Конкурсы для педагогов и детей

Конспект урока по истории для 5 класса «Образование государства в Египте»

Конспект урока по истории для 5 класса «Образование государства в Египте»
Автор: Мамаев Олег Владимирович, учитель истории и обществознания МКОУ «Батьковская основная школа», Рязанская область, Сасовский район, п. Батьки
Назначение:
Конспект урока по истории в 5 классе предназначен для учителей, работающих по учебнику А. А. Вигасина, Г. И. Годера, И. С. Свенцицкой «История древнего мира, 5 класс» (любое издание). Конспект является логическим продолжением ранее опубликованного материала «Возникновение эксплуатации и классов», расположенного по адресу: http://ped-kopilka.ru/blogs/oleg-vladimirovich-mamaev/konspekt-uroka-po-istori-dlja-5-klasa-vozniknovenie-yekspluataci-i-klasov.html
Цель:
Сформировать у учащихся представление:
а) о сущности государства и его признаках;
б) о географии, климате и ранней истории Древнего Египта.
Задачи:
1. Познакомить учащихся с определением и признаками государства;
2. Познакомить учащихся с географическим положением и климатическими условиями Древнего Египта;
3. Познакомить учащихся с особенностями государственного строительства в Древнем Египте.
Используемые шрифты:
Обычный: текст учителя, произносимый на уроке.
Курсив: ответы учащихся или пояснения к тексту.
Подчеркнутый: материал, предназначенный для письменной записи учащихся.
Ход урока
Проверка домашнего задания
Ребята! На прошлом занятии мы разбирали большую и сложную тему, посвященную разложению первобытного общества и возникновению классов. Сегодня мы должны довести эту тему до своего логического завершения, а для этого сначала проверим, насколько хорошо вы усвоили содержание предыдущего занятия.
Учащиеся выполняют письменное задание в тетрадях. Одна половина учащихся заполняет пропуски в таблице «Основные классы».

Другая половина учащихся заполняет пропуски в схеме «Возникновение эксплуатации и классов».

После выполнения задания учитель выборочно собирает несколько тетрадей и проверяет на оценку.
Сообщение темы
Ребята! Проверка домашнего задания показала, что вы хорошо усвоили материал предыдущего занятия и, возможно, помните также о том, что прошлый урок мы завершили вопросом, на который вы так и не смогли тогда ответить. Кто-нибудь из вас помнит этот вопрос?
Вопрос, конечно, адресован отличникам. Учащиеся средних способностей содержания вопроса не вспомнят или не смогут его сформулировать.
Немножко забыли.… Ну ничего, я вам его напомню. Вопрос наш звучал так: «Как вы думаете, ребята, почему рабы, крестьяне и ремесленники повиновались рабовладельцам? Какая сила заставляла рабов выполнять непосильный труд, а крестьян отдавать часть своего урожая?» Тогда вы не смогли назвать эту силу, но сегодня, как и было обещано, вы узнаете, что она собой представляет, каковы ее признаки и почему она впервые появилась именно в Египте. Это сила называется государством.
Записывается тема урока и эпиграф к нему:
Тема: «Образование государства в Египте»
Эпиграф: «…Недоставало учреждения, которое увековечило бы не только начинающееся разделение общества на классы, но и право имущего класса на эксплуатацию неимущего и господство первого над последним. И такое учреждение появилось. Было изобретено государство». Фридрих Энгельс
Изучение нового материала
1. Сущность государства
Цитата, которую вы записали, принадлежит выдающемуся немецкому ученому Фридриху Энгельсу, автору книги «Происхождение государства, семьи и частной собственности». Обратите внимание, ребята: перед началом предложения стоит многоточие. Как вы думаете, что означает этот знак препинания?
Ответ учащихся: Многоточие в начале предложения означает, что часть текста в предложении пропущена.
Правильно. Пропущенный текст оказался слишком сложным и большим по объему, поэтому я привел цитату в сокращении. Однако сущность тех изменений, которые привели первобытное общество к разделению на классы, вам уже хорошо известна, и вы сами можете в простой и доступной форме додумать начало цитаты, которое по смыслу будет предварять записанное вами предложение. Кто попробует в нескольких фразах сформулировать пропущенный фрагмент?
Примерный ответ учащихся:
С переходом к производящему хозяйству выросла производительность труда, появились излишки, а вместе с ними неравенство между общинниками, одни из которых богатели, а другие беднели. В этих условиях «…недоставало учреждения, которое увековечило бы не только начинающееся разделение общества на классы, но и право имущего класса на эксплуатацию неимущего и господство первого над последним. И такое учреждение появилось. Было изобретено государство».

А теперь ребята, перечитайте эпиграф еще раз и попробуйте на его основе сформулировать определение слова «государство».
Примерный ответ учащихся:
Государство – это учреждение, которое обеспечивает право имущего класса на эксплуатацию неимущего и господство первого над последним.

Правильно. В этом определении раскрыта сущность государства как силы, необходимой эксплуататорским классам для поддержания своей власти над эксплуатируемыми классами. Любое государство имеет классовый эксплуататорский характер. Так, где нет классов, нет эксплуатации – там нет и государства. Поскольку сформулированное вами определение государства несколько тяжеловато для запоминания, мы запишем более простой и легкий вариант.
Запись в тетрадях (с красной строки):
Государство – это организация власти одного класса над другим.
2. Признаки государства
Что же представляет собой эта организация, из каких частей состоит? Запишем признаки государства.
Запись в тетрадях (с красной строки):
Признаки государства:
1. Единая территория

Всякое государство распространяет свою власть над определенной территорией и охраняет ее границы. Все население подконтрольной государству территории обязано подчиняться ему под страхом наказания.
2. Аппарат власти (чиновники, стражники, войско)
В Древнем мире во главе государства стоял царь, который получал власть по наследству – от отца к сыну. Царь выражал интересы рабовладельцев и назначал их на все высшие государственные посты. Управление страной осуществлялось с помощью чиновников – государственных служащих, которые наблюдали за работой крестьян и ремесленников, собирали налоги, рассылали приказы. Стражники охраняли царя и рабовладельцев и поддерживали порядок в государстве. Войско использовалось для походов в другие страны, а также для подавления бунтов крестьян и рабов.
3. Сбор налогов
Налоги представляли собой принудительный продуктовый сбор (зерно, скот, овощи и другие продукты) в пользу государства. Чиновники собирали их с крестьян и ремесленников. За счет налогов содержались государственные служащие и войско, удовлетворялись потребности царя и рабовладельцев. В Древнем мире налоги были очень разорительными для населения, съедая большую часть прибавочного продукта тружеников.
4. Издание законов
С образованием государства возникли новые правила поведения между людьми, которые стали закреплять общественное неравенство. Они записывались в письменной форме, оглашались населению и поддерживались силой государства. Законы издавались от имени царя, защищали интересы рабовладельцев и отличались жестокостью наказаний.

3. Государство на берегах Нила
Первое в мире государство возникло в Египте в конце 4-ого тысячелетия до нашей эры. Египет расположен в северо-восточной Африке. Большая часть страны покрыта пустынями, а изредка встречающиеся в ней островки зелени называются оазисами. На севере Египет омывается Средиземным морем, а на востоке – Красным. В самом Египте течет Нил – вторая по протяженности река в мире.

Запись в тетради (с красной строки):
Образование государства в Египте – конец 4-ого тысячелетия до н. э.
Положение: северо-восточная Африка
Выход к морям: на севере – Средиземное, на востоке – Красное
Река: Нил

Факты, которые мы сейчас записали, ребята, вы должны хорошо знать, но сами по себе они еще не объясняют нам: почему именно в Египте раньше всего образовалось государство? Для решения этого вопроса прочитайте про себя пункт второй «Разливы Нила» § 6.
Учащиеся читают про себя.
А теперь ребята, ответьте на вопрос: благодаря чему в Египте возникло государство?
Ответ учащихся: Возникновение государства стало возможным благодаря высоким урожаям в долине Нила, которые смогли прокормить не только крестьян, но и тех, кто сам не обрабатывал землю: воинов, слуг и приближенных правителя.
Верно. Земледельцы, обрабатывавшие плодородную землю в долине Нила, производили необходимый излишек – прибавочный продукт, благодаря которому стало возможным возникновение эксплуатации и классов, а в конечном итоге – и государства. Первоначально возникло не единое государство, а около 40 небольших государств, постоянно воевавших друг с другом. Позднее Египет оказался разделенным на два больших царства: Северное и Южное. Около 3000 лет до н. э. царь Южного царства завоевал Северное и стал правителем единого государства. Мы называем египетских правителей фараонами.
Закрепление изученного материала
Ряд следующих уроков мы посвятим изучению Древнего Египта: как жили земледельцы, ремесленники и вельможи; зачем фараоны совершали военные походы; что представляли собой религия, искусство и письменность египтян. А в завершение этого урока проверим, как хорошо вы усвоили материал занятия. Закрывайте тетради и учебники. Разгадаем кроссворд «Египетское государство».

По горизонтали:
1. Государственные служащие, занятые управлением.
2. На этом материке находится Египет.
3. Принудительный продуктовый сбор в пользу государства.
4. Их интересы выражал царь и сам был одним из них.
5. Море, омывающее Египет на севере.
По вертикали:
1. Основа военного могущества государства.
2. Благодаря этому стало возможным возникновение эксплуатации в долине Нила.
3. Один из признаков государства.
4. Титул египетский царей.
5. Море, омывающее Египет на востоке.
6. Самый угнетенный класс в Древнем мире.
7. Островок растительности в пустыне.
Ответы:
По горизонтали: 1. Чиновники; 2. Африка; 3. Налоги; 4. Рабовладельцы; 5. Средиземное.
По вертикали: 1. Войско; 2. Излишки; 3. Территория; 4. Фараон; 5. Красное; 6. Рабы; 7. Оазис.
Домашнее задание: записи в тетради, § 6 – пересказ, выучить наизусть определение государства и его признаки.

Рекомендуем посмотреть:

Конспект урока истории в 5 классе. Троица Рублёва Конспект урока истории в 5 классе с презентацией. Древняя Греция Конспект урока по истории для 5 класса. Возникновение эксплуатации и классов Конспект урока по истории для 5 класса «Мегафауна каменного века»

Похожие статьи:

Кроссворд с ответами для 5 класса «Жизнь первобытных людей»

Методическая разработка урока истории в 5 классе по теме «Древняя Спарта»

Конспекты уроков истории 5 класс

Авторучка своими руками. Мастер-класс с пошаговыми фото | Реактивная установка на танковом шасси. Мастер-класс с пошаговыми фото
Опубликовано: 411 день назад (25 октября 2015)
Просмотров: 2658
+2
Голосов: 2
Инна Аркадьевна Захарова # 2 ноября 2015 в 19:57 +3
Представленный материал доступен для проведения и интересен, используются нетрадиционные приемы обучения и организации детей. Смена форм работы и организации детей будет поддерживать внимание к уроку. Представлены занимательные кроссворды! Спасибо за Ваш опыт работы!
Олег Владимирович Мамаев # 14 декабря 2015 в 20:41 +2
Спасибо!
Галина Валентиновна Неплюева # 24 марта 2016 в 22:26 +1
Олег Владимирович,спасибо за урок. У меня вопрос-ребята вам сами дают определение,что такое эксплуатация.или вы выводите это понятие? Получается,что в начале они знакомятся с эксплуататорскими классами, а потом...? Решая вопрос с образованием государства,вы работаете только с атласом? А контурную карту не заполняете? Мне интересен ваш подход к изложению материала,но, у меня , к сожалению, из-за работы с контурными картами времени на решение кроссвордов на уроке не остается(я уже много лет не работала с малышами). Вы используете презентацию или фрагмент видеофильма на уроке?
Олег Владимирович Мамаев # 25 марта 2016 в 10:38 0
Данный урок является продолжением предыдущего, расположенного по адресу - http://ped-kopilka.ru/blogs/oleg-vladimirovich-mamaev/konspekt-uroka-po-istori-dlja-5-klasa-vozniknovenie-yekspluataci-i-klasov.html - там и раскрывается определение "эксплуатация". Я считаю важным знакомить детей с важнейшими теоретическими понятиями, без которых трудно понять сущность взаимоотношений между социальными группами в Древнем мире. А кроссворд можно решить и на следующем занятии - в рамках проверки домашнего задания. Презентацию на уроке я не использую: у нас сельская школа, детей очень мало, поэтому я позволяю себе печатать цветные пособия на некоторые занятия (у каждого ученика есть специальные конверт для такого рода дополнительных материалов).