Конкурсы для педагогов и детей

Конспект НОД для подготовительной к школе группы. Путешествие в тундру

Конспект непосредственно образовательной деятельности для детей подготовительной к школе группы «Путешествие в тундру» (из цикла занятий « Путешествуем по природным зонам»)

Автор: Михайлова Олеся Евгеньевна, воспитатель, МБДОУ « Детский сад общеразвивающего вида № 60», город Воронеж
Описание материала: предлагаю вам конспект непосредственно образовательной деятельности « Путешествие в тундру» для детей подготовительной к школе группы (6-7 лет). Данный конспект будет полезен и интересен воспитателям, работающим в старшей и подготовительной группах, а также может использоваться и учителями начальных классов, ведущих кружковую работу по экологической тематике. Он может рассматриваться, как продолжение (после проведения НОД « Путешествие в Антарктиду»), так и самостоятельно (претерпевая незначительные изменения в содержании конспекта) при изучении природных зон. НОД проводилась мной в рамках проекта "Олимп", целью которого было:обмен опытом между педагогами города.
Цель: обогащение сознания детей таким содержанием, которое способствует формированию представлений о природной зоне Земли - тундра.
Задачи:
1.познакомить детей с климатом, природой, животным и растительным миром тундры, способами приспособления к данной среде обитания; такими явлениями, как пурга, вечная мерзлота; закрепить знания о других природных зонах;
2. развивать представления об окружающем мире; развивать умение сравнивать, мыслить логически, память, внимание, связную речь, словарный запас;
3. воспитывать бережное отношение к животным, чуткость, отзывчивость, умение видеть прекрасное в обычном явлении.
Словарная работа: пурга, вечная мерзлота, климат, убаюкать, лемминг, овцебык.
Методическое обеспечение: фотографии морского слона и лемминга, вырезные картинки животных и природных зон на палочках, тундры, Антарктиды, нашей местности, карта природных зон, объемные модели природных зон, изготовленные из пенопласта, две коробки , лыжи, силуэты снежных заносов, силуэты луж, емкости с землей, стаканы с водой, салфетки, корзинка с голубикой, слайды о тундре, фоновая музыка «ветер», цветик- семицветик.
Предварительная работа: беседа о животных тундры, проведение опытов, проведении занятий о Антарктиде, изучение животных и особенностей климатических зон, работа с картой, заучивание согревающего массажа.
Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, социально- коммуникативное развитие, физическое развитие.
Приоритетные виды деятельности: познавательно-исследовательская, коммуникативная, двигательная.
Планируемые результаты: наличие представлений у детей о климате, разнообразии и особенностях животных тундры.
Дальнейшее развитие: путешествие в пустыню.
Методика проведения.
1.Вводная часть
Воспитатель: Ребята, здравствуйте. А что это за коробки вы сегодня принесли? ( дети отвечают, что коробки не их) А чьи? Давайте быстрее их откроем и посмотрим, как вы думаете можно? (дети высказывают мнение, что коробки нельзя брать: вдруг они чужие, их кто-то потерял или там что-то опасное). Ой, а здесь подпись (дети читают):« Для любознательных детишек». Значит для вас!
2. Активизация внимания.
Воспитатель: Давайте посмотрим, что там? (просит кого то из детей помочь, в одной фотография морского слона, а в другой - лемминга). Кто же это? И где он живет? (обращает внимание на морского слона, выслушивает ответы детей) Мы в прошлый раз путешествовали на его Родину. А это что за необычный зверек? И почему он такой грустный? (достает фотографию лемминга, дети высказывают свои предположения). Хотите узнать кто это? Тогда давайте отправимся на его Родину и узнаем? А где же он живет?
3.Основная часть.
Воспитатель: Ребята, а в коробке ещё что- то есть (достает светло-зеленые квадраты небольшого размера) Какого они цвета и зачем они нам нужны?
( В это время воспитатель обыгрывает ситуацию, как будто лемминг, ей что- то говорит)
Воспитатель: Ах, вот оно что! Этот милашка подсказывает нам, что, на карте все природные зоны обозначены разным цветом. Наш зверек живет в природной зоне, которая обозначена светло- зеленым цветом, я предлагаю вам подойти к карте и найти его местообитание (подходят к карте и прикладывают квадраты к карте) Как же называется эта природная зона? (читают дети на карте – тундра) Ну что отправимся туда? Узнаем, что же это за природная зона- тундра и сделаем хорошее дело, отвезем этого зверька на его Родину.
Воспитатель: Где же наш цветик- семицветик, который помогает нам в путешествии.( воспитатель показывает цветик - семицветик, на нем отсутствуют два лепестка)

Какой лепесток мы отрывали в прошлый раз?(ответы детей) А какой же лепесток мы оторвем сейчас? (светло- зеленый) Почему?(ответы детей) Закрывайте глаза и скажем слова: Лети, лети лепесток с запада на восток и нам помоги тундру найти.( фоновая музыка – ветер)
В путешествиях можно многое узнать
И друзьям об этом потом рассказать.
Новая природная зона приглашает вас –
И опять в экспедицию отправляется нас!
Воспитатель: Вот мы и на месте.
Рассказ воспитателя: (сопровождается слайдами из мест тундры и фоновой музыкой) тому, кто впервые увидит тундру зимой, укутанную снегами, убаюканную метелями, она покажется Спящей царевной. В тундре холодно, пустынно и просторно. Метель и вьюги поют животным и людям песни, которые навевают белые сны. Климат в тундре мягче и теплее, чем в Антарктиде. Снег не очень глубокий (около 0.5 метра), сухой и сыпучий. Ветер сдувает его, а пурга несет крутящие снежные вихри за собой. Во время пурги люди стараются не выходить из своих жилищ, потому что в снежной круговерти можно легко заблудиться и потеряться даже недалеко от дома. Снег постепенно становится очень плотным и по нему можно ездить, не проваливаясь, на вездеходах и лыжах. Как средство передвижения люди используют оленьи упряжки. Поверхность тундры напоминает волны. Вот такие причудливые формы можно здесь увидеть (воспитатель показывает силуэты снежных заносов) Игра «На что похоже» (используя эффект теневого театра).

Воспитатель: Ребята, на снежных заносах можно увидеть животных (слайды - животные тундры) . Мы с вами уже знакомились с животными тундры, что же мы можем о них рассказать? ( дети рассказывают об овцебыке, о северном олене, песце, полярной лисе дополняют друг друга) А вот и наш необычный зверь. ( фотография лемминга) Это, ребята, лемминг ( рассказ воспитателя о нем)Небольшое млекопитающее, принадлежащее к роду грызунов, размеры лемминга 10 — 15 см, а вес достигает 70-ти грамм, имеют упитанное туловище на коротких ногах, покрытое мягкой шерстью однородного серо–коричневого или пестрого цвета. Эти небольшие животные устраивают себе гнезда и питаются корнями растений, осоками и мхами, съедая за сутки в два раза больше своего собственного веса.
4.Согревающий массаж.
В: Вы не замерзли? Давайте немного погреемся? Ребята, я предлагаю вам выйти из ледокола и немного пройтись по тундре. Что же нам нужно сделать, чтобы не провалиться в снег и не потеряться? (надевают лыжи и держаться рядом)
Нам мороз не страшен,
Лишь ленивым он опасен. (идут друг за другом)
Щечки дружно растираем (трут щеки круговыми движениями)
И про нос не забываем (трут нос)
Чтобы уши не болели
Разомнем мы их скорее (уши сгибают, разгибают)
И ладошки прижимаем
Сильно- сильно растираем. (трут ладошки друг об друга)
Вот на лыжах проезжаем, (имитируют скольжение на лыжах)
Санки мы не забываем. (присаживаются и встают)
Тра-та-та, тра-та-та,
Постучимся в ворота (стучат по спине, впереди идущего, ребенка)
Солнышко, выходи,
Нам согреться помоги!!!( гладят спину, впереди идущего, ребенка)
5.Продолжение основной части.
Воспитатель: А как вы думаете, в тундре всегда так холодно? А здесь бывает лето? (ответы детей) Да действительно, лето в тундре, конечно же, бывает!!! И сейчас в тундре произойдет чудо и мы попадем в лето!!! Давайте закроем глаза и повернемся 3 раза!!! ( в это время появляется серия слайдов «Лето в тундре», а на ковре появляются макеты луж) .
Рассказ воспитателя: Как только стает снег, суровый пейзаж оживает, все растения словно торопятся использовать короткое тёплое лето . Летом поверхность тундры покрыта болотами. В июле тундра покрывается ковром цветущих растений — полярных маков, одуванчиков, незабудок и др. Тундра богата ягодными кустарничками — , клюквой, морошкой, голубикой.
Ребята, а чем летом покрыта земля в тундре? (болотами). А почему же летом становится много болот, ведь здесь не выпадает много дождей??? (ответы детей) А почему вода не просачивается в землю??? Попробуем в этом разобраться, проведем эксперимент. Я предлагаю вам пройти в нашу лабораторию. Снимайте лыжи, они нам не нужны сейчас. Перепрыгиваем через лужи.

6.Проведение эксперимента.
Возьмём две одинаковые непрозрачные емкости, наполненные землей. (В одной из ёмкостей, под небольшим слоем земли находится стекло, закрывающее всю поверхность (детям об этом неизвестно)) и два стакана с водой.
Воспитатель: Емкости одинаковые по размеру, земли одинаково? В одной емкости земля нашей местности, а в другой земля тундры.
Выльем воду в первую ёмкость, где насыпана земля из нашей местности? Что с ней произошло?(Вода ушла в землю)
Проделаем то же самое со второй ёмкостью, где земля из тундры. Что происходит? (вода осталась на поверхности) Почему она не проходит? (воспитатель подводит детей к выводу, что, вероятно, ей что- то помешало просочиться внутрь). Что же??? Давайте раскопаем землю. Что там??? (ответы детей - стекло). В тундре, конечно, не стекло мешает воде. А что??? Как вы думаете? (Воспитатель выслушивает ответы детей и дополняет) За длинную холодную зиму земля промерзает на большую глубину, а за короткое лето успевает оттаять только небольшой верхний слой и вода, так же как и в нашем случае не может просочиться вглубь земли, ей мешает сильно промерзшая земля- её называют «вечной мерзлотой»( на доске появляется это словосочетание). Любая ямка, канава, впадина быстро наполняется водой и образуются болото.
7.Подведение итогов занятия.( слышат шум)
Что тут за шум??? Это животные, отбились от своих мест обитания. Мы побывали с вами в двух природных зонах (на столе разложены картинки животных: Антарктиды, тундры и нашей местности и стоят макеты природных зон: Антарктиды и тундры), давайте разместим животных по местам их обитания. « Где кто живет» (дети размещают животных на макеты). А куда мы поселим нашего пассажира (достают из ледокола фотографию лемминга и прикрепляют на макет тундры) А почему мы оставили этих животных? (потому что они живут в нашей местности). Их мы заберем с собой. Все довольны и нам приятно на душе, того что мы помогли.
Воспитатель: А теперь пришла пора возвращаться нам в детский сад. Где же наш цветик - семицветик? Какой же мы оторвем лепесток сейчас? (розовый, мы ведь возвращаемся в наш прекрасный детский сад) Произнесем слова: Помоги нам, лепесток, попасть в дом родной!!!
Вот мы и в детском саду!!! (прикрепляют животных нашей местности к макету)А это что прилетело вместе с нами? (показывает детям корзинку)

Это животные тундры приготовили нам подарок - корзинку голубики – это ягода, которая растет здесь. Вы когда - нибудь пробовали ее? Вот сейчас помоем руки и обязательно ее отведаем.
В какой же природной зоне Земли мы сегодня побывали? Ребята, вам понравилось наше путешествие? (выслушивает эмоциональные отклики детей)
Ребята, на этом наши путешествия не заканчиваются, в следующий раз мы отправимся с вами на родину животного, которого называют пушистым рекордсменом, у него уши похожи на крылья бабочки, а хвост в два раза длиннее его тела (показывает фотографию тушканчика)

Рекомендуем посмотреть:

Исследовательский проект в средней группе Конспект ООД в подготовительной группе. Русский народный костюм Конспект НОД детей подготовительной группы. Открытие земли камчатской Конспект НОД для подготовительной группы детского сада

Похожие статьи:

Развитие коммуникативных навыков в проектно - исследовательской деятельности у дошкольников

Конспект НОД для подготовительной группы детского сада | Зимние стихотворения для детей 5-9 лет
Опубликовано: 681 день назад (29 января 2015)
Просмотров: 2127
+1
Голосов: 1
Лариса Вячеславовна Даутова # 30 января 2015 в 21:11 0
Уважаемая коллега, у вас очень интересный и поучительный материал. Думаю предложить своим воспитателям в ДОУ. У нас в садике проходит экспериментальная площадка по " календарям" ,для нас будет интересная подсказочка для занятий
Олеся Евгеньевна Михайлова # 30 января 2015 в 23:11 0
Я буду рада, если мой материал вам пригодиться!Успехов Вам!
Олеся Евгеньевна Михайлова # 31 января 2015 в 23:39 0
Уважаемые коллеги! Обращаюсь сейчас к тем, кто видел мою разработку только под другой фамилией, и на другом интернет- портале или сайте, чтобы сказать, что я не вор чужих достижений, а совсем наоборот. А всем остальным дать совет: прежде, чем с кем-нибудь делиться опытом, разместите его на конкурс, а потом уже раздавайте направо и налево. А не так ,как сделала я, сначала поделилась, ушла в декретный отпуск, а теперь решила свою разработку представить на конкурс. Но меня, увы, опередили и мое выдали за свое. Но я то знаю, что я сама ее (за исключением опыта и то частично) от корки до корки разработала.А тем,кто так поступает хочу написать: как вам не стыдно!