Конкурсы для педагогов и детей

Семинар-практикум для педагогов. Как решать конфликты

Семинар-практикум для педагогов "Умение решать конфликтные ситуации"
Автор: Калашникова Ольга Александровна, МОУ ДОД «Центр детского творчества г. Балашова Саратовской области», г. Балашов, педагог-психолог
Семинар-практикум «Умение решать конфликтные ситуации» предназначен для педагогов и школьных психологов. Подобранные упражнения формируют навыки конструктивного поведения в конфликтных ситуациях, это способствует сохранению психологического климата в коллективе.
Семинар-практикум для педагогов «Умение решать конфликтные ситуации»
Цель: Формирование и развитие навыков конструктивного поведения в конфликтных ситуациях
Задачи:
1. Развить представление о сущности конфликтов, понимание естественности их возникновения в повседневной жизни;
2. Способствовать овладению знаниями и навыками, необходимыми для эффективного разрешения проблем межличностного взаимодействия;
3. Отработать стратегии решения повседневных конфликтов
Оборудование: листы бумаги, ручки, музыка расслабляющая, карточки с ситуациями, памятки, карточки с стилями выхода из конфликта, шарф, вата, пояс
Ход занятия
I. Разминка
Сядьте в парах с сидящим рядом. Возьмите за края чистый лист бумаги и попытайтесь за 1 минуту убедить друг друга, что данный лист нужнее каждому из вас (нужен именно вам).
Это был пример простого конфликта. Итак, что же такое конфликт (мнение группы).
Конфликт – это столкновение интересов, противостояние, стремление приобрести ценности за счёт ущемления интересов других.
Конфликт является неотъемлемой частью нашей жизни. При своей негативной окраске (большие эмоциональные затраты, ухудшение здоровья, снижение работоспособности), конфликты выполняют и позитивную функцию (способствует получению новой информации, разрядке напряжённости, стимулирует позитивные изменения, помогает прояснить отношения).
II. Основная часть
1. Упражнение «Яблоко и червячок»
Сядьте поудобнее, закройте глаза и представте на минуту, будто вы – яблоко. Спелое, сочное, красивое, ароматное наливное яблоко, которое живописно висит на ветке. Все любуются вами, восхищаются. Вдруг откуда не возьмися, подползает к вам червяк и говорит: «Сейчас я тебя буду есть!». Что бы вы ответили червяку? Окройте глаза и запишите свой ответ.
2. Сейчас вам надо разделиться на 4-е группы. Каждая группа получает описание конфликта. Вам надо найти такое его решение, чтобы оно максимально учитывало интересы всех сторон. (Как лучше решать конфликты? Что должны учитывать участники конфликта?)
Через 5 минут участники представляют свой вариант решения конфликта.
- Легко ли вам быо найти пути выхода из конфликта на основе взаимовыгодных уступок и соглашений?
Вывод: Большинство конфликтов можно решить на основе компромиса, то есть такого решения, когда каждая сторона идёт на частичные уступки для общего удобства. Компромисс возможен если обе стороны проявляют стремление разрешить конфликт мирным путём, в противном случае можно прийти к разрыву отношений, ссоре.
Добиваясь своей цели мы должны через компромисс и доброжелательное отношение к другим учиться сотрудничать.
3. Сотрудничество – это деятельность, основанная на решении проблем по принципу «Не я против тебя, а мы против проблем»
Игра «Сказка о тройке»
Участники объединяются для игры в тройки. Каждый игрок присваивает себе обозначение: А или В или С.
Затем ведущий сообщает задание: тройка должна вырабатывать общее решение – в какой цвет покрасить забор. Но ситуация осложняется тем, что каждый игрок лишен одного канала восприятия или передачи информации.
А – слепой, но слышит и говорит
В – глухой, но может видеть и двигаться
С – паралитик, он все видит и все слышит, но не может двигаться
Участникам надо завязать глаза, заткнуть уши, привязать к стулу
Вопросы:
1. Сколько времени понадобилось тройкам на выработку общего решения?
2. Какую стратегию избрали участники в достижении цели?
3. Какие чувства испытывали?
4. Способы выхода из конфликтной ситуации.
Мы с вами познакомились с двумя способами выхода из конфликта.
Это компромисс – достижение «половинчатой» выгоды каждой стороны
Сотрудничество - стратегия позволяющая учесть интересы обоих сторон.
Есть ещё три способа выхода из конфликта.
Это Конкуренция - предполагает сосредоточение внимания только на своих интересах, полное игнорирование интересов партнера.
Избегание характеризуется отсутствием внимания, как к своим интересам, так и к интересам партнера.
Приспособление предполагает повышенное внимание к интересам другого человека в ущерб собственным.
Наиболее эффективными способами выхода из конфликтной ситуации являются компромисс и сотрудничество. Однако, любая из стратегий может оказаться эффективной, поскольку у каждой есть свои как положительные, так и отрицательные стороны.
А теперь, когда вам известны способы выхода из конфликтной ситуации, проанализируйте свои ответы из упражнения «Яблоко и червячок». Какая вами применялась стратегия в этом упражнении.
5. Упражнение: «Яблоко и червячок».
6. Упражнение «Стили выхода из конфликта»
Разделиться на пять групп, каждой группе я раздам карточки со стилями выхода из конфликта.
Вам надо написать письмо Незнайке от Знайки с отказом ему в полете на Луну, в том стиле поведения в конфликте, который вам попался. Другие должны угадать, какой это стиль.
7. Притча «Лабиринт»
Однажды учитель привёл своего ученика в парк с лабиринтом и велел ему отыскать выход. Ученик плутал в лабиринте целый день и всю ночь, не смог найти выход, отчаятся и усталый заснул. Утром его нашёл учитель, разбудил и велел идти за ним. Выйдя из лабиринта, они забрались на гору, на самую вершину. Там лабиринт был виден как на ладони.
- Посмотри вниз! – сказал учитель - Ты можешь отыскать путь, ведущий из лабиринта?
- Это несложно! Нужно только внимательно присмотреться – ответил ученик.
Запомнил ученик дорогу и уверенно прошёл лабиринт ни разу не заплутав.
Урок, который ты получил сегодня, касается одного из главных секретов Искусства Жизни, встретив ученика, сказал учитель.
Чем дальше ты отстраняешься от ситуации, чем выше над ней поднимаешься, чем большую поверхность охватывает твой взгляд, тем проще отыскать правильное решение.

Какие выводы можно сделать после проведения семинара:
1. Разногласия переходят в конфликт, когда стороны не проявляют гибкость.
2. Конфликты решаются мирно, когда стороны готовы пойти на уступки.
3. Часто бывает трудно найти устраивающее всех решение, но это единственный путь разрешения конфликта
Приложение 1.
Сын или дочь хочет, чтобы родители отпустили его в многодневный поход

Подчинённый просит у начальника отпустить его с работы на 2 час раньше

Покупатель хочет, чтобы продавец вернул ему деньги за неисправный прибор

Двое заблудились в лесу и считают, что им нужно идти в противоположные стороны

Компромисс – достижение «половинчатой» выгоды каждой стороны
Сотрудничество - стратегия позволяющая учесть интересы обоих сторон
Конкуренция - предполагает сосредоточение внимания только на своих интересах, полное игнорирование интересов партнера
Избегание характеризуется отсутствием внимания, как к своим интересам, так и к интересам партнера
Приспособление предполагает повышенное внимание к интересам другого человека в ущерб собственным

Рекомендуем посмотреть:

Программы физической культуры по профилактике и коррекции различных заболеваний у обучающихся Практикум по моделированию для педагогов Психологический семинар - практикум с замещающими родителями

Похожие статьи:

Семинар практикум для педагогов по теме: Снежинка своими руками

Психологические советы для родителей одаренных детей | Роль психолого-педагогических игр в эмоциональном развитии дошкольников
Опубликовано: 674 дня назад (1 февраля 2015)
Просмотров: 2772
+4
Голосов: 4
Ольга Александровна Бура # 1 февраля 2015 в 19:38 +3
Здравствуйте! семинар-практикум очень интересный. Взята очень актуальная тема. Так как порой мы сами не можем решить конфликтную ситуацию, а тем временем учим детей как из нее выходить. Ваш семинар-практикум я считаю очень будет полезен педагогам. Взяла на заметку. Спасибо вам за работу. Оставляю голос.
Ольга Александровна Калашникова # 2 февраля 2015 в 17:31 0
Спасибо!
Людмила Викторовна Маслова # 1 февраля 2015 в 21:10 +3
Добрый вечер. Тема очень актуальна: проблемы возникают в отношениях как педагог - ученик (что с моей точки зрения допустимо, лишь бы конфликт не перерос в противостояние сторон), так, к сожалению, зачастую и между коллегами(.
Я думаю, Ваш материал пригодится в работе многим учителям. Спасибо за интересную разработку. С удовольствием отдаю Вам свой голос.
Ольга Александровна Калашникова # 2 февраля 2015 в 17:31 0
Спасибо!
Наталия Владимировна Бабич # 1 февраля 2015 в 22:12 +3
Здравствуйте, Ольга! Мне очень понравилась структура семинара. Теоретическая информация предлагается ненавязчиво и очень дозировано; все понимание формируется через проживание собственного опыта пребывания в ситуации конфликта. За такое доступное понятие "сотрудничество" особое спасибо!
Кстати, это занятие мне кажется возможным и для старшеклассников - как один из способов развития коммуникативных компетенций :))
Ольга Александровна Калашникова # 2 февраля 2015 в 17:31 0
Спасибо!
Оксана Сейитмедова # 2 февраля 2015 в 17:09 +2
Ольга Александровна!Ваш семинар-практикум я считаю очень будет полезен педагогам. Взяла на заметку. голос
Ольга Александровна Калашникова # 2 февраля 2015 в 17:32 0
Спасибо!
Ирина Вадимовна Бондарева # 5 февраля 2015 в 11:15 +2
Ольга Александровна, спасибо за очень интересный материал, он попался как нельзя кстати, данная тема сейчас очень актуальна для меня. Я занимаюсь поиском информации в области конфликтов педагогов и родителей, и информации очень мало.
Фарида Фаридовна Пайвандова # 5 февраля 2015 в 14:26 +2
Мне понравился семинар, его цель,задачи.Очень актуальная тема. Обязательно проведу это занятие среди педагогов.Спасибо.
Светлана Вячеславовна Кондакова # 27 февраля 2015 в 18:35 0
Интересный семинар по актуальной проблеме. Очень полезный материал. Спасибо. +1