Конкурсы для педагогов и детей

Роль фольклора в воспитании детей дошкольного возраста

Роль фольклора в воспитании детей
Назначение материала: Данная статья знакомит педагогов с значением фольклора для развития и воспитания дошкольников, с опытом работы в данном направлении. Статья может быть интересна воспитателям детского сада,педагогам, работающим с "особыми" детьми, родителям.
Детский фольклор играет важную роль в воспитании дошкольников, ведущим признаком организации которого является единство поэтики, музыки, манеры исполнения и функции произведения (М.Н. Мельников).
Его особенность обусловлена народным художественным мышлением и требованиями народной педагогики. К примеру, в поговорках, потешках, детских песенках, прибаутках объединены импровизационность, изобразительность, ритмичность и наставительность (М.Ю. Новицкая).
Это своеобразная школа игры, призванная обеспечить ребенку адекватный способ познания окружающего мира (А.М. Мартынова).
Детский фольклор - прежде всего культура диалога, он ориентирован на взаимодействие, необходимость слушать и отвечать. К сказке, созданной детям в назидание, привлекал вымысел, несущий глубокий жизненный смысл. Детский календарный фольклор давал интонационно-поэтическую, образную форму общения с окружающим миром.
Детские народные игры, песенки, потешки, прибаутки, частушки, небылицы, скороговорки, сговорки, чистоговорки, считалки, загадки являются средством умственного, нравственного, эстетического, эмоционального развития детей дошкольного возраста, представляют собой ядро детской культуры, универсальную форму общения между детьми, детьми и взрослыми. На сегодняшний день перед обществом стоит задача создания условий для бережного отношения и сохранения детского языка, детских традиций, детской субкультуры.
Работу мы выстроили на следующих принципах:
• учет возрастных особенностей детей при отборе содержания, темы занятий, задач воспитания и обучения;
• обеспечение эмоционально-психологического комфорта для детей;
• уважение к личности каждого ребенка:
Фольклорный материал, с учетом возрастных возможностей детей включается в разные виды детской деятельности, обогащает образовательный и воспитательный процесс, способствует познавательному и эмоциональному развитию наших воспитанников.
Для группы составлен перспективный план занятий и развлечений, с учетом периодов земледельческого народного календаря. В планах имеются сказки, песенки, скороговорки, загадки, докучные сказки, заклички, народные игры, колыбельные песни, потешки, пестушки, прибаутки. Все это присутствует в любом виде деятельности детей: игровой, художественно-речевой, театрализованной, учебной, в режимных моментах. Изучение календарного народного фольклора осуществляется через участие ребят в календарных праздниках. Сценарии народных праздников посвящены разным циклам земледельческого календаря.
Организация и проведение народных праздников занимают особое место. Праздник – это синтез различных видов народного коллективного творчества. Проведение народных праздников, посиделок, вечерок является продолжением работы воспитанников на тематических занятиях по приобщению к истокам русской народной культуры, позволяет проявить свою инициативность и творческий потенциал.
В процессе проведения праздника идет закрепление и расширение знаний, применение их воспитанниками на практике, в коллективном творчестве, т.к. праздник включает живое слово, звуки, краски, ритм, движение, форму, т.е. дети непосредственно участвуют в различных видах народного творчества.
Ни один обрядовый праздник не обходится, конечно же, без игры на русских народных инструментах. Эти незатейливые инструменты в руках детей становятся волшебными, оживают и обретают свой голос. Знакомство детей с новыми инструментами, исполнение на них песен, плясок способствуют их музыкальному развитию.
Так как работа направлена на обогащение детей знаниями о фольклоре, на физкультурных занятиях тоже обращаются к русскому народному творчеству.
Использование детского фольклора в работе с детьми имеет несколько направлений, но их определение условно, т.к. задачи решаются в комплексе.
Первое направление – это установление и формирование доверительных, добрых, ласковых отношений между взрослыми и ребенком. Главное в отношениях – яркое проявление любви, расположения. Взрослые должны активно использовать жесты поглаживания, которые снимают напряженность, отчужденность во взаимоотношениях и помогают установить контакт с ребенком, наполненный добрыми чувствами и спокойствием.
Второе направление – выполнение детьми различных движений при проговаривании народных потешек, прибауток, закличек, приговорок и т.д., способствующих развитию мелкой моторики. Развитие мелкой моторики и руки неразрывно связано с умственным развитием детей, развитием их речи. Помимо потешек, прибауток, развивающих мелкую моторику и руку ребенка, мы учим его на материале детского фольклора и разнообразным выразительным движениям.
Ребенок учится быть эмоциональным и в речи, и в показе движений. Благодаря детскому фольклору обогащается эмоциональная сфера ребенка, мы помогаем ему выразить эмоции, адекватные содержанию текста.
Особое место в работе с детьми по освоению материала детского фольклора отводится шутке, веселью, детской радости. В этом отношении незаменимы докучные сказочки и, конечно, игры, дразнилки, шутливые диалоги.
Таким образом, мы видим, что произведения детского фольклора не только разнообразны по жанрам, но они разнообразны и по тематике, и по задачам.
Детский фольклор стимулирует творческие проявления ребенка, будит фантазию. Творчество обогащает личность, жизнь ребенка становится более интересной и содержательной.
Игры на материале детского фольклора дают детям большой опыт в навыках выразительной речи и выразительных движений. Свой опыт дети реализуют в театрализованной деятельности.
Детям фольклор близок и интересен, а мы им помогаем, приобщаясь к фольклору, играть и играть, набираться ума-разума, становиться добрее, понимать шутку, юмор, радоваться. Детский фольклор воспитатели могут использовать в индивидуальных и групповых занятиях, в часы досуга, на праздниках. Логопедам детский фольклор поможет в установлении контакта с детьми, создании благоприятных условий для обучения детей чистой и выразительной речи. Игры с народным словом нужны и музыкальным руководителям, т.к. они помогают развивать у детей чувство ритма, выразительность движений, творческие способности.
Наибольшее оживление и интерес вызывает обращение к играм.
В них развиваются инициатива, организаторские способности, находчивость. Многие старинные игры включают в себя пение.
Оно их украшает, способствует быстрому запоминанию, придает ритмическую слаженность («Гори-гори ясно», «Пирог», «Ка¬равай», «Кострома», «Две тетери»).
Фольклор является исключительно цен¬ным дидактическим материалом в эстетиче-ском воспитании подрастающего поколения. Яркие образы добра и зла в песнях, сказках, припевках доступны и понятны детям. При¬чем сказки и песни дети не просто слушают, они сами вовлекаются в сказочную игру, они — участники и постановщики музыкально-игровых и вокально-пластических компози¬ций, сказок, кукольных спектаклей. Игра со-ответствует природе школьника; в процессе игры ребенок органично познает новые музы¬кальные образы, приобретает умения и навы¬ки, развивает свою фантазию. Причем развитие способностей происходит как бы са¬мо собою, в занимательной и увлекательной игровой форме, что лишает воспитательный процесс назидательности.

Если ребенок родился и рос
На родной стороне, среди русских берез,
Слышал русские песни, колядки справлял,
С светлым праздником Пасхи родных поздравлял,
Был воспитан в труде, милосердье, добре,
В уважении к старшим, родным и Земле,
Эту заповедь предков в душе сбережет,
Только радость и счастье с собой принесет.

Рекомендуем посмотреть:

Сценарий фольклорного праздника для школьников Фольклорная зарисовка "Берещенье" Развитие эмоциональности детей раннего возраста через знакомство с русским народным фольклором Развитие дивергентного мышления у первоклассников

Похожие статьи:

Фольклорный праздник в начальной школе

Как организовать учебно-воспитательный процесс в ДОУ

Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста в театральной деятельности

Считалки для малышей

Детский фольклор

Фольклорный праздник в начальной школе. Рождество. Пришла Коляда
Опубликовано: 668 дней назад (11 февраля 2015)
Просмотров: 3791
Рубрика: статьи
+5
Голосов: 5
Любовь Николаевна Яблокова # 12 февраля 2015 в 19:41 +1
Важная тема поднята в данной работе. Дети не знают своих корней, поэтому важно знакомить именно в детстве. Спасибо Вам обязательно воспользуюсь материалом. Вам мой голос.
Елена Солдатова # 13 февраля 2015 в 19:24 +1
Здравствуйте, Ольга Николаевна! Прочитала Вашу статью "Роль фольклора в воспитании детей". В статье Вами поднята очень важная тема. Благодаря детскому фольклору обогащается эмоциональная сфера ребенка. Произведения фольклора являются средством умственного, нравственного, эстетического, эмоционального развития детей дошкольного возраста и младшего школьного возраста. Спасибо за интересный материал.
Ольга Алексеевна Половинкина # 13 февраля 2015 в 19:28 0
Спасибо!
Ольга Владимировна Айткулова # 13 февраля 2015 в 21:17 +1
Здравствуйте,Ольга Алексеевна!Замечательная тема!2015 год признан годом литературы в России,фольклёр в современной жизни далеко не на первом месте,идёт полный подмена действительности путём прибытия западных виений и мод на герое и понятий для ребёнка...
Ваша тема это луч света в тёмном царстве.Спасибо за матерьял,приймите мой голос!
Лымарь Татьяна Юрьевна # 14 февраля 2015 в 17:16 +1
Здравствуйте, Ольга! Очень интересный материал. Использование фольклора в педагогической деятельности играет не малую роль в развитии ребенка. Благодаря скороговоркам развиваются артикуляционные органы, песни и сказки способствуют развитию творческих способностей, фантазии и воображения, а потешки и прибаутки создают положительную атмосферу на занятиях. Спасибо вам за полезную информацию.
Вера Александровна Орехова # 15 февраля 2015 в 08:12 +1
Ольга Алексеевна, спасибо за приглашение. С интересом познакомилась с предложенным материалом. Очень познавательная и полезная информация.
«Детский фольклор представляет специфическую область народного творчества,объединяющую мир детей и мир взрослых,включающую целую систему поэтических и музыкально-поэтических жанров фольклора» М.Н.Мельников
Изучая детский фольклор, можно многое понять в психологии детей того или иного возраста, а также выявить их художественные пристрастия и уровень творческих возможностей.
Голос +1.
Желаю творческих успехов!!!
Сидорова Зоя Григорьевна # 20 февраля 2015 в 23:48 0
Ольга Алексеевна! интересная, познавательная публикация. Приобщение детей к истокам русской народной культуры посредством русских народных игр, театрализации, пословиц, загадок, песен - очень важно именно в детские годы. Тем самым формируя у детей любовь к Родине, к народным играм, к старине, воспитывая интерес и уважение к истории и культуре своего народа, народным играм. Огромное спасибо за интересный материал. Голос!
Зоя.
Ольга Александровна Петрова # 24 февраля 2015 в 20:05 0
Уважаемая Ольга Алексеевна! Во-первых, позвольте поблагодарить Вас за поздравления. Извините, что поздно, у меня проблемы с интернетом. Поздравляю Вас с началом Великого поста! Теперь, что касается консультации. Очень содержательный, познавательный и доступный материал, все разложено по полочкам. Мне понравилось как Вы описали роль фольклора во всестороннем развитии детей. Я думаю, многие воспитатели, прочитав Вашу консультацию, изменят свое отношение к русском фольклору. Конечно в положительную сторону. Спасибо за Ваш труд! Желаю дальнейших успехов в работе и новых публикаций.