Конкурсы для педагогов и детей

Конспект урока информатики для 5 - 6 класса. Путешествие по городам - героям

Тема:«Путешествие по Городам-Героям»
Класс: 6
Автор: учитель информатики Мидони Олеся Степановна, ЛГ МБОУ "СОШ№4"
Описание работы
Урок, представленный на конкурс, нацелен на овладение инструментами программирования в среде Scratch (Скретч), применение этих знаний и умений при выполнении проектного задания «Путешествие по Городам-Героям». Выполнение творческого проекта позволит учащимся 5-6 классов развивать знания об алгоритмах, а также мотивировать их к познанию истории своей родины.
Урок предусматривает достижение не только предметных результатов, но и личностных: рефлексивная самооценка, умение анализировать свои действия и управлять ими, и метапредметных: овладение способами выполнения заданий творческого и поискового характера, умения планировать, контролировать и оценивать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее выполнения.
Материал может быть полезен учителям информатики, истории, математики для организации интегрированного занятия с использованием ИКТ.
В уроке используется свободно распространяемая программа Скретч.
Конспект урока
Тема: «Путешествие по Городам-Героям»
Цель урока: формирование навыков программирования через создание творческого проекта «Путешествие по Городам-Героям»
Решаемые учебные задачи:
1) Познакомить обучающихся с Городами-Героями.
2) Формировать представление об алгоритме как модели деятельности исполнителя.
3) Научить составлению линейных алгоритмов для формальных исполнителей с заданной системой команд.
4) Познакомить с этапами создания проекта: от описания идеи до этапа тестирования и отладки программы.
Планируемые образовательные результаты:
Метапредметные результаты:
1) Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных задач.
2) Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата.
3) Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения.
4) Владение основами самоконтроля, самооценки.
Личностные результаты:
1) Воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлому и настоящему многонационального народа России.
2) Способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом, понять значение развитого алгоритмического мышления для современного человека.
Предметные результаты:
1) Представления о Городах-Героях, линейных алгоритмах.
2) Знакомство с этапами создания проекта.

ХОД УРОКА:

1. Самоопределение к деятельности
История Великой Отечественной войны – это история советского народа. Подвиг народа складывался из личных подвигов людей, вступавших в отчаянную схватку с врагом, каждый на своём участке борьбы.
Сегодня мы поговорим о Городах-Героях.

2. Актуализация знаний, мотивация

Посмотрите на карту. Звездочками отмечены города, удостоенные звания «Город-Герой».
Почётное звание города-героя присваивалось в СССР городам, жители которых проявили «массовый героизм и мужество в защите Родины в Великой Отечественной войне 1941–1945 годов».
- Сосчитайте сколько всего городов были удостоены столь высокого звания в советские годы? (13 городов)
В городах устанавливались памятные обелиски, а на их знамёнах должны были изображаться орден Ленина и медаль «Золотая звезда».

- Назовите города-герои, которые находятся на территории России? (Мурманск, Санкт-Петербург (Ленинград), Смоленск, Москва, Тула, Волгоград (Сталинград), Новороссийск, Севастополь Керчь).
В наши дни с 2006 года присваивается звание «Город воинской славы». На данный момент 40 населенных пунктов удостоены такой почетной награды. В городе, получившем это звание, устанавливается специальная стела.

Сегодня, ребята, на нашем занятии мы совершим путешествие по городам-героям на самолёте.

3. Работа над проектом «Путешествие по Городам-Героям»

Готовим реквизит
1) Создай новый проект.
2) Создай спрайт Самолёт.
3) Перейди в режим редактирования спрайта.
4) При необходимости поверни Самолёт носом на запад, нажав кнопку Горизонтальное отражение.
5) Нажми кнопку Установить центр костюма и перемести центр в новую точку.
6) Выйди из режима редактирования, нажав кнопку ОК.
7) Уменьши его так, чтобы на сцене мог отразиться его полёт, начиная со взлёта и кончая приземлением.
8) Импортируй карту в качестве фона для сцены.
9) Отредактируй карту, добавив в неё надпись города откуда будет осуществляться вылет самолёта.

Прокладываем маршрут
1) Установи Самолёт в его начальной точке.
2) Определи по показаниям на индикаторной панели координаты Самолёта.
3) Перетащи в поле команд блок идти в х:() y:() и впиши в него значения координат Самолёта.
4) Поверни Самолёт в направлении города Героя посетить который ты планируешь, захватив мышью синюю линию, исходящую из центра изображения спрайта на индикаторной панели, и потянув её вверх или вниз.
5) Определи угол, на который ты повернул Самолет с помощью индикаторной панели (рядом со словом направление:).
6) Перетащи в поле команд блок повернуть в направление и впиши в него величину угла.
7) Чтобы Самолёт оставлял за собой след, добавь в его программу блок опусти перо.

Далее тебе предстоит посетить Города-Герои с помощью твоего Самолёта. Но вместо блока идти в х:() y:() будем использовать блок плыть (1) секунду в точку в х:() y:().

8) Перемести Самолёт в город Герой посетить который ты планируешь.
9) Определи его координаты по показаниям индикаторной панели.
10) Добавь к программе движения Самолёта блок плыть (1) секунду в точку в х:() y:(), указав в качестве координат текущие координаты Самолёта.
11) Измени число секунд в блоках плыть в зависимости от расстояния между исходной и конечной точками (чем больше расстояние, тем больше времени полета).
12) Запусти программу для Самолёта и сравни, насколько точно происходит посадка в городе-герое.
13) Если нужно, внеси поправки в программу.

Аналогично составь программу для других отрезков траектории.

Добавляем правдоподобия
Когда самолет будет разворачиваться в обратную сторону, например, возвращаясь домой, при повороте в нужном направлении перевернется вверх ногами. Чтобы твой самолёт не переворачивался вверх ногами используй костюмы.
1) Перейди на вкладку костюмы и скопируй этот костюм (кнопка Копировать). Под первым костюмом появится второй.
2) Щёлкни по кнопке Редактировать и измени рисунок так, чтобы Самолёт смотрел носом на восток (кнопка Горизонтальной отражение).
3) Нажми кнопку Установить центр костюма и перемести центр в новую точку.
4) Выйди из режима редактирования, нажав кнопку ОК.

В тех Городах-Героях, где Самолёт летит вверх ногами добавь команды смены костюмов. Команды перейти к костюму возьми из ящика внешность.
5) Запусти программу для выявления и устранения недочётов.

Премьерный показ
1) Добавь в начало программы запускающий блок когда щелкнут по зелёному флажку из ящика контроль.
2) Добавь команду очистить. Как ты думаешь, зачем это нужно?

Но всё же наш проект пока ещё трудно назвать фильмом. Чтобы превратить смонтированные кадры в настоящее кино, нужно скрыть от зрителя все инструменты и программы и оставить его наедине только лишь с результатом.
Для этого нужно перейти в режим презентации, нажав кнопку Перейти в режим презентации, расположенную над сценой в правом углу.
Выйти из режима презентации можно нажав клавишу Esc на клавиатуре или на стрелку над левым верхним углом экрана.

3) Сохрани проект на компьютере под названием «Путешествие по Городам-Героям».

4. Физкультминутка
Зарядка для глаз. Первое упражнение – необходимо следить взглядом за движущимся объектом по замкнутой траектории.
Второе упражнение - взгляд поочередно переводится с точки на большую окружность. Смена фокусировки.

5. Рефлексия
Обсуждение:
- Сколько Городов-Героев вы посетили?
- Является ли спрайт Самолёт исполнителем алгоритма? Почему?
- Перечислите, какие команды вы уже научились отдавать спрайтам?
- Подбери синонимы к слову «координаты».
- Какой стороне света соответствует направление в 90 градусов? (-90) градусов?
- Могут ли быть надеты на спрайт сразу два костюма одновременно? Если нет, то почему?
- Что самое сложное, самое простое в работе?
- Что вам кажется странным или особенным из того, что вы узнали при подготовке проекта?

6. Итог занятия
Великая Отечественная война была самой тяжелой из всех войн, когда– либо пережитых нашей Родиной. Но советский народ выстоял и победил немецко-фашистских захватчиков, проявив величайшее мужество, терпение, любовь к Отечеству! Память о войне сурова и страшна, но об этом надо помнить ради сегодняшнего мирного неба.

Приложение 1
Фрагмент программы в Сретч
«Путешествие по Городам-Героям»


Приложение 2
Фотоотчет


Рекомендуем посмотреть:

Лабораторная работа по информатике для 5 класса на тему: Строение клавиатуры Конспект урока информатики для 6 класса. Что такое алгоритм Календарно-тематический план по информатике для 6 класса к учебнику Босовой Урок-игра в 6 классе по информатике

Похожие статьи:

Конспект урока информатики в 5 классе. Клавиатура. Основные группы клавиш

Участник №378 творческого конкурса для детей и педагогов «70-летию Великой Победы посвящается»
Опубликовано: 569 дней назад (14 мая 2015)
Просмотров: 1014
Рубрика: Без рубрики
+2
Голосов: 2

Нет комментариев. Ваш будет первым!