Конкурсы для педагогов и детей

Конспект урока по обществознанию для 5 класса «Образование и самообразование»

Конспект урока по обществознанию для 5 класса «Образование и самообразование»
Автор: Мамаев Олег Владимирович, учитель истории и обществознания МКОУ «Батьковская основная школа», Рязанская область, Сасовский район, п. Батьки

Описание и назначение:
Материал представляет собой развернутый конспект урока по обществознанию в 5 классе и предназначен для учителей, работающих по учебнику «Обществознание, 5 класс» под редакцией Л. Н. Боголюбова, Л. Ф. Ивановой (М.: Просвещение, 2015). Занятие отличает определяющая роль учителя, сбалансированная активной обратной связью с учащимися. Благодаря дословному изложению материала, конспект очень прост и удобен в работе и может быть использован по назначению сразу после ознакомления.
Примечание:
Конспект довольно большой по объему, поэтому в зависимости от ситуации занятие можно разбить на два урока.
Цель:
Сформировать у учащихся представление о сущности и формах самообразования, о том, зачем нужно заниматься самообразованием и воспитанию каких важных качеств оно способствует.
Задачи:
1. Совместно сформулировать цель и проблемный вопрос занятия.
2. Совместно изучить вопрос «Мотивы самообразования».
3. Совместно изучить вопрос «Формы самообразования».
4. Совместно изучить вопрос «Значение самообразования».
5. Совместно изучить вопрос «Самообразование в жизни великих россиян».
6. Совместно подвести итоги занятия.
Используемые шрифты:
Обычный: текст учителя, произносимый на уроке.
Курсив: авторские комментарии к тексту и ответы учащихся.
Подчеркнутый: материал, предназначенный для письменной записи учащихся.
Ход урока
Определение темы
Перед началом урока учитель записывает на доске афоризм Д. И. Писарева:
«Кто дорожит жизнью мысли, тот знает очень хорошо, что настоящее образование есть только самообразование и что оно начинается только с той минуты, когда человек, распростившись навсегда со всеми школами, делается полным хозяином своего времени и своих занятий».

Ребята! Вы видите на доске изречение выдающегося русского литературного критика Дмитрия Ивановича Писарева (учитель вслух произносит изречение). Эти слова являются эпиграфом к нашему уроку: они содержат в себе не только тему, но и проблемный вопрос, на который мы должны найти сегодня ответ. Еще раз внимательно прочитайте изречение и попробуйте сформулировать тему и проблемный вопрос нашего занятия.
Учащиеся читают эпиграф, думают над вопросами, предлагают свои варианты. Выслушав детей, учитель подводит итог рассуждениям, предлагая сделать следующую запись в тетради.
Запись в тетради:

Образование и самообразование.
(тема урока)
«Кто дорожит жизнью мысли, тот знает очень хорошо, что настоящее образование есть только самообразование и что оно начинается только с той минуты, когда человек, распростившись навсегда со всеми школами, делается полным хозяином своего времени и своих занятий». Д. И. Писарев
(эпиграф к уроку)
Проблемный вопрос: почему так важно заниматься самообразованием?
Изучение нового материала
1. Мотивы самообразования
Что такое самообразование? Чем оно отличается от «обычного» образования? В морфологическом смысле различие между двумя словами очевидно: «самообразование» отличается от «образования» приставкой «само», словарное значение которой указывает на «совершение чего-либо без посторонней помощи, без постороннего участия». Соответственно, самообразование можно определить как образование, организованное самим человеком: когда не учитель или наставник направляет деятельность своего ученика, а он сам. Руководствоваться при этом можно самыми разными мотивами. Какими именно? Давайте подумаем вместе.
Учитель проводит фронтальный опрос в классе: «Какие причины могут побудить вас заняться самообразованием?» Скорее всего, среди первых названных ответов будут преобладать причины, связаннее с учебной тематикой: необходимость выполнить доклад, написать сочинение, подготовить работу на конкурс и т. д. Если ответы начнут повторяться, следует направить ребят на поиск новых вариантов, выходящих за рамки внутришкольной деятельности. Прежде всего, это может быть личный самостоятельный интерес учащихся к чему-либо или к кому-либо. Например, интерес к определенной личности (историческому деятелю, выдающемуся современнику, популярному актеру, писателю, музыканту и т. д.), к конкретному событию (историческому, семейному, спортивному и т. д.), к любимому делу или хобби (оригами, шахматам, рыбалке и т. д.) К самообразованию могут подвигнуть учащихся и различные жизненные ситуации: встреча с необычным животным, переезд семьи в другой город или страну, проблемы со здоровьем и т. д. В завершение опроса и обсуждения делаются записи в тетради.
Запись в тетради:
Самообразование – это самостоятельно организованные занятия, направленные на удовлетворение потребности в познании. Мотивы для таких занятий могут быть профессиональными (связанными с выполнением творческих заданий в школе или более тщательным усвоением учебным программы), личными (продиктованными собственным интересом к той или иной теме), жизненными (обусловленными различными ситуациями в повседневной жизни).
2. Формы самообразования
Разобравшись с мотивами, мы должны перейти к изучению конкретных форм самообразования. Но перед этим познакомимся с алгоритмом решения такого рода задач, ведь самообразование невозможно без самоорганизации, а последняя всегда предполагает выработку конкретного плана действий, выполняемых в определенной последовательности.
В зависимости от наличного времени и способностей учащихся этот вопрос можно адресовать детям, предложив им составить примерный алгоритм решения какой-нибудь задачи в области самообразования и потом сверив его с предложенным в учебнике. А можно сразу взять готовый алгоритм из учебника и без обсуждения прочитать его детям (§ 7, стр. 63, последние два абзаца).
Итак, как выглядит примерный алгоритм решения какой-нибудь задачи в области самообразования? Прежде всего, «самообразование начинается с того, что человек оценивает ситуацию: какие знания и умения у него есть, чего ему не хватает. Далее он ставит цель, намечает пути ее достижения, выбирает средства. Иными словами, определяет, как ему следует действовать. Следующий этап – это уже сами действия по достижению цели. Здесь очень важно время от времени оценивать свои результаты, сравнивать их с поставленной целью и при необходимости менять средства, определять новые пути, подбирать более подходящие способы».
Разнообразные действия, направленные к достижению цели, составляют многочисленные формы самообразования. На 59 странице учебника вы видите схему «Формы самообразования» (учитель называет вслух все указанные формы).

Важнейшей из этих форм является, конечно же, чтение книг. Величайшее изобретение человечества – книга – была, есть и еще очень долго будет основным источником знаний для людей. Ничто не может заменить значение книги. Именно поэтому для каждого школьного предмета существует свой собственный учебник. Кроме учебных книг для учащихся издается много литературы для внеклассного чтения, призванной заинтересовать детей дополнительной интересной информацией по предмету, побудить их к самообразованию. Это могут быть собрания необычных фактов, сборники задач-головоломок, всевозможные справочники и энциклопедии, произведения художественной и исторической литературы. С развитием информационных технологий появилась возможность пользоваться электронными книгами, материалами интернета. В отношении последних следует сказать, что вместе с явными достоинствами, они содержат в себе и не менее явные недостатки, связанные с не всегда достоверной информацией, неудовлетворительным оформлением или анонимным характером материалов. Кроме того, следует помнить об опасности, которую несет для здоровья человека длительное воздействие электронных устройств: это и ухудшение зрения, и головные боли, и повышенная эмоциональная возбудимость. Поэтому занимаясь самообразованием в интернете, никогда не забывайте, ребята, о технике безопасности и возрастных ограничениях, установленных для детей во время работы с компьютером.
Все остальные формы самообразования, перечисленные на схеме, имеют подчиненный характер, хотя также могут с большей или меньшей пользой применяться для решения разнообразных задач. Запишем их в тетради.
Запись в тетради:
Формы самообразования:
- чтение книг;
- лекции и консультации;
- опыты и эксперименты;
- музеи и выставки;
- теле- и радиопрограммы;
- работа с компьютером.

Чтобы быстрее и надежнее закрепить в памяти различные формы самообразования, проведем устный опрос. Я называю учащегося и предлагаю ему конкретную тему для самообразования, а он должен подобрать к ней наиболее оптимальные формы, добавив небольшой поясняющий комментарий к каждой их них.
Фронтальный опрос (примеры).
- Павел, тема самообразования – рыбная ловля.
- К этой теме подойдет чтение соответствующей литературы, в которой будет рассказано о жизни рыб и их повадках, а также о том, каким способом и когда их лучше ловить. Полезным будет обращение за советами к бывалым рыбакам и просмотр телепередач на канале «Охота и рыбалка». После изучения теории можно будет проверить знания на практике – на рыбалке.
- Ксения, тема самообразования – египетские пирамиды.
- В этой теме нельзя обойтись без книг, название которых может подсказать учитель истории или интернет. Если получится, можно посмотреть научно-популярную передачу по телевизору, а вот от мистических страшилок про мумий лучше воздержаться. Посещение самих пирамид было бы, конечно, самой зрелищной формой самообразования, но в наших условиях о подобном можно только мечтать.
- Андрей, тема самообразования – создание презентаций.
- Здесь можно использовать разные формы самообразования. Если недостаточно сведений, полученных на уроке информатики, можно обратиться к учителю за консультацией. Если хочется познакомиться с дополнительными возможностями программы или новинками в этой сфере, лучше всего обратиться к интернету, где можно прослушать онлайн-лекции, пройти дистанционное обучение или самостоятельно изучить доступные материалы. Главное, не забыть применить полученные знания на практике: без нее теория ничего не стоит.
- Мария, тема самообразования – Русская культура XIX века.
- Чтобы освоить эту тему, прежде всего, надо обратиться к специальным сочинениям, которые можно найти в библиотеке или в интернете. На телеканале «Культура» должны показывать передачи, посвященные этой теме. В понятие «культура» входит живопись, скульптура, значит можно по возможности посетить какие-нибудь выставки, музеи, съездить в Санкт-Петербург или Москву. В интернете опять же можно найти изображения любых картин и памятников культуры. Главное – не лениться!
- Руслан, тема самообразования – морские животные.
- Интересная тема. Книг читать по этой теме мне еще не приходилось, хотя, наверное, их можно найти в интернете или в библиотеке. Зато я смотрел много передач о морских животных по телевизору: больше всего в них уделяется внимания дельфинам. Недавно с ними сняли развлекательное шоу, в котором также участвовали известные артисты. Хотелось бы мне сходить в дельфинарий!
- Яна, тема самообразования – оригами.
- Самое главное в этой теме – материалы интернета: ролики на «ютубе», мастер-классы учителей, статьи различных авторов. Полезно почитать книги об оригами. Правда, в библиотеке их вряд ли найдешь, придется покупать в магазине или искать бесплатные электронные версии в интернете. Практическая часть самообразования должна здесь занимать основное место: только пытаясь собственноручно повторить ту или иную модель, можно освоить искусство оригами.
Молодцы, ребята! Вы отлично справились с заданием и, кстати, показали, что не только разбираетесь в разных формах самообразования, но и прекрасно понимаете, каким образом можно найти тот или иной источник информации. В этом отношении авторы нашего учебника немного отстали от жизни или просто считают современных пятиклассников слишком наивными, если полагают важным учить детей «Как получить нужную книгу?». Эту вставку в параграфе мы пропустим – как уже давно морально устаревшую.
3. Значение самообразования
Ребята, до этого момента мы говорили преимущественно о «технических» сторонах самообразования: мотивах, формах, поиске информации. Сейчас я предлагаю вам попробовать теоретически осмыслить проблему самообразования. Вспомните вопрос, который мы поставили в начале урока: почему так важно заниматься самообразованием? Почему оно имеет преимущество над обычным образованием? В чем состоит значение самообразования для становления личности? Есть ли в классе какие-нибудь мнения на этот счет?
Учащиеся высказывают свои соображения, которые с большей вероятностью будут односложными, не отличающимися особой оригинальностью. Ничего удивительного в этом нет. В учебнике цитата Писарева помещена после параграфа, а вопрос к ней обозначен звездочкой, что подчеркивает особенную сложность задания. Кроме того, я встречал в интернете специальные педагогические эссе, посвященные творческому осмыслению указанной цитаты. Так что вопросы, адресованные учащимся, имеют скорее косвенный смысл: раскрыть сразу и полностью дети их не смогут, а значит, учитель может перейти к осуществлению дальнейшего намеченного плана действий.
Я вижу, ребята, поставленные вопросы вызвали у вас затруднение. Что ж, давайте попробуем вместе разобраться в том, почему так важно заниматься самообразованием и воспитанию каких важных качеств оно способствует. А помогут нам в этом цитаты известных творческих личностей, которые на собственном опыте осознали огромное значение самообразования для жизни и добились успехов благодаря нему. Я буду читать вам цитаты отдельных авторов, а вы на их основе формулируете те качества или те преимущества, которые дает человеку самообразование. Одновременно мы будем записывать их в тетрадь.
Итак, начинаем.
«То, чему ты решаешь учиться сам, чтобы утолить жажду знаний, не забывается никогда». В. Херцог, немецкий кинорежиссер.
Учащиеся: Самообразование расширяет кругозор и способствует лучшему усвоению знаний.
«Развитие и образование ни одному человеку не могут быть даны или сообщены. Всякий, кто желает к ним приобщиться, должен достигнуть этого собственной деятельностью, собственными силами, собственным напряжением». А. Дистервег, немецкий педагог.
Учащиеся: Самообразование воспитывает самостоятельность и приучает к упорному труду.
«Готовых убеждений нельзя ни выпросить у добрых знакомых, ни купить в книжной лавке. Их надо выработать процессом собственного мышления, которое непременно должно совершаться самостоятельно в нашей собственной голове». Д. И. Писарев, русский литературный критик.
Учащиеся: «Самообразование учит мыслить своей головой и формирует убеждения человека».

В результате чтения цитат и ответов учащихся оформляется следующая запись в тетради.
Запись в тетради:
Регулярные занятия самообразованием:
- расширяют кругозор;
- способствуют лучшему усвоению знаний;
- воспитывают самостоятельность и упорство;
- учат мыслить своей головой;
- формируют убеждения.

4. Самообразование в жизни великих россиян
Качествами, которые вы записали, владели в той или иной степени все выдающиеся ученые и подлинно великие исторические деятели. Не останавливаясь на зарубежных персонах, хотелось бы сказать несколько слов о наших соотечественниках, которые вошли в историю именно благодаря своей уникальной тяге к самообразованию и упорному труду.
Среди российских правителей это, конечно, Петр I, природное любопытство и огромная работоспособность которого изменили весь жизненный уклад России, предопределив ее развитие на долгие десятилетия вперед. Еще в детстве Петр создал две «потешные роты», командуя которыми учился государственному управлению, постигал азы военного дела. Впервые отправляясь за границу по служебным делам, молодой царь использовал поездку в том числе для повышения своего образования, не только посещая выставки, всевозможные музеи, заводы и верфи, но и лично принимая участие в работе над каким-нибудь большим проектом, вроде целого корабля. Впоследствии Петр станет лучшим корабельным мастером в стране, а Россия, благодаря его трудам, превратится в мощную европейскую державу с большой регулярной армией и сильным флотом.
Реформы петровских времен способствовали развитию российской науки. Из первых российских ученых самым выдающимся был Михаил Васильевич Ломоносов, вся жизнь которого представляла собой непрерывный процесс самообразования. В 19 лет он нищим юношей отправился в Москву и поступил в Славяно-греко-латинскую академию, где, перебиваясь с хлеба на воду, проучился 5 лет. Впоследствии материальное положение Ломоносова улучшилось, и он смог сформулировать много важных открытий в физике, химии и астрономии. Интересы ученого не ограничивались одной наукой. Не меньшую, а возможно и большую роль он сыграл в развитии российской словесности, утверждении норм современного русского литературного языка. В 1755 году по предложению Ломоносова в Москве был открыт первый российский университет.
Если при Ломоносове был сделан огромный шаг в развитии русского литературного языка, то при Пушкине и благодаря нему он наконец-то сложился в своих классических формах. Вы, ребята, конечно, слышали имя Александра Сергеевича Пушкина и уже знаете некоторые его произведения. Вероятно, говорили вам и том, что настоящим, а тем более великим поэтом нельзя стать благодаря одному только труду. Чтобы стать поэтом, надо уже родиться поэтом, то есть иметь некоторые природные способности к написанию стихов, а они встречаются далеко не у каждого человека. Все это так. Но, наверное, не случайно американский изобретатель Томас Эдисон говорил, что «гений – это 1 процент вдохновения и 99 процентов пота». При всех выдающихся дарованиях Пушкина, данных ему природой, без самообразования он никогда бы не стал российским поэтом номер один. Огромное количество книг, прочитанных поэтом в ссылке в селе Михайловском, работа в исторических архивах, четырехмесячное путешествие по Оренбургской и Казанской губерниям, где 60 лет назад полыхала Крестьянская война – все это важнейшие вехи творческой деятельности Пушкина, благодаря которым он расширял свои знания, оттачивал поэтическое мастерство, сочинял новые произведения. С одним из таких произведений – «Капитанской дочкой» – вы еще в будущем познакомитесь на уроках литературы.

Петр I, Ломоносов и Пушкин – одни из самых ярких деятелей нашей истории в жизни которых самообразование занимало огромное место. Однако в России было немало и других великих личностей, которые достигли выдающихся успехов благодаря самостоятельно организованным занятиям, напряженной умственной деятельности и труду. С некоторыми из них мы с вами уже познакомились на уроках обществознания. Вспомните, ребята, имена этих людей.
Учащиеся: Ольга Скороходова, Генрих Шлиман.
Хорошо, что вы запомнили их. Это действительно выдающиеся личности, особенно Ольга Ивановна Скороходова, которая, являясь глухонемой, стала настоящим ученым, писала стихи и книги. Дома вы также прочитаете о жизни других наших великих соотечественниках: педагоге Василии Александровиче Сухомлинском и математике Льве Семеновиче Понтрягине. Кроме того в самом конце занятия вам будут предложены темы докладов, посвященных роли самообразования в жизни великих россиян.

Обобщение темы
Ребята! Сегодня на уроке мы изучили довольно сложную и важную тему, к которой вы впоследствии сами будете неоднократно возвращаться. В оставшееся время я попрошу некоторых из вас подвести итог занятию, завершив своими словами следующую фразу: «Я, ученик 5 класса, должен заниматься самообразованием для того, чтобы…» Окончание предложения вы формулируете сами, но с опорой на те знания, которые вы получили сегодня на уроке.
Учитель выборочно опрашивает ряд учащихся, после чего завершает урок.
Наш урок подошел к концу, но перед тем как вы запишите домашнее задание, я хотел бы в заключение процитировать слова русского книговеда Николая Александровича Рубакина и пусть они станут вам добрым напутствием на школьные годы и на всю жизнь: «Никогда не прекращайте вашей самообразовательной работы и не забывайте, что, сколько бы вы ни учились, сколько бы вы ни знали, знанию и образованию нет ни границ, ни пределов».
Домашнее задание: § 7, вопросы в рубрике «Проверим себя». Доклады по желанию (в докладах, построенных на основе биографий тех или иных личностей, должна быть также отражена роль самообразования в их жизни и деятельности).
Темы докладов:
1. Василий Александрович Сухомлинский
2. Лев Семенович Понтрягин
3. Ольга Ивановна Скороходова
4. Николай Иванович Пирогов
5. Михаил Васильевич Ломоносов
6. Владимир Иванович Даль
7. Константин Эдуардович Циолковский
8. Лев Николаевич Толстой

Рекомендуем посмотреть:

Конспект урока обществознания в 5 классе. Труд - основа жизни Кроссворды по обществознанию с вопросами и ответами для 5 класса Конспект урока по обществознанию для 5 класса «Семья и семейные отношения» Технологическая карта урока обществознания, 5 класс. Образование в жизни человека
Участник №188 профессионального конкурса для педагогов «Коллекция педагогического мастерства и творчества» с 15 декабря 2015 года по 15 марта 2016 года
Образовательный проект, 7 класс. Поселок Батьки - наша малая Родина | Конспект урока по истории для 6 класса «Крещение Руси»
Опубликовано: 282 дня назад (29 февраля 2016)
Просмотров: 2836
+8
Голосов: 8
Ольга Александровна Павлова # 29 февраля 2016 в 21:51 +3
Добрый вечер, Олег Владимирович! С Вашего позволения, воспользуюсь материалом для классного часа.
Олег Владимирович Мамаев # 29 февраля 2016 в 22:04 0
Если считаете полезным, конечно используйте.
Юрий Анатольевич Петухов # 1 марта 2016 в 18:31 +1
Урок полностью соответствует тематике. Хорошо, что его ход начинается с эпиграфа - изречения людей, одновременно следует проблемный вопрос, который и задает текущий ход уроку. Хорошо, когда учащиеся сами найдут вопрос на него, либо попытаются это сделать. Наглядно показана схема самообразования, его виды и особенности. В ходе урока ученики так же учатся размышлять, анализируя над афоризмами выдающихся людей. В конце урока, как обобщение, доклады учеников. Возьму данный материал на заметку!
Мария Анатольевна Гановичева # 19 марта 2016 в 17:39 +2
Здравствуйте, Олег Владимирович! Мне очень понравился Ваш конспект, и идея и приемы работы, можно с изменениями использовать для классного часа, не только для урока. С удовольствием читала факты из биографий великих людей, можно было задать вопросы, какие качества характера сделали их великими. Ведь, чтобы заниматься самообразованием нужны упорство, активность, воля и т.д.
+1 голос!
Мадина Бисултановна Абуова # 3 апреля 2016 в 08:51 +2
Урок соответствует современным требованиям. Увидела определение темы - коротко и ясно! Целеполагание задает определенный настрой на работу, что не маловажно! Конспект насыщен жизненными примерами из биографий известных людей! Очень интересно было ознакомиться с вашим конспектом. Единственно, формы самообразования, возможно, дети сами могли бы некоторые предположить и назвать, без подсказки учебника и учителя. Но это мое сугубо личное мнение, я его ни в коем случае никому не навязываю... Конспект очень понравился и конечно же пригодится в работе!
Успехов в работе,Олег Владимирович! +1 голос
Олег Владимирович Мамаев # 5 апреля 2016 в 11:16 +1
Благодарю всех за отзывы!
Римма Ахатовна Афанасьева # 15 июля 2016 в 19:51 +1
Замечательный урок.Хорошо идёт работа с эпиграфом. Очень понравились рассуждения ребят по предложенной Вами теме самообразования. Обязательно этот приём использую на уроке. Интересный момент. Домашнее задание даётся на выбор. Каждый ученик выбирает то, что ему ближе, а возможно, что то, о чём или о ком он мало знает. Сейчас пришла мысль"А можно дать такое задание ученикам:"Подобрать другой эпиграф к данному уроку". Может дать тем детям, кому сложно делать доклады или презентации, а это задание, возможно, им будет интересно. Кратко об авторе цитаты подготовить сведения.
Голос за Ваш урок!
Юлия # 19 сентября 2016 в 21:22 0
Олег Владимирович! Я молодой специалист, на основе Вашего конспекта составила свой, урок прошёл замечательно. Спасибо большое!