после третьей подсказки, они, тем не менее, должны написать какое-то имя на своих листочках или, в крайнем случае, сдать листочки чистым). Исчерпав все подсказки, учитель оглашает правильный ответ и тут же проверяет листочки с ответами, начисляя учащимся заработанные ими баллы. Чтобы не возникло путницы с оцениванием листочков (после какой подсказки они были сданы и какие баллы нужно начислить), советую учителям после каждой подсказки складывать листочки в отдельную стопку: первая стопка – 3 балла, вторая стопка – 2 балла, третья стопка – 1 балл. Разумеется, баллы ставятся только за правильные ответы. Неправильные ответы, в какой бы стопке они ни находились, оцениваются в 0 баллов. По завершении всей игры баллы суммируются и называются учащиеся, набравшие наибольшее количество баллов: им выставляются отличные и хорошие отметки в журнал. Удовлетворительные и неудовлетворительные отметки за игру ставить не рекомендуется.
Использование презентации на уроке:
В классах, оснащенных компьютерной техникой, возможно использование презентации во время игры. В этом случае учитель читает подсказки не по конспекту, а по слайдам презентации (на одном слайде – одна подсказка). Использование презентации по сравнению с простым чтением обладает двумя преимуществами: во-первых, учащиеся не просто слушают подсказки, но и видят их на экране, а, во-вторых, оглашение правильных ответов сопровождается демонстрацией визуальных портретов исторических личностей. Таким образом, учащиеся получают представление не только о личностно-биографических характеристиках угадываемых героев, но и об их физическом облике.
Скачать Интеллектуальная игра по истории Исторические портреты. Древний мир
Презентация на тему: Исторические портреты. Древний мир

Рекомендуем посмотреть:

Конспект урока истории в 5 классе. Троица Рублёва Конспект урока истории в 5 классе с презентацией. Древняя Греция Интеллектуальная игра по Истории России для 7 класса Конспект урока по истории для 5 класса. Возникновение эксплуатации и классов

Похожие статьи:

Кроссворд с ответами для 5 класса «Жизнь первобытных людей»

Методическая разработка урока истории в 5 классе по теме «Древняя Спарта»

Конспекты уроков истории 5 класс

Участник №116 профессионального конкурса для педагогов на лучшую методическую разработку с 20 июня по 20 сентября 2016 года
Интеллектуальная игра по истории для 5 класса с презентацией: Исторические портреты. Древний Рим
Опубликовано: 77 дней назад (18 сентября 2016)
Просмотров: 513
+5
Голосов: 5
Ольга Ивановна Симакина # 19 сентября 2016 в 16:58 +2
Очень хороший материал, который с удовольствием буду использовать на своих уроках. Спасибо, Олег Владимирович за прекрасную работу. С уважением О.И.
Наталья Алексеевна Коршунова # 19 сентября 2016 в 20:35 +1
Спасибо, Олег Владимирович за прекрасную работу.С удовольствием просмотрела вашу работу. очень интересно!!!