Конкурсы для педагогов и детей

Конспект образовательной ситуации по ФЭМП в старшей группе. Здравствуй, зимушка-зима!

Конспект образовательной ситуации по формированию элементарных математических представлений у старших дошкольников "Здравствуй, зимушка-зима!"

Автор: Фомина Ольга Викторовна, воспитатель МБДОУ № 44 города Миасса Челябинской области
Описание материала: Конспект образовательной ситуации будет полезен воспитателям, работающим в старшей группе ДОУ. Материал содержит задания на сравнение множеств, на закрепление знаний чисел и цифр в пределах 10, задания на развитие логического и пространственного мышления. Такое занятие можно провести в процессе тематической недели "Здравствуй, зимушка-зима!" (конец осени-начало зимы), чтобы выявить знания детей о зиме.
Цель: формирование элементарных математических представлений на основе материала о зиме.
Задачи:
Образовательные:
Продолжать формирование мыслительных операций (анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации).
Формировать представления о свойствах предметов: цвет, форма, размер.
Развивать умение выделять и объяснять признаки сходства и различия предметов, объединять их в группы по общему признаку, находить «лишний» предмет.
Закрепить навыки порядкового счёта в пределах 10.
Формировать навык полных ответов на вопросы.
Развивающие:
Развивать речь, наблюдательность, мыслительную активность, умение высказывать и обосновывать свои суждения.
Развивать слуховое и зрительное внимание, память, логическое мышление.
Воспитательные:
Воспитывать интерес к математическим занятиям.
Развивать самостоятельность, умение планировать свою работу.
Материалы и оборудование:
Раздаточный материал: снежинки разной формы и размера, снегири и синицы на каждого ребёнка (по 5 штук), новогодние шары разного размера, по еловой ветке на каждого ребёнка, разрезные картинки «Зимние забавы» (1 набор на пару детей), цифры от 1 до 9 на каждого ребенка; полоска, разделенная на 2 части горизонтальной линией.
Демонстрационный материал: 6 снежков одинаковых, а один другой формы; картинки с изображением зимующих птиц.
Ход НОД:
Дети входят в группу под звуки «вьюги». Музыка затихает.
За окошком вьюга,
За окошком тьма,
Глядя друг на друга,
Спят в снегу дома.
Воспитатель: - Как вы думаете, о каком времени года мы будем с вами говорить? А какие приметы зимы вы знаете?
Дети: - Земля покрыта снегом, зимой часто метут метели, дуют вьюги, день стал короче, ночь длиннее, стоят морозы, медведь спит в берлоге, реки покрыты льдом и т.д.
Воспитатель: - Ребята, особенно трудно зимой приходится птицам.
Воспитатель приглашает детей к доске, на которой находятся карточки с изображением зимующих птиц.
Воспитатель: - Назовите птиц, которых вы видите на доске.
Дети: Воробей, синица, снегирь, ворона, сорока, голубь.
Воспитатель: - Как можно назвать этих птиц одним словом? Какие это птицы?
Дети: Зимующие.
Воспитатель предлагает детям сесть за столы.
Воспитатель: - Ребята, у вас в конвертиках лежат снегири и синицы. Посадите на верхнюю ветку четырех снегирей.
Дети раскладывают счетный материал «Снегири» на верхнюю полоску.
Воспитатель: - Покажите цифру, сколько снегирей.
Дети поднимают карточку с цифрой 4.
Воспитатель: - А на нижнюю ветку положите на одну синицу больше.
Дети раскладывают счетный материал «Синицы» на нижнюю полоску.
Воспитатель: - Покажите цифру, сколько синиц.
Дети поднимают карточку с цифрой 5.
Воспитатель: - Ребята, как сделать, чтобы снегирей и синиц стало поровну. (Ответы детей)
Воспитатель: - Но зима - это не только холод, но и весёлые игры, праздники, развлечения. А какой главный праздник зимой? (Новый год) Послушайте загадку и скажите, без чего будет праздник не праздник?
За рекой они росли,
Их на праздник привезли!
На веточках иголки,
Что же это?... (Ёлки)
Смотрите, ребята, зима нам приготовила сюрприз.
Воспитатель вносит вазу с еловыми ветками, раздаёт веточки детям.
Проводится дыхательное упражнение.
Воспитатель: - Ребята, поднесите ветку к носу, почувствуйте хвойный аромат, глубоко вдохните.
Затем дети ставят веточки в вазу. Воспитатель говорит о том, что веточки будут радовать детей до самого Нового года.
Воспитатель: - Ребята, а ёлки мы украшаем разноцветными новогодними шарами. Посмотрите, и у вас на столах лежат разноцветные шарики. Разложите их от самого большого до самого маленького.
Физминутка: воспитатель просит детей представить, что они украшают ёлку (поднимаются на носочках и тянут руки вверх - вешают шарик на самый верх ёлки, затем приседают - вешают ёлочную игрушку внизу и т.д.)
Воспитатель: - Зима – очень весёлое время. Зимой вы играете в различные игры. Давайте посмотрим, какие зимние забавы спрятались у вас в картинках. Для этого картинки нужно собрать.
Воспитатель раздает каждой паре детей по 1 картинке, разрезанной на 8 частей. Дети собирают картинки и называют, какие зимние забавы изображены на картинке.
Воспитатель: - Ребята, я знаю, что вы все любите играть в снежки. Посмотрите, какие у меня снежки (обращает внимание детей на доску, на которую прикреплены карточки с изображением снежков). Они все похожи друг на друга, но вот один из снежков оказался лишним, не похожим на остальные. Чем он отличается от других?
Дети: - Он ледяной, колючий, если его бросить, то будет очень больно - может ударить.
Воспитатель: - Какой он по порядку?
Воспитатель просит детей закрыть глаза, прикрепляет изображение снежка на другое место и снова просит детей посчитать.
Воспитатель: - А ещё зимой можно поиграть со снежинками. Посмотрите, сколько у вас снежинок! Снежинки у вас разной формы, размера и цвета. Разделите их по форме.
Дети раскладывают снежинки на группы по форме, затем - по размеру, по цвету.
Релаксация (звучит медленная, красивая музыка)
Воспитатель: - А теперь закроем глаза и представим, что мы лёгкие снежинки и падаем с неба, медленно-медленно кружась.
Дети кружатся под музыку, затем открывают глаза.
Воспитатель: - Сегодня мы много узнали о зиме, читали красивые стихи. Зима - это чудесное время года. Оно еще продолжается, мы не раз еще с ним встретимся на улице, на новогодних праздниках.

Рекомендуем посмотреть:

Формирование элементарных математических представлений во 2 младшей группе Конспект НОД по математике в старшей группе Математическая сказка для дошкольников Математический праздник в детском саду. Старшая группа
Участник №107 творческого конкурса для детей и педагогов «Волшебная зима»
Конспект НОД в средней группе по теме «Опасные и безопасные предметы»
Опубликовано: 700 дней назад (8 января 2015)
Просмотров: 2649
+6
Голосов: 6
Светлана Владимировна Бузмакова # 8 января 2015 в 21:21 +1
Ольга Викторовна! Очень интересное занятие вы представили. Интересные и доступные приемы, которые чередуются и с дыхательными упражнениями и с физкультминуткой. Все ясно и понятно. Хочу обратить ваше внимание на небольшие недочеты, которые вы еще успеете исправить. Укажите автора в начале статьи, описание материала, сформулируйте цель. И еще не хватает окончание занятия, рефлексии. Удачи.
Галина Евгеньевна Перевезенцева # 8 января 2015 в 23:13 +2
Добрый вечер Ольга Викторовна! Очень интересное занятие вы представили. Но пока у вас есть время допишите автора, должность, место работы, описание материала, цели. Как требуют правила сайта. Желаю удачи в редактировании. С уважением Г.Е.
Галина Евгеньевна Перевезенцева # 9 января 2015 в 14:17 +2
Здравствуйте Ольга Викторовна! Вижу, что вы все дописали и я с большим удовольствием отдаю вам свой первый голос.
Ольга Викторовна Фомина # 9 января 2015 в 14:23 0
Спасибо за комментарии!
Галина Фёдоровна Бабина # 9 января 2015 в 19:23 -1
Здравствуйте, Ольга Викторовна, Занятие неплохое, но, действительно, требует доработки. Математических приёмов мало, дети много времени работают за столами, внимание уделено только счету и сравнению чисел. но, думаю, вы доработаете данный конспект. Удачи! Голос.
Ольга Викторовна Фомина # 10 января 2015 в 11:09 +1
Галина Фёдоровна, спасибо за Ваш комментарий, но я с Вами не согласна. Математических приёмов, на мой взгляд, достаточно. Внимание уделено не только счёту и сравнению чисел, но и сериации предметов по размеру (задание с ёлочными шарами), развитию логического мышления и внимания (задание со снежками), классификации предметов по форме, размеру и цвету (задание со снежинками). Большинство заданий действительно выполняется за столами, но такова специфика математики. Задания за столами чередуются с дыхательным упражнением, физминуткой и релаксацией. Данное занятие я проводила во время методической недели по математике в детском саду, и оно прошло очень динамично, дети проявляли большую активность в течение всего занятия. Всего Вам доброго!
Любовь Анисимовна Кучукова # 11 января 2015 в 12:33 0
Уважаемая Ольга Викторовна! Мне очень понравилось занятие. Оно называется "Здравствуй, зимушка-зима!", и содержание занятия позволяет выявить знания детей о зиме, поэтому такое занятие можно использовать как вводное при наступлении зимы. Еще хотелось бы сказать, что сейчас во всех детских садах введено комплексно-тематическое планирование. Так вот, такое занятие демонстрирует то, как следует связывать математические (да и другие занятия) с темой недели. Спасибо! Голос!
Ольга Шахова # 15 января 2015 в 21:38 0
Ольга Викторовна, согласна с коллегами в том, что представленное Вами занятие интересно.Согласна и с Вашим комментарием, что математических приемов достаточно.
На мой взгляд,Вы вправе с ним не согласиться, есть небольшие недочеты. Задание со снежками - спросить о схожести или различии снежков можно детей. Они сами увидят, что один отличается.
Задание со снежинками - опять Вы сами даете сведения о различии формы, размера и цвета. А почему бы не спросить ребят, чем отличаются друг от друга ваши снежинки? Нет и рефлексии.
К несомненным достоинствам Вашего конспекта можно отнести дыхательное упражнение, физминутку, релаксацию. Все задания плавно и грамотно переходят в следующее.Да и сами задания интересны.
Спасибо за представленный материал. С большим удовольствием. с Вашего разрешения, возьму его за основу для составления своего. Примите голос в Вашу копилку!
Ольга Викторовна Фомина # 18 января 2015 в 11:43 0
Спасибо!