Конкурсы для педагогов и детей

Мастер-класс по истории «Использование наглядных средств обучения»

Мастер-класс по истории «Использование наглядных средств обучения» на материале урока «Советская политическая элита 30-х годов»
Автор: Мамаев Олег Владимирович, учитель истории и обществознания МКОУ «Батьковская основная школа», Рязанская область, Сасовский район, п. Батьки

Описание и назначение:
Мастер-класс представляет собой лекционно-практическое занятие, включающее в себя элементы урока и параллельные им авторские комментарии о целесообразности и практической ценности выбранных форм работы. В настоящем виде мастер-класс был подготовлен специально для проведения открытого занятия в рамках конкурсного задания муниципального этапа Всероссийского конкурса «Учитель года России – 2016». Мастер-класс был проведен 24 марта 2016 года в МКОУ "Сотницынская СШ". В нем приняли участие четверо учителей, выступивших в роли «учеников» и учителя-зрители из зала.
Цель:
Представление авторского опыта использования наглядных средств обучения на уроках истории на материале занятия «Советская политическая элита 30-х годов».
Задачи:
1. Показать различные способы и технологии, обеспечивающие наглядное обучение на уроках истории на материале занятия «Советская политическая элита 30-х годов».
2. Показать некоторые творческие примеры организации проблемного обучения на уроках истории.
План мастер-класса:
1. Вступление к мастер-классу
2. Вступление к уроку
3. Организация практической деятельности
3.1 Кто есть кто? (работа с учебной картой)
3.2 Сталинский нарком Л. М. Каганович
(демонстрация видеоматериала, работа с таблицей)
3.3 Этап обобщения (работа с раздаточным материалом)
4. Заключение
Используемые шрифты:
Обычный: устная речь учителя.
Курсив: пояснительные комментарии к мастер-классу.
Ход мастер-класса
Вступление к мастер-классу
Здравствуйте! Тема моего мастер-класса – «Использование наглядных средств обучения на уроках истории». Долгое время единственными наглядными средствами обучения доступными учителю были меловая доска, учебные картины, печатно-раздаточный материал и т. д. Однако в последние десять лет в связи с распространением информационных и компьютерных технологий в сфере наглядности произошла настоящая революция и теперь даже само словосочетание «наглядные средства обучения» уже почти никто не употребляет, его вытеснил другой устойчивый оборот – «использование ИКТ в образовании». В своем мастер-классе я хотел бы показать, как можно успешно комбинировать традиционные средства наглядности с компьютерными технологиями, а также продемонстрировать творческие формы работы с видеоматериалом на уроках истории.
Мой мастер-класс имеет подзаголовок – на материале урока «Советская политическая элита 30-х годов». Чем вызвано обращение к столь специфической теме? Прежде всего, понимание того насколько важной является эта тема для осмысления противоречивой истории России в 1930-е годы. За данным периодом нашего прошлого и в литературе и в общественном сознании прочно закрепилось название «сталинского», что в основном соответствует политической и социальной реальности тех лет: Сталин был создателем, лидером и олицетворением тоталитарной системы господства, пронизывавшей собой все сферы жизни советского общества. Однако являясь могущественным диктатором СССР, «отец народов» не был абсолютно единоличным вершителем судеб страны. В своей государственной деятельности он всегда имел своей непосредственной опорой небольшую группу партийных соратников, преданных ему лично и от него зависимых. Грандиозный культ личности Сталина дополнялся культами тех, кто входил в его ближайшее окружение, руководил отдельными отраслями хозяйства и управления и нес свою часть ответственности за то, что тогда происходило в стране. Что знает сегодня наше общество об этих людях – представителях советской политической элиты 30-х годов? Старшее поколение, выросшее и социализировавшееся в СССР, еще помнит имена Молотова, Кирова, Ворошилова, Орджоникидзе, Жданова, Калинина, Кагановича, Микояна и др. Люди среднего возраста уже смутно представляют себе личности тех, кто входил в сталинское окружение. Молодежь и подростки не знают о них почти ничего. В учебниках истории информация о сталинских наркомах, как правило, сводится к простому перечислению их имен с указанием (далеко не всегда) тех должностей, которые они занимали. Естественно, что при таком подходе учащиеся запоминают имя только одного политического деятеля 30-х годов – самого Сталина.
В своем мастер-классе я покажу, как, используя наглядные средства обучения и некоторые проблемные задания, можно сформировать у учащихся полноценное представление о личностях тех, кто составлял советскую политическую элиту 30-х годов. Я надеюсь, что способы и технологии, показанные в мастер-классе, будут интересны не только преподавателям истории, но и учителям самых разных профилей.
Вступление к уроку
Учитель приглашает из зала четырех человек для совместной работы на уроке.
Наше занятие мы начнем следующим вопросом (СЛАЙД № 2): какие ассоциации у вас вызывает словосочетание «сталинский политический режим»?
Учитель опрашивает «учеников» и некоторых учителей из зала. Получив достаточное количество ассоциаций, учитель подводит итог опросу.
Я не случайно задал вам этот вопрос. Дело в том, что подобные опросы периодически проводятся среди российских граждан и вопрос, который вы видите на экране, я взял из данных одного социологического исследования, в котором приняли участие жители нескольких российских городов. Хотите знать, как разделились голоса обычных людей? Какая ассоциация стала самой распространенной в обществе? Давайте посмотрим (СЛАЙД № 3).
Диктатура – 7 %, индустриализация – 8 %, коллективизация – 14 %, ГУЛАГ – 15 %, репрессии, террор – 27 %, культ личности – 40 %. В общественном сознании россиян имя Сталина настолько прочно связано с политической системой 30-х годов, что именно культ личности оказался самой распространенной ассоциацией. В 30-е годы он носил, конечно, невероятный характер. А. В. Антонов-Овсеенко, сын репрессированного большевика, одного из руководителей Октябрьского восстания В. А. Антонова-Овсеенко, насчитал 24 титула, которыми довольствовался Сталин:
Великий вождь советского народа.
Вождь мирового пролетариата и просто - Великий вождь.
Великий Друг детей,
а также женщин, колхозников, художников, шахтёров и актёров, водолазов и бегунов на длинные дистанции.
Продолжатель дела Ленина.
Великий мастер смелых революционных решений и крутых поворотов.
Творец сталинской Конституции.
Преобразователь природы
Великий стратег революции, великий машинист локомотива революции.
Величайший полководец.
Маршал.
Генералиссимус.
Знамя побед.
Знаменосец коммунизма.
Отец народов.
Отец, Вождь, Друг и Учитель.
Великий интернационалист.
Почетный пионер.
Почетный академик.
Гений человечества.
Корифей науки, гигант революционной мысли.
Величайший гений всех времен и народов.
Кажется, что Сталину принадлежала абсолютная власть, что он был самодержавным правителем, ни от кого не зависел и ни с кем не считался. Но так ли это на самом деле? Главный соперник Сталина в борьбе за власть в 20-е годы проницательный Лев Троцкий как-то назвал его самой «выдающейся посредственностью нашей партии», который стал лидером не благодаря заслугам в годы революции и гражданской войны, а благодаря партийному аппарату, создателем и одновременно порождением которого он был. Да и сам Сталин впоследствии признавался, что именно опора на средние кадры и выдвинутых им «своих людей» в руководстве ВКП(б) стала решающим фактором его победы над Троцким. Что же представляли собой эти «свои люди»? На кого опирался Сталин? Каким было его ближайшее окружение? Об этом и пойдет речь на нашем уроке.
Организация практической деятельности
1. Кто есть кто?

Первое, что нам нужно выяснить – это имена тех, кто составлял советскую политическую элиту в 30-е годы. Сделаем мы это самым творческим и увлекательным способом, который только можно придумать. Возьмем учебник истории для 9 класса, написанный А. А. Даниловым, Л. Г. Косулиной и М. Ю. Брандтом (можно взять любой другой учебник, в котором есть вклейка исторических карт), и откроем его на карте «Народное хозяйство СССР к началу Великой Отечественной войны» (СЛАЙД № 4). На карте мы видим размещение важнейших отраслей промышленности, линии железных дорог и множество городов СССР, некоторые из которых в 20-30 е годы были переименованы в честь отдельных государственных деятелей. Всем известны названия крупнейших центров страны – Ленинград и Сталинград, которые были переименованы в честь главных советских вождей. Но на карте мы можем встретить и другие крупные города, названия которых были явно образованы от фамилий тех, кто входил в окружение Ленина и Сталина. Я предлагаю нашим «учащимся», а также зрителям в зале перечислить те города СССР, которые были переименованы в 20-30-е годы в честь советских государственных деятелей. Таким образом мы сможем выявить имена тех, кто составлял советскую политическую элиту 30-х годов.
«Ученикам» и некоторым зрителям в зале раздаются копии карты «Народное хозяйство СССР к началу Великой Отечественной войны». В течение 3-4 минут «ученики» и зрители должны найти и подчеркнуть как можно большее количество переименованных городов.
Примечание: Карта «Народное хозяйство СССР к началу Великой Отечественной войны» была мной отсканирована и подвергнута в компьютере некоторым изменениям. В частности город Оренбург я переименовал в Чкалов (1938), а город Пермь в Молотов (1940). Соответственно, «ученики» и зрители получили уже частично отредактированные карты.


Во время выполнения задания «учениками» и отдельными зрителями учитель обращается к тем людям в зале, которые не получили карт.
Пока наши учителя работают с заданием, скажу несколько слов о его преимуществах. В данном случае в качестве наглядного пособия мы используем карту в учебнике, благодаря чему учащиеся получают знания не только по истории, но и по географии, ведь все разыскиваемые города существуют и сегодня, только уже под своими традиционными названиями. В историческом отношении задание представляет ценность сразу с двух сторон: с одной стороны, учащиеся узнают о советских вождях и переименованных в их честь городах, с другой стороны, они получают наглядное подтверждение того, что культ личности был не привилегий Сталина, а сложной иерархической системой, в которой каждому высокому начальнику было отведено свое место. Вообще сам факт того, сколько крупных городов было переименовано в советское время в честь не только умерших, но и еще живых тогда людей производит на учащихся неизгладимое впечатление, передает саму атмосферу того противоречивого времени. Отмечу еще такое выигрышное преимущество данного задания, как его соревновательный, игровой элемент: учащимся интересно не только найти все нужные города, но и сделать это быстрее своих товарищей (можно подстегнуть этот интерес дополнительно, предложив оценить самую успешную работу на «пятерку»).
Учитель опрашивает «учеников», которые перечисляют найденные ими города. Затем обращаясь и к «ученикам» и к зрителям, учитель, листая слайды презентации, называет правильные ответы и кратко рассказывает о советских деятелях, в честь которых были переименованы города.
Днепродзержинск (до 1936 года – Каменское) был назван в честь Феликса Эдмундовича Дзержинского – основателя и председателя ВЧК (СЛАЙД № 5). Днепропетровск (до 1926 года – Екатеринослав) был назван в честь Григория Ивановича Петровского – председателя украинского ЦИК, подписавшего Договор и Декларацию об образовании СССР (СЛАЙД № 6). Калинин (до 1931 года и в настоящее время – Тверь) был назван в честь Михаила Ивановича Калинина – председателя ЦИК СССР (СЛАЙД № 7). Ворошиловград (до 1935 года и в настоящее время – Луганск) был назван в честь Климента Ефремовича Ворошилова – одного из первых советских маршалов, наркома обороны СССР (СЛАЙД № 8). Горький (до 1932 года и в настоящее время – Нижний Новгород) был назван в честь Алексея Максимовича Горького – известного русского и советского писателя (СЛАЙД № 9). Орджоникидзе (до 1931 года и в настоящее время – Владикавказ) был назван в честь Григория Константиновича Орджоникидзе – наркома тяжелой промышленности СССР (СЛАЙД № 10). Киров (до 1936 года – Вятка) был назван в честь Сергея Мироновича Кирова – лидера партийной организации Ленинграда, убийство которого стало поводом к началу массовых репрессий (СЛАЙД № 11). Куйбышев (до 1935 года – Самара) был назван в честь Валериана Владимировича Куйбышева – крупного хозяйственного руководителя СССР (СЛАЙД № 12). Чкалов (до 1938 года и в настоящее время – Оренбург) был назван в честь Валерия Павловича Чкалова – советского летчика-испытателя, совершившего первый беспосадочный перелет через Северный полюс из Москвы в Ванкувер (СЛАЙД № 13). Свердловск (до 1924 года и в настоящее время – Екатеринбург) был назван в честь Якова Михайловича Свердлова – председателя ВЦИК РСФСР (СЛАЙД № 14). Молотов (до 1940 года и в настоящее время – Пермь) был назван в честь Вячеслава Михайловича Молотова – председателя Совнаркома и наркома иностранных дел СССР (СЛАЙД № 15). Фрунзе (до 1926 года и в настоящее время – Бишкек) был назван в честь Михаила Васильевича Фрунзе – крупного советского полководца времен гражданской войны (СЛАЙД № 16).
2. Сталинский нарком Л. М. Каганович
Итак, мы получили двенадцать имен. Отсеяв из них тех, кто умер еще в 20-х годах (Дзержинский, Свердлов, Фрунзе) и тех, кто не имеет отношения к политической деятельности или уже потерял свое влияние (Горький, Чкалов, Петровский), сократим список до шести человек. Добавим к ним ряд других политических деятелей 30-х годов, имена которых мы не встретили на карте (Жданов, Хрущев, Каганович, Берия, Микоян и др.) – и перед нами группа высших руководителей СССР в 30-х годах.
На своих уроках я обычно рассказываю о шестерых из них: Молотове, Ворошилове, Кирове, Кагановиче, Орджоникидзе, Берия. Что представляет собой рассказ о каждой личности? Для того, чтобы учащимся было интересно, для обеспечения наглядности и лучшего запоминания материала, я использую видеоролики (учебные фильмы), которые сам же и создаю с помощью специальных компьютерных программ. Отдельный учебный фильм, посвященный отдельной личности, представляет собой сочетание слайдшоу (видеоряд из фотографий) и видеофрагмента-кинохроники. Демонстрация учебного фильма сопровождается фоновой музыкой и устным рассказом учителя, который соизмеряет свое повествование с меняющимися слайдами на экране (учитель заранее готовит свое выступление). Завершают фильм эффектные кадры кинохроники, где учащиеся могут не только увидеть того, о ком рассказывается в фильме, но и услышать его речь.
В рамках мастер-класса я хотел бы показать созданный мной учебный фильм о Лазаре Моисеевиче Кагановиче – одном из наиболее типичных представителей сталинского режима.
Учитель включает учебный фильм и начинает свой рассказ в соответствии с заранее написанным материалом. Текст произносится громко. Музыкальное сопровождение является фоном и не заглушает устную речь. «Ученики» внимательно слушают учителя, но смотрят при этом на экран. После окончания слайдшоу начинается демонстрация фрагмента кинохроники.



Рассказ учителя (пронумерованный текст соответствует пронумерованным слайдам фильма).
«Каганович – выдающийся непримиримый борец партии с троцкизмом, правой оппозицией и другими антипартийными течениями. Каганович развернулся как политический деятель, как один из руководителей партии под непосредственным руководством Сталина и является одним из преданнейших его учеников и помощников в борьбе за большевистское единство партии» (официальная характеристика в МСЭ 1937 года).
1. Лазарь Моисеевич Каганович родился в 1893 году в крестьянской еврейской семье деревне Кабаны Киевской губернии. Он получил лишь начальное образование и уже с 14 лет стал работать сапожником.
2. У Кагановича было несколько братьев. По предложению старшего из них Михаила он в 1911 году стал большевиком и перешел на нелегальное положение, выполняя различные партийные задания.
3. После Октябрьской революции работал там, куда посылала партия. Побывал на различных постах в Москве, Нижнем Новгороде, Воронеже, Средней Азии. В 1922 году Сталин вызвал Кагановича в Москву.
4. В столице Каганович возглавил организационно-распределительный отдел ЦК. Этот важнейший орган власти отвечал за назначения на ответственные посты в государстве.
5. Каганович обладал сильным и жестким характером, но в споры со Сталиным никогда не вступал. Генсек ценил его как исполнительного и преданного работника, которому можно доверить ответственное поручение.
6. В 1925-1928 годах он занимал пост генерального секретаря ЦК компартии Украины. В период коллективизации добивался выполнения показателей любой ценой.
7. В начале 30-х Каганович возглавил Московский горком партии и стал членом политбюро, на заседаниях которого всегда занимал сторону Сталина.
8. Первая половина 30-х годов – период наибольшей власти Кагановича. Он становится популярным в стране, а под влиянием растущей власти – все более жестким и требовательным.
9. Под его руководством была проведена реконструкция Москвы и развернуто новое строительство, в ходе которого было разрушено много старых памятников, самый известный из которых Храм Христа Спасителя.
10. Каганович был куратором строительства канала «Москва-Волга», но самым известном объектом, возведенным под его контролем, стало московское метро.
11. По воспоминаниям современников, Каганович вникал во все детали строительства и неоднократно лично спускался в шахты, беседуя с рабочими.
12. В 1935 году первая линия метро была готова, а московскому метрополитену присвоено имя Л. М. Кагановича.
13. За умение добиваться поставленных Сталиным задач Каганович получил прозвище «Железный Лазарь». Он был одним из первых, кого наградили введенным в стране высшим знаком отличия – орденом Ленина.
14. В 1935 году Сталин назначил его наркомом путей сообщения. На этом посту Каганович, используя политику кнута и пряника, быстро навел порядок и дисциплину.
15. Для своего ведомства он добивался от государства огромного финансирования. Железнодорожникам выделялись личные подсобные хозяйства, а машинистам устанавливалась высокая зарплата.
16. В годы массовых репрессий Каганович был одним из тех, кто имел представление об их истинных масштабах и принимал в них активное участие. В 1937-1938 годах он провел в кабинете Сталина – 607 часов.
17. Сохранились расстрельные списки, подписанные наркомом и другими сталинскими соратниками. Подпись Кагановича стоит на 189 списках, по которым были осуждены и расстреляны более 19 000 человек.
18. Кроме того он подписал много лимитов на расстрелы, в соответствии с которыми люди уничтожались в массовом масштабе – целыми тысячами сразу.
19. В атмосфере разгула террора покончил жизнь самоубийством его родной брат Михаил – директор крупного авиационного завода, но Каганович не изменил после этого своего отношения к Сталину.
20. Преданность вождю он пронесет через всю свою жизнь и, пережив всех своих соратников, на старости лет будет с ностальгией вспоминать 30-е годы – время, когда он находился в зените славы и могущества. Будучи наркомом путей сообщения, Каганович очень любил выступить на митингах и собраниях, и всякое свое выступление непременно завершал славословием в адрес Сталина. Одно из таких выступлений сохранилось на кадрах кинохроники. Отрывком из него мы завершим знакомство с этим историческим деятелем.
После завершения учебного фильма учитель раздает «ученикам» двойные тетрадные листы и ручки для выполнения практического задания.
Вы только что внимательно посмотрели учебный фильм «Сталинский нарком Л. М. Каганович». Цель демонстрации подобных фильмов не только произвести впечатление на учащихся, но и вложить в них определенную сумму знаний о том или ином историческом деятеле. Давайте проверим, насколько хорошо вы запомнили фактографический материал фильма.
Беседа с «учениками».
- Кем был Каганович по национальности?
- Евреем.
- А из какой семьи он происходил?
- Он происходил из многодетной крестьянской семьи.
- Какие должности занимал Каганович в 20-30-е годы?
- В 20-е годы Каганович работал в аппарате ЦК, затем руководил компартией Украины. В 30-е годы он возглавлял Московский горком партии и работал наркомом путей сообщения.
- Строительством каких важных объектов руководил Каганович?
- Канал «Москва-Волга», столичное метро и реконструкция Москвы.
- Какова была его роль в репрессиях 1937 года?
- Каганович был активным организатором и проводником террора.
- Пострадал ли в годы террора кто-нибудь из его родственников?
- Старший брат Кагановича Михаил застрелился перед арестом.
Чтобы биографические сведения, которые вы сейчас назвали, не растворились в памяти после окончания урока, я предлагаю вам оформить специальную таблицу по следующему образцу.
Порядок работы:
1. Развернутый тетрадный лист до начала работы (СЛАЙД № 17).


2. Пустая таблица, аккуратно оформленная в тетради (СЛАЙД № 18).

3. Заполненная таблица с вклеенной фотографией (СЛАЙД № 19).

Заполнение таблицы производится «учениками» под контролем учителя и сопровождается его комментариями, обращенными к залу.
Зачем необходимо фиксировать биографические сведения, полученные в ходе просмотра фильма, именно в форме таблице? Дело в том, что данное средство наглядности обладает целым рядом преимуществ, посредством которых учащиеся лучше усваивают и запоминают учебный материал. Во-первых, благодаря табличной записи фактические данные располагаются в тетради в простой и удобной для зрительного восприятия форме. Во-вторых, записанные данные получают четкую структуру: каждый факт занимает свое место в «каталоге» и не требует поиска. В-третьих, таблица позволяет сократить учебный текст, который необходимо записать. Например, вместо длинной фразы – «Каганович вступил в партию в 1911 году», достаточно в нужном месте просто поставить цифру «1911». В-четвертых, использование таблицы позволяет сравнивать судьбы разных исторических деятелей по заданным критериям. Например, используя колонку «1937» мы можем сравнить роль, которую играли в репрессиях несколько сталинских соратников. Наконец, есть еще и пятое преимущество: расположение фактов в форме таблицы позволяет быстрее запоминать учебный материал и воспроизводить его в форме рассказа. Последнее я хотел бы продемонстрировать на примере.
Учитель просит одного из «учеников» составить связный рассказ на основе записанного материала.
«Ученик»:
Лазарь Моисеевич Каганович родился в 1893 году в крестьянской семье. По национальности еврей. В 1911 году вступил в РСДРП. После революции руководил компартией Украины, в 30-е годы возглавлял Московскую партийную организацию, работал наркомом путей сообщения. Являясь лидером московских большевиков, руководил строительством канала «Москва-Волга» и столичного метро, под его контролем проводилась реконструкция Москвы. В годы массовых репрессий Каганович был активным организатором и проводником террора. Под каток репрессий попал и его старший брат Михаил, который предпочел застрелиться, не дожидаясь ареста. По убеждениям Каганович до конца жизни оставался убежденным сталинистом. Умер в 1991 году.

На примере биографии Л. М. Кагановича мы рассмотрели алгоритм работы с видеоматериалом на уроке с последующей фиксацией полученной информации в тетрадях. Таким же образом происходит знакомство учащихся с личностями других сталинских соратников, а данные о них заносятся в свободные графы таблицы. На одном тетрадном развороте помещается информация о трех исторических деятелях. Учитывая то, что на каждого сталинца уходит не менее 10-12 минут (показ видеоролика и последующая работа в тетради), логично растянуть занятие на два урока.
3. Этап обобщения
После изучения биографий главных соратников Сталина, мы переходим к этапу обобщения. Поскольку мы успели рассмотреть жизненный путь только одного представителя советской политической элиты 30-х годов, я раздам наших «ученикам» дополнительный печатный материал, содержащий краткие сведения о судьбах и личностных качествах остальных сталинских наркомов. Задача наших «учеников»: в течение пяти минут прочитать все материалы и выполнить специальное задание, которое станет логическим завершением и обобщением темы урока. Сущность задания: на основании представленных биографий «ученики» должны составить примерный психологический портрет типичного советского руководителя – представителя политической элиты 30-х годов. Это задание мы разделим на две части: «ученики» за первой партой определяют положительные (практически-ценные, полезные) качества личности типичного сталинца, а «ученики» за второй партой – отрицательные качества.
Учитель раздает печатный материал «ученикам» и, не мешая им выполнять полученное задание, обращается к залу.
Пока наши «ученики» занимаются самостоятельной работой, я хотел бы показать аудитории еще один созданный мной видеоматериал – слайдшоу «Герои Сасовской земли (1941-1945)», посвященное памяти 18 Героев Советского Союза – уроженцев Сасовского района Рязанской области, сражавшихся на всех фронтах Великой Отечественной войны.
Учитель включает запись видеоролика.



Я думаю, что это слайдшоу еще раз наглядно показало, как можно эффективно использовать компьютерные технологии в образовании. Данный ролик не только в зрелищной форме знакомит учащихся с нашими героями-земляками, но и создает ту особую эмоциональную атмосферу, которой часто очень не хватает на уроках истории. Видео можно использовать не только на занятиях, но на различных внеклассных мероприятиях, посвященных Дню Победы.
А теперь вернемся к нашим «ученикам» и посмотрим, что у них получилось.
«Ученики» называют положительные и отрицательные качества типичного советского руководителя – представителя политической элиты 30-х годов. Примерный список может быть таким.
Положительные (практически ценные, полезные) качества:
- исполнительность;
- работоспособность;
- способность вникать во все детали;
- ответственность;
- требовательность;
- практичность и т. д.
Отрицательные качества:
- властолюбие;
- жестокость;
- конформизм;
- грубость;
- беспринципность;
- льстивость;
- карьеризм.
Учитель обобщает результаты работы «учеников» и подводит итоги урока.

Итак, наши «ученики» выделили ряд положительных и отрицательных качеств, типичных для советского руководителя 30-х годов. С одной стороны, это энтузиаст своего дела, исполнительный и ответственный работник, требовательный к себе и к окружающим, а с другой стороны, это грубый и властный человек, беспринципный карьерист, лестью и жестокостью пробивающий себе дорогу. Противоречие? Но противоречивой была сама эпоха, сама история нашей страны в тот период и мы должны, прежде всего, постараться понять ее, не забывая, конечно, о нравственном осмыслении всего то, что тогда происходило.
Заключение
Мой мастер-класс закончен. Я надеюсь, что выбранная мной довольно сложная и серьезная тема как нельзя лучше высветила все преимущества применения наглядных средств обучения на уроках истории и напоминаю, что в ходе мастер-класса я использовал следующие средства наглядности:
- учебная карта (условно-графическая наглядность);
- таблица в тетради (условно-графическая наглядность);
- презентация (условно-графическая и изобразительная наглядность);
- видеоматериал (изобразительная наглядность).
Благодарю всех за внимание!
Скачать Мастер-класс по истории «Использование наглядных средств обучения»

Презентация на тему: Использование наглядных средств обучения

Рекомендуем посмотреть:

Влияние литературного творчества на духовное развитие личности Образно - эмоциональная основа в обучении истории Этнокультурный праздник. Сценарий, посвящённый году семьи Сценарий торжественной линейки, посвященной 15 – летию Книги - Мемориалу воинов – оренбуржцев, поги
Участник №146 профессионального конкурса для педагогов на лучшую методическую разработку с 20 февраля по 20 мая 2016 года
Конспект урока истории в 8 классе с презентацией «Образование и наука в первой половине XIX века» | Декорирование авторучек своими руками. Мастер-класс с фото и схемами
Опубликовано: 248 дней назад (5 апреля 2016)
Просмотров: 946
Рубрика: Учитель года
+3
Голосов: 3
Елена Викторовна Багрова # 5 апреля 2016 в 17:27 +2
Здравствуйте, Олег Владимирович!
Хорошо продуманный и оформленный материал Вы предложили для работы с детьми: Использование наглядных пособий" на примере урока истории: Политика 30-ых годов".
Вами проделана огромная работа, чтобы донести важность информации, виден большой опыт.
С таким подходом к изучению тем неуспевающих не будет!
Спасибо! С удовольствием голосую №1! Успехов!
С уважением!!!