Творческий конкурс для педагогов «Чудесная Весна»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Конспект урока математики в 5 классе. Умножение десятичных дробей на 10, 100, 1000

Урок математики в 5 классе
Тема урока: "Умножение десятичных дробей на 10,100,1000 и т.д."
Тип урока: урок открытия нового знания.
Цели урока:
содержательная - расширение понятийной базы выполнения действий с десятичными дробями за счет включения в нее новых элементов;
деятельностная - формирование у учащихся умений реализации способов умножения десятичных дробей на 10,100,1000 и т.д.
Задачи урока:
образовательная - сформулировать правило умножения десятичной дроби на 10, 100, 1000 и т.д.;
развивающая - развивать логическое мышление, культуру математической речи, память, умение анализировать; развивать визуальные и слуховые каналы восприятия информации;
воспитательная - воспитать умение работать в коллективе и самостоятельность.
Оборудование: экран, проектор, листы с заданиями для самостоятельной работы.
1.Организационный момент. Приветствие учителя, подготовка рабочих мест.
2.Актуализация опорных знаний.
Учитель предлагает ученикам прочитать и попробовать решить примеры и задачу, записанные на доске.
Задача. Скорость улитки 0,053м/мин. Какое расстояние проползет улитка, если она будет двигаться 10 минут, не изменяя своей скорости?
Примеры:
17х10 1/2 х10 0,35х10 51/100 х100 7/100 х10 53/1000 х100 0,215х100.
Учащиеся видят, что задачу и некоторые примеры они не смогут выполнить. Они не знают как умножать десятичные дроби на 10 и 100. Возникает поблемная ситуация, требующая разрешения.
3.Формулировка темы, цели и задач урока.
Учитель предлагает детям определить, каким действиям они хотят научится на уроке, определиться с темой урока, его целью и задачами. Ученики формулируют тему, цель и задачи урока сами или с помощью наводящих вопросов учителя.
Итак тема урока: "Умножение десятичных дробей на 10,100,1000 и т.д.
Цель урока может быть озвучена так: научиться умножать десятичные дроби на 10,100,1000 и т.д.
Задачи урока можно определить следующие:
1) повторить умножение натуральных чисел и обыкновенных дробей на 10,100,1000 и т.д.;
2) сформулировать правило умножения десятичных дробей на 10,100,1000 и т.д.;
3) научиться выполнять задания на умножение десятичных дробей.
Учащиеся предполагают, что внимание, взаимопомощь может помочь на уроке при изучении новой темы.
4.Актуализация знаний.
Проверка домашнего задания поможет вспомнить как правильно читаются и записываются десятичные дроби с помощью таблицы разрядов. Проверяются №643,649,648(а,б). Одни ученики комментируют свои ответы, записанные на доске, другие выполняют проверку в тетрадях и ставят карандашом знак "+" там, где ответы сходятся. За домашнее задание дети выставляют себе оценку в тетради карандашом.
Учитель предлагает учащимся устно выполнить примеры 1,2,4,5 и 6, записанные на доске. В примерах 1 и 4 на 10 и 100 умножаются натуральные числа, а в примерах 2,5 и 6 на 10,100 и 1000 умножаются обыкновенные дроби со знаменателями 10 и 100. К примерам 3 и 7, а также к задаче учитель предлагает вернуться позже.
Внимание учащихся обращается на то, что первая задача урока выполнена. С помощью домашнего задания и устных примеров был повторен ранее изученный материал.
5.[bПервичное восприятие и усвоение нового теоретического материалаb].
На экране таблица разрядов, в которой записаны десятичные дроби 0,1234, 1,234, 12,34, 123,4. Учащимся предлагается прочитать числа, назвать в каждом из них младший и старший разряды, проследить расположение одинаковых цифр, разрядов в кождой строке таблицы. Дети могут определить смещение одинаковых цифр влево в каждой строчке и догадаться, что это произошло потому, что числа умножали. Первое число умножили на 10, чтобы получить второе, а второе умножили на 10, чтобы получить третье и так далее. А можно первое умножить на 1000 и получить четвертое число.
Учитель предлагает поработать в парах и выполнить из учебника №656 и 657. Учащиеся записывают в тетрадях число, тему урока. Работая в парах, дети по очереди читают друг другу десятичные дроби, записывают их в тетрадях и стараются выполнить с ними правильные действия. По тексту заданий учащимся предлагается сформулировать правило умножения десятичной дроби на 10,100,1000 и т.д.
Заслушиваются варианты формулировок.
Прозвучали гипотезы, выдвинутые учениками, их нужно проверить. Учащимся предлагается проверить гипотезы на уже ранее решенных примерах, таких как:
7/100 х10=7/10=0,7 53/1000 х 100=53/10=5,3. Учитель напоминает учащимся, что десятичная дробь - это не новый тип числа, а новый способ записи числа. Можно умножать 7/100 на 10 и 53/1000 на 100 таким образом:
7/100=0,07 и 0,07х10=0,7
53/1000=0,053 и 0,053х100=5,3.
В результате вычислений, выполненных разными способами, получаются одинаковые результаты, а это значит, что правило сформулированное учащимися верно.
6.Применение теоретических положений.
По требованию учителя учащиеся решают примеры 3 и 7 и задачу про улитку.
0,35х10=3,5 0,215х100=21,5
Задача: 0,053х10=0,53м
Ответ: 0,53м проползет улитка за 10 минут.
Но что делать, если пример будет таким: 1,2х100?
Дети предлагают свои варианты, среди которых может быть и такой, что в дроби нужно добавить справа от цифры 2 один ноль и только потом перенести запятую. 1,20х100=120.
Учащиеся знакомятся с формулировкой правила умножения десятичных дробей на 10,100,1000 и т.д. в учебнике на странице 188 и записывают его в тетрадь.
Правило: Чтобы умножить десятичную дробь на 10,100,1000 и т.д. нужно: 1) сосчитать количество нулей; 2) перенести запятую в записи дроби вправо на такое же количество цифр; 3) если в записи дроби не хватает цифр, приписать справа нули.
Внимание учащихся привлекается к тому, что вторая задача урока тоже выполнена. Правило умножения десятичных дробей на 10,100,1000 и т.д. сформулировано и записано в тетрадь.
7.Самостоятельное и творческое использование сформированных умений и навыков.
Дети в парах решают подбором уравнения в №666(а,б) и задачу В №660.
Уравнения а) 10х=48,5 б) 10х=0,372
х=4,85 х=0,0372.
Задача. Цена ситца 65,7 рю Найдите стоимость 10м,100м ситца.
Решение: 65,7х10=657(р) - стоимость 10м ситца
65,7х100=6570(р)- стоимость 100м ситца.
8.Динамическая пауза. Детям предлагается встать и выполнить 6-7 поворотов туловища вправо - влево и столько же поворотов головы.
9.Обобщение учвоенного материала.
Учитель предлагает записать в дневниках домашнее задание: Выучить правило умножения, выполнить из учебника №662(а,в,д),663(б,г,е),670.
Учащиеся выполняют на распечатанных листах самостоятельную работу по вариантам.
Самостоятельная работа.
1 вариант
1. Запишите число в виде десятичной дроби:
а) "Пять целых три десятых";
б) "девятнадцать целых пять сотых"
в) "ноль целых четыреста тридцать две
тысячных.
2. Запишите цифру, которая стоит в записи числа 548,193
а) в разряде десятых;
б) в разряде сотых.
3. Выполните умножение:
а) 34,676х10=
б) 24,8х100=
в) 0,29х10=
г) 4,8х100=

2 вариант
1. запишите число в виде десятичной дроби:
а) "Семь целых одна десятая";
б) "шестнадцать целых четыре сотых";
в) "ноль целых пятьсот двадцать восемь тысячных".
2. Запишите цифру, которая стоит в записи числа 316,452
а) в разряде десятых;
б) в разряде сотых.
3. Выполните умножение:
а) 45,321х10=
б) 71,9х100=
в) 0,19х10=
г) 6.3х100=

10. Рефлексия деятельности в конце урока.
Внимание учащихся обращается на то, что цель урока была достигнута, задачи урока - выполнены. Детей можно спросить о затруднениях, возникших у них, при выполении заданий. По какой причине возникали затруднения? Что нужно повторить, с какими заданями следует еще поработать?
Выставляются оценки за работу на уроке. Дети могут высказать свое отношение к уроку, если нарисуют рот смайлику. Смайлик будет улыбаться, если все на уроке получалось, или грустить, если были трудности.
Смайлики дружно показывают учителю. Листы с самостоятельной работой, рабочие тетради оставляют на партах.

Рекомендуем посмотреть:

Конспект урока математики в 5 классе «Путешествие в страну Математики» Урок по математике для 5 класса. Обобщающее повторение Технологическая карта урока математики в 5 классе с презентацией. Прямоугольный параллелепипед Конспект урока математики в 5 классе в соответствии с требованиями ФГОС

Похожие статьи:

Дидактическая игра «Математическое лото» на уроке математики

Внеклассное мероприятие по математике для 5-6 классов

Внеклассное мероприятие по математике для 5 класса

Конспект урока математики в 5 классе на тему «Порядок выполнения действий»

Конспект урока по математике в 5 классе «Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями»

Участник №205 профессионального конкурса для педагогов «Коллекция педагогического мастерства и творчества» с 15 декабря 2015 года по 15 марта 2016 года
Развитие речи на уроках математики | Конспект урока математики в 5 классе. Сложение десятичных дробей
Опубликовано: 2966 дней назад (7 марта 2016)
Просмотров: 4533
0
Голосов: 0

Нет комментариев. Ваш будет первым!