Конкурсы для педагогов и детей

Консультация для родителей средней группы

Консультация для родителей 4-5 лет. Тема: «Дети познают мир через игры».
Автор: Французова Ольга Александровна, воспитатель МБДОУ детский сад №2 п. Новозавидовский, Конаковского района, Тверской области.
Назначение: данная консультация может быть полезна педагогам, работающим в дошкольных учреждениях, родителям.
Цель: формирование ответственности у родителей за развитие своих детей.
Задачи: донести до родителей информацию, что игра – это самый важный период в жизни ребенка.

Каждый возрастной период, характеризуется ведущим видом деятельности. В раннем возрасте ведущим видом деятельности является предметно-манипулятивная деятельность. Дети познают закономерности окружающего мира и свои собственные возможности. В дошкольном возрасте – является игра. В отличие от манипулятивной деятельности игра имеет, гораздо большие, возможности для познания мира и самого себя. Ребенок способен действовать в условной (воображаемой) ситуации, которая ему реально недоступна: «водить» машину, «скакать» на лошади, «лечить» животных и людей. Игра также открывает ему мир социально-ролевых отношений, которые реализуются в системе игровых правил.
Игра - это символический язык, посредством которого ребенок проявляет и выражает себя. Детские игры проходят путь развития от предметно-манипуляционных ( построить домик, заборчик из кубиков и так далее) до сюжетно-ролевых игр с правилами (например, в строителей, в водителей, в магазин, в больницу, и другие). Младшие дошкольники играют чаще по одному. А вот к среднему дошкольному возрасту период игры становится совместным. На протяжении всего периода игр поэтапно развивается у детей восприятие. А уже на основе восприятия начинает формироваться мышление. А вот развитие памяти наитеснейшим образом связано с развитием мышления у детей. Ученые отметили, что в игре процесс запоминания значительно выше. Если у детей увиденное и услышанное вызвало интерес, то они запомнят происходящее без особых проблем.

Принципы использования игр.
1.Каждая игра должна иметь целевую направленность, и все игровые задания должны быть подчинены ей.
2.Продолжительность игры должна определяться активностью детей, их интересом к выполнению игрового задания. При первых признаках утомления необходимо переключиться на другой вид деятельности.
3.Игровые задания должны быть посильными, понятными, но в то же время содержать элемент трудности, ребенку надо приложить усилия, проявить терпение, чтобы достигнуть цели.
4.В каждой игре необходимо участие взрослого: объяснение правил игры, показ действий, совместные действия с ребенком, наблюдение за выполнением заданий, предупреждение конфликтных ситуаций и детского травматизма.
5.Начинать следует с простых игр, постепенно усложняя и модифицируя их.
6.Игровой материал должен быть красочным, интересным, доступным для использования детьми соответствующего возраста.

Игра позволяет ребенку в воображаемой ситуации осуществить то, что в действительности ему еще недоступно. В игре формируются основные личностные качества дошкольника: умение учитывать интересы других, умение подчиняться требованию «надо», а не «хочу».
Родителям, которые хотели бы, чтобы их дети играли, необходимо позаботиться не только о наличии игрушек, но и подсказать сюжет игры, показать, как можно действовать с игрушками, обыграть предложенный сюжет. Ушло время больших дворовых разновозрастных компаний, большинство семей имеют одного-двух детей. Чаще всего дети находятся в компании своих сверстников, у которых такой же игровой опыт, как у них самих, поэтому ребенку не у кого учиться игровой культуре.
С помощью взрослого ребенок способен овладеть все более сложными способами построения игры. Психологи называют три способа, которыми может овладеть ребенок за период дошкольного детства (от 2 до 7):
-предметно-действенный способ построения игры;
-ролевой способ построения игры;
-сюжетосложение.
Предметно-действенный способ предлагает воспроизведение простейших операций с предметами (ложкой - кормить, расческой - причесывать и так далее). К трем годам дети обычно могут воспроизводить длинную цепочку операций с предметами, которая объединяется единым сюжетом: «Приготовление обеда кукле», «Кормление куклы» и так далее. Переход к ролевому поведению в игре связан с возрастающими возможностями ребенка. Дети учатся сравнивать свои действия одним из важных средств реализации роли. Ролевое поведение можно формировать с трехлетнего возраста.
В 5 лет поведение детей в игре значительно усложняется. В этом возрасте они уже могут обсуждать замысел и договариваться о правилах перед началом игры, дети способны создавать сложные сюжеты, комбинируя эпизоды из сказок и реальной жизни. Поэтому возраст в 5 лет можно определить как условную границу перехода к формированию сюжетосложения. Последний способ построения игры наиболее важен для развития фантазии, творческого мышления, монологической речи. Поскольку дети в этом возрасте уже осознают правила игры, они способны научиться играть в настольные игры, в прятки. Эти игры сильно отличаются от ролевых игр, где сама роль определяет правила поведения играющих: играющий зайца должен прятаться и бежать от «волка», а играющий волка должен искать «зайца». В настольных играх может уже не быть ролей, поэтому они начинают походить на интеллектуальные задания, которые надо выполнить определенным образом, и развивают у ребенка логическое мышление и внимание.

Когда взрослый организует игру необходимо соблюдать следующие правила:
- тема игры должна отображать интересы ребенка;
- не надо взрослому комментировать и вмешиваться в игру детей;
- руководя игрой, взрослый помогает развивать самостоятельность и инициативу детей;
- взрослому необходимо искренне интересоваться ребенком и стараться строить с ним теплые и заботливые отношения;
- взрослый должен создавать возможность выражать свободное «Я»;
- взрослый должен верить в способность ребенка действовать ответственно, решая личные проблемы и создавая у ребенка чувство безопасности.
В игре ребенок учится взаимодействовать со сверстниками и следовать правилам.
И напоследок, игра – это самый важный период в жизни ребенка. На него нельзя смотреть как на какую-то забаву. К игре надо относиться очень серьезно, внимательно и обеспечивать самые благоприятные условия.
Спасибо за внимание.

Рекомендуем посмотреть:

Информационная поддержка родителей и вовлечение их в образовательную деятельность, через применение Консультация для родителей детского сада Сюжетно-ролевая игра в жизни дошкольника Методические рекомендации для родителей в детском саду

Похожие статьи:

Консультации для родителей в детском саду

Конспект НОД по познавательному развитию в старшей группе | Спортивный праздник для детей 3-4 лет. Методическая разработка
Опубликовано: 433 дня назад (5 октября 2015)
Просмотров: 4286
+5
Голосов: 5
Рима Сергеевна Клинцова # 6 октября 2015 в 11:00 +1
Очень доступная и полезная консультация. На ее основе можно составить памятку для родителей. Чтобы имели возможность почаще видеть наглядно и могли осмыслить поэтапно каждый совет.
Ольга Васильевна Яковлева # 6 октября 2015 в 16:49 +2
Здравствуйте, Ольга Александровна. Интересная, а главное, полезная консультация для родителей. Действительно, игра является ведущей деятельностью дошкольников. И очень важно донести это до родителей. Вы даете ценные и нужные советы по организации и руководству детской игрой. Консультация, без сомнения, будет востребована многими педагогами для проведения родительских собраний, семинаров, для оформления наглядной информации. Спасибо за материал. Дальнейших творческих успехов! голос
Лариса Витальевна Пядышева # 6 октября 2015 в 17:19 +1
Материал актуален для педагогов и в доступной форме представлен для родителей. Желаю твовческих успехов .Голос.
Ольга Владимировна Фирсова # 6 октября 2015 в 23:59 +1
Ольга Александровна, спасибо Вам за разработку данной консультации. Родителям необходимо знать не только то, что игра ведущий вид деятельности дошкольников, но и как правильно играть с ребёнком, для того, чтобы она носила развивающий характер. К сожалению, в современном мире многие родители недооценивают смысл детской игры и действительно воспринимают её лишь как забаву. Это наша работа просвещать родителей в отношении воспитания и развития детей, Ваша консультация очень актуальна. А после консультации можно закрепить полученные знания в организованных играх с родителями, чтобы закрепить полученные знание на практике. Ещё раз спасибо, примите голос ))
Софья Евгеньевна Селина # 8 октября 2015 в 18:28 +1
спасибо большое, обязательно воспользуюсь таким материалом.
Оксана Николаевна Молчанова # 12 октября 2015 в 09:57 +1
Здравствуйте, Ольга Александровна. Интересная, а главное, полезная консультация для родителей. Действительно, игра является ведущей деятельностью дошкольников. Желаю творческих успехов .Голос.
Тамара Васильевна Королева # 12 октября 2015 в 11:53 +1
Я тоже работаю в средней группе.Материал яркий и полезный.Спасибо! Голос Вам!