Конкурсы для педагогов и детей

Опытно-экспериментальная деятельность в детском саду

Опытно-экспериментальная деятельность в ДОУ
В дошкольных образовательных учреждениях экспериментирование может быть организовано в трех основных направлениях: специально организованное обучение, совместная деятельность педагога с детьми и самостоятельная деятельность детей.
Нельзя забывать и том, что основной целью опытно-экспериментальной деятельности в детском саду является развитие свободной творческой личности ребенка. Важно помнить, что нельзя ребенка мыслить шаблонно, как того желаете вы. Ребенок должен сам мыслить и учиться делать выводы.
Вся работа детей проводиться под наблюдением взрослого! На первое место всегда ставим здоровье и безопасность ребенка.
Задачи опытно-экспериментальной деятельности = задачам развития ребенка.
Это: развитие познавательных способностей, развитие творческого мышления, развитие коммуникативных навыков.
Дети очень наблюдательны от природы и поэтому в ходе опытно-экспериментальной деятельности им легко сравнивать, отвечать на вопросы, делать выводы и даже устанавливать причинно-следственную связь. И опять же - они учатся соблюдать правила безопасности!
Все это отлично способствует тому, чтобы у детей дошкольного возраста развивалось логическое мышление. Кроме этого – интеллектуальное развитие.
Алгоритм экспериментирования может быть таков:
- постановка проблемы, которая должна быть решена;
- что нужно сделать, чтобы эта задача была решена;
- поиск путей решения;
- проверка этих путей решения;
- проверка решения «да-нет»;
- умозаключения, выводы.
Для занятий опытно-экспериментальной деятельностью в группе должен быть «Уголок экспериментирования».
Там должны быть самые разнообразные материалы и инструменты для опытов: лупы, микроскоп, пробирки, весы, компас, песочные часы, мыльные пузыри, разнообразный природный материал, бросовый материал, разнообразная бумага и ткани, технические материала многие другие
средства, которые могут пригодиться для опытов.
Все должно быть доступно и безопасно для детей. Это важно: чем старше дети становятся, тем самостоятельнее их подготовка к экспериментированию.
Важно запомнить, что когда ребенок слышит, видит и делает все сам – он это лучше усваивает и запоминает. Не надо подавлять самостоятельность детей!
Мне как педагогу интересно наблюдать за тем как меняются способы решения задач по экспериментированию у детей в зависимости от возраста. Чем старше ребенок, тем сложнее и интереснее его выводы. Иногда для того, чтобы подтолкнуть их к определенному умозаключению я их немного запутываю и спорю с ними. И если уж они решили, что это правильно - их не переубедить! И меня это радует.
Даже если дети в группе не очень дружны, работа над тем или иным экспериментом заставляет их работать в коллективе. Они наоборот стараются помочь друг другу, что быстрее увидеть результат опыта.
На родительских собраниях или в консультациях для родителей, стараюсь подчеркнуть, как занятия опытно-экспериментальной деятельностью важно для детей. Говорю и доказываю родителям, что это не баловство для их детей, а приобретение необходимого жизненного опыта.
Многие родители заинтересовались этой работой, и у нас в группе накапливается небольшая картотека опытов, проводимых родителями вместе с детьми. Например, опыт о полезности продукта. Родители дома смешивали кока- колу с молоком. А дети, наблюдая за этим процессом, уже сами решали полезно пить кока- колу или нет. Или немного другой опыт: в стакан с колой опускается яйцо и наблюдаем, что с ним будет.
Экспериментировать можно не только в помещение, но и на улице во время прогулки: наблюдение за ветром, почвой, растениями и т.д.
И вообще дети большие фантазеры и чего только не придумывают над чем поэкспериментировать. А мы взрослые должны умело этим пользоваться, ведь не только дети учатся у нас, но и мы у них!!!
Итак, можно сделать выводы: использование детского экспериментирования в педагогической практике является эффективным и необходимым методом развития у детей исследовательской деятельности, познавательного интереса, увеличения объема знаний, умений и навыков.

По мнению академика Н.Н. Поддьякова (книга « Развитие мышления и умственное воспитание дошкольника»): «Детское экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности в период дошкольного развития ребенка».

И я с этим совершенно согласна.

Рекомендуем посмотреть:

Родительское собрание по ПДД в подготовительной группе Методика проведения совместной деятельности в лаборатории для детского экспериментирования Экспериментирование в детском саду. Подготовительная группа Мастер-класс для воспитателей ДОУ

Похожие статьи:

План взаимодействия с семьями детей средней группы общеразвивающей направленности

Методические рекомендации по составлению индивидуальной программы развития

Опытно-экспериментальная деятельность в средней группе | Как бороться с детскими страхами
Опубликовано: 553 дня назад (31 мая 2015)
Просмотров: 3923
Рубрика: Без рубрики
0
Голосов: 0

Нет комментариев. Ваш будет первым!