Конкурсы для педагогов и детей

Дополнительная образовательная программа по художественно – эстетическому развитию детей 5 -7 лет с ЗПР

Дополнительная образовательная программа по художественно – эстетическому развитию детей старшего дошкольного возраста (5 -7 лет) с задержкой психического развития «Занимательное рисование»
Данный материал можно использовать педагогам коррекционных дошкольных учреждений для методических разработок по художественно-эстетическому развитию детей старшего дошкольного возраста.

Актуальность и значимость: В настоящее время одна из актуальных проблем педагогической науки – обновление сложившейся системы дошкольного образования с позиции личностно-ориентированного подхода к развитию творчества детей в различных видах деятельности. По многочисленным исследованиям, поступающие в первый класс дети имеют недоразвитую моторику руки. Уровень развития мелкой моторики и координации движения рук – один из показателей интеллектуального развития и, следовательно, готовности воспитанников к обучению в школе.
Цель данного доклада: Показать педагогам дошкольных коррекционных учреждений, как нетрадиционные виды изо деятельности влияют на развитие мелкой моторики и на общее интеллектуальное развитие детей с ОВЗ.
Задачи:
1.Раскрыть значимость проблемы, её актуальность.
2.Познакомить с нетрадиционными технологиями изо деятельности детей с ОВЗ, применяемыми в дополнительной образовательной деятельности в нашем ДОУ.
3.Выводы по докладу.
Проблема исследования, гипотеза: В качестве гипотезы выдвинуто предположение о том, что при специальной организации обучения нетрадиционной изобразительной деятельности у дошкольников быстрее развиваться мелкая моторика.
При организации занятий изобразительной деятельности определенными условиями являются:
1.Создание развивающей среды.2.
2.Подбор специальных методов.
3. Отбор наиболее эффективных приемов.
Краткое содержание работы:
1.Введение (актуальность):
Современная модернизация образовательной системы по Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования требует от педагогов внедрения инновационных методов и технологий в работе с детьми любой категории. В детских учреждениях редко встречаются дети, которых можно назвать абсолютно здоровыми.
Нащ детский сад «Надежда» посещают дети с задержкой психического развития: 13% - с легкой задержкой психического развития, 87% воспитанников имеют задержку психического развития церебрально – органического генеза.
Работая с детьми с ОВЗ, невозможно не заметить, что у детей имеются нарушения двигательных способностей – движения неловки, часто неконтролируемы, нарушена согласованность в движении рук и глаз.
Наиболее страдает моторика кистей пальцев рук. Это проявляется в различных видах деятельности – в навыках самообслуживания, трудовых навыках, а также в продуктивных видах деятельности. В работе с пластическими материалами дети с большим трудом производят прямые и круговые движения руками, движения пальцев слабые и неуверенные.
Умение выполнять мелкие движения с предметами развивается в дошкольном возрасте, т.к. именно к шести – семи годам заканчивается созревание соответствующих зон коры головного мозга, и развития мелких мышц кисти. Отставание в развитии тонкой моторики рук у дошкольников препятствует овладению ими навыков самообслуживания, затрудняет манипуляцию различными мелкими предметами, сдерживает развитие некоторых видов игровой деятельности, затрудняет овладение письмом и других учебных и трудовых навыков.
Всё это обуславливает необходимость целенаправленной работы по развитию тонких координированных движений рук.
С целью развития у детей с ОВЗ мелкой моторики рук, а значит, и успешному обучению в школе – в ДОУ функционирует дополнительная образовательная деятельность – кружок «Занимательное рисование».
2.Нетрадиционные технологии изо деятельности, применяемыми в дополнительной образовательной деятельности в нашем ДОУ в работе с детьми с ОВЗ.
Использование только карандаша и кисти как инструмента изображения резко сужает круг возможностей ребёнка с ОВЗ реализоваться как творческая личность, обедняет сенсорный опыт.
Именно поэтому ребёнка необходимо познакомить с самыми разнообразными изобразительными технологиями – с «пальцевой живописью», тестопластикой, работой с бумагой, так как это полезно для развития ребёнка с ЗПР.
В процессе манипуляции с нетрадиционными материалами идёт естественный массаж биологически активных точек расположенных на ладонях и пальцах рук, что положительно сказывается на общем самочувствии ребёнка, формируется общая умелость рук, в том числе и мелкая моторика – движения рук совершенствуются под контролем зрения и кинестетических ощущений, поэтому приобретаемые навыки оказывают колоссальное влияние на развитие физических и психических процессов и на всё развитие ребёнка в целом. Кроме того, при выполнении действий с предлагаемыми нетрадиционными материалами решается большая часть мыслительных задач – рука действует, а мозг фиксирует ощущения, соединяя их со зрительными, слуховыми, тактильными восприятиями в сложные, интегрированные образы и представления. В свою очередь, это положительно сказывается на развитии творческих способностей детей с ОВЗ.
При разработке данной системы я познакомилась с работами по развитию мелкой моторики разных авторов, отметила, что одни из них отдают предпочтение штриховке и рисованию, другие – пальчиковым играм, третьи – лепке, конструированию. Я же использовала в своей работе различные виды изобразительной деятельности, что обеспечило возможность саморазвития ребенка, развивая личность системно, воздействуя каждым компонентом в отдельности и совокупно.
Программа состоит из 3 разделов, работа по которым продолжается в течение 2-х лет, т. е. с детьми старшей и подготовительной к школе группами.
1 раздел: «Рисование с использованием нетрадиционных технологий» Дети знакомятся с доступными нетрадиционными изобразительными технологиями, с необычными орудиями и средствами рисования (рука, палец, печатки из овощей, коктейльные трубочки, поролон и т.д.),
2 раздел: «Бумажная фантазия» - это объёмное художественное конструирование, в котором художественные образы, конструкции создаются из доступного, послушного, пластичного материала – бумаги.
3 раздел: «Увлекательная тестопластика» - знакомит детей с новым материалом – солёным тестом и пластилином, с различными способами и приёмами работы с ним. Дети с ОВЗ закрепляют умение действовать со стекой, печаткой в виде трубочки, квадрата, прямоугольника и др. Для раскрашивания и росписи изделий дети используют разные водорастворимые краски: акварель, гуашь.
Дополнительная образовательная деятельность функционирует 2 раза в неделю. В старшей группе –по 25 мин, в подготовительной – по 30 мин.
Формы работы:
1. Учебная деятельность – даю знания, умения, навыки.
2. Совместная деятельность – закрепляю знания, умения, навыки.
3. Самостоятельная деятельность – полученные знания. Умения и навыки дети используют в свободное время.
Взаимодействие с родителями: Воспитание и развитие ребенка, в том числе творческое, невозможно без участия родителей. В Законе «Об образовании» говорится, что «родители являются первыми педагогами и обязаны заложить в ребенке основы физического, психического и интеллектуального развития личности …». Новизна этих отношений определяется понятием «сотрудничество» и «взаимодействие».
Взаимодействие осуществляется через индивидуальные беседы, консультации, показ детских работ. Во время индивидуальных консультаций, которые проводятся по запросам родителей, а также по окончанию родительских встреч, родители знакомятся с индивидуальными достижениями своего ребенка, получают методическую помощь и рекомендации по развитию его индивидуальности. Родителям необходимо понять, что изобразительное творчество – могучее средство развития и коррекции внутреннего мира ребенка, что, занимаясь изобразительной деятельностью, ребенок приобщается к народным традициям, к народной культуре. Одной из результативных форм работы с родителями являются выставки совместного творчества. Их цели - вовлечение родителей в процесс развития творческих способностей детей; способствование творческому взаимодействию детей и родителей через организацию условий для совместной деятельности.
Вывод: Таким образом, внедрение в практику технологии использования нетрадиционных техник изобразительной деятельности, принципов педагогики сотрудничества, построенного на идее совместной развивающей деятельности взрослого и ребенка, позволило достичь положительных результатов в развитии детей:
У родителей проявляется повышенный интерес к творчеству детей.
Занятия нетрадиционной изо деятельностью позволяют развивать память и фантазию, повышает интерес детей к учебным мероприятиям. Задания, которые давались детям к концу учебного года, выполнялись гораздо быстрее и без всяких усилий.
Сравнивая результаты этих двух лет, я увидела, что дети стали более сосредоточенными, самостоятельными, внимательными. Их работы по изо деятельности приобретали осознанный, осмысленный и целенаправленный характер.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.
1. Игнатьев С.Е. Закономерности ИЗО деятельности. М.,2007.,с.208
2. Казакова Р.Г., Сайганова Т.И., Седова. Е.М., Слепцова В.Ю., Смагина. Т.В. Рисование с детьми дошкольного возраста: Нетрадиционные техники, планирование \ под. Ред. Казаковой Р.Г.- М.: ТЦ Сфера,2005- 128 с. (Серия» Вместе с детьми»).
3. Комарова Т.С. Детское художественное творчество. – М.: Мозайко – Синтез, 2006.
4. Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Старшая группа. – М.: «КАРАПУЗ-ДИДАКТИКА», 2009. – 208с.
5. Шклярова М. Рисуйте в нетрадиционной технике "Дошкольное воспитание" № 11 1995,с 14-19.

Рекомендуем посмотреть:

Перспективное планирование по теме "Хлеб" в ДОУ. Старшая группа План мероприятий по культуре общения в старшей логопедической группе Ежедневное календарное планирование для детей старшей группы Перспективный план работы по патриотическому воспитанию детей в старшей группе детского сада
Конспект НОД по пластилинографии для детей старшей группы с ЗПР
Опубликовано: 357 дней назад (16 декабря 2015)
Просмотров: 979
Рубрика: Без рубрики
0
Голосов: 0
Светлана Викторовна # 19 декабря 2015 в 17:32 0
Здравствуйте
У Вас в тексте должны быть таблицы, поэтому Вам необходимо выслать весь материал по электронной почте на адрес sv@ped-kopilka.ru
Обязательно в тексте письма укажите ссылку на Ваш материал.
Мы разместим материал так, чтобы текст в таблицах можно было увидеть и прочитать.
С уважением, Администратор сайта