Конкурсы для педагогов и детей

Интеллектуальная игра по Истории России для 7 класса

Интеллектуальная игра «Исторические портреты. Эпоха Смутного времени». Конспект
Автор: Мамаев Олег Владимирович, учитель истории и обществознания МОУ «Батьковская основная общеобразовательная школа», Рязанская область, Сасовский район, п. Батьки
Назначение:
Игра предназначена для учителей истории, преподающих учащимся 7 класса предмет «История России. Конец XVI-XVIII век». Разработку можно использовать на контрольных уроках как творческий вариант проверки и закрепления изученной темы («Россия в эпоху Смутного времени»), а также как оригинальный способ познакомить ребят с дополнительным историческим материалом.
Цели:
1. Проверить и обобщить знания учащихся, выявить их интеллектуальный потенциал;
2. В игровой форме познакомить учащихся с новыми историческими фактами;
3. Продолжить формирование у учащихся чувства социальной дисциплины.
Необходимое пояснение:
В связи с тем, что встречающиеся в литературе описания игры отличаются максимальным схематизмом и краткостью, я решил подробно изложить все ее принципы, правила и особенности с тем, чтобы каждый учитель мог свободно и без затруднений применять данную разработку на своих занятиях.
Описание и правила игры:
Суть игры «Исторические портреты» заключается в угадывании исторической личности по описанию. Описание состоит из 3 подсказок, каждая из которых представляет собой определенный биографический факт из жизни персонажа. Задача учащихся (каждый из них решает задачу строго индивидуально!) состоит в том, чтобы угадать личность по возможности с самой первой подсказки (в этом случае учащийся получает 3 балла за правильный ответ). Если после оглашения первой подсказки учащийся сомневается в правильности своего предположения или совершенно не имеет никаких догадок, он может уклониться от ответа и дождаться второй или третьей подсказки, чтобы дать ответ наверняка. Но в этом случае количество баллов за правильный ответ будет снижено: за угадывание после второй подсказки дается 2 балла, за угадывание после третьей – 1 балл. Учащийся, сомневающийся в своем предположении после первой подсказки, может все-таки рискнуть и написать свой ответ в надежде получить максимальные 3 балла. Но если его ответ окажется неверным, он получит 0 баллов и не сможет больше участвовать в угадывании конкретной личности. Таким образом, каждый учащийся имеет только одну попытку для угадывания исторического портрета после одной из трех прозвучавших подсказок. Найти баланс между желанием получить максимум баллов за каждый портрет (в настоящем наполнении игры предлагается по очереди угадать 7 портретов) и ограниченностью собственных знаний об отдельной исторической личности, а, следовательно, высоком риске дать неправильный ответ после первой подсказки – вот непростая задача, которую каждый учащийся решает индивидуально, сообразно своим способностям, знаниям и смелости.
Форма проведения игры:
Каким образом оглашаются подсказки, а учащиеся предлагают свои ответы? Подсказки оглашаются учителем последовательно, одна за другой, с двухминутным интервалом между ними. Интервал необходим для того, чтобы каждый учащийся смог быстро решить для себя: будет ли он давать ответ немедленно или подождет следующей подсказки. Если учащийся уверен в правильности своего предположения, он берет лежащий перед ним один из семи (по числу угадываемых портретов) листочков бумаги (смотрите ниже – материалы к игре), пишет на нем ответ – предполагаемое имя исторической личности – и, согнув листочек пополам, поднимает руку с целью обратить на себя внимание учителя. Последний, заметив поднятую руку, немедленно походит к учащемуся и принимает от него листочек с ответом. Собрав таким образом все листочки (то есть не листочки вообще всех учащихся, а листочки всех тех, кто написал ответ и поднял руку), учитель складывает их в отдельную стопку на столе и переходит к чтению следующей подсказки. Так продолжается до последней подсказки, когда сдаются последние оставшиеся листочки (если учащийся затрудняется с ответом даже после третьей подсказки, он, тем не менее, должен написать какое-то имя на своем листочке или, в крайнем случае, сдать листочек чистым). Исчерпав все подсказки, учитель оглашает правильный ответ и тут же проверяет листочки с ответами, начисляя учащимся заработанные ими баллы. Чтобы не возникло путаницы с оцениванием листочков (после какой подсказки они были сданы и какие баллы нужно начислить), советую учителям после каждой подсказки складывать листочки в отдельную стопку: первая стопка – 3 балла, вторая стопка – 2 балла, третья стопка – 1 балл. Разумеется, баллы ставятся только за правильные ответы. Неправильные ответы, в какой бы стопке они ни находились, оцениваются в 0 баллов. По завершении всей игры баллы суммируются и называются учащиеся, набравшие самое большое количество баллов. Им выставляются отличные отметки в журнал. По своему желанию учитель может отметить также менее способных ребят, конвертировав заработанные ими баллы в журнальные четверки. Удовлетворительные и неудовлетворительные отметки за игру ставить не рекомендуется.
Дисциплина во время игры:
Исходя из собственного опыта проведения игры, хочу сразу предупредить учителей, совсем не знакомых с данной разработкой: игра требует от школьного руководителя высокой степени контроля над учащимися и сознательной дисциплины среди самих ребят. Без сочетания этих двух факторов игра может легко сорваться вследствие нарушения учащимися жесткого требования индивидуальной работы. В чем состоит это нарушение, можно выразить одним словом: подсказки (не те подсказки, которые озвучивает учитель для угадывания портрета, а подсказки самих учащихся друг другу по поводу правильного ответа). Поскольку все учащиеся выполняют одинаковое задание (угадывают портрет), соблазн списать у соседа по парте правильный ответ или попросить его устно поделиться информацией (достаточно одного имени, произнесенного шепотом!), будет неизбежно велик и учитель должен строго контролировать соблюдение правил игры, поддерживая абсолютную тишину в классе. Самодисциплина ребят, конечно, тоже очень важна. В проблемных в этом отношении классах я бы рекомендовал отказаться от проведения данного мероприятия.
Материалы к игре:
Для игры учитель должен заранее подготовить по семь небольших бумажных листочков на каждого учащегося. Число листочков соответствует числу угадываемых портретов. Каждый листочек предназначен для записи ответа (имени исторической личности) и используется один раз. Ниже показано, как изготовить листочки, как делать на них записи и в каком виде учащиеся должны передавать их учителю.
1. Для подготовки всего необходимого к игре нам понадобятся ручка, ножницы и толстая тетрадь в клетку.

2. Разгибаем тетрадь пополам, раскрываем скрепки и вынимаем двойные листы из расчета: двойной лист на двух учащихся (например, если в классе учится 20 человек, нужно вынуть 10 двойных листов).

3. Теперь делим каждый двойной лист пополам: на одного учащегося – по одному листу.

4. По длине каждого листа делаем 7 отметок. Расстояние между отметками – 5 клеток.

5. Разрезаем тетрадный лист на 8 полосок-листочков (одна полоска получается лишней, ее откладываем в сторону).

6. Для класса, состоящего из 20 учащихся, надо изготовить всего 140 листочков. В начале игры раздаем эти листочки учащимся (по 7 штук каждому) и просим их подписать полоски так, как это показано ниже: слева пишется фамилия учащегося, ставится косая линия, а пространство справа остается чистым – оно предназначено для записи ответа.

7. Во время игры учащиеся придвигают к себе по одному листочку и после прочтения подсказки (первой, второй или третьей) записывают ответ (имя исторической личности) в правой части полоски.

8. Записав ответ, учащийся быстро сгибает листочек пополам (чернилами внутрь) и поднимает руку, чтобы передать ответ учителю.

9. В целях избегания путаницы при оценивании ответов, сделанных после разных подсказок, рекомендую учителям группировать листочки по трем стопкам: первая стопка – ответы, сделанные после первой подсказки (3 балла), вторая стопка – ответы, сделанные после второй подсказки (2 балла), третья стопка – ответы, сделанные после третьей подсказки (1 балл). Неправильные ответы в любой из стопок оцениваются в 0 баллов.

Надеюсь, я смог доходчиво объяснить принципы и особенности игрового процесса. А теперь, собственно, портретные подсказки – 7 исторических деятелей эпохи Смутного времени.
Исторические портреты
Портрет первый: Борис Годунов
1. Он происходил из старого боярского рода. При Иване Грозном служил опричником, женился на дочери Малюты Скуратова, а свою сестру выдал замуж за одного из сыновей царя.
2. При его непосредственном участии в 1589 году был избран первый русский патриарх, развернулось строительство крепостей и монастырей, был сооружен первый водопровод.
3. После пресечения династии Рюриковичей он в 1598 году был избран Земским собором на царство. Семь лет спустя он неожиданно для всех умер, его сын Федор убит, а в России началось правление самозванцев.
Портрет второй: Прокопий Ляпунов
1. Он происходил из старого дворянского рода. Борис Годунов не доверял ему и, как оказалось, совсем не случайно. Сразу после смерти царя он перешел со своим отрядом на службу к Лжедмитрию I, а после убийства последнего примкнул к движению Болотникова.
2. Испугавшись растущей мощи народного движения, он предал Болотникова и перешел на службу к Василию Шуйскому, которого прежде считал царем «без воли всей земли». Но и ему он служил недолго. В 1610 году он участвовал в свержении Василия Шуйского.
3. Какой бы сложной и противоречивой личностью он ни был, в отечественной истории он остался, прежде всего, как организатор и руководитель Первого (Рязанского) ополчения, созданного для освобождения Москвы от польских захватчиков.
Портрет третий: Федор Мстиславский
1. Он принадлежал к старинному княжескому роду, став его последним представителем. Участвовал в многочисленных военных походах. В 1604 году возглавлял войско в борьбе с Лжедмитрием I
2. Являясь членом Боярской думы на протяжении многих лет, он был не только самым знатным ее представителем, но и получал самое большое жалованье в русском государстве – 1200 рублей в год.
3. Три раза он отказывался от выдвижения на царский трон (1598, 1606, 1610). После свержения Василия Шуйского возглавил «Семибоярщину» и предложил польскому королевичу Владиславу стать русским царем.
Портрет четвертый: Иван Сусанин
1. Он был человеком самого простого звания. О жизни его почти ничего не известно, даже отчество его мы не знаем. Родился он в деревне Деревнище (другое название Деревенька), а жил в находившемся неподалеку селе Домнино Костромского уезда.
2. По одним данным он был обычным крепостным дворян Шестовых, по другим – являлся вотчинным старостой в селе Домнино, благодаря чему пользовался уважением среди крестьян и прекрасно знал окрестные места.
3. В литературе встречается несколько версий, описывающих его подвиг. Согласно самой распространенной из них, зимой 1613 года он был взят в качестве проводника польским отрядом, направлявшимся в село Домино – местопребывание юного царя Михаила Федоровича, которого интервенты хотели взять в плен. Согласившись показать дорогу до села, староста завел поляков в непроходимое болото, где погиб сам, но и погубил непрошеных гостей.
Портрет пятый: Кузьма Минин
1. Его точное происхождение до сих пор неизвестно. Предположительно он был сыном солеварщика. С ранних лет он привык трудиться и достаточно рано обзавелся собственным делом. В 1611 году он был избран земским старостой.
2. После неудачи Первого ополчения он обратился к жителям Нижнего Новгорода со знаменитым призывом «Заложим жен и детей наших, но спасем Русскую землю!» В короткие сроки были собраны большие средства, которые были потрачены на организацию нового ополчения.
3. Во Втором ополчении он ведал сбором денег, обеспечением войска и всеми хозяйственными вопросами. Военным руководителям ополчения по его совету был выбран князь Дмитрий Пожарский. Вместе с ним он и остался в памяти народной как организатор освобождения Москвы.
Портрет шестой: Патриарх Гермоген
1. Он родился в один год с Иваном Грозным – в 1530 году и события Смутного времени встретил уже глубоким стариком. В царствование Лжедмитрия I он был приближен ко двору, но из-за несовпадения взглядов с царем вскоре был отправлен в ссылку.
2. После свержения самозванца, царь Василий Шуйский призвал его в Москву. В 1606 году произошло самое важное событие в его жизни, благодаря которому он получил большое влияние на народ. Являясь приверженцем Василия Шуйского, он проклял всех участников крестьянского восстания Болотникова и объявил их еретиками.
3. После свержения Василия Шуйского он пытался организовать выборы нового русского царя, но, потерпев неудачу, согласился признать монархом польского королевича Владислава при условии, что последний примет православную веру. За отказ от сотрудничества с поляками, он был заключен в Чудов монастырь, где и умер от голода.
Портрет седьмой: Лжедмитрий II
1. Его настоящее имя неизвестно. Происхождение окутано тайной. По одним сведениям он был поповским сыном Матвеем Веревкиным, по другим – сыном стародубского стрельца. Третьи утверждали, что он сын еврея из города Шклова, а четвертые, что сын князя Курбского. Но настоящих доказательств в пользу той или иной версии не существует.
2. Появившись из ниоткуда, он очень быстро собрал большое войско, состоящее из польских отрядов и казаков, служилых людей и остатков болотниковского войска. Ему стали присягать на верность русские города. Летом 1608 года он подошел к Москве.
3. В историю он вошел под именем «тушинский вор»: в честь подмосковного села Тушино, где обосновалось его войско. Однако овладеть Москвой это разношерстное полчище так и не смогло. Спустя два года русско-шведское войско заставило отступить «тушинцев», а спустя еще несколько месяцев был убит сам «тушинский вор», настоящее имя которого так и осталось неизвестным.
ПС. Я планирую подготовить конспекты игры "Исторические портреты" по всему курсу российской истории за 7 класс. За темой "Эпоха Смутного времени" последуют "Бунташный век", "Эпоха петровских реформ", "Эпоха дворцовых переворотов".

Рекомендуем посмотреть:

Конспект урока истории в 7 классе по теме "Земной круг жизни". Конспект урока истории в 7 классе по теме «Петр I: чудо или чудовище?». Тесты по истории России для 7 класса «История нашей страны древнейшего периода» Внеурочное мероприятие в 7 классе по Истории России XVI-XVIII вв

Похожие статьи:

Конспект урока-игры по истории России для 7 класса

Конспект урока истории России в 7 классе

Конспект урока истории в 7 классе. Смутное время в России в XVII веке

Краткосрочное планирование с рефлективным размышлением по истории Казахстана в 7 классе на тему: Великий шелковый путь

Конспекты уроков истории 7 класс

Конспект урока по истории для 5 класса. Возникновение эксплуатации и классов
Опубликовано: 424 дня назад (10 октября 2015)
Просмотров: 1845
+5
Голосов: 5
Ферюза Кабулжановна Валимухаметова # 10 октября 2015 в 19:47 +2
Олег Владимирович, эта игра действительно интеллектуальная. В игре есть работа для ума, а это очень важно.У меня ребенок учится еще в 5 классе, но такая игра уверена ей бы понравилась. Спасибо. Голосую
Олег Владимирович Мамаев # 10 октября 2015 в 20:14 +2
Да, в 5-м классе, где изучается история Древнего мира, дети гораздо более восприимчивы к такого рода играм. Обещаю составить и опубликовать для 5-ого класса конспекты "Исторические портреты. Древний Восток" и "Исторические портреты. Эпоха античности".
Наталья Петровна Чугунова # 11 октября 2015 в 10:30 +2
Олег Владимирович, игровые методы обучения очень актуальны в и среднем звене (не только в начальной школе).
Формат игры, представленной Вами, думаю, интересен и детям, и педагогу. Кроме того, он реализует одно из важных составляющих ФГОС - дифференциацию, уровневое обучение. Ещё один замечательный аспект - быстрота проведения самой игры и проверки.
Если позволите, совет: делайте СИСТЕМУ таких игр и публикуйте методическое пособие. Думаю, оно будет востребованным.
СПАСИБО за идею такой игры. Голосую.
Олег Владимирович Мамаев # 11 октября 2015 в 11:12 +2
Вы, правы, многие игры носят универсальный характер и могут с успехом применяться во всех школьных классах. Пример тому - данная разработка. Ее используют даже среди студентов вузов на конкурсах и олимпиадах. (Сделаю небольшое признание: именно так я с ней впервые и познакомился!) Другое дело, что адекватных и подробных описаний правил и принципов этой игры в литературе совсем не встречается, поэтому мой конспект будет полезен тем учителям, которые совсем ничего не слышали об "Исторических портретах". Что же касается Вашего совета о полноценном методическом пособии, я беру его на заметку и постараюсь реализовать по мере возможностей. Спасибо!
Светлана Анатольевна Савостьянова # 15 октября 2015 в 18:24 +3
Олег Владимирович, здравствуйте. С интересом познакомилась с Вашим конспектом интеллектуальной игры «Исторические портреты, применимой к Эпохе Смутного времени. Такой приём используем на внеурочных занятиях по физике и математике, когда по подсказкам команде нужно определить имя учёного или какое-либо техническое устройство. В Вашей работе импонирует подробное описание, как использовать эту игру для всего класса, чтобы поработала не команда, а каждый ученик. Коллеги - историки могут воспользоваться готовыми описаниями портретов исторических личностей. Спасибо за представленный опыт, голос +1!
Олег Владимирович Мамаев # 15 октября 2015 в 22:42 +2
Спасибо за добрые слова!
Любовь Зайцева # 18 октября 2015 в 14:00 +1
Голосую! №4.
Ольга Ивановна Симакина # 9 июня 2016 в 03:44 +1
Олег Владимирович, здравствуйте. Познакомилась с вашим конспектом интеллектуальной игры «Исторические портреты». Я в своей работе на уроках истории и на внеурочных занятиях так же использую различные игры. Ведь именно игра обеспечивает активное участие каждого ученика, Такие игры способствуют развитию познавательных интересов, мыслительных процессов и положительной мотивации к обучению школьников. На своих уроках воспользуюсь вашими готовыми описаниями портретов исторических личностей. Спасибо.
Римма Ахатовна Афанасьева # 15 июля 2016 в 14:22 +1
Хорошо расписан сам ход игры, много материала к словесным портретам, который доступен для детей этого возраста. Игра по истории очень интересно и ненавязчиво реализует одну из важных составляющих ФГОС - дифференциацию.Способствуют развитию познавательных интересов, мыслительных процессов и положительной мотивации к обучению детей. Развивает интерес к предмету, что очень важно для пятиклассников. Ещё один замечательный аспект - быстрота проведения самой игры и проверки.