Конкурсы для педагогов и детей

Конспект урока истории в 8 классе с презентацией «Образование и наука в первой половине XIX века»

Конспект урока истории в 8 классе «Образование и наука в первой половине XIX века»
Автор: Мамаев Олег Владимирович, учитель истории и обществознания МКОУ «Батьковская основная школа», Рязанская область, Сасовский район, п. Батьки

Описание и назначение:
Материал представляет собой развернутый конспект урока истории в 8 классе и предназначен для учителей, работающих по учебнику А. А. Данилова, Л. Г. Косулиной «История России, XIX век». Урок характеризует решающая роль учителя, сбалансированная активной обратной связью с учащимися. Благодаря дословному изложению материала, конспект удобно использовать в учебной практике, заранее планируя ход занятия и формы работы с учащимися.
Примечание: Конспект был написан специально для проведения открытого урока в рамках конкурсного задания муниципальном этапа Всероссийского конкурса «Учитель года России - 2016». Открытый урок был проведен 23 марта 2016 года в МКОУ "Сотницынская СШ".
Цель:
Сформировать у учащихся представление о противоречивом характере развития образования и науки в России в первой половине XIX века.
Задачи:
1. Познакомить учащихся с темой урока, сформулировать проблемное задание.
2. Совместно изучить вопрос «Союз самодержавия и церкви против народного просвещения».
3. Совместно изучить вопрос «Министерство затмения».
4. Познакомить учащихся с вопросом «Структура учебных заведений в России».
5. Познакомить учащихся с вопросом «Развитие образования и науки».
6. Совместно подвести итоги занятия.
Используемые шрифты:
Обычный: слова учителя на уроке.
Курсив: авторские комментарии к тексту и ответы учащихся.
Подчеркнутый: материал для письменной записи учащимся.
Ход урока
Вступление к теме
Ребята! Вы изучили историю России в первой половине XIX века. Ее можно разделить – и в учебнике она так и разделена – на два периода: период царствования Александра I и период царствования Николая I. Подобная периодизация – по головам правителей – совершенно оправдана: в самодержавном государстве монарху принадлежит неограниченная власть, поэтому от его действий в огромной степени зависит развитие страны и благополучие народа. В структуре правления каждого царя авторы школьных учебников обычно выделяют четыре больших блока: внутренняя политика, внешняя политика, экономика и общественное движение. При этом ряд менее важных тем остается за рамками подобного подхода: это образование и наука, культура и искусство, традиции и повседневная жизнь людей. Как правило, перечисленные темы выносятся в отдельный раздел учебника и представляют собой обобщение того, что происходило в рассматриваемых сферах жизни в период правления нескольких монархов.
Тема, которую мы сегодня будем рассматривать – «Образование и наука в первой половине XIX века» – также охватывает период правления двух русских царей. Она имеет определенную связь с предшествующим материалом, но непосредственно с положением дел в российском образовании и науке вы знакомились в последний раз еще в 7 классе, когда изучали восемнадцатый век. Поэтому настоящая тема урока является для вас почти совершенно незнакомой, а это значит, что наш урок будет более теоретическим, чем практическим. Но над кое-чем придется подумать и вам тоже. Дело в том, что соответствующий параграф учебника полностью сведен к фактографии: какие университеты были открыты, какие типы школ существовали, каких достижений добились российские ученые и т. д. Но какова была политика царского правительства в отношении образования, чьи интересы она выражала и какие цели преследовала – об этом в учебнике не сказано ни одного слова. Мне кажется совершенно ненормальным подобное умолчание, потому что в результате получается однобокая, а то и заведомо ложная картина того, что происходило на самом деле. Поэтому наш урок мы начнем именно с изучения вопроса о политике царского правительства в отношении образования и науки. Запишем тему урока в тетрадях:
Образование и наука в первой половине XIX века.
А теперь, ребята, отступите пару строк вниз и запишите следующее предложение:
Развитие образования и науки происходило в противоречивых условиях.
О каких противоречивых условиях идет речь? Это противоречие, ребята, вы должны будете в конце занятия назвать мне сами на основе того материала, с которым вы сегодня познакомитесь. Слушайте меня внимательно, чтобы в конце занятия сформулировать это противоречие самостоятельно. Тот, кто сформулирует ответ наилучшим образом, а также наиболее активные на уроке ребята получат отличные отметки.
Изучение нового материала
1. Союз самодержавия и церкви против народного просвещения

Ребята, начать изучение новой темы мне бы хотелось со слов великого русского писателя Л. Н. Толстого. Вы знаете какие-нибудь произведения Толстого? А знаете ли вы, что в этом месяце (марте) исполнилось 115 лет одному событию, которое непосредственно связано с жизнью писателя и которое вызвало в начале XX века большой общественный резонанс? 115 лет назад Святейший Синод отлучил Толстого от церкви. Лев Николаевич понимал учение Христа по-своему, считая, что русская церковь извратила его заветы. Он критиковал нравы духовенства, резко осуждал насилие и государство, крайне негативно относится к царскому режиму. Размышляя о том, каким образом царизм удерживает свою власть над страной, Толстой пришел к следующему выводу:
«Сила правительства держится на невежестве народа, и оно знает это и потому всегда будет бороться против просвещения. Пора нам понять это».
Эти слова сказаны не только в отношении современной Толстому реальности, но и по отношению к российскому самодержавию вообще. Как вы, ребята, считаете: прав писатель или нет? Поднимите руки те, кто согласен с Толстым. А теперь – кто не согласен.
Скорее всего, количество согласных с писателем будет больше, чем тех, кто не согласен. В противном случае (а также для закрепления эффекта при «правильном» голосовании) учитель открывает вторую цитату.
Для тех, кто согласен с классиком и для тех, кто с ним не согласен, я хочу показать еще одну цитату, которая должна расставить все точки над «и». Эта цитата принадлежит «просвещенной» императрице Екатерине II, бабушке Александра I. В письме к московскому генерал-губернатору П. С. Салтыкову российская императрица писала:
«Господин-фельдмаршал, простого народа учить не следует; если он будет иметь столько же познаний, как Вы и я, то не станет уже нам повиноваться, как повинуется теперь».
Опрос.
- Императрица пишет о «простом народе, которого не следует учить». Скажите, ребята, о каком сословии идет речь?
- Речь идет о крестьянстве.
- А когда Екатерина говорит о себе и о фельдмаршале, которым повинуется народ, о каком сословии идет речь? Из какого сословия происходили цари?
- Речь идет о дворянстве.
- Кто-нибудь помнит процентное соотношение дворян и крестьян в крепостной России?
- Дворянство – около 1 %, крестьянство – более 90 %.
- Каким образом незначительное меньшинство могло поддерживать свою власть над громадным большинством? В аграрных патриархальных обществах есть два основных средства для поддержания такого господства. Первое – грубая военная сила (армия). Второе мы уже частично определили – невежество. Однако только благодаря нему власть нельзя удержать. Невежество неотделимо от жестокости. Все крестьянские восстания всегда сопровождалась страшными насилиями крестьян. Чтобы удержать крепостной люд в узде, необходимо не только закрыть для него доступ к образованию, но и вложить в него определенные представления о том, что можно и что нельзя, что хорошо и что плохо. Как называется такое средство, которое, не имея отношения ни к науке, ни к образованию, тем не менее, дает человеку определенные нравственные нормы, которые примиряют его с тяжелой реальностью, заставляют принять действительность такой, какая она есть. Как называется это средство?
- Религия.
- Да, именно религия была тем средством, с помощью которого правящий класс поддерживал свое господство над крестьянами. Сколько в начале XIX века было в России священнослужителей?
- Около 200 тысяч человек.
- Правильно. А сколько было ученых?
- ?
- У меня тоже нет данных об их численности в начале XIX века, зато есть данные применительно к концу XIX века. Так, по переписи населения 1897 года, ученых и литераторов в России было 3 тысячи, врачей – 17 тысяч, артистов и художников – 18 тысяч, священнослужителей – 250 тысяч человек, то есть почти в 7 раз больше, чем ученых, литераторов, врачей, артистов и художников вместе взятых. И это уже после отмены крепостного права и прогрессивных реформ Александра II! В начале XIX века эта разница была, конечно, еще значительнее. Огромная численность духовенства объясняется просто: церковь была верной союзницей царизма. Воспитывая народ в духе покорности, смирения и почитания власти, она оправдывала самодержавно-крепостнический строй, благодаря чему пользовалась покровительством государства, а духовенство являлось привилегированным сословием. Поэтому слова Толстого о «борьбе с просвещением» можно с полным правом записать и на счет церкви, которая по самой своей природе была враждебна знаниям и науке.
2. «Министерство затмения»
Таким было отношение царизма к просвещению простого народа, но как обстояло дело с образованием для дворян? Из логики всего вышесказанного вытекает, что настоящее образование в крепостной России было привилегией правящего класса. Но насколько это образование было качественным, насколько оно было свободным от вмешательства правительства? Вспомните, как называлось ведомство, занимавшееся делами образования в России? Когда и кем оно было создано?
- Министерство просвещения, созданное Александром I в 1802 году.
- А как оно стало называться в 1817 году?
- ?
- Министерство духовных дел и народного просвещения. Его возглавил обер-прокурор Синода князь А. Н. Голицын. Началась так называемая «христианизация» образования, целью которой было не допустить распространения либеральных и революционных идей среди дворян. О том, какие гротескные формы принимало самодурство царских чиновников в борьбе с просвещением очень интересно рассказывает в своей книге «Россия в XIX веке» (Москва, 2003) историк Николай Алексеевич Троицкий. Приведу несколько цитат из нее.
В 1819 году потомок знаменитого математика М. Л. Магницкий был послан с ревизией в Казанский университет, после проверки которого «объявил его рассадником вольнодумства… и предложил Александру I, ни много ни мало, "торжественно разрушить" его. Царь возразил: "Зачем разрушать, можно исправить" – и поручил исправление университета... Магницкому, назначив его попечителем Казанского учебного округа. То, что содеял этот попечитель в Казанском университете летом 1821 года, сегодня воспринимается как театр абсурда... Прежде всего, Магницкий подверг аракчеевской экзекуции профессуру, изгнав сразу 11 "неблагонадежных" ученых и заменив их 10-ю "благонадежными" неучами, а затем издал руководство, которое унифицировало преподавание всех дисциплин "на началах Священного союза". К примеру, смысл предмета всеобщей истории сводился к тому, чтобы разъяснять студентам, "как от одной пары все человечество развелось". Математики должны были вычислять "священные истины" вроде следующей: "как числа без единицы быть не может, так и вселенная, яко множество, без единого владыки существовать не может". Старые, языческие определения и формулы Магницкий заменил новыми, "христианскими". Например, гипотенузу стали определять так: "Гипотенуза в прямоугольном треугольнике есть символ сретения правды и мира, правосудия и любви, через ходатая Бога и человеков, соединившего горнее с дольним, небесное с земным". В ежегодной и выпускной аттестации студента превыше всего, включая любые успехи в науках, ценилась благонамеренность. Недаром консервативно мыслящий, но истинно просвещенный Н. М. Карамзин назвал голицынское Министерство просвещения "министерством затмения"» (страница 71).
В период правления Николая I политика в области просвещения стала еще более реакционной. Так, например, в 1848 году некто «Никифор Никитин за "крамольные" речи о возможном полете на Луну был сослан в глухое казахское селение... Байконур (тот самый Байконур, где теперь находится всемирно известный космодром, с которого советские ракеты уже стартовали и к Луне, и еще дальше – к Марсу, к Венере)» (страница 107).
Николаевский министр просвещения А. С. Шишков поучал: «Все вредное в преподавании и воспитании остановить, искоренить и обратить к началам, основанным на чистоте веры, верности и долге государю и отечеству». Другой царский министр «П. А. Ширинский-Шихматов исключил из учебных программ философию. На вопрос, почему это сделано, он ответил исчерпывающе: «Польза от философии не доказана, а вред от нее возможен» (страница 108).
«В борьбе с просвещением николаевские охранители руководствовались не только рассудком, но и эмоциями… Шеф жандармов А. Ф. Орлов, провожая за границу друга, наставлял его: «Когда будешь в Нюрнберге, подойди к памятнику Гутенбергу – изобретателю книгопечатания и от моего имени плюнь ему в лицо. Все зло на свете пошло от него» (страница 108).
Как видите, ребята, царизм не только держал в темноте и невежестве простой народ, но и оказывал негативное влияние на деятельность средних и высших учебных заведений, в которых училась дворянская молодежь. Во главе министерства просвещения в первой половине XIX века стояли крайние реакционеры и крепостники, которые считали своей главной задачей не развитие образования и науки, а борьбу с вольнодумством в студенческой среде, насаждение религии в обучении и усиление сословности в учебных заведениях.
Как вы думаете, ребята, чем была вызвана такая откровенно охранительная, даже карательная политика царизма в отношении элитного образования? Вроде бы правление Александра I начиналось совсем по-другому: в 1804 году была создана стройная система управления учебными заведениями, университеты получили автономию, был принят самый либеральный за всю историю России цензурный устав… Но вот проходит десять лет и министерство просвещения объединяется с духовным ведомством, усиливается правительственный контроль за университетами, начинается пересмотр учебных планов. При Николае I реакционный курс становится уже полностью господствующим, а учебные заведения лишаются последних остатков самостоятельности. Какие события произошли в период правления Александра I, что заставило его изменить свое отношение к вопросам образования?
- Разгром Наполеона и создание Священного союза.
Да. Именно Александр I написал основные положения Акта «Священного союза», подписи под которым поставили австрийский и прусский монархи, а впоследствии – большинство европейских правителей. Основу Священного союза составляли три «П»: порядок, покорность, подавление. Борьба с революцией не только на международной арене, но и внутри страны стала главной целью Александра I. Эта борьба проявлялась в усилении полицейского контроля, в создании военных поселений, в реакционных изменениях во многих сферах жизни. Среднее и высшее образование по-прежнему оставалось привилегией дворянского сословия, но теперь царизм решил взять его под свой прямой контроль, чтобы вытравить из него любое «крамольное влияние», представляющее опасность для правящего режима. Ну, а после восстания декабристов, когда страну возглавил Николай I, просвещение стало предметом особой «заботы» со стороны правительства. Самым выразительным примером проявления этой «заботы» стал школьный устав 1828 года.
3. Структура учебных заведений в России
Рассмотрим структуру учебных заведений в соответствии со школьным уставом 1828 года. Образование в России включало четыре ступени: 1) приходские училища, 2) уездные училища, 3) гимназии, 4) университеты. Каждое из них было сословно обособленным. В приходских училищах в течение года учились крестьяне, но доступ в уездные училища, гимназии и гимназии был закрыт. В уездных училищах в течение трех лет получали образование дети купцов и мещан. В гимназии, в которых учились семь лет, принимали только детей дворян и чиновников. Выпускники гимназий могли поступать в университеты, которые правительство старалось сделать полностью дворянскими. Что изучали в различных учебных заведениях? Как сказал николаевский министр просвещения А. С. Шишков: «Науки полезны только тогда, когда они как соль, употребляются по состоянию людей». В соответствие с этим принципом в приходских училищах дети изучали «закон божий», четыре правила арифметики, чтение и письмо. В уездных училищах преподавали «закон божий», историю, русский язык, арифметику, геометрию, географию, историю, чистописание и черчение. В гимназиях – «закон божий», грамматику, словесность и математику, физику, языки: латинский, греческий, немецкий и французский, географию, историю, чистописание, черчение и рисование. В университетах студенты обучались на одном из трех факультетах: философском, юридическом или медицинском. Философский факультет подразделялся на два отделения: гуманитарное и точных наук. На первом изучали философию, словесность, историю, политическую экономию; на втором — математику, физику, химию и ботанику.
Учащиеся оформляют элементы структуры в тетрадях (шестой слайд в презентации).
Несколько слов о внутренней жизни в российских школах. Самое качественное образование давали университеты. Студентов сначала было не очень много, но их численность росла, составив к середине XIX века три с половиной тысячи человек. Большинство дворян по-прежнему предпочитали для своих детей домашнее образование, привилегированные учебные заведения (например, лицеи) или кадетские корпуса. Поэтому как бы правительство не пыталось сделать университеты чисто дворянскими, в них все равно попадало много разночинной молодежи. Учиться было нелегко: помимо притеснений со стороны инспекторов и попечителей, студенты испытывали большие проблемы в материальном отношении и вынуждены были подрабатывать переводами иностранных книг и преподаванием уроков в дворянских семьях. В гимназиях кроме материальных затруднений учащиеся вынуждены были также терпеть телесные наказания. Методическая работа не проводилась совершенно, поэтому учителя своей главной целью ставили выявление тех, кто не выучил урок и последующее их наказание. Кроме наказания розгами, могли лишить обеда, оставить без отпуска домой, процветали грубость и оскорбления. Хуже всего приходилось детям в приходских училищах. Образовательный уровень учителей был очень низким, обычно преподаватель просто читал текст по книге, а учащиеся должны были запоминать прочитанное: самим им книжек не полагалось. В классах могло размещаться несколько десятков человек разных возрастов, поэтому кроме телесных наказаний со стороны учителя, учащиеся нередко сами с помощью кулаков выясняли между собой отношения. Учеба детей в таких условиях была не только материально, но и психологически очень тяжелой.
4. Развитие образование и науки
Сколько же всего учебных заведений было построено в России в первой половине XIX века? Исходя из логики всего вышесказанного о реакционной политике царизма в сфере образования, кажется, что таких заведений вообще не должно было строиться. Однако вот что говорят факты. Если в начале века в стране был только один вуз, то в начале 60-х годов – уже 14 (в том числе шесть университетов: Дерптский (1802), Казанский (1804), Харьковский (1804), Виленский (1804), Петербургский (1819), Киевский (1834). Если к концу правления Александра I в России действовало 49 гимназий, то к концу правления Николая I их число было доведено до 77. Если в 20-х годах было 349 приходских училищ, то к 40-м годам их стало уже 1021. Если в 1803 году в стране было издано 143 книги, то в 1855 году – 1020. Успехи, конечно, были явно недостаточными, учитывая то, что большинство народа продолжало оставаться неграмотным, и, тем не менее, они были вполне реальными.
Такими же реальными были и достижения в научной сфере, прежде всего, в естественных науках. Математик Николай Иванович Лобачевский создал неевклидову геометрию, чем произвел переворот в науке. Современники называли его «Коперником геометрии». Химик Николай Николаевич Зинин получил анилин из нитробензола и заложил основы производства синтетических красителей. Астроном Василий Яковлевич Струве отрыл несколько тысяч звезд и основал Пулковскую астрономическую обсерваторию. Основоположник российской электротехники Василий Владимирович Петров построил самую большую для того времени электрическую батарею и описал явление электрической дуги. Электротехник Павел Львович Шиллинг построил первый в мире электромагнитный телеграф. Физик Борис Семенович Якоби построил первый в мире электродвигатель. Это только самые яркие примеры, в учебнике вы прочитаете об успехах и других наших ученых.
Этап обобщения
А теперь, ребята, я хотел бы вернуться к тому, с чего мы начали урок. Перед изучением нового материала вы записали предложение: «Развитие образования и науки происходило в противоречивых условиях». И больше не возвращались к этой фразе. Хотя, возможно, вы обратили внимание на некоторую странность. Мы начали с цитаты Л. Н. Толстого о том, что «сила правительства держится на невежестве народа» и выяснили, что применительно к царской России это было совершенно справедливо. Я рассказал вам о реакционной политике царей и министерства просвещения, которые насаждали религию и сословность в образовании. Вы познакомились со структурой учебных заведений в России, в соответствии с которой крестьянам был закрыт доступ в гимназии и университеты. И только в самом конце неожиданно выяснилось, что политика правительства не сводилась к одним только карательным функциям. В первой половине XIX века было построено немало учебных заведений всех типов, значительно выросло число издаваемых книг, жили и трудились русские ученые и изобретатели. Почему царское правительство – да непоследовательно, да недостаточно, да со своим бесцеремонным диктатом и ограничениями, но, тем не менее, все-таки поддерживало развитие образования в России? Какая сила заставляла царизм вопреки его классовой враждебности к просвещению, строить вузы и издавать учебники? Это сила, ребята, имеет объективный характер; она безлична: это не человек и не природное явление. Она не зависит от сознания и воли людей. Наоборот, она определяют их сознание и волю. Подумайте и попробуйте определить эту силу. Правильно определив ее, вы легко ответите на вопрос: в чем заключалось основное противоречие в развитии образования и науки в крепостной период.
Учащимся дается 3-5 минут на обдумывание вопросов, после чего все желающие свободно высказывают свои мнения. Учитель комментирует мнения учащихся, после чего называет правильный ответ.
Эта объективная сила есть сила экономического развития. Почему в Средние века образование было придавлено религией, почему почти не развивалась наука? Дело не том, что церковь подчинила себе эти сферы жизни, дело в том, что средневековая феодальная экономика носила натуральный самодостаточный характер, при котором не нужно было уметь читать и писать, а наука не имела связи с производством. Положение меняется, когда наступает Новое время, а вместо феодализма приходит капитализм. Если целью феодального производства является удовлетворение потребностей тех, кто владеет землей, то целью капиталистического производства является, прежде всего, получение максимальной прибыли. Причем этот процесс непрерывный: цикл капиталистического производства постоянно воспроизводится, прибыль снова и снова инвестируется в экономику и так до бесконечности. Именно потребностями расширения производства вызвано бурное развитие науки в Новое время: новые технологии и изобретения постоянно внедряются в промышленность, увеличивая прибыль. Образование необходимо в связи с усложнившимися условиями труда: работникам промышленности, транспорта и торговли в отличие от крепостных крестьян нужно быть грамотными, чтобы выполнять свою работу. Именно поэтому царизм открывал новые учебные заведения: ему были нужны образованные кадры для экономики и государственной службы. Тот факт, что капитализм в первой половине XIX века существовал в России не как господствующее явление, а только как уклад, предопределил и противоречивые условия, в которых развивались отечественное просвещение.
С одной стороны, потребность экономического развития требовала увеличения числа грамотных людей и специалистов, а с другой стороны, меры, принимаемые царизмом, были явно недостаточными и дополнялись реакционным содержанием: открывая новые учебные заведения, правительство закрепляло их сословный характер, насаждало религию и окружало полицейским контролем.
Завершая занятие, скажу вам, ребята, прямо: это противоречие так и не было разрешено царизмом вплоть до самой его гибели. Несмотря на значительные успехи образования и науки после отмены крепостного права, даже в начале двадцатого века 80 % процентов жителей России будут оставаться неграмотными. Решать проблему ликвидации неграмотности будут в итоге другие люди, в другое время и в других исторических условиях. Как это происходило и что стало с династией Романовых, представители которой 300 лет держали народ в темноте и невежестве, вы узнаете уже в 9 классе.
Скачать Конспект урока истории в 8 классе «Образование и наука в первой половине XIX века»
Презентация на тему: Образование и наука в первой половине XIX века

Рекомендуем посмотреть:

Конспект урока истории России в 8 классе. Внутренняя политика Александра I Кроссворд с ответами для учащихся 8-9 класса "Первая Мировая война" Конспект урока истории в 8 классе. Отечественная война 1812 года Разработка урока по истории Казахстана, 8 класс

Похожие статьи:

Кроссворд по истории с ответами на тему: Отечественная война 1812 года

Кроссворд с ответами по истории для 8 класса. Россия в первой четверти XIX века

Участник №120 профессионального конкурса для педагогов на лучшую методическую разработку с 20 февраля по 20 мая 2016 года
Выступление на методическом семинаре. Творческие способы активизации познавательной деятельности учащихся на уроках истории и обществознания | Мастер-класс по истории «Использование наглядных средств обучения»
Опубликовано: 257 дней назад (26 марта 2016)
Просмотров: 1718
Рубрика: Учитель года
+3
Голосов: 3
Валентина Николаевна Мельникова # 27 марта 2016 в 10:36 +2
Олег Владимирович, здравствуйте!!!
Прочитала ваш конспект!!! Вывод - вы основательно потрудились над этим уроком,
как впрочем, и над всеми остальными, наверное. У вас чёткий, конкретный подход к проблеме!!!
Я очень давно училась в 8 классе, программа была абсолютно другой!!
Вашим ученикам здорово повезло!!! Рядом с ними такой неравнодушный человек и педагог!!!
Вы им даете, а детям остается только воспринимать информацию!
Огромное количество фактов, дат, информации из Вашего конспекта урока истории в 8 классе
«Образование и наука в первой половине XIX века» я уяснила для себя.
Я, наверное, не могу быть объективной в этой ситуации,
я воспитатель детей дошкольного возраста,
но конспект урока прописан четко, замечательное оформление урока!!
Вам мой первый голос +1!!!
Олег Владимирович Мамаев # 27 марта 2016 в 20:12 +1
Изобилие дополнительного материала обусловлено ограниченностью соответствующего параграфа в учебнике: в нем совершенно проигнорирован вопрос о политике царского правительства в отношении просвещения, в результате чего нельзя понять насколько на самом деле противоречивыми и трагичным было развитие российского образования и науки в крепостной период.
Елена Викторовна Багрова # 27 марта 2016 в 12:42 +2
Здравствуйте, Олег Владимирович!
Ознакомилась с конспектом урока истории в 8 классе «Образование и наука в первой половине XIX века».
Очень детальный подход к изучению темы, много интересных фактов, прекрасная презентация.
Конспект оформлен грамотно, соответствует требованиям сайта, единственное,
Цель: формирование у учащихся представление о противоречивом характере развития образования и науки в России в первой половине XIX века.
Спасибо! Примите голос №3! Творческих побед!
С уважением!!!
Олег Владимирович Мамаев # 27 марта 2016 в 20:17 0
Спасибо.
Елена Борисовна Жданова # 27 марта 2016 в 14:49 +1
Классически урок изучения новой темы, обновленный использованием презентации и проблемными вопросами для учащихся. Материал, действительно подобран обширный, выстроена четкая логика раскрытия темы урока. Если урок проводился в незнакомом классе - то это идеальный вариант, в обычном режиме, мне кажется, к такой теме нужно активнее привлекать ребят (они смогут подготовить прекрасные доклады, сообщения и презентации). Поставленные на уроке задачи были достигнуты, надеюсь, что школьники уловили всю сложность и противоречивость темы. Спасибо за разработку! Удачи!
Олег Владимирович Мамаев # 27 марта 2016 в 20:21 0
"...нужно активнее привлекать ребят (они смогут подготовить прекрасные доклады, сообщения и презентации)".

Вашими бы устами да мед пить! В наших условиях, увы, не всегда удается подвигнуть детей на выполнение такого рода заданий. Хорошо, если раз в полугодие сделают какое-нибудь сообщение..