Конкурсы для педагогов и детей

Конспект игрового познавательного занятия по ФЭМП в средней группе

НОД в средней группе по математике. Загадки серого волка.
Конспект игрового познавательного занятия по формированию элементарных математических представлений в средней возрастной группе.
Автор: Лебедева Ольга Геннадьевна, воспитатель.
Место работы: ГБОУ школа №2121 им. Маршала Советского Союза С.К. Куркоткина, ДП № 1 "Планета детства".

Цель. Развитие математических представлений через игровую деятельность.

Задачи. Закреплять представление детей о геометрических фигурах (квадрат, прямоугольник, круг); учить детей отгадывать (загадывать) загадки о геометрических фигурах; продолжать упражнять в счете в пределах пяти, в умении называть следующее по порядку число; закреплять пространственные представления: лево – право; развивать мелкую моторику кистей и пальцев рук; воспитывать вежливость, доброжелательность, стремление помогать окружающим.

Используемый материал: геометрические фигуры на каждого ребёнка; волшебные «мольберты» - красиво оформленные коробочки с цветным дном и различными наполнителями (специально подготовленный песок, мелкие камешки, бусинки и т.д.), в данном случае манная крупа; мягкая игрушка волка.

Предварительная работа. Рисование на «волшебных мольбертах». Дидактические игры: «Назови следующее число», «Кто живёт в лесу?», «Домашние животные и их детёныши», «На что похожи геометрические фигуры?».



Ход занятия. Воспитатель загадывает загадку: «Кто зимой холодной ходит злой и голодный?» (Выслушивает ответы детей.) К нам сегодня в гости пришёл из леса серый волк, только он не злой и не голодный, а очень даже приятный. Будем вежливы и скажем ему доброе слово. Что это за слово? (Дети предлагают варианты слов вежливости и здороваются с игровым персонажем.)

Пальчиковая игра
Давайте научим нашего гостя играть в пальчиковую игру «Умные ребята». Я думаю, ему понравится играть с нами.
1-5 – научились мы считать (на счёт дети поочередно массируют подушечки пальцев, начиная с мизинца; на слова текста – ритмично сжимают и разжимают кулачки).
1-5 – надо нам умнее стать (тоже с другой рукой).

Игра-разминка
А чтобы нам стать умнее поиграем с мячом, в игру, которая называется «Не ошибись». Я брошу кому-нибудь из вас мяч и назову число, а вы назовёте следующее по счёту число и вернёте мяч обратно. Дети образуют круг/полукруг, воспитатель становится в центре и бросает ребёнку мяч, называя число в пределах 5. Даёт установку на внимание. Игра проходит в быстром темпе.

Молодцы, ребята, всё правильно назвали. Волк знает, что вы занимаетесь математикой, и поэтому просит вас ему помочь. Посмотрите, что принес наш гость. Это геометрические фигуры. И волк не знает, как они называются. Кто может сказать, как называется эта фигура? А эта? (Стараемся добиваться полного ответа: «Это круг» или «Эта фигура называется квадрат».) А еще волк не знает, где левая сторона, а где правая. Поможем ему разобраться? (Да.) Тогда проходите за столы. (Воспитатель даёт установку на правильную осанку.)

Работа за столом
Перед вами на тарелочках лежат разные геометрические фигуры. Найдите среди них прямоугольник и возьмите его в правую руку, покажите волку.
Индивидуальная работа. Вопросы можно задавать от лица игрового персонажа.
В какой руке у тебя прямоугольник? (Прямоугольник в правой руке.) А у тебя? Какие фигуры остались лежать на тарелочке? (Круг и квадрат.)
Возьмите квадрат в левую руку. В какой руке у тебя квадрат? А в какой руке прямоугольник? (В левой.) Какая фигура осталась лежать на тарелочке? (На тарелочке остался круг.)

Физкультминутка с волком
Волку стало всё понятно и он хочет с вами поиграть. Игра называется «Будь внимательным». Сейчас волк будет называть разных зверей, своих друзей. Если вы услышите название домашнего животного, то подпрыгните и хлопните в ладоши над головой. А если прозвучит название дикого животного – присядете на корточки и будете сидеть тихо-тихо, как мышки. (Коза, ёж, медведь, корова, поросёнок, лиса и т.д.) После игры дети проходят на свои места.


«Загадки/отгадки серого волка»
Наш волк очень любит загадывать загадки, но не простые, а геометрические. (Воспитатель даёт установку на игру-молчанку.) Отгадки вы будете не говорить, а рисовать пальцами на «волшебном мольберте». (Не забываем про осанку детей.)
- У этой геометрической фигуры совсем нет углов, она похожа на солнышко, тарелку, настенные часы, блюдце… Все догадались? Тогда скорее нарисуйте эту геометрическую фигуру у себя на мольберте. Индивидуальные вопросы к детям. Какую фигуру загадал волк? Что вы можете про нее рассказать? (У нее нет углов.)

- Эта геометрическая фигура похожа на книгу, дверь, крышку стола.. У нее 4 угла, 4 стороны, две стороны длинные, а две короткие… (Индивидуальные вопросы по аналогии.)
- У этой геометрической фигуры есть 4 угла и 4 стороны, все стороны одинаковые. Фигура похожа на сиденье стула, коробку для счетных палочек…

Какие вы молодцы, ребята. А теперь вы волку загадайте загадки про любые знакомые вам геометрические фигуры. А наш гость нарисует отгадку мелом на доске…
Дети загадывают загадки о геометрических фигурах. «У этой фигуры нет углов. Похожа она на солнышко…» и т.д. Воспитатель (волк) рисует мелом отгадки на доске, уточняет у детей правильность нарисованного ответа.

Выводы
- Молодцы, ребята. Вы хорошо играли и научили нашего гостя определять левую и правую стороны, называли правильно геометрические фигуры и учились отгадывать и загадывать математические загадки. Волку очень понравилось с вами играть, и он с удовольствием останется сегодня с нами на целый день. Давайте покажем ему нашу группу и игрушки.

Рекомендуем посмотреть:

Конспект комплексного занятия по ФЭМП с элементами аппликации в средней группе Конспект занятия по математике в средней группе детского сада Конспект совместной деятельности по математическому развитию для детей средней группы Конспект НОД для детей среднего дошкольного возраста по математике
Конспект итогового игрового занятия для детей подготовительной группы
Опубликовано: 658 дней назад (16 февраля 2015)
Просмотров: 3270
+29
Голосов: 29
Таслия Хамитовна Шарафутдинова # 16 февраля 2015 в 19:09 +2
Добрый вечер, Ольга Геннадьевна. Прочитала ваш конспект, мне он понравился, тем что все части занятия взаимосвязаны. Удачный сюрпризный момент сопровождает малышей до конца занятия. Игровые задания формируют логическое мышление.Считаю ваш конспект полезным.Вам плюс.
Наталья Николаевна Ваулина # 16 февраля 2015 в 19:37 +3
Добрый вечер, мне очень понравился ваш конспект, всё занятие проходит в игровой форме,мне кажется,что дети даже не поняли, что это было занятие.А что это за "волшебные мольберты",что вы насыпали в коробочки,скажите пожалуйста?Я голосую за вас.Удачи!!!
Ольга Геннадьевна Лебедева # 16 февраля 2015 в 20:14 +3
Спасибо за комментарии! Это просто манная крупа, хотя наполнители могут быть совершенно разными.
Виктория Викторовна Лаврова # 16 февраля 2015 в 20:42 +3
Здравствуйте Ольга Геннадьевна. Очень интересное занятие. Хороший сюрпризный момент.Удачи вам и побольше идей
Елена Владимировна Деникаева # 16 февраля 2015 в 21:13 +2
Здравствуйте. Очень познавательный интересный конспект! Все объединено общей идеей.Очень хорошая выдумка по поводу "волшебных мольбертов", я в восторге. Представляю в каком восторге дети. Спасибо,приму на заметку
Ирина Анатольевна Князева # 16 февраля 2015 в 21:21 +2
Ольга Геннадьевна! Замечательное занятие! Грамотно составлен конспект занятия, хорошо подобраны задания, включены в занятие физкультминутка, игра- разминка, пальчиковая игра, проведена предварительная работа. Обязательно воспользуюсь вашей разработкой! Примите голос! Удачи!
Валентина Ивановна Летова # 16 февраля 2015 в 23:08 +1
Добрый вечер, Ольга Геннадьевна. Прочитала ваш конспект, мне он понравился. Удачный сюрпризный момент сопровождает малышей до конца занятия. Игровые задания формируют логическое мышление.Считаю ваш конспект полезным.Удачи вам и побольше идей. Голос.
Юлия Александровна Ладонина # 17 февраля 2015 в 09:26 +1
Картинка удалена согласно п. 3 пользовательского соглашения
Ирина Вадимовна Бондарева # 17 февраля 2015 в 10:26 +1
Отличное занятие! А самое главное, что хочется отметить - это то, что дети счастливы, а это и есть призвание настоящего педагога!
Татьяна Петровна Цуканова # 17 февраля 2015 в 10:48 +1
Ольга Геннадьевна! Замечательное занятие! Грамотно составлен конспект занятия, хорошо подобраны задания, включены в занятие физкультминутка, игра- разминка, пальчиковая игра, проведена предварительная работа. Конспект сопровождается фотографиями,где видно, с каким удовольствием они занимаются, играют! Примите мой голос! Удачи! С уважением Т.П.
Елена Владимировна Мещерякова # 17 февраля 2015 в 11:15 +2
Хочу отметить дидактическую игру - рисование геометрических фигур в манке! Выходит дешево, а развитие какое происходит! Мелкая моторика развивается , воображение развивается, геометрический материал закрепляется (в данном мероприятии) и т.п.
Если бы во всех дет.садах проходили так занятия, дети бы с утра сами родителей будили и тянули в садик.
Мария Анатольевна Гановичева # 17 февраля 2015 в 15:53 +3
Здравствуйте, думаю что именно в такой форме и нужно проводить обучение. Игра или занятие разграничить очень трудно. Вы все время обращаетесь к детям, они активно участвуют в обсуждении таких понятий, как геометрические фигуры, на что они похожи; рисуют фигуры с помощью сыпучего материала. Дети учатся находить характерные признаки, т.е. учатся анализировать. Мне понравилось занятие, + 1!
Надежда Анатольевна Халимуллина # 17 февраля 2015 в 17:49 +2
Здравствуйте, Ольга Геннадьевна! Очень интересное занятие. Хотя и занятием-то его не назовёшь: сплошные игры, а ведь известно, что в игре дети быстрее запоминают материал, который им предлагается. На манке мы рисовали, чтобы научится рисовать предметы, а вот ответ на математике - это хорошая идея! На фото видно, как всем детям интересно. Успехов Вам! Голосую!
Альмира Идрисовна Хамидулина # 17 февраля 2015 в 18:55 +1
Добрый вечер, Ольга Геннадьевна!Интересное занятие вы провели с ребятами! Дети в игровой форме учились считать,работали с геометрическими фигурами! Интересную провели физминутку! Детям было интересно, Ваш фотоотчет это подтверждает! Голосую!
Наталья Юрьевна Красовская # 17 февраля 2015 в 19:09 +1
Спасибо за приглашение, Ольга Геннадьевна! Просмотрела Ваше занятие, очень здорово получилось, а главное весело и познавательно. Очень много игровых моментов, появление сказочного героя, игры на внимание, что позволяет и повторить пройденное ,и познакомиться с новым материалом. Очень грамотно, на мой взгляд, построено занятие с точки зрения смены видов деятельности. Дети точно не устали smile . "Волшебный мольберт" - интересное решение. Сама очень люблю множество всего в занятии, но не отвлекало ли такое разнообразие видов деятельности от достижения поставленных задач? Вам творческих успехов. Мой голос Вам
Ольга Геннадьевна Лебедева # 17 февраля 2015 в 19:37 +1
Доброго времени суток, Наталья Юрьевна! Спасибо за комментарий. На ваш вопрос отвечу так. Нет, не отвлекало. Потому что всё разнообразие видов деятельности принадлежало практически одной тематике. Что то мы повторяли и закрепляли, то есть это было детям знакомо и они не испытывали ни каких трудностей. Физкультминутка настроила на веселый лад и не являлась особой нагрузкой. Новым в занятии были только загадки о геометрических фигурах, но и с этой задачей дети справились великолепно. Более того, по словам родителей, дети дома с удовольствием рассказывали про волка и про то, чему они его учили.
Еще раз спасибо!
Ольга Геннадьевна Лебедева # 17 февраля 2015 в 19:23 0
Спасибо за добрые слова, уважаемые коллеги!
Надежда Леонидовна Макарова # 17 февраля 2015 в 19:42 +1
Наталья Юрьевна! Интересный конспект. Детям, наверное, было тоже интересно. Дальнейших успехов. Голос!
Елена Солдатова # 18 февраля 2015 в 07:03 +2
Здравствуйте. Очень познавательный интересный конспект! Все объединено общей идеей.Очень хорошая выдумка по поводу "волшебных мольбертов", я в восторге. Представляю в каком восторге дети. Спасибо!+1
Людмила Анатольевна Сизова # 20 февраля 2015 в 22:42 +3
Добрый вечер, Ольга Геннадьевна! НОД проходит в игре, динамично, прослеживается интеграция областей, что соответствует требованиям ФГОС. Удачи!
Ольга Жановна Лянгузова # 21 февраля 2015 в 22:40 +3
Ольга Геннадьевна! Спасибо за интересные приемы, интеграцию различных областей. "Работа пальчиками" великолепна! Интересно много ли приходится убирать после такого занятия? Как приучали? Как храните коробки и манку? Ссыпаете после каждого занятия? Это уже вопросы практика. Заранее спасибо! Вам мой голос!
Ольга Геннадьевна Лебедева # 21 февраля 2015 в 23:18 +1
Спасибо за положительный комментарий! Нет, убирать совсем не много, дети вполне аккуратны. Нужно только научить их пользоваться "Волшебным мольбертом". Чтобы убрать изображение с мольберта, достаточно аккуратно постучать пальчиками по краям коробки, и можно рисовать заново. Хранить их тоже легко: мольберты я сделала из коробок из-под "Зефира", одна коробка на 2-х детей. После работы просто пересыпаю манку из крышки во вторую часть коробки и закрываю. На взгляд может выглядеть трудоёмко, но это не так. Спасибо за вопросы, рада была Вам ответить!
Мария Юрьевна Жиличкина # 13 марта 2015 в 17:05 +2
Здравствуйте, Ольга Геннадьевна! Занятие мне очень понравилось. Грамотно составлен конспект занятия, хорошо подобраны задания, которые динамично меняются и связаны одним сюжетом, интересные переходы от задания к заданию, прослеживается интеграция областей. С удовольствием отдаю Вам голос и желаю творческих успехов.
Елена Николаевна Васильева # 15 марта 2015 в 12:07 +2
Благодарю Вас, Ольга Геннадиевна, за чудесное занятие! Мне очень очень понравилось! Есть чему поучиться. Взяла на заметку. Душа радуется, что у нас такие замечательные педагоги. С любовью Елена.
Светлана Алексеевна Семенова # 18 марта 2015 в 20:04 +2
Ольга Геннадьевна,добрый вечер. Очень интересное занятия. Игровой персонаж помог заинтересовать детей. Очень хороший прием рисование пальчиком. Молодец! +1
Оксана Андреевна # 22 марта 2015 в 00:54 +3
рада,что заглянула к вам в блог-занятие очень понравилось:методически верно составлен конспект,интересные задания и плавные переходы между ними,сочетание групповой и индивидуальной работы,динамика-всё работает на то,что и читается и проводится такое занятие легко и интересно,что называется,на одном дыхании!!!чувствуется,что вы любите свою работу,побольше бы таких специалистов!!!многое взяла себе на заметку для будущей работы,спасибо!
Елена Викторовна Голубьева # 9 апреля 2015 в 20:24 +2
Ольга Геннадьевна, посмотрела и почитала ваше интересное, познавательное занятие.Цель и задачи были выполнены на протяжении всех видов деятельности. Интересный приём рисования на манке, дети любят что-то необычное.Молодцы!Голосую с удовольствием!
Светлана Васильевна Ларина # 19 апреля 2015 в 16:46 +2
Добрый вечер, Ольга Геннадьевна. Прочитала ваш конспект, мне он понравился. Удачный сюрпризный момент сопровождает малышей до конца занятия. Игровые задания формируют логическое мышление.Удачи вам!
Каринэ Владимировна Хачатурян # 19 апреля 2015 в 19:00 +2
Здравствуйте Ольга Геннадьевна! Познакомилась с Вашей разработкой. Очень интересное и увлекательное занятие. Самое главное деткам это интересно и не утомительно. Все поставленные цели и задачи выполнены, а это самое главное. Итог занятия виден у деток на лицах. мой голос +. Творческих успехов.
Алла Александровна Бокова # 24 апреля 2015 в 21:27 +2
Добрый вечер! Спасибо Вам за приглашение.Ваша работа хорошо продумана. Многими приемами пользуюсь и сама. Спасибо. Удачи вам!
Вера Николаевна Наполова # 29 апреля 2015 в 16:19 +2
Здравствуйте, Ольга Геннадьевна. Спасибо Вам за приглашение. Хотелось бы видеть Вас в моих друзьях. Познакомилась с конспектом Вашей работы. Все очень понравилось, особенно "Волшебный мольберт". Можно использовать вашу задумку в работе. Желаю удачи! Голосую за Вас.
Надежда Геннадьевна Малеева # 30 апреля 2015 в 09:56 +4
Обучению дошкольников началам математики должно отводиться важное место. Это вызвано целым рядом причин (особенно в наше время): началом школьного обучения, обилием информации, получаемой ребенком, повышением внимания к компьютеризации уже с дошкольного возраста, стремлением родителей в связи с этим как можно раньше научить ребенка узнавать цифры, считать, решать задачи. Взрослые зачастую спешат дать ребенку набор готовых знаний, суждений, который он впитывает как губка, например, научить ребенка считать до 100, до 1000 и. т. д., не овладев полным знанием в пределах 10.
Знакомство с величиной, формой, пространственными ориентирами начинается у ребенка очень рано, уже с младенческого возраста. Он на каждом шагу сталкивается с тем, что нужно учитывать величину и форму предметов, правильно ориентироваться в пространстве, тогда как долго может не испытывать, например, потребности в счете. Поэтому первостепенное значение имеют те знания, к усвоению которых ребенок наиболее предрасположен.
Вместе с тем принципиально важно, чтобы математика вошла в жизнь детей не как теория, а как знакомство с интересным новым явлением окружающего мира. Весь процесс обучения должен быть настроен на как можно более раннее возникновение «почему?». Это возникновение интереса к процессу, к причине, первые «открытия», горящие глаза, и желание узнать «еще и еще». Здесь закладывается мотивационная база дальнейшего развития личности, формируется познавательный интерес, желание узнать что-то новое.
Елена Анатольевна Реброва # 9 июня 2015 в 08:22 +2
Уважаемая Ольга Геннадьевна!Замечательные решения вы представили в своем конспекте игрового познавательного занятия по формированию элементарных математических представлений в средней возрастной группе. Умелое сопровождение детей на протяжении всего занятия, игровые задания способствуют развитию логического мышления, пространственного воображения, упражнения на развитие мелкой моторики рук (пальчиковая игра). Фотографии комментируют неподдельный восторг детей, радость, которую они испытывают на занятии. Дорого стоит, что на вашем занятии дети воспринимают начальные знания по математике не как сухую теорию, а как знакомство с чем-то новым и интересным. Спасибо. +++. Желаю удачи.
Елена Валерьевна Терентьева # 9 июня 2015 в 09:20 +1
Ольга Геннадьевна, здравствуйте. У Вас получилось очень иньересное занятие. Видно, что дети увлечены и активны, ведь все занятие основывалось на играх, был сюрпризный момент - появление волка. На занятии дети закрепили знания о геометрических фигурах, вспомнили диких и домашних животных, выполнили задания на развитие логического мышления , мелкой моторики пальцев рук. Все это проходило в игровой форме, в доброжелательной обстановке. Ребята показали свои знания, а Вы мастерство педагога. Замечательное занятие, примите голос.
Любовь Николаевна Киржнер # 30 июня 2015 в 20:51 +1
Ольга Геннадьевна! Мне понравился Ваш "волшебный мольберт". И вообще всё занятие построено на игре. Это очень хорошо. Видно, что детям интересно на вашем занятии. Успехов вам!
Юлия Алезиевна Данилова # 7 декабря 2015 в 11:13 +1
Ольга Геннадьевна, занятие Ваше очень интересное, познавательное, решает множество задач. Дети очень увлечены, заинтересованы игровой деятельностью. Используется нетрадиционный метод - рисование на крупе, что очень заинтересовывает детей. Спасибо за Вашу разработку! Примите голос.
Светлана Евгеньевна Шерстнева # 7 декабря 2015 в 23:55 +1
Классное занятие! Вроде и математика - серьезная наука, а весело и познавательно. Волшебные мольберты - это находка для таких занятий. Успехов, а Вам от меня ГОЛОС!
Ольга Николаевна Рыбинцева # 6 февраля 2016 в 12:21 +1
Ольга Геннадьевна, прочитала Ваше занятие. Тема мне очень близка, сама только провела итговое по ФЭМП подготовительной группе. Идея с волшебным мольбертом очень понравилась. Думаю и дети с большим удовольствием работают с ним. Спасибо за интересное занятие!
Сырцова Екатерина # 9 февраля 2016 в 13:46 +1
В игре все познается лучше) Прекрасно когда учитель/воспитатель может дать знания в игре)
Наталья Леонидовна Лелюк # 28 февраля 2016 в 09:29 +1
Занятие интересное. видно что вы творчески подходите к своей работе, использование подручных,нестандартных средств всегда находка для воспитателей.Умелое сопровождение,игровые моменты уводят детей от скучной математике к увлекательной игре с фигурами,числами.спасибо!
Елена Александровна Шашенко # 12 марта 2016 в 11:10 +1
Здравствуйте Ольга Геннадьевна. Очень интересное занятие. Хороший сюрпризный момент.Удачи вам и побольше идей
Ольга Анатольевна Гребенщикова # 6 апреля 2016 в 20:32 +1
На занятии представлены разнообразные педагогические идеи, чувствуется Ваше творчество, нестандартный подход к работе.Возьму некоторые приёмй на заметку.
Алла Сергеевна Смирнова # 25 мая 2016 в 14:45 +1
С большим интересом познакомилась с вашей работой! Очень интересный, актуальный, содержательный материал, мне понравился. Уверена, что ребята справились с вопросами невзирая, на уровни сложности. Творческих Вам успехов и вдохновения. Примите мой голос.