Конкурсы для педагогов и детей

Конспект урока по истории для 5 класса. Возникновение эксплуатации и классов

Конспект урока по истории для 5 класса "Возникновение эксплуатации и классов"
Автор: Мамаев Олег Владимирович, учитель истории и обществознания МКОУ «Батьковская основная школа», Рязанская область, Сасовский район, п. Батьки
Актуальность конспекта:
Главным теоретическим вопросом в изучении истории в 5 классе является проблема разложения первобытного общества и возникновения цивилизации в виде ее важнейших институтов: эксплуатации, классов и государства. Именно на этой проблеме чаще всего «спотыкаются» учителя при совершенной апатии со стороны учащихся. Причина такого положения проста: отсутствие адекватного учебно-методического материала. Используемые в современной школе учебники по Истории Древнего мира или полностью игнорируют указанную проблему (такие важнейшие обществоведческие понятия как «классы», «эксплуатация» в них даже не используются!), или рассказывают о ней предельно упрощенно и неконкретно (опять же избегая употребления «запретных» слов). Настоящий конспект призван помочь учителям истории в проведении непростого, но очень важного самостоятельного урока по обозначенной теме.
Цель:
Сформировать у учащихся представление о сложной картине разложения первобытно-общинного строя и формирования классового общества.
Задачи:
1. Познакомить учащихся с происхождением и исторической ролью прибавочного продукта;
2. Познакомить учащихся с условиями возникновения и сущностью эксплуатации;
3. Познакомить учащихся с основными классами и их качественными характеристиками.
Используемые шрифты:
Обычный: текст учителя, произносимый на уроке.
Курсив: ответы учащихся или пояснения к тексту.
Подчеркнутый: материал, предназначенный для письменной записи учащихся.
Ход урока
Мотивационно-целевой этап
Ребята, на прошлых уроках мы с вами изучили самой большой период человеческой истории – первобытное общество. В течение этого периода люди прошли огромный путь развития от человекообразных обезьян, знакомых только с самыми примитивными орудиями труда из дерева и камня, до людей современного типа, научившихся делать предметы, которых нет в природе, способных к мышлению и речи. Но возникновение Homo Sapiens само по себе еще не означало разложения первобытного общества. Потребовались коренные изменения не столько в самом человеке (в его телесном строении), сколько в окружающей его жизни, быту и хозяйстве, чтобы начался совершенно новый этап в развитии общества, во всем отношениях отличный от первобытной эпохи. О содержании этих изменений и пойдет сегодня речь на уроке.
Записывается тема урока:
«Возникновение эксплуатации и классов»
Слова «эксплуатация» и «классы» – еще незнакомые для вас. Исходя из записанной темы, подумайте, ребята, что вы должны узнать сегодня нового на уроке?
Учащиеся называют самостоятельно или с помощью учителя следующие вопросы: Что такое эксплуатация и классы (определения)? При каких условиях они появились? Каковы их особенности? Как они связаны друг с другом?
Итак, ребята, еще не зная, что такое «эксплуатация» и «классы», вы уже знаете, что в первобытном обществе ни того, ни другого не было. А что же тогда было вместо них? Давайте вспомним основные характерные черты первобытного общества.
Фронтальный опрос.
- Какими орудиями труда пользовались первобытные люди?
- Первобытные люди пользовались самыми грубыми орудиями труда, сделанными из дерева, камня и кости: дубина, рубило, скребок, гарпун. Гораздо позднее появились деревянный плуг, лук со стрелами, медный топор.
- Как называлось первобытное хозяйство и какие занятия его составляли?
- Первобытное хозяйство называлось присваивающим, в его основе были собирательство и охота, к которым в дальнейшем прибавилось рыболовство. 10 тысяч лет назад произошел переход к производящему хозяйству: земледелию и скотоводству.
- Как распределялись продукты питания в первобытной общине?
- Все имели равный доступ к пище, независимо от того, кто ее добыл.
- А зачем была нужна такая «уравниловка»?
- Иначе было невозможно выжить: пищи часто не хватало и только с помощью равенства в ее распределении можно было обеспечить потребности всех общинников.
- Переход к производящему хозяйству каким-то образом повлиял на проблему недостатка пищи?
- Да, теперь люди могли заранее рассчитать, сколько пищи они могут получить и соизмеряли свои потребности в соответствии с ожидаемым урожаем.
Этап изучения нового
Возникновение производящего хозяйства было событием всемирно-исторического значения. Этим событием мы завершили изучение первобытного общества, к нему же мы возвращаемся сегодня, начиная новую тему. Главное, ребята, что, вы должны запомнить относительно этого великого события заключается в том, что именно благодаря ему люди впервые в своей истории получили возможность регулярно производить излишек – прибавочный продукт, превышающий объем пищи, необходимый для поддержания жизни. Другими словами, если в условиях присваивающего хозяйства люди получали лишь самое необходимое для поддержания жизни (не было излишков пищи, не было возможности делать запасы), то в условиях производящего хозяйства выращенного урожая хватало как для непосредственного прокормления, так и для возможности создавать запасы, излишки.
Это факт имеет столь важное историческое значение, что вы, ребята, должны зафиксировать его в тетрадях.
Запись в тетрадях (с красной строки):
С переходом к производящему хозяйству (земледелию и скотоводству) 10 тысяч лет назад люди впервые в своей истории получили возможность регулярно производить прибавочный продукт – излишек пищи, превышающий объем, необходимый для поддержания жизни.
Возможность регулярно производить прибавочный продукт (сверх необходимого для прокормления) стала отправной точкой для всех последующий изменений, которые в итоге привели первобытное общество к гибели. Вы уже знаете, что с переходом к земледелию и скотоводству родовую общину вытесняет соседская община. Если раньше общинники занимались совместным хозяйством, то теперь каждая семья ведет отдельное хозяйство: прибавочный продукт позволял семье получить достаточный урожай собственными силами. Распад общего хозяйства неизбежно привел к возникновению имущественного неравенства между людьми. Старейшины племен захватывают себе лучшие участки земли, а излишки зерна обменивают на золото и серебро, накапливая богатство. Во время войн с другими племенами они также забирают большую часть добычи, в том числе пленников, использовать труд которых становится выгодным. Если раньше военнопленных убивали – в условиях присваивающего хозяйства такие пленники не могли производить излишков – то с переходом к производящему хозяйству, пленников стали превращать в рабов, а весь производимый ими прибавочный продукт стали присваивать себе. С другой стороны растет неравенство и среди самих общинников: одни из них работают хорошо, другие небрежно; у одних плодородная земля, а других – худая; одни получают богатые урожаи, а другие – бедные. Что делать земледельцу в случае неурожая? В прежние времена родовых общин такой проблемы не существовало: если охотник возвращался с охоты без добычи, то он питался тем, что добыли другие охотники – все делились друг с другом поровну. Но после возникновения земледелия и скотоводства каждый общинник стал вести свое собственное хозяйство и был вынужден рассчитывать только на силы своей семьи. Поэтому в неурожайные годы земледельцу не оставалось ничего иного как брать зерно в долг у своего более удачливого соседа, старейшины или ростовщика (человека, который давал зерно в долг под проценты), но не бесплатно, а с условием, что через год должник вернет своему заимодавцу не только все взятое зерно, но и значительную прибавку к нему – проценты.
Таким образом, ребята, мы видим, что вместе с появлением прибавочного продукта, распадом общего хозяйства на отдельные семейные хозяйства и возникновением имущественного неравенства внутри общины начинают складываются условия для эксплуатации одного человека другим человеком. Эксплуатация означает присвоение чужого неоплаченного труда. В условиях присваивающего хозяйства возможностей для эксплуатации, то есть присвоения чужого труда не было, потому что не было излишков, не было прибавочного продукта. Эксплуатация появляется только тогда, когда появляется возможность регулярно производить некоторый излишек пищи: излишек не в том смысле, что человек не мог его потребить, а в том смысле, что если его отнять, человек не умирал с голоду. Именно этот излишек, прибавочный продукт труда одних людей присваивался другими людьми в результате эксплуатации.
Запись в тетрадях (с красной строки):
Рост прибавочного продукта привел к распаду общего хозяйства и появлению имущественного неравенства внутри общины. Возникли условия для эксплуатации – присвоения одними людьми прибавочного продукта, созданного другими людьми.
Поскольку прибавочный продукт – это излишек (пусть и очень небольшой, но все-таки превышающий минимальные биологические потребности человека), то желающих отобрать этот излишек в свою пользу было немало. Постепенно с усилением имущественного неравенства и развитием разделения труда (в исторической последовательности: выделение пастушеских племен, отделение ремесла от земледелия, обособление торговли от производства, отделение умственного труда от физического) прежде единая община равных людей раскалывается на классы – большие группы людей, отличающиеся количеством имущества и тем способом, которым они получают необходимые для жизни блага. Классы делятся на эксплуататоров (тех, кто эксплуатирует труд других людей) и эксплуатируемых (тех, кого эксплуатируют).
На исходе первобытности возникло четыре основных класса. Рассмотрим их положение с помощью таблицы.
Запись в тетрадях (с красной строки):
Умножение неравенства между людьми, разделение труда и развитие эксплуатации привели к тому, что прежде единое первобытное общество раскалывается на классы – большие группы людей, отличающиеся количеством имущества и тем способом, которым они получают материальные блага.

Примечание: Важно, чтобы учащиеся переписали таблицу в свои тетради. Однако по собственному опыту проведения занятия могу сказать, что на эту процедуру у детей уходит так много времени, что есть некоторый риск не уложиться в рамки урока и тем самым сорвать занятие. Лично я как сельский учитель, работающий с малочисленными классами, решаю эту проблему просто: заранее распечатываю таблицу на компьютере и на уроке раздаю учащимся готовые образцы (у них есть специальные конверты для дополнительных бумажных материалов). Те учителя, у которых нет возможности размножить таблицу, могут воспользоваться проектором для демонстрации материала на широком экране: таким образом дети смогут нагляднее познакомиться с таблицей и быстрее зафиксировать ее в тетрадях. Так или иначе, но усвоить содержание таблицы дети обязаны. Помогает им в этом учитель, комментируя каждую табличную графу.
Этап обобщения
Фронтальный опрос.
- А теперь проверим, ребята, как вы усвоили таблицу. Назовите классы эксплуататоров и классы эксплуатируемых?
- Рабовладельцы – класс эксплуататоров; ремесленники, крестьяне и рабы – классы эксплуатируемых.
- В чем заключалась разница в положении крестьян и рабов?
- Крестьяне имели собственное небольшое хозяйство и отдавали рабовладельцу только часть своего урожая, а раб не имел вообще ничего и весь его труд служил источником обогащения рабовладельца.
- А как вы думаете, ребята, почему рабы, крестьяне и ремесленники повиновались рабовладельцам? Какая сила заставляла рабов выполнять непосильный труд, а крестьян отдавать часть своего урожая?
Примечание: коварный вопрос. Учащиеся еще не знают о государстве – силе, выделившейся из общества и защищающей интересы рабовладельцев, поэтому их ответы могут быть самыми неожиданными и даже частично близкими к истине, но верного ответа они, конечно, дать не смогут. Тогда учитель произносит такие слова: «Ни один из прозвучавших ответов не является точным и в этом, ребята, нет вашей вины. Сила, о которой идет речь, еще не знакома вам, но мы обязательно познакомимся с ней на следующем уроке, когда начнем изучение Египта – одной из древнейших стран мира. Ну, а пока давайте повторим все, что о чем мы говорили на сегодняшнем занятии. Итак, закрывайте тетради…»
Фронтальный вопрос.
- Что такое прибавочный продукт и когда он стал возможен?
- Прибавочный продукт – это излишки пищи (сверх необходимого для прокормления), которые стали получать люди в результате перехода к производящему хозяйству.
- Какие изменения в жизни первобытных людей вызвало появление прибавочного продукта?
- Возникло имущественное неравенство, которое со временем привело к появлению эксплуатации – возможности присваивать прибавочный продукт, созданный другими людьми.
- К чему привело дальнейшее развитие имущественного неравенства и эксплуатации?
- Возникли классы – большие группы людей, отличающиеся количеством имущества и тем способом, которым они получают материальные блага.
- Как связаны между собой эксплуатация и классы?
- Классы делятся на эксплуататоров (рабовладельцы) и эксплуатируемых (ремесленники, крестьяне и рабы). Причем первые эксплуатируют всех остальных.
Ребята, тема, которую мы сегодня изучили, непростая и очень важная. К сожалению, учебник не поможет вам повторить изученный материал к следующему уроку: необходимые сведения в нем отсутствуют. Поэтому вам придется хорошенько изучить записи в тетради, а также близко к тексту запомнить схему «Возникновение эксплуатации и классов».
Учитель раздает каждому учащемуся заранее отпечатанный листок-схему:

Продолжение следует (конспект следующего урока будет посвящен возникновению государства в Египте).

Рекомендуем посмотреть:

Конспект урока истории в 5 классе. Троица Рублёва Конспект урока истории в 5 классе с презентацией. Древняя Греция Конспект урока по истории для 5 класса «Образование государства в Египте» Конспект урока по истории для 5 класса «Мегафауна каменного века»

Похожие статьи:

Кроссворд с ответами для 5 класса «Жизнь первобытных людей»

Методическая разработка урока истории в 5 классе по теме «Древняя Спарта»

Конспекты уроков истории 5 класс

Интеллектуальная игра по Истории России для 7 класса | Конспект классного часа по краеведению «Поселок Батьки: прошлое и настоящее»
Опубликовано: 423 дня назад (14 октября 2015)
Просмотров: 1486
+3
Голосов: 3
Елена Владимировна Николаева # 15 октября 2015 в 21:30 +2
Очень интересный урок, я думаю, что любой ученик получит прекрасные знания у такого учителя, как Вы! Урок разработан тщательно, подробно, можно использовать в любом классе готовый сценарий урока(не боюсь назвать так Вашу разработку, потому что проработан каждый важный момент урока, практически сделана технологическая карта, канва урока). Прекрасно составлены вопросы, учитель грамотно с методической точки зрения подводит к определенным выводам, причем отлично используются приемы опережающего обучения. Отличный урок! Желаю Вам успехов, голос №1.
Олег Владимирович Мамаев # 15 октября 2015 в 22:40 +1
Очень лестен Ваш комментарий! Если половина написанного Вами соответствует действительности, то это было бы прекрасно. Спасибо!
Любовь Зайцева # 18 октября 2015 в 14:00 +1
Голос №3
Олег Владимирович Мамаев # 17 ноября 2015 в 22:19 0
Готово продолжение темы.
"Конспект урока - Образование государства в Египте"
http://ped-kopilka.ru/blogs/oleg-vladimirovich-mamaev/konspekt-uroka-po-istori-dlja-5-klasa-obrazovanie-gosudarstva-v-egipte.html