Конкурсы для педагогов и детей

Эссе учителя истории и обществознания на тему: Учитель - профессия или призвание?

Размышления сельского учителя о своей профессии и о себе
Автор: Мамаев Олег Владимирович, учитель истории и обществознания МКОУ «Батьковская основная школа», Рязанская область, Сасовский район, п. Батьки
Описание: Эссе написано специально для участия в муниципальном этапе Всероссийского конкурса «Учитель года России - 2016». В нем я попытался осмыслить дилемму "профессия или призвание", а также сформулировал собственное понимание роли учителя в современной жизни и свои педагогические принципы.

С юношеских лет я бережно храню в своей домашней библиотеке одну из самых ценных и любимых мной книг – сборник афористических высказываний «Разум сердца». Названный в предисловии «самоучителем нравственности», он в школьные годы здорово помог мне при написании сочинений по литературе: собранные в нем изречения великих людей прошлого и современности охватывали весь круг моральных проблем, так что подобрать нужную цитату для меня никогда не составляло большого труда. Самые интересные высказывания я выписывал в черновик, помещал на обложки тетрадей и даже украшал ими свой дневник. Эту школьную традицию я сохранил до настоящего времени, оставляя размашистые надписи уже не только в своих собственных тетрадях, но и в тетрадях своих учеников: пусть лишний раз задумаются над книжной мудростью!

И вот, размышляя над темой эссе, я вновь беру в руки потрепанный сборник темно-красного цвета. Неторопливо перелистывая страницы, задерживаю внимание на отдельных высказываниях, которые я, еще будучи школьником, отмечал для себя галочками и подчеркивал линиями. Так, в небольшом подразделе «Учитель и ученик» мной некогда были отмечены три афоризма. Один из них принадлежал Ж. Ж. Руссо, другой – А. Дистервегу, а третий – более всего меня заинтересовавший – Л. Н. Толстому:

«Не тот учитель, кто получает воспитание и образование учителя, а тот, у кого есть внутренняя уверенность в том, что он есть, должен быть и не может быть иным. Эта уверенность встречается крайне редко и может быть доказана только жертвами, которые человек приносит своему призванию».

С волнением перечитываю высказывание классика еще несколько раз. Да ведь это и есть ответ на вопрос, поставленный в названии эссе! Как будто уже осознавая свой будущий жизненный выбор, я, тогда учащийся старших классов, специально подчеркнул слова великого русского писателя и теперь спустя десять лет возвращаюсь к ним вновь.

Прочитав цитату классика, первой моей мыслью было использовать ее в качестве эпиграфа к эссе, но после некоторых размышлений я от этой идеи отказался: могло сложиться неверное впечатление, будто слова писателя я отношу к самому себе, что, может быть, очень лестно, но в еще большей степени самоуверенно, а это качество совершенно точно не красит настоящего учителя. Сам Лев Николаевич любил повторять, что «для восприятия чужой мудрости нужна прежде всего самостоятельная работа». Последую и я этому умному совету и попробую осмыслить дилемму эссе на основе афоризма русского писателя, а заодно сформулирую свое понимание роли учителя в современной жизни и свои педагогические принципы.

***

Почему профессия учителя в нашей стране считается делом людей особенного внутреннего склада? Почему именно к учителям общество традиционно предъявляет более высокие личностные требования?

Полагаю, ответ на эти вопросы очень простой. Люди доверяют учителям самое дорогое, что у них есть – своих детей. Конечно, и сами родители заботятся о них – кормят, одевают, лечат и т. д. Но это проявления преимущественно материальной заботы – заботы о теле, о физическом здоровье детей. Учителя же работают на более высоком уровне – заботятся о душе, о нравственном развитии, о социализации подрастающего поколения. Задачи сложные и трудоемкие, а ответственность при этом огромная. Хорошо сказал Демокрит: «Воспитание детей – рискованное дело. Ибо в случае удачи, последняя приобретена ценою большого труда и заботы, в случае же неудачи горе несравнимо ни с каким другим». А вот слова нашего соотечественника В. Г. Белинского: «Воспитание – великое дело, им решается судьба человека».

Судьба человека… Помнится, Ю. К. Олеша назвал писателей «инженерами человеческих душ». Думаю, учителя могут с полным правом разделить с писателями это почетное звание, а если взять выражение Олеши и соединить его с процитированной фразой Белинского, то получится, что воспитатели (учителя) это еще и инженеры человеческих судеб! Конечно, не в совсем буквальном смысле, а только в определенной степени: все-таки каждый человек прежде всего сам творит свою судьбу. И, тем не менее, даже частичная причастность к судьбе будущего совершеннолетнего гражданина – это огромная честь. И опять же огромная ответственность.

Перед кем несет ответственность учитель? Перед детьми, перед их родителями, перед обществом, перед государством, перед самим собой. Иными словами, профессия учителя – это социально-ответственная профессия, возлагающая на своих работников целый ряд специальных обязанностей. Часть этих обязанностей регламентирована государством, другая часть – неформально возложена на учителя общественным мнением и родителями. Причем последние выступают, как правило, самыми строгими судьями педагогического труда, что и понятно: родительский инстинкт всегда стоит на защите интересов детей и стремится оградить их от возможных неприятностей. Сложность работы учителя заключается, таким образом, не только в трудностях образования и воспитания несовершеннолетних детей (что само по себе отнимает много сил), но и в необходимости постоянно находить общий язык с их родителями, менее всего склонными занимать беспристрастную позицию.

Сопричастность к нравственному развитию детей, особая ответственность перед обществом, эмоциональная напряженность труда – какими же моральными качествами должен обладать человек, способный принять все вышеперечисленное как норму?

Мне представляется, что первое качество, без которого нельзя работать в школе – это добрый нрав учителя. Последний может быть строгим или не очень, с громким голосом или с мягким тембром, но прежде всего он должен быть добрым великодушным человеком, не имеющим дурных мыслей и предубеждений против детей. Второе важное качество – это вежливость и тактичность в отношении ребят. Недавно Госдума отклонила законопроект, обязывающий учителей обращаться к своим учеником только на «Вы». Инициатива, может быть, действительно излишняя, но вот сама необходимость хороших манер со стороны всех участников учебного процесса сомнений не вызывает. Третье качество – личная скромность. Не может тщеславный и самодовольный человек быть нравственными примером для детей, скромность же украшает как учителя, так и учеников. Еще одно качество обязательное для настоящего учителя – интеллигентность. Под этим словом я понимаю целый набор признаков противоположных понятию мещанства: уважение и интерес к высокой культуре, критическое мышление, постоянное самообразование, принципиальность, первичность общественных интересов, совестливость, альтруизм. Наконец, в виде пятого качества, тесно связанного с четвертым, я бы выделил то, что шотландский писатель С. Смайлс назвал особым «мужеством совести». Вот как сам автор определил это понятие: «Существует внутреннее мужество – мужество совести, которое проявляется в честности, самоотверженности, в смелости делать то, что мы считаем правым наперекор всем людским толкам и суждениям. Отличительною чертою такого рода мужества есть величие души». Эта цитата одна из моих самых любимых. Считаю ее очень актуальной не только для нашего педагогического сообщества, но и для всего российского общества в целом.

Мне кажется, что именно здесь – в пространстве нравственных качеств личности – можно провести своеобразную границу между двумя смежными понятиями – профессией и призванием. Эта граница и есть то особое неуловимое чувство, которое Лев Николаевич назвал абсолютной «внутренней уверенностью» в невозможности быть никем иным. Кто может иметь такую уверенность? Если оставить за скобками известную склонность женщин к работе с детьми, такую уверенность могут иметь по-настоящему великодушные, скромные, интеллигентные, совестливые и самоотверженные люди. Только они могут приносить сегодня жертвы своему призванию. Только они и являются настоящими Учителями с большой буквы.

Для учителей по призванию профессия – это средство осуществления того, что они считают главным в своей жизни – воспитания сильных, духовно развитых, самостоятельных личностей. Такие педагоги – подвижники своего дела, творцы. Те, кто себе высоких целей не ставит, кто работает в школе преимущественно ради денег – это ремесленники. Можно ли осуждать их за такое утилитарное отношение к своей работе? Мне трудно об этом говорить. Уверенно могу сказать другое: осуждения, причем самого решительного достойны современные реалии нашей жизни, в которых учителя, несмотря на окружающий их ложный пафос, остаются бесправными «пролетариями умственного труда», а узаконенная деидеологизация общественной жизни порой не только разрушает все то, что с таким трудом воспитывают учителя в своих учениках, но и травмирует нравственный облик самих воспитателей (не в этом ли причина того, что соотношение «творцов» и «ремесленников» в педагогической среде оказывается в пользу последних?).

Да, учителям в нашей стране живется нелегко. Им, в общем-то, никогда не было легко: ни при царях, где они были поставлены в поистине невыносимые условия существования; ни при советах, которые утвердив авторитет учителя, не обеспечили ему также достойное материальное положение; ни тем более сегодня, когда уже нет ни авторитета, ни положения, ни даже уверенности в том, что школу, в которой работает учитель, завтра не закроют или как говорят чиновники, «оптимизируют».

Но может быть… именно в таких непростых условиях и проверяется то, насколько человек предан своему призванию?

Недавно мне довелось принимать участие в областном педагогическом форуме, проводившемся среди молодых учителей. Обсуждались различные вопросы, в том числе и социального характера. Когда речь зашла об условиях труда и заработной плате учителей одна из кураторов мероприятия, подводя итог неформальному обсуждению, заявила следующее: «Вы еще молоды и талантливы и в том случае, если вас что-то не устраивает, всегда можете легко поменять свою школу, переехать в другое место, сменить работу, наконец». Тогда из зала раздался вопрос: «Я сельский учитель. Если я брошу школу, кто тогда будет учить детей?» Ответа на вопрос так и не последовало: девушка-куратор, рассуждавшая до этого в категориях успешности и карьерных перспектив, просто не знала, что ответить…

Автором этого неудобного вопроса был я – учитель истории и обществознания Батьковской основной школы.

Небольшой поселок Батьки – центр одноименного сельского поселения, славившегося в советское время большими урожаями сельхозпродукции, в настоящее время переживает не упадок, не застой, а тот тихий незаметный процесс умирания, в результате которого с карты России уже исчезли тысячи сел и деревень. Производственных предприятий в Батьках нет. Есть красивая сосновая роща, расположенный рядом с ней пруд и… унылая серость находящихся в стороне жилых строений. Тихо здесь, спокойно, пусто на улицах, как будто весь поселок погрузился в глубокий сон.

И только в двух случаях нарушается покой сельчан: когда проезжают автомобили по дороге и когда кончаются занятия в школе и дети шумной гурьбой высыпают на улицу. Немного их осталось и с каждым годом становится еще меньше. Все из простых скромных семей. Все хотят жить, радоваться, смеяться и меньше всего думают о том, что их ждет в будущем и почему иной раз с такой грустью в глазах смотрят на них редкие прохожие и гости поселка.

С этими сельскими ребятами я работаю уже третий год. Что заставило меня – городского жителя – устроиться именно в сельскую школу? Почему я вообще выбрал профессию учителя? Полагаю, что на второй вопрос я уже ответил выше: непосредственное участие в нравственном становлении будущих граждан (а история как раз тот предмет, который вместе с литературой и географией способствует решению этой задачи в наибольшей степени). Добавлю к этому возможность самовыражения, а также несколько наивную веру в том, что профессия учителя позволяет человеку сохранить свое достоинство, не опуститься до уровня обывательских интересов. Что же касается первого вопроса, то здесь решающим было влияние русской литературы XIX-XX веков. Я бы мог повторить вслед за А. М. Горьким: «Всем хорошим во мне я обязан книгам». В русской литературе есть то, чего так мало в современной жизни и что нам сегодня очень не помешало бы вернуть: бескорыстная помощь другим, истинное сострадание, жизнь ради высших смыслов, готовность к подвигу, самоограничение и самопожертвование... Так я оказался в Батьках.

Многие городские учителя, работающие в больших классах, склонны считать, что в сельских школах, где количество детей часто немногим превышает количество педагогов – самим этим обстоятельством созданы более благоприятные условия для учебной деятельности: на каждого ученика тратится больший объем времени, можно реализовать личностно-ориентированное обучение и т. д. Соответственно и качество обучения должно быть выше. На самом деле все не так просто. В сельских школах многие дети особенные: кто-то из неполной семьи, кто-то из неблагополучной, кто-то не вполне здоров. Старательными и дисциплинированными оказываются далеко не все ребята. В таких условиях одним личностным подходом не обойдешься, нужно задействовать весь арсенал всевозможных способов активизации познавательных и творческих способностей учащихся.

У меня нет какой-то специальной разработанной системы. Я просто стараюсь проводить уроки так, чтобы каждый из них был прежде всего интересен самим ребятам. Достигается это разными средствами: постоянным применением обучающих схем и рисунков, увлекательными способами проверки домашних заданий, творческим обращением с книжным материалом, подбором ярких эмоциональных примеров из истории и жизни, использованием игровых приемов на занятиях, продуманной практикой награждения прилежных учеников. Разумеется, все вышеперечисленное происходит в самом тесном сотрудничестве учителя и учащихся, но при решающей роли первого из них: теорию о «модераторской» роли учителя на уроках я не только не признаю, но и считаю прямо оскорбительной для любого уважающего себя педагога.

Нравятся ли ребятам мои уроки? Оставляют ли они в них некий душевный след, а не только сухие факты? Говорить за самих детей очень нескромно, да и отличниками являются далеко не все из них. Но думаю, что кое-чем я могу гордиться с полным правом. Многие мои учащиеся с большим интересом и всегда успешно принимают участие в различных творческих конкурсах, посвященных истории родного края и Великой Отечественной войны. И дело не только в заслуженных победах, одержанных ребятами на муниципальном и всероссийском уровнях, не только в пробуждаемом творческим напряжением искреннем детском энтузиазме. Дело в том, что нельзя измерить никакими призовыми баллами и отметками в журнале – в осознании учащимися своей собственной причастности к судьбе родной страны, своей ответственности за ее настоящее и будущее. Может быть, именно осознание этой ответственности юными гражданами России – и есть мое самое большое педагогическое достижение. И самая большая награда.
Эссе на тему: «Учитель – профессия или призвание?»

Рекомендуем посмотреть:

Образ идеального учителя Эссе педагога дополнительного образования Эссе учителя математики Платное образование
Бумажная авторучка-великан своими руками. Мастер-класс с фото и схемами | Образовательный проект, 7 класс. Поселок Батьки - наша малая Родина
Опубликовано: 288 дней назад (22 февраля 2016)
Просмотров: 1719
Рубрика: Учитель года
+4
Голосов: 4
Оксана Анатольевна Танкова # 22 февраля 2016 в 12:14 +1
Здравствуйте Олег Владимирович.Согласно с вами,что можно много рассуждать на тему профессия или призвание. Но я считаю,что педагог не владеющий своей профессией,не может дать детям знаний.А если он ещё и от природы психолог,то это находка для нашего образования.
Галина Васильевна Егорова # 22 февраля 2016 в 18:21 +2
С интересом познакомилась с вашим эссе. Очень насыщенный мыслями и чувствами получился материал. Фотография сельской школы дополнила ваши размышления. Я бы еще добавила в оформление работы цель публикации отдельной строкой. Вы все грамотно и "по полочкам" разложили. Соглашусь, что учителю очень часто приходится подключать весь свой творческий арсенал в действие. Примите первый голос за работу.
Татьяна Гуляева # 22 февраля 2016 в 18:21 +2
Здравствуйте,Олег Владимирович! Ваше эссе очень глубокое, содержательное. Сложилось впечатление, что Вы не просто Учитель, а прежде всего, Личность. Желаю воплотить в жизнь все Ваши планы, не опускать руки и огромных успехов на Вашей непростой стезе. Непременно голосую!
Елена Борисовна Жданова # 22 февраля 2016 в 20:38 +1
Здравствуйте коллега! Мне приятно, что у нас такие интересные учителя истории и обществознания, не лишенные творческого подхода к своей работе. Ваши размышления привлекли внимание искренностью, проблематичностью, лиризмом, глубоким осмыслением положения учителя в нашей непростой стране, личным отношением к нашему общему делу - воспитанию и обучению подрастающего поколения. Я тоже работаю с особыми детьми в специальной школе, поэтому многие ваши слова мне близки и понятны. Спасибо за неравнодушие к профессии! Приглашаю обменяться мнениями о публикациях.
Олег Владимирович Мамаев # 23 февраля 2016 в 10:29 +1
Благодарю всех за отзывы!
Тамара Васильевна Енина # 23 февраля 2016 в 13:08 +1
Здравствуйте, Олег Владимирович, интересная работа у Вас получилась, искренняя и настоящая. Когда человек не просто работает, но еще и задумывается почему и зачем, именно в этой области себя проявляет, идет работать в сельскую школу, когда вокруг столько соблазнов в городе. Это достойно уважения. Успехов Вам на педагогическом поприще. Не растеряйте с годами оптимизм и веру в профессию. Голос.
Евгения Анатольевна Монахова # 13 апреля 2016 в 09:45 +1
Добрый день, Олег Владимирович! С большим удовольствием ознакомилась с вашим эссе, читая про "унылую серость" поселка наворачиваются слезы, и почувствовала такую гордость за вас, за профессию Учитель, за то зернышко знаний, которое вы вкладываете в детишек! Удачи вам, счастья и успехов. Примите голос!!!