Конкурсы для педагогов и детей

Патриотическая беседа в старшей группе об Алтайском крае

Патриотическая беседа в старшей группе об Алтайском крае. Конспект
Автор: Степаненко Олеся Александровна, воспитатель МБДОУ Детский сад № 2 «Сказка» Кулундинского района Алтайского края.
Описание: методическая разработка будет интересна воспитателям старшей и подготовительной групп, педагогам начальной школы, а так же тем, кому интересно узнать о природных богатствах Алтайского края.
Образовательные области: «Познание», «Чтение художественной литературы», «Коммуникация».
Цель: познакомить детей с расположением Алтайского края на Карте России, а также с его природными богатствами.
Задачи:
- Пополнить словарный запас новыми географическими названиями: Алтайский край, Горная Колывань, Горный Алтай, Барнаул, а так же новыми словами: мрамор, яшма, соболь, кедр.
- Приобщение детей старшего дошкольного возраста к истории и культуре родного края.
- Способствовать формированию географических представлений дошкольников в процессе ознакомления с расположением родного края и его районов на карте;
- Воспитывать патриотические чувства старших дошкольников в процессе осознания, что Алтайский край очень богат природными ресурсами, красивыми местами, разнообразен географическим ландшафтом.
- Воспитание чувства гордости за родной край.
Актуальность: нравственно – патриотическое воспитание дошкольников очень актуально в наше время, а использование в беседе регионального компонента приобщает детей старшего дошкольного возраста к истории родного края, невольно вызывая гордость, что рождены они в регионе с очень красивой и разнообразной природой.
Оборудование и материалы: географическая карта России, фотографии с изображением природных богатств Алтая, некоторых видов Барнаула, изделия из золота и серебра (фотографии золотых и серебряных украшений).

Ход занятия
:[/b]

Воспитатель: Ребята, вы все знаете, что мы живём в стране, которая называется…. (дети: Россия). Россия – это, ребята, наша большая родина. Наша Россия – очень большая страна, в ней очень много различных краёв и областей (показ по карте). Но есть один край, который дорог нашему сердцу больше всего, тот, где мы с вами живём, называют его Алтайский край. Край наш находится на юге Сибири. Эта наша малая Родина.

Ирина Cереброва
МНОГОЛИКИЙ АЛТАЙ


Алтай — это звёздное небо над степью,
Украшенной гладью озёр;
Алтай — облака, уходящие цепью
По склонам синеющих гор.

Бурливые реки и песнь водопада,
Живительный воздух лесов,
Полуденный зной и ночная прохлада,
Цветы как из радужных снов...

Алтай! Будет сложено множество песен
О дивной твоей красоте!
Ты так многолик и настолько чудесен,
Как сказка о светлой мечте!

А сейчас я вам расскажу легенду, откуда появилось такое слово Алтай. Сравните - «Алтай» и «Алтын», эти слова похожи. «Алтыном» в старину называли золото. Значит Алтай – это золотой край.
В каком селе мы живём? Правильно, мы с вами живём в Кулунде. В Кулундинских степях растёт пшеница, каждое её зёрнышко золотое.


В Алтайском крае много бескрайних пшеничных полей. Пшеница очень ценное растение, т.к. из неё производят самый главный продукт – хлеб. В нашем крае выращивают лучшие сорта пшеницы.
Давайте представим, что мы с вами хлеборобы, т.е. выращиваем пшеницу и поиграем в игру «Песня хлебороба». Я буду произносить стихотворение и показывать движения, а вы повторяйте за мной.

Динамическая пауза.

Дети становятся в круг.
Нивка, Нивка (дети идут по кругу, взявшись за руки),
Яровая жинка.
Уроди пшеничку,
Горох да чечевичку (делают взмахи руками снизу вверх).
На поле копнами (руки вверх),
На столе пирогами (лепят пироги).
Нивка золотая (идут по кругу),
Добрая, медовая,
Принеси нам хлеба
Стебелёк до неба (руки вверх).
Матушка рожь,
Встань стеною сплошь (взявшись за руки, поднимают руки вверх),
Стебель в оглоблю,
Колос в дугу (наклоны вправо – влево).
Встань, рожь большая,
Вот- такая (руки вверх).
Расти, копна золотая, -
Вот - такая (присесть, медленно встать, поднимая руки вверх).
А теперь садитесь на свои места и послушайте дальше рассказ о нашем родном Алтайском крае.

На Алтае есть горы – это Горный Алтай.

Там растут деревья с толстыми ветвями и длинными шелками – это кедры.

В каждой кедровой шишке пригоршня орешков, не простые они, а золотые.

Кедровые орехи очень вкусные и полезные.


В кедровых лесах живут соболи - «пушистое золото Алтая». Соболи обладают очень ценным мехом.


А под кедрами, глубоко в земле, похожие на человечков корни. Это «Жень – Шень» - золотой корень.

Корень Жень – Шеня используют для изготовления лекарственных настоек, чтобы лечить людей от разных болезней.


Корни эти выкапывают олени с «золотыми рожками».

Это не простые олени. Их специально разводят в Горном Алтае, потому, что их рога обладают лечебными свойствами. Когда рога отрастают, их спиливают и перерабатывают на лекарства. А у оленя отрастают новые рога.

Есть в Алтайском крае ещё одно местечко, о котором ходят легенды. Это Горная Колывань.

Здесь расположены рудники, известные во всём мире, где добывают золото и серебро; здесь расположены месторождения серого, белого, фиолетового, золотистого мрамора.

Такой мрамор идёт на строительные нужды. Им облицовывают здания.

А ещё в Горной Колывани есть месторождение яшмы – очень красивый камень.

Из него изготавливают красивые вазы, шкатулки для украшений. Их изготавливают специальные мастера - камнерезы.


Такие вазы заказывала царица Екатерина и сейчас они находятся в музее.

Также в нашем Алтайском крае добывают песок,

глину,

соль.


Вот сколько тайн скрывает наш родной Алтай!
Ребята, а кто знает, какой самый главный город в нашем крае?
Столица Алтайского края – это город Барнаул. В этом городе много замечательных мест.

Ребята, кто из вас побывал в Барнауле?

Если кто – то ещё не успел побывать в этом интересном и красивом городе, то обязательно такая возможность у вас будет, поскольку Барнаул находится не очень далеко от нашего села.

Рефлексия.
Ребята, давайте вспомним, что нового мы сегодня узнали:
1. В каком крае мы живём?
2. Почему его называют золотой край?
3. Что выращивают в Кулундинских степях и по всему Алтайскому краю?
4. Какие таинственные деревья растут в Горном Алтае?
5. Какие животные обитают в кедровых лесах?
6. Каких животных разводят специально и для чего?
7. Какие полезные ископаемые добывают в Горной Колывани?
8. Ребята, что вам больше всего понравилось в рассказе о нашей с вами малой родине?

Рекомендуем посмотреть:

Конспект НОД в средней группе на тему: Мой город Конспект НОД в старшей группе. История Санкт-Петербурга Конспекты НОД по краеведению в старшей группе НОД в старшей группе: Наши знаменитые земляки!
Участник №151 профессионального конкурса для педагогов на лучшую методическую разработку с 20 февраля по 20 мая 2016 года
Открытка маме на День рождения своими руками в технике квиллинг. Мастер-класс с фото | Применение здоровьесберегающих технологий в ДОУ в соответствии с ФГОС
Опубликовано: 249 дней назад (6 апреля 2016)
Просмотров: 723
+7
Голосов: 7
Валентина Политова # 6 апреля 2016 в 20:12 +2
Очень важно приобщить ребенка к культуре своего народа, чтобы воспитать уважение и гордость за землю, на которой живешь, детям необходимо знать и изучать культуру своих предков. Именно знание истории народа и его культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям других народов. Задача патриотического воспитания актуальна в современном мире и является одной из основных задач дошкольного образования. Актуальна тем, что современные дети мало знают о культуре нашего народа, о его традициях, часто проявляют равнодушие к близким, к сверстникам.
Олеся Александровна, с удовольствием познакомилась с методической разработкой. Узнала о красоте, о природных богатствах Алтайского края, что, действительно, вызывает гордость за нашу страну. Подобран насыщенный, интересный, содержательный материал. Достоин внимания педагогов. Мой голос!
Олеся Александровна Степаненко # 7 апреля 2016 в 04:06 +2
Здравствуйте, Валентина. Спасибо большое за содержательный комментарий. Очень интересно узнать мнение профессионалов о своём конспекте. Дети, действительно, слушали рассказ на одном дыхании - им было очень интересно узнать о крае, в котором они живут.
Валентина Николаевна Мельникова # 6 апреля 2016 в 21:35 +1
Олеся Александровна, здравствуйте!!
Познакомилась с вашей разработкой
"Патриотическая беседа в старшей группе об Алтайском крае".
Замечательная цель, познакомить детей с расположением
Алтайского края на Карте России, а также с его природными богатствами.
Красивые иллюстрации, стихи по теме!!!
Вам мой голос!!!
Олеся Александровна Степаненко # 7 апреля 2016 в 04:08 +1
Спасибо большое, Валентина Николаевна, за положительную оценку и голос.
Ольга Владимровна Попко # 6 апреля 2016 в 23:35 +1
В 2015 году была в гостях у родных на Алтае. Красивый край, простые добрые открытые люди. Воспитатель любит свой край это видно по презентации. Ей очень хотелось поделиться с ребятами этой любовью. Тема очень насыщенна: география, природа, ресурсы, столица Алтая. Понравилась игра - возьму в свою копилку. Не хватило обратной связи с детьми. Часто воспитатели все делают за детей. Показывают, рассказывают, читают стихи, а дети - ответили на вопрос и хорошо. Возможно презентация информационная, тогда она хороша для подготовки к проекту или НОД по теме.
Олеся Александровна Степаненко # 7 апреля 2016 в 04:18 +1
Очень заинтересовало меня ваше мнение, Ольга Владимировна. Позволю не согласится с вами по поводу обратной связи с детьми. Эта беседа о родном крае первая, ознакомительная, детям было очень интересно. Главное для меня было выяснить с помощью вопросов, что они поняли и запомнили. Тему патриотического воспитания планирую развивать и дальше. На следующих занятиях можно применять и стихи для детей, и игры, викторины и т.д. Это долгий процесс. Спасибо за содержательный комментарий!
Елена Григорьевна Полякова # 7 апреля 2016 в 11:45 +2
Здравствуйте, Олеся Александровна, с удовольствием отдаю голос Вашей работе!
Прекрасная беседа, которая решает все поставленные задачи, в том числе и по патриотическому воспитанию.
Материал преподнесён так, что в Алтайский край сразу можно влюбиться: все достоинства, изюминки раскрыты.
Прекрасные, наикрасивейшие иллюстрации. Я всегда знала экологические и природные преимущества этого края, но после Вашей беседы прониклась вдвойне. Вы просто молодец! Желаю Вам новых творческих удач!
С уважением, Е.Г.
Олеся Александровна Степаненко # 10 апреля 2016 в 14:22 +1
Спасибо большое, Елена Григорьевна, за хорошую оценку моего конспекта! Ваше мнение стимулирует и дальше работать в направлении патриотического воспитания детей.
Марина Геннадьевна Шабанова # 7 апреля 2016 в 13:44 +2
Олеся Александровна, замечательный материал. Подача информации легкая и непринужденная, беседа с детьми обязательно получится! В результате у детей формируется понятие "малая родина", узнают местонахождение края на карте (мои детки всегда сравнивали границы нашего края на карте с сердцем smile , значит любимый, родной), расширят словарный запас новыми географическими названиями и понятиями. Патриотическое воспитание - это очень актуально в наше время. Нельзя быть "Иванами родства не помнящими". Очень важно, что Вы начинаете формировать чувство патриотизма с раннего возраста. Голос №5.
С уважением М.Г.
Олеся Александровна Степаненко # 10 апреля 2016 в 14:24 +1
Марина Геннадьевна, спасибо за комментарий, очень интересно было узнать ваше мнение. За голос благодарю.
Лариса Викторовна Штоколова # 7 апреля 2016 в 17:13 +1
Здравствуйте,Олеся Александровна! Занятие интересное,актуальное.Хорошо подобран материал.Голос.
Олеся Александровна Степаненко # 10 апреля 2016 в 14:25 +1
Спасибо, Лариса Викторовна, за положительный комментарий и голос!
Алла Ивановна Ефимова # 10 апреля 2016 в 21:46 +1
Какой прекрасный и насыщенный материал. Видно, что вы провели грандиозную предварительную работу.
Уверена, что дети с огромным удовольствием слушали материал и старались высказаться.
Шикарные иллюстрации дополняют материал. Удачи вам в дальнейшем и творческих побед.