Конкурсы для педагогов и детей

Конспект классного часа по краеведению «Поселок Батьки: прошлое и настоящее»

Конспект классного часа по краеведению «Поселок Батьки: прошлое и настоящее»
Автор: Мамаев Олег Владимирович, учитель истории и обществознания МКОУ «Батьковская основная школа», Рязанская область, Сасовский район, п. Батьки
Назначение:
Классный час посвящен истории поселка Батьки Сасовского района Рязанской области и адресован всем учащимся «Батьковской основной школы», учащимся и учителям других школ Сасовского района, а также всем интересующимся историей Сасовского края.
Цели:
1. Сформировать у учащихся представление об историческом развитии поселка Батьки;
2. Способствовать воспитанию у учащихся чувства патриотизма и социальной ответственности за судьбу родного поселка.
Задачи:
1. Познакомить учащихся с историей поселка от основания до настоящего времени;
2. Показать учащимся слайдшоу, посвященное батьковской природе и сельской жизни.
Ход урока
Вступление
Ребята! Настоящий классный час посвящен истории нашей малой родины – истории поселка Батьки. Не все из вас здесь родились, многие живут в других селах, но всех вас объединяет наша школа – место, где вы каждый день встречаетесь, учитесь в одних классах, играете на переменах, общаетесь на разные темы, вместе радуетесь и переживаете. Школа стала для вас вторым домом, а наш поселок – таким же близким, как и ваши родные села. Сегодня на уроке вы узнаете о том, когда возник наш поселок и как он развивался на протяжении десятилетий, познакомитесь с интересными подробностями из истории Андреевского завода, нашей школы и других социальных объектов, увидите красивое и трогательное слайдшоу, составленное из фотографий природы и сельской жизни.
Происхождение названия
История любого села начинается с названия. Что же означает слово «Батьки»? На этот счет есть две основных версии.
1. По мнению сасовского краеведа А. Р. Малинова «в 1871 году на хуторе в пойме реки Вялсы был построен винокуренный завод. Завод имел номер 61 и в то же время назывался Андреевским, по имени хозяина графа Андрея Евграфовича Воронцова-Вельяминова. Говорят, граф до того был хорош, добр и уважителен к рабочим, что меж собой они называли его «батей», а потом и поселок стал называться Батьки».
2. По мнению тамбовского историка Н. В. Божьева название «Батьки» имеет тюркское происхождение («бат» - погружаться, нырять и «кия» - холм, обрыв, склон). Дословно: «нырять со склона», «погружаться с холма». В другом варианте название поселения может звучать как «Баткак» - «болото, жидкий грунт, ил».
Какая версия истинная? Сегодня более истинной считается первая точка зрения, а год основания батьковского завода (1867) стал отправной точкой истории поселка. В 2012 году опираясь именно на эту дату, Батьки отметили свое 145-летие.
Воронцовы и Андреевский завод
Как уже было сказано, основателем винокуренного завода на вялсинском хуторе стал граф Андрей Евграфович из старинного дворянского рода Воронцовых-Вельяминовых. После его смерти батьковским имением, входившим тогда в Ново-Березовскую волость Шацкого уезда Тамбовской губернии, завладел его сын Константин, который унаследовав предприимчивость отца, не перенял, к сожалению, его доброго нрава. На заводе был установлен режим жестокой эксплуатации: рабочий день начинался в четыре утра, а заканчивался в девять вечера. Выжимая из рабочих все соки, наследники Константина довели годовой оборот завода до 105 тысяч рублей. В 1913 году на заводе имелось два двигателя мощностью в 20 л.с. и работало 43 рабочих.
Герб Воронцовых-Вельяминовых.

Андреевский завод (современное состояние, когда он уже перестал работать; внешнее строение завода не менялось).

Батьки в годы революций
В годы первой русской революции Батьки становятся известными благодаря телеграммам тамбовского губернатора фон-дер Лауница, который требовал в 1905 году "самыми решительными мерами прекратить" вспыхнувшие в Батьках беспорядки, "не стесняясь действием оружия". Народное неповиновение было подавлено, но жить за чужой счет Воронцовым оставалось недолго. В 1917 году имение Воронцова было разграблено местными жителями, завод национализирован большевиками, а Батьки начали новую страницу своей истории.
От прошлых времен сохранилось до наших дней полуразрушенное двухэтажное кирпичное здание, в котором до революции жили слуги Воронцовых. В советское время здание использовалось для нужд "Батьковского" совхоза.

Батьки в межвоенный период
После Октябрьской революции 1917 года Андреевский завод перешел под контроль государства, однако Гражданская война и послевоенная разруха оказались для него тяжелым испытанием. В 1923 году его оборудование включало 1 двигатель, который обслуживало всего двое рабочих. Завод бездействовал...
Второе дыхание открылось у завода в 30-е годы, когда развитие индустрии стало главной задачей государства. Спасаясь от голода и коллективизации, в Батьки приехало тогда много новых жителей, стремившихся получить место на заводе, который в этот период быстро наращивает свои мощности. Сырьем для производства были зерно, свекла, картофель. В качестве топлива использовался торф, который доставляли по специально построенной узкоколейке из Тюрлюковских торфоразработок (дорога была разобрана в начале 80-х в связи с переходом завода на другой вид топлива). Спирт выпускался двух видов: спирт-сырец и спирт-ректификат. К концу 30-х годов завод выдавал 30-35 декалитров спирта в сутки.
За 35 лет насыпь бывшей узкоколейки заросла травой и теперь с трудом различима…

Рост населения поселка, увеличение производства и напряженная обстановка предвоенных лет - все это требовало широкого развития образования в Батьках. Центром просвещения и культуры в Вялсинском сельсовете (в который входили тогда Батьки) стали начальная и семилетняя школы.
Батьковская начальная школа
Одним из первых декретов Советской власти, изданных в первые месяцы после Октябрьской революции, стал декрет «О ликвидации неграмотности». Во исполнение этого декрета еще в годы Гражданской войны в Батьках открыли начальную школу, размещенную в спешно построенном бараке. В четырех классах учили детей чтению, письму и счету. После окончания начальной школы ребята продолжали обучение в Вялсах, где в начале 20-х была построена двухэтажная деревянная семилетняя школа.
Учителями батьковской начальной школы в разные годы были: Анастасия Павловна Белорекова, Раиса Александровна Симагина, Анна Александровна Рожнова. Многим поколениям они дали путевку в жизнь, навечно оставшись в памяти своих учеников. Ведь самую первую учительницу никогда не забывают.
Вклад нашего поселка в Победу
Тяжелейшим испытанием для нашей страны стала Великая Отечественная война. За годы войны из Рязанской области было призвано более 300 тысяч человек. Половина из них - 150 тысяч человек - не вернулась с фронта. 9000 тысяч уроженцев Сасово и Сасовского района (самый высокий показатель среди всех районов области!) погибли или пропали без вести на полях сражений.
Чтобы оценить вклад нашего небольшого поселка в общую Победу над фашизмом, надо подойти к установленному возле школы памятнику воинам, павшим в годы войны (на фото), и прочитать записанные на мемориальных таблицах имена наших земляков - участников ВОВ, погибших на фронте - 23 имени и умерших уже после войны - 49 имен. Каждый год мы проводим памятные мероприятия в честь наших героев-односельчан, завоевавших для нас право жить и учиться в свободной стране.
Вклад нашего поселка в Победу не ограничивался призывом мужчин на фронт. Большую работу на благо Родины проводили в годы войны и те, кто оставался в тылу. Андреевский завод продолжал работать на нужды страны, женщины взяли на себя мужскую работу, дети помогали взрослым и продолжали учиться. Победа была выстрадана всем поселком!
Памятник воинам, павшим в годы Великой Отечественной войны.

Батьки в послевоенные годы
В послевоенные годы батьковское население продолжает расти, а вместе с ним растет и экономика поселка. Андреевский спиртзавод наращивает обороты производства, совершенствует материально-техническую базу. Появляются два крупных совхоза: «Андреевский», специализирующийся на откорме крупного рогатого скота, и «Батьковский», специализирующийся на молочном животноводстве и выращивании картофеля (в обороте у совхоза находилось 3200 гектаров земли). Большие надои молока стали основой для образования молочно-перерабатывающего завода, выпускавшего сыр, сметану и масло.
Директор Андреевского завода И. А. Ключников на встрече с 5-классниками восьмилетней школы

Появляются объекты социального и культурного назначения: с 1963 года начал функционировать туберкулезный санаторий «Сасово», в 1974 году в Батьках открылась восьмилетняя школа, в 70-80-е годы был построен ряд 18-квартирных двухэтажных домов и большой Дом культуры. Вплоть до начала перестройки поселок Батьки уверенно смотрел в будущее, давая работу всем свои жителям.
Рассмотрим подробнее историю и современное состояние главных социальных объектов поселка: санатория, основной школы и Дома культуры.
Санаторий «Сасово»
Идея постройки оздоровительного учреждения в большой сосновой роще почти на берегу водоема возникла у жителей поселка еще в 50-е годы, долго обсуждалась и, наконец, была реализована в жизнь в 1959 году. Вначале в большом и красивом здании был размещен пионерский лагерь, затем дом отдыха для рабочих совхоза, а в 1963 году был образован областной туберкулезный санаторий «Сасово».
Санаторий был рассчитан на 120 больных туберкулезом легких. В конце 70-х закрывается санаторий "Красное" в Михайловском районе и больных туберкулезом костей переводят в санаторий «Сасово». Количество коек для больных постепенно сокращается: 80-е годы - 100 коек, 90-е годы - 80 (увы, сокращение мест стало следствием не уменьшения числа больных, а результатом экономических трудностей). Сегодня санаторий оснащен всем необходимым оборудованием и рассчитан на 40 человек, которые приезжают на лечение со всей области.
Санаторий «Сасово».

Старая школа в Вялсах
В первые послевоенные десятилетия юные жители нашего поселка продолжали получать неполное среднее образование в старой деревянной школе в Вялсах. Ходили в соседнее село пешком, обучаясь в две смены. Было несколько параллельных классов, каждый из которых насчитывал до 45 человек. Рядом со школой находился садово-огородный участок, действовала отдельная мастерская, была построена спортивная площадка. Детей тогда не кормили в столовой: работал платный буфет.
Вялсинская школа.

Много замечательных учителей отдали вялсинской школе лучшие годы своей жизни: Виктор Григорьевич Анохин, Раиса Петровна Анохина, Любовь Ивановна Афонькина, Александра Андреевна Вагина, Мария Александровна Коврова, Александра Ивановна Моисеева, Василий Павлович Кленин, Валентина Ивановна Трипольская, Анна Ивановна Плисова, Михаил Алексеевич Рогачиков и другие. Многие из них впоследствии после закрытия средней школы в Вялсах перешли в новую 8-летнюю школу в Батьках.
В вялсинской школе учился известный уроженец нашего поселка будущий нейрохирург, заслуженный деятель науки РФ Вячеслав Владимирович Переседов (1945—1997).
Педколлектив вялсинской школы.

Батьковская основная школа
В 1974 году в нашем поселке открылась собственная восьмилетняя (сегодня девятилетняя) школа. Одноэтажное кирпичное строение достраивалось несколько раз и приобрело современный вид в 1981 году, когда был сооружен большой спортивный зал. Работать в Батьках стали учителя из вялсинской школы, которая вскоре была закрыта. Много работы было проделано за прошедшие сорок лет, много ребят получили свои аттестаты. В числе первых выпускников школы была Ольга Михайловна Поэстова - будущий поэт и исследователь вялсинского края.
Педколлектив батьковской школы (80-е годы).

А вот наша школа после побелки в этом году.

Дом культуры и творчества
Вместе с новой школой в Батьках был построен Дом культуры. В большом и просторном помещении расположились библиотека и концертный зал, в котором проходили конкурсы художественной самодеятельности, различные праздники, торжественные собрания. Не сосчитать, сколько выступлений было проведено в клубе за много лет, а для многих он стал еще и излюбленных местом отдыха: рядом с ДК оборудовано несколько удобных столов и скамеечек.
Дом культуры.

Батьки после распада СССР
Трагические события распада СССР, затронувшие весь наш народ, все населенные пункты страны, особенно тяжело отразились на российской деревне. Уничтожение промышленности и сельского хозяйства, падение уровня жизни, а самое главное - обезлюживание - стали страшной реальностью большинства российских сел. Не стал здесь исключением и наш поселок.
Еще в конце 80-х годов был закрыт молочный завод. На месте бывших совхозов возникла компания «Батьки», о результатах деятельности которой можно судить по заброшенных фермам и зарастающим мелколесьем сельхозугодиям. В 2008 году компания бесславно скончалась, а еще через несколько лет прекратил свое существование Андреевский спиртзавод - промышленное сердце поселка.
Численность населения сегодня неуклонно снижается. Отсутствие работы лишает Батьки будущего, способствуя дальнейшему опустению села. Есть ли выход из этого страшного положения? Это зависит от нескольких факторов, среди которых можно выделить два главных: 1) найдет ли наше государственное руководство в себе силы и волю изменить гибельный курс развития страны? 2) сможем ли мы сами изменить ситуацию к лучшему, если власть имущие безразличны к нашей судьбе?
Ответы на эти вопросы пока малоутешительны. Одно можно сказать точно: чем дальше от нас будет отдаляться настоящее, тем больше будет зависеть от вас, ребята. Учитесь! На сегодня – это самая главная ваша задача! Двоечники и хулиганы ни нашему поселку, ни стране сегодня не нужны. Только сильные и образованные люди смогут изменить ситуацию к лучшему. Помните, что в ваших руках – будущее вас самих и будущее нашей малой родины. Будущее страны!
В заключении я хотел бы показать вам сделанное нами красивое музыкальное слайдшоу, посвященное нашему поселку. Но перед показом видео ученица 7 класса прочтет стихотворение нашей землячки Ольги Михайловны Поэстовой, которым мы завершим словесную часть урока.
Выходит ученица 7 класса и выразительно читает стихотворение, после чего учащимся предлагается по желанию выучить стихотворение наизусть и начинается демонстрация слайдшоу.
Сколько было потерь – и не счесть
Сколько было дорог – не измерить.
Все же в завтрашний светлый день
Все равно продолжаю верить.
А иначе и жить нельзя:
Краски мира погаснут разом.
Верю в солнце, в мечту, в тебя
В человеческий верю разум.
Все обиды и горе – прочь.
Все сотрется с лица – мироздания.
И исчезнет слово «Прощай»,
И останется – «До свидания!»
Слайдшоу.


Рекомендуем посмотреть:

Краеведческое исследование. Родники нашего края Конспект классного часа для 3 класса по теме «Родина» Конспект внеурочного занятия в начальной школе на тему: «Моя малая Родина. Город Владимир» Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе. Мой город Ржев

Похожие статьи:

Значение внеурочной деятельности в школе по ФГОС

Внеклассная работа по чтению в специальной (коррекционной) школе VIII вида

Внеклассная работа в школе

Формы внеклассной работы

Особенности работы с подростками

Конспект урока по истории для 5 класса. Возникновение эксплуатации и классов | Внеклассное мероприятие, посвященного памяти жертв фашистского террора, 9 класс
Опубликовано: 421 день назад (16 октября 2015)
Просмотров: 1015
+4
Голосов: 4
Любовь Зайцева # 17 октября 2015 в 08:12 +1
Олег Владимирович!Прочла Вашу публикацию. Классный час - отличный материал для областного конкурса по краеведению, если таковой у Вас проводится. Во всяком случае, он написан как исследование, материал, несущий сведения сквозь года, его можно конкретизировать, дополнять подробными фактами. В дальнейшей работе можно заняться созданием портретов тружеников - людей, живущих рядом. В Ваших руках история Вашего края!
Олег Владимирович Мамаев # 17 октября 2015 в 11:28 0
Есть такие конкурсы, готовим к ним учащихся, помогаем им в творческих поисках. Другое дело, что непросто бывает подвигнуть детей на участие в подобных мероприятиях. Данный материал был изначально написан мной для презентации ученицы 7 класса, которая имеет склонность быстро увлекаться каким-то проектом, но так же быстро теряет интерес к нему. Приходится постоянно находить способы подогревать этот упавший интерес: например, красочное слайдшоу было создано именно с этой целью. И это подействовало! Презентация в итоге была завершена самой семиклассницей, которая добавила в нее много своих личных переживаний, впечатлений и наблюдений (интервью с сельчанами, описание природы, замечательные люди, актуальные проблемы поселка и т. д.) Проект был предназначен для дистанционного районного конкурса и его литературная форма не предполагала публичной демонстрации. Поэтому я решил взять только свой исторический материал и использовать его для проведения общешкольного классного часа (сельская школа ведь! ученики всех классов могут поместиться в одной комнате) с использованием проектора. Ну, а те учащиеся, кто заинтересовался историей села, могут потом в индивидуальном порядке ознакомиться и с презентацией своей знакомой семиклассницы, которая гораздо богаче и по оформлению, и по фактическому содержанию, и по образности языка.