Конкурсы для педагогов и детей

Конспект урока по обществознанию для 6 класса: Мир человеческих потребностей

Конспект урока по обществознанию для 6 класса «Мир человеческих потребностей»
Автор: Мамаев Олег Владимирович, учитель истории и обществознания МКОУ «Батьковская основная школа», Рязанская область, Сасовский район, п. Батьки
Описание и назначение:
Материал представляет собой развернутый конспект урока по обществознанию в 6 классе и предназначен для учителей, работающих по учебнику «Обществознание, 6 класс» под редакцией Л. Н. Боголюбова, Л. Ф. Ивановой (не ранее 2011 года издания). Благодаря подробному изложению, многочисленным примерам и активному взаимодействию с учащимся данный конспект будет полезен тем учителям, которые творчески подходят к изучению даже самых скучных тем.
Цель:
Сформировать у учащихся представление о многообразии человеческих потребностей, их видах и особенностях.
Задачи:
1. Совместно сформулировать определение слова «потребности»;
2. Совместно определить содержание биологических потребностей;
3. Совместно определить содержание социальных потребностей;
4. Совместно определить содержание духовных потребностей;
5. Совместно определить содержание ложных потребностей.
Используемые шрифты:
Обычный: текст учителя, произносимый на уроке.
Курсив: ответы учащихся или пояснения к тексту.
Подчеркнутый: материал, предназначенный для письменной записи учащихся.
Ход урока
Сообщение темы
Ребята! На самом первом занятии мы говорили о главных признаках человека, о его сходствах и отличиях от животного. Сегодня на уроке мы продолжим говорить об особенностях человека и для определения темы занятия давайте вспомним, что есть общего у человека и животных.
Ответ учащихся: У человека есть биологическое тело, внешне и внутренне похожее на тело животного. Внешне это проявляется в наличии четырех конечностей, кожи, волосяного покрова, зубов, органов чувств (глаз, носа, ушей, языка) и т. д. Внутренне это проявляется в наличии мышц, сердца, мозга, костей, органов пищеварения и т. д. Кроме того и люди и животные наследуют инстинкты – врожденные формы поведения: инстинкты самосохранения, продолжения рода, родительский, пищевой и т д.
Есть еще один биологический признак, общий как для людей, так и для животных. От тесно связан с инстинктами и прямо вытекает из них. Это потребности, важнейшие из которых проявляются именно через инстинкты и направляют человека к определенным действиям. Тема нашего урока – Мир человеческих потребностей.
Учащиеся записывают тему в тетради.
Изучение нового материала
1. Что такое потребности?
Попробуем дать определение слову «потребность». Какие у вас будут варианты?
Задание достаточно простое, поэтому учащиеся, как правило, довольно быстро формулируют определение: необходимость в чем-то, нужда в чем-то. Если учащиеся не находят нужных слов, следует направить их к словарю в конце учебника.
Запись в тетрадях (с красной строки):
Потребность – это нужда человека в чем-либо.
2. Биологические потребности

Как уже было сказано, важнейшие потребности как людей, так и животных обусловлены врожденными инстинктами. Давайте подумаем, ребята, какие именно потребности обусловлены известными нам инстинктами.
Фронтальный опрос.
- Какие потребности обуславливает инстинкт самосохранения?
- Потребность в безопасности и в защите.
- Какие потребности обуславливает инстинкт продолжения рода?
- Потребность в семье, в отношениях с противоположным полом.
- Какие потребности обуславливает родительский инстинкт?
- Потребность заботиться, оказывать внимание и защищать своего питомца.
- Какие потребности обуславливает пищевой инстинкт?
- Потребность в воде и пище.
Все перечисленные нами потребности, прямо связанные с необходимостью поддержания жизни, характерны для всех животных на нашей планете и называются биологическими. Кроме уже названных потребностей к ним также следует добавить отдых, сон, тепло и воздух.
Запись в тетрадях (с красной строки):
Биологические потребности – потребности людей и животных, связанные с необходимостью поддержания жизни. К ним относятся: пища, вода, воздух, тепло, сон, отдых, безопасность, размножение, забота о потомстве.
Потребности реализуются с помощью определенных благ. Даже для того, чтобы дышать бесплатным воздухом, иногда необходимы специальные предметы. Как, ребята, называется аппарат, позволяющий человеку дышать под водой?
Ответ учащихся: акваланг.
Правильно. Специальное кислородное оборудование используют также летчики, альпинисты, врачи в больницах. Если мы возьмем потребность в воде, то здесь тоже не обойтись без специальных приспособлений. Если дикие животные пьют грязную воду из рек и озер, то люди предпочитают чистую воду из-под крана или специально кипятят ее, а потом пьют ее из чашек и кружек. Отдельно следует сказать об удовлетворении потребности в пище.
Насыщение пищей подразумевает использование разных продуктов и способов из приготовления. Если рацион животных довольно ограничен, то люди с древнейших времен привыкли употреблять разную пищу: как растительную, так и мясную. Кстати, именно на примере пищи лучше всего видно, как с течением времени изменяются конкретные блага, служащие для удовлетворения этой потребности. Ребята, давайте вместе вспомним, чем питались люди раньше и что они едят сейчас.
Фронтальный опрос.
- Чем питались первобытные люди?
- Плодами деревьев, орехами, рыбой, мясом.
- А в каком виде они употребляли мясо?
- До освоения огня мясо ели в сыром виде.
- А хлеб первобытные люди ели?
- Нет, земледелия в ту пору еще не существовало.
- Что изменилось с тех пор в рационе питания людей?
- Много чего, появились новые продукты питания (чай, сахар, хлеб и т. д.), мясо стали тушить, жарить, варить.
- Теперь перенесемся в средневековую Россию. Какой хлеб ели русские крестьяне?
- Русские крестьяне ели черный ржаной хлеб.
- А какой хлеб мы едим сегодня?
- Сегодня мы едим хлеб из пшеницы, а доля ржаного хлеба сокращается.
- Какие сладости ели крестьянские дети в царской России?
- Крестьянские дети по праздникам ели фрукты, орехи, пряники, пироги.
- А что из сладкого вы едите сегодня?
- Шоколадки, конфеты, мороженое.
Подобные примеры, ребята, можно было бы продолжать и дальше, но и из того, что вы уже назвали, видно, что с изменением исторических условий блага, служащие для удовлетворения пищевой потребности, меняются и расширяются, а вместе с ними меняются и сами потребности: человек испытывает необходимость в продуктах питания, которых раньше не было.
Запись в тетрадях (с красной строки):
Потребности удовлетворяются с помощью благ. С появлением новых благ потребности людей расширяются. У разных людей могут быть разные потребности.
Ребята, мы разобрали несколько примеров удовлетворения одной биологической потребности – в пище. А теперь у себя в тетрадях вы самостоятельно перечислите как можно больше благ, которые служат для удовлетворения потребностей людей в тепле, сне, отдыхе, безопасности, заботе о потомстве. Время – 5 минут, после чего самые удачные работы проверим на отметку.
Пример выполненного задания:
Тепло: солнце, лето, огонь, жилище, одежда, тепловые батареи.
Сон, отдых: подушка, кровать, жилище, свежий воздух.
Безопасность: жилище, замок, оружие, охрана.
Забота о потомстве: колыбель, коляска, одежда, пеленки.

3. Социальные потребности

Биологическими потребностями исчерпывается жизнь животных. Для людей же биологические потребности являются первичными, но не единственными. Следующими по важности потребностями человека являются социальные потребности. Что же они собой представляют? Ответ на этот вопрос вы, ребята, найдете в учебнике. Откройте § 6 учебника и найдите в тексте первого пункта определение социальных потребностей.
Ответ учащихся: Социальные потребности – это потребности в общении и в труде.
Правильно. Сделаем запись в тетради (с красной строки):
Биологические потребности являются единственными для животных и первичными для людей. Следующими по важности потребностями человека являются социальные: в общении и в труде.
Как вы думаете, ребята, социальные потребности являются врожденными или приобретенными?
Ответ учащихся: Приобретенными. Новорожденные еще не умеют трудиться и говорить.
Верно. Только в результате воспитания у детей формируются потребности в общении и в труде. Именно благодаря этим потребностям возникло человеческое общество и осуществляется его развитие. Если люди прекратят общаться и работать, человечество погибнет.
4. Духовные потребности

Позднее всех возникли духовные потребности. Найдите, ребята, в первом пункте параграфа их определение.
Ответ учащихся: Это потребности в познании окружающего мира, получении знаний и умений, творческой деятельности.
Правильно. Духовные потребности являются потребностями самого высокого уровня. Это и занятия наукой, и учеба в школе, и создание произведений искусства, и просто увлечение высокой культурой.
А вы, ребята, какие духовные потребности имеете и как их реализуете?
Варианты ответов учащихся:
Потребность в получении знаний – я прилежно учусь.
Потребность в познании окружающего мира – я читаю книги о странах мира.
Потребность в творческой деятельности – я люблю рисовать и делать презентации.
Запись в тетради (с красной строки):

Духовные потребности – потребности в познании окружающего мира, получении знаний и умений, творческой деятельности.
5. Ложные потребности

Три вида потребностей, которые мы изучили, являются далеко не единственными. Потребностей много. Материальные – потребности в жилище, одежде, предметах мебели, средствах передвижения, технике и т. д. Нравственные – потребность делать добро, любить родину, трудиться на благо людей и т. д. Отдельно можно выделить потребности в игре, в самореализации, в уважении, в любви. Мы их записывать не будем, это информация для вашего кругозора.
Но об одном виде потребностей, о котором не сказано в учебнике, я бы хотел вам рассказать особо. Это так называемые ложные потребности. Как вы думаете, ребята, что скрывается за этими словами?
Варианты ответов учащихся:
Это потребности, которых не существует.
Это потребности, которые были внушены людям.
Это неправильные потребности, которые служат разрушению человека.

В ваших ответах есть много верного, но давайте запишем точное определение (с красной строки):
Ложные потребности – это искусственные потребности, которые ведут к нравственной деградации личности или ее физическому разрушению.
Слово «искусственные» означает, что эти потребности не являются врожденными, а усваиваются человеком под влиянием окружающей среды или рекламы, принося больший или меньший вред личности. Это вредные привычки (курение, алкогольная зависимость), употребление наркотиков, зависимость от интернета, компьютерных игр и телевидения, потребительство (неуемное накопление материальных благ как смысл жизни). Если кто-то из вас, ребята, уже имеет одну из вышеперечисленных зависимостей, то это очень плохо. Ведь ложные потребности усваиваются людьми быстрее, чем социальные и духовные, пользы не приносят никакой, а вот избавится от них бывает очень сложно. Остерегайтесь ложных потребностей!
Закрепление изученного материала
А теперь, ребята, проверим, как вы усвоили изученный сегодня материал. Расположите потребности в порядке значимости: сон, творчество, еда, учеба, безопасность, вода, общение, игры, воздух.
Дети выполняют задание письменно, после чего выборочно проверяется ряд тетрадей, затем один учащийся вызывается к доске и под контролем учителя записывает верный ответ, остальные проверяют: воздух, еда, вода, сон, безопасность, общение, учеба, творчество, игры.
Домашнее задание: записи в тетради, § 6 – пункт «Какие бывают потребности», вопросы после параграфа («В классе и дома»): 2,3,4.

Рекомендуем посмотреть:

Конспект урока по обществознанию "Идеал и ценности" 6 класс Правовые задачи по теме «Правонарушения» 9 класс Конспект урока по обществознанию "Домашнее хозяйство", 6 класс Конспект урока по обществознанию на тему: Потребитель и его права, 9 класс

Похожие статьи:

Внеклассное мероприятие по истории для 9-11 классов «Своя игра»

Элективный курс по обществознанию «Изучаем Конституцию»

Конспект дистанционного урока обществознания, 6 класс. Что такое экономика и бизнес

Зачётный тест по обществознанию для 7 класса по теме «Личность подростка»

Участник №125 профессионального конкурса для педагогов «Коллекция педагогического мастерства и творчества» с 15 августа по 15 ноября 2015 года
Внеклассное мероприятие, посвященного памяти жертв фашистского террора, 9 класс | Авторучка своими руками. Мастер-класс с пошаговыми фото
Опубликовано: 417 дней назад (20 октября 2015)
Просмотров: 3973
+3
Голосов: 3
Морозова Расмия # 21 октября 2015 в 22:51 +2
Занимательная и оригинальная статья, для детей будет очень полезно и актуально.Спасибо.
Светлана Сергеевна Чумакова # 1 декабря 2015 в 14:16 +2
Очень хорошая разработка. Урок направлен на развитие активной познавательно-развивающей деятельности
обучающихся, молодец, автор!
Екатерина Андреевна Шумаева # 14 декабря 2015 в 20:58 +2
Хорошо сформулированы задачи - учитель ставит себе цель не просто преподнести материал учащимся, но позволить им усвоить его в совместной деятельности с учителем. Очень хорошо, что привлекаются знания учащихся, приобретенные ими в процессе изучения истории! Использование иллюстраций делает урок более наглядным. Очень актуальна беседа на тему "Ложные потребности", причем данный вопрос рассматривается на примере "лайков" в соцсетях.
Олег Владимирович Мамаев # 30 декабря 2015 в 10:01 +2
Благодарю всех за отзывы!
Галина Валентиновна Неплюева # 22 марта 2016 в 09:09 +1
Здравствуйте,Олег Владимирович. Мне понравился ваш урок. Очень продуктвный. Совместная деятельность позволяет легче усвоить новый материал. Я бы добавила еще в этот урок игровые моменты ("Что это?"). Игра по видам потребностей позволит легко определить, какие потребности мы можем показать, а какие потребности мы отнесем к высшим потребностям-духовным. Очень актуален момент о ложных потребностях.Я обязательно именно ваш пример использую в своем уроке. Он более яркий. Спасибо урок.
Олег Владимирович Мамаев # 25 марта 2016 в 10:45 0
Всегда рад быть полезным!