Конкурсы для педагогов и детей

Конспект урока по обществознанию для 5 класса «Семья и семейные отношения»

Конспект урока по обществознанию для 5 класса «Семья и семейные отношения»
Автор: Мамаев Олег Владимирович, учитель истории и обществознания МКОУ «Батьковская основная школа», Рязанская область, Сасовский район, п. Батьки

Описание и назначение:
Материал представляет собой развернутый конспект урока по обществознанию в 5 классе и предназначен для учителей, работающих по учебнику «Обществознание, 5 класс» под редакцией Л. Н. Боголюбова, Л. Ф. Ивановой (М.: Просвещение, 2015). Занятие отличает определяющая роль учителя, сбалансированная активной обратной связью с учащимися. Благодаря дословному изложению материала, конспект очень прост и удобен в работе и может быть использован по назначению сразу после ознакомления.
Цель:
1. Сформировать у учащихся представление о сущности и особенностях семейных отношений, о том, какие бывают семьи, и как государство помогает родителям воспитывать детей.
2. Способствовать осознанию учащимися важности семейных отношений, необходимости уважительного отношения к родителям и пониманию своей личной ответственности за сохранение семьи.
Задачи:
1. Совместно сформулировать определение слова «Семья».
2. Совместно изучить вопрос «Великое чувство – любовь».
3. Совместно изучить вопрос «Предназначение семьи».
4. Совместно изучить вопрос «Государственная поддержка семьи».
5. Совместно изучить вопрос «Какие бывают семьи».
6. Совместно подвести итоги занятия.
Используемые шрифты:
Обычный: текст учителя, произносимый на уроке.
Курсив: авторские комментарии к тексту и ответы учащихся.
Подчеркнутый: материал, предназначенный для письменной записи учащихся.
Ход урока
Сообщение темы
Ребята! Сегодня мы начинаем изучение новой темы под названием «Семья и семейные отношения». Слово «семья» является одним из самых распространенных в нашей повседневной речи и это неудивительно. Благодаря семье мы появились на свет, научились говорить и понимать окружающий мир, в семье мы проводим большую часть своего свободного времен, работаем и отдыхаем, делимся самым сокровенным – тем, о чем нельзя рассказать посторонним людям. Семья – важнейшая часть жизни любого человека.
Давайте попробуем дать определение слову «семья». Начало я вам подскажу: «Семья – это группа людей, связанная отношениями…» Какими отношениями связана семья? Как понять, что перед нами именно семья, а не какая-нибудь иная социальная группа? Какой признак семье является самым важным?
Как показывает практика, учащиеся не сразу приходят к правильному ответу, предлагая самые различные варианты. Среди них могут быть такие:
Любовь.
Это признак семьи, но не самый главный. Влюбленные не обязательно образовывают семью.
Общее хозяйство.
Это признак семьи, но не самый главный. Студенты в общежитие живут и питаются вместе, но семьей не являются.
Совместный отдых.
Это признак семьи, но не самый главный. Друзья часто гуляют и отдыхают вместе, но семейными отношениями это назвать нельзя.
Воспитание детей.
Это признак семьи, но не самый главный. Воспитательницы в детских учреждениях тоже заботятся о детях, но родителями от этого не становятся.
Если учащиеся в своих рассуждениях так и не называют правильного ответа, можно задать им следующий наводящий вопрос: «Кем является ребенок по отношению к своим родителям, брат по отношению к сестре, муж по отношению к жене? Каким общим словом можно назвать их всех?»
После этой подсказки учащиеся уже быстро называют правильный ответ: «Родственники! В основе семьи лежат отношения родства».
Запись в тетради:

Семья и семейные отношения.
(название темы)
Семья – это группа людей, связанная отношениями родства.
Как видите, ребята, такое вроде бы простое слово как «семья» при ближайшем рассмотрении оказывается совсем не таки простым. Сегодня на уроке мы с вами узнаем о том, зачем люди создают семьи и в чем их главное предназначение, какие бывают семьи и как государство помогает родителям воспитывать детей. Вполне возможно, что многое из того, о чем мы будем сегодня говорить, вы уже частично знаете или имеете какие-то смутные представления. Поэтому прошу вас активно участвовать в работе на уроке, по итогам которого отличившиеся ученики получат заслуженные отметки.
Изучение нового материала
1. Великое чувство – любовь


Ребята! Пытаясь ответить на вопрос о том, что является самым главным признаком семьи, вы назвали ряд вариантов, которые можно определить как менее значимые и, тем не менее, очень важные признаки, которые отличают современную семью. Давайте вспомним их еще раз и запишем в тетрадях.
Запись в тетради:
Признаки семьи:
- отношения родства (главный);
- чувство любви;
- общее хозяйство;
- совместный отдых;
- воспитание детей.

А теперь, ребята, посмотрите внимательно на записанные признаки и выделите из них только один – тот, который является исходной предпосылкой для создания новой семьи.
Беседа с учащимися.
- С чего начинается семья?
- Семья начинается с любви.
- Верно. А как именно образуется новая семья?
- Влюбленные мужчина и женщина соединяются друг с другом, чтобы жить вместе.
- Снова верно. А влюбленные как-то оформляют свои отношения?
- Да. Влюбленные вступают в брак.
- Правильно, ребята. Давайте сделаем записи в тетрадях.
Запись в тетради:
Предпосылкой образования семьи является чувство любви между мужчиной и женщиной. Влюбленные вступают в брак, становятся родственниками и создают новую семью.
Говоря о том, что любовь является исходной предпосылкой образования семьи, нужно сделать важную оговорку, что так было далеко не всегда. В Древнем мире, в Средние века и в начале Нового времени, когда общественное устройство носило сословно-иерархический характер, а женщины были лишены гражданских прав, браки между полами очень часто и даже подавляющим образом заключались не по любви и обоюдному желанию сторон, а по односторонней прихоти мужчин, в интересах престижа или материальной выгоды, в результате злой воли начальства. Например, в крепостной России начала XIX века крестьяне военных поселений вступали в браки согласно выбору своих командиров: мужчины и девушки выстраивались в две шеренги, и командир назначал брачные пары по своему желанию. Даже в именитых дворянских семьях того времени браки по любви были сравнительной редкостью. Гораздо более распространенными были трагикомические ситуации, когда совсем юных 15-16-летних девушек насильно выдавали замуж за 40-50-летних мужчин, а то и за совсем беззубых дряхлых стариков.
Тяжело сегодня осознавать, через какие препятствия пришлось пройти миллионам влюбленных людей в самых разных частях света, прежде чем возникла современная семья, основанная на равноправном союзе двух преданных друг другу людей. «Берегите любовь!» – учит нас история. Это прекрасное чувство было роскошью в былые времена, поэтому так важно сегодня уметь ценить его и хранить как величайший дар, выстраданный человечеством!
2. Предназначение семьи

Сколько же длится в среднем любовь между мужчиной и женщиной? Продолжается ли она десятки лет или угасает вскоре после того, как влюбленные создают свою семью? Как вы думаете, ребята? Под любовью я имею в виду не просто эмоциональную привязанность или привычку, а то особенное романтическое чувство, когда влюбленные не могут жить друг без друга и способны на любой риск, лишь бы постоянно быть вместе.
Вопрос предполагает самые различные варианты ответов, но с большей вероятностью учащиеся остановятся на крупных цифрах: 5, 10, 20 лет и даже всю жизнь.
Во всех перечисленных вами ответах есть своя доля истины и, тем не менее, как это ни покажется вам странным и удивительным, ученые смогли научным способом «вычислить» среднюю продолжительность романтической любви, и составляет она… не более 1,5 лет! Причем в своей высшей «наркотической» стадии любовь длится всего около 9 месяцев! Как вам кажется, ребята, почему именно 9 месяцев? С чем связан именно такой период, для чего он необходим?
Учащиеся могут ответить сразу, а могут и думать несколько минут, пока одного из них не озарит правильная догадка: «9 месяцев продолжается беременность женщины!»
Да, 9 месяцев – срок, необходимый женщине для вынашивания ребенка, и именно столько в среднем длится романтическая любовь в своей самой чувственной форме. Случайно ли это? Разумеется, нет. Так устроено природой специально для того, чтобы после начала охлаждения страстной любви, мужчина и женщина не потеряли интерес друг к другу, но оказались связаны взаимной ответственностью по воспитанию своего ребенка. Именно совместная забота о потомстве оказывается той скрепой, которая объединяет супругов на протяжении долгих лет семейной жизни, примиряет их с недостатками друг друга, способствует сохранению привязанности и взаимного уважения. Мы подошли, ребята, к главному предназначению семьи.
Запись в тетради:
Главное предназначение семьи – рождение и воспитание детей.
Беседа с учащимися.
- Почему функция деторождения и последующего воспитания детей является настолько важной для общества?
- Потому что иначе люди бы вымерли и человечество исчезло.
- А что заставляет конкретных людей рожать детей? Неужели супруги, перед тем как лечь в постель, думают о том, что зачать ребенка необходимо в целях продолжения рода человеческого?
- Люди рожают детей благодаря любви.
- Это правильный ответ, но не до конца точный. Вспомните, что животные тоже рожают детей, но на проявление любовных чувств они не способны. Какая же природная сила заставляет и людей и животных воспроизводить себе подобных?
- Инстинкт размножения!
- Ну, конечно же. Базовые инстинкты общие как для людей, так и для животных. Поэтому, несмотря на все влияние культуры и социальной среды большинство людей вступают в браки и рожают детей, а помогает им в этом государство – организация, обеспечивающая условия для нормального развития семьи и контролирующая выполнение родителями своих прямых обязанностей.
3. Государственная поддержка семьи

Ребята, вы, конечно, уже хорошо знаете, что процесс воспитания детей – дело очень затратное с эмоциональной, человеческой, в том числе и с материальной стороны. Обеспечить здоровое питание, полноценный ежегодный отдых, качественное лечение в случае болезни и т. д. – все это стоит немалых денег, которых в средней российской семье часто не хватает в достаточном объеме, что неизбежно отражается и на материальном содержании детей. Каким же образом государство помогает семьям в их нелегком труде по воспитанию подрастающего поколения? Давайте, ребята, вместе вспомним и запишем основные формы материальной поддержки российской семьи со стороны государства.
В данном вопросе учащиеся в зависимости от уровня своих познаний могут предложить самые различные варианты ответов. Наверное, первым из них будет пресловутый материнский капитал (уместно будет задать встречные вопросы: каков размер выплаты, на каких условиях и т. д.). Вспомнят учащиеся и о ежемесячных пособиях малоимущим семьям. Кто-то назовет льготные программы покупки жилья для молодых семей. Девочки могут вспомнить об оплачиваемом декретном отпуске для молодых мам, а мальчики – об отсрочке от призыва на военную службу для отцов маленьких детей. Собранные всем классом примеры под диктовку учителя записываются в тетради.
Запись в тетради:

Государственная поддержка семьи:
- материнский капитал;
- детские пособия;
- помощь многодетным и малоимущим семьям;
- льготные программы приобретения жилья;
- отпуск по беременности и родам;
- отсрочка от призыва на военную службу по уходу за детьми.

А теперь, ребята, посмотрите на записанный список и ответьте искренно: достаточные ли меры принимает государство для того, чтобы российские семьи не испытывали материальных проблем с воспитанием своих детей?
Учащиеся высказывают свои субъективные мнения.
К сожалению, ребята, этих мер далеко еще недостаточно. Да, в статье 1 Семейного кодекса Российской Федерации говорится о том, что «семья, материнство, отцовство и детство в Российской Федерации находятся под защитой государства». Однако записанные на бумаге, эти слова находятся в очень непростых отношениях с реальной жизнью. Материнский капитал не обеспечит будущее детей, если родители не могут найти себе достойную работу в настоящем. Бедные семьи не могут купить себе жилье даже по льготным ипотечным программам. Детские пособия имеет смехотворный размер и не воспринимаются обществом как ощутимая финансовая помощь. Так что ситуация с материальным обеспечением семейной жизни и воспитания детей остается в нашей стране очень неоднозначной. Помните об этом, ребята! Цените и уважайте труд ваших родителей, помогайте им в домашнем хозяйстве, не расстраивайте их плохим поведением и отметками!
4. Какие бывают семьи?
Рассмотрим последний вопрос нашего занятия: «Какие бывают семьи». Ребята, откройте учебник на стр. 29 § 3. Перед вами два изображения. Посмотрите на них внимательно и скажите: кого вы видите на первом изображении и кого на втором?

Ответ учащихся:
На первом изображении мы видим семью, состоящую из детей, их родителей и родителей родителей – бабушки и дедушки. На втором изображении мы видим семью, состоящую из родителей и ребенка.

Все правильно. Семья, показанная на первом изображении, называется трехпоколенной, а семья, показанная на втором изображении – двухпоколенной. Но бывает еще и третий вид семей. Представьте, что со второго изображения исчезла мама и остались только папа и его сын. Как будет называться такая семья?

С большой вероятностью в классе найдутся учащиеся, которые знают правильный ответ: «Неполная».
Да, неполная. В жизни бывают разные ситуации, и подобные семьи встречаются в нашей стране довольно часто. Детям в неполных семьях следует быть особенно внимательными к своей маме или к своему папе, понимая насколько тяжело в современных российских условиях воспитывать детей в одиночку. Сделаем последнюю запись по теме урока.
Запись в тетради:
Семьи бывают:
1. Двухпоколенными (дети+родители)
2. Трехпоколеными (дети+родители+родители родителей)
3. Неполными (отсутствует один из родителей)

Подведение итогов

Наш урок подходит к концу. Я надеюсь, что проведенное занятие было для вас интересно, и вы узнали что-то новое и полезное для себя. В заключении я попрошу вас коротко сформулировать те новые факты, которые вы узнали сегодня на уроке.
Учитель выборочно (в зависимости от оставшегося времени) опрашивает ряд учащихся, которые начинают свои ответы одинаковым образом, а заканчивают уже собственными словами (достаточно одного факта от одного учащегося, при этом повторяться нельзя). Например:
- Сегодня на уроке я узнал(а), что такое декретный отпуск.
- Сегодня на уроке я узнал(а), что такое трехпоколенная семья.
- Сегодня на уроке я узнал(а), что главный признак семьи – родство.
Возможен также другой вариант завершения урока. В учебнике на стр. 32 в рубрике «Проверим себя» предложены четыре вопроса по параграфу, с помощью которых можно удобно и быстро проверить, как учащиеся усвоили содержание занятия.
В конце урока наиболее активным учащимся выставляются отметки, записывается домашнее задание: § 3, записи в тетради.

Рекомендуем посмотреть:

Конспект урока обществознания в 5 классе. Труд - основа жизни Кроссворды по обществознанию с вопросами и ответами для 5 класса Конспект урока по обществознанию для 5 класса «Образование и самообразование» Технологическая карта урока обществознания, 5 класс. Образование в жизни человека
Участник №49 профессионального конкурса для педагогов «Коллекция педагогического мастерства и творчества» с 15 декабря 2015 года по 15 марта 2016 года
Кроссворды по истории с ответами для 5-9 класса. История Военно-морского флота России | Кроссворды по обществознанию с ответами, 8 класс
Опубликовано: 343 дня назад (27 декабря 2015)
Просмотров: 5673
+6
Голосов: 6
Галина Анатольевна Преснякова # 25 февраля 2016 в 13:49 +1
Очень, важная тема. Особенно для этого возраста. Беру себе для работы.
Eвгения Борисовна Иванова # 7 марта 2016 в 19:27 +1
Спасибо. Очень содержательный урок. Много информации, исторические справки о создании семьи в разные времена, хорошо написано о государственной поддержке семьи, о том какие бывают семьи. Можно было добавить с какого возраста в нашей стране разрешено вступать в брак. А вот эти слова: "- А что заставляет конкретных людей рожать детей? Неужели супруги, перед тем как лечь в постель, думают о том, что зачать ребенка необходимо в целях продолжения рода человеческого?" я бы убрала, ведь в классе пятиклассники. Можно найти более правильные слова, которые соответствуют возрасту.Урок понравился.
Олег Владимирович Мамаев # 8 марта 2016 в 10:53 0
Согласен с вашей поправкой. Спасибо.
Галина Валентиновна Неплюева # 24 марта 2016 в 22:16 +1
Красивый,содержательный урок,материал богат справочным материалом,красивое оформление урока. Можно предложить в качестве дополнения мини-сочинение "Моя семья"(или оформить фотоальбом"Моя семья")-этот материал пригодится детям в дальнейшем и может стать основой для исследовательской деятельности. Спасибо.
Ирина Алексеевна Бережная # 12 мая 2016 в 18:47 0
Очень понравилась ваша разработка конспекта урока. Очень нужный материал, он будет очень полезен педагогам в работе. Примите голос!
Ирина Алексеевна Бережная # 12 мая 2016 в 18:47 0
Очень понравилась ваша разработка конспекта урока. Очень нужный материал, он будет очень полезен педагогам в работе. Примите голос!