Конкурсы для педагогов и детей

Взаимодействие ДОУ и семьи по адаптации детей раннего возраста к детскому саду

Взаимодействие ДОУ и семьи по адаптации детей раннего возраста к детскому саду
Цель: создание условий в дошкольном образовательном учреждении по адаптации детей раннего возраста.
Ранний возраст является наиболее ответственным периодом жизни человека, когда формируются такие качества как познавательная активность, доверие к миру, уверенность в себе, доброжелательное отношение к людям, творческие возможности, общая жизненная активность и многое другое. Ведь память детства самая яркая и то, что закладывается в раннем возрасте, остается на всю жизнь.
В этот период ребенок находится в полной зависимости от окружающих взрослых-родителей и педагогов.
Я хочу напомнить, что в законе «Об образовании Российской Федерации» и в Типовом положении о дошкольном образовании (от 1.07.1995 г. №677) одной из основных задач, стоящих перед детским садом, является «взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития ребенка».
Наше дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 1» города Александровска с 2010 года работает по программе «От рождения до школы» (под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой» - это программа, основанная на взаимодействии образовательного учреждения с семьей с целью формирования здоровья, воспитания и полноценного развития ребенка. Родитель является полноценным участником образовательного процесса.
Программа «От рождения до школы» комплексная и охватывает возраст
• Раннее детство (с 1 года до 3 лет)
• Дошкольное детство (с 3 лет до отрочества, т. е до 7 лет)
Хорошо отлаженная работа с семьей одна из главных составляющих успеха дошкольного образовательного учреждения. Необходимы взаимодействие и преемственность между дошкольным учреждением и семьей. Ребенок часто находиться между этими двумя важнейшими институтами воспитания, попадая в мир противоречивых требований, что влияет на его развитие.
Проблема ранней адаптации детей к воспитанию в детском саду - одна из наиболее актуальных, поскольку от того, насколько легко ребенок привыкнет к новым условиям, во многом зависит его психическое и физическое развитие.
Когда малыш отделяется от семьи и идет в детский сад, он попадает в новые для него условия. Меняются режим дня, характер питания, температура помещения, характер общения. Происходит отрыв от дома и близких людей, встреча с новыми взрослыми, новыми сверстниками все это может стать для ребенка серьезной психической травмой, поэтому проблема адаптации ребенка к детскому саду является ведущей в этот период.
У нас в детском саду выстроена поэтапная работа с родителями по адаптации детей:
1 этап- это первичное индивидуальное консультирование, которое проводится за месяц до поступления малыша в детский сад. Эту консультацию проводит педагог-психолог, задачей которого на данном этапе определить уровень готовности ребенка к посещению детского сада; сделать прогноз возможной адаптации ребенка; подробно познакомить родителей с особенностями процесса адаптации и факторами, которые на нее влияют. А так же дать необходимые рекомендации родителям по подготовке ребенка к пребыванию в группе.
2 этап - после того, как предварительное знакомство малыша с воспитателями и детьми состоялось (обычно это происходит во время утренних прогулок) и было успешным, ребенок с родителями приходит в детский сад. Важно, чтобы с самого первого дня у родителей не осталось сомнений, что они отдают самое дорогое существо- свое дитя профессионалам, ответственным, добрым, надежным воспитателям.
ГРАФИК ПОСТЕПЕННОГО ВВОДА РЕБЕНКА В ГРУППУ
Первая неделя: ребенок находиться в группе вместе с мамой 3-4 часа (с 8.00 до 12.00 часов).
Вторая неделя: ребенок находиться в детском саду без мамы 3-4 часа (с 8.00 до 12.00 часов).
Третья неделя: ребенок находиться в детском саду с 8.00 до 15.00 часов (добавляется сон). Ребенка родители забирают после сна.
Четвертая неделя: если адаптация прошла успешно, ребенок находиться в детском саду целый день.
Весь период адаптации родители могут в любое время посещать группу, занятия, играть с другими детьми, своевременно получать информацию о протекании адаптации у своего малыша от воспитателя группы или педагога-психолога.
3 этап - родителям предоставляется возможность с момента поступления малыша в детский сад вместе с медицинскими работниками изучить и выбрать линию по укреплению его здоровья, закаливанию.
4 этап - для оказания методической помощи родителям мы используем в своей работе информационные уголки. Содержание просветительской работы составляется из интересов самих родителей, с учетом современных подходов к воспитанию и развитию детей. В уголок мы помещаем советы родителям по адаптации малыша к детскому саду, памятки: «Как подготовить ребенка к детскому саду», игры для детей раннего возраста и многое другое.
5 этап - в ДОУ работает «Клуб молодых родителей» на котором педагог психолог организует встречи. На этих встречах родителей знакомят с методами и приемами обучения и воспитания малыша, которые используют воспитатели. Решаются сложные психолого-педагогические задачи, рассматриваются различные ситуации, выйти из которых можно проявив знания, умения. Родители могут пообщаться друг с другом, обсудить сходство и различия переживаемых ситуаций.
Оттого, какую позицию в воспитании займут родители, зависит, будет ли их ребенок самостоятельным, социально-адаптированным к жизни. Либо под гнетом суперопеки, либо полного безразличия вырастет не приспособленным к жизни.
Какие же темы для встреч используются в «Клубе молодых родителей»: «Знакомство», «Адаптация», «Какой он, ваш малыш», «Игрушки для малышки» и другие.
Таким образом, можно сделать вывод, что четкая, профессионально слаженная и продуманная работа педагогов, психолога и медицинских работников, благополучный микроклимат в дошкольном учреждении, взаимодействие с родителями - залог положительного течения адаптации детей раннего возраста к детскому саду.
Какие же положительные результаты от поэтапно выстроенной работы с родителями по адаптации детей к детскому саду: отмечается более легкая адаптация детей к детскому саду; родители стали активными, заинтересованными участниками, помощниками в жизни детского сада.
Работу будем продолжать, так как она актуальна и необходима. Мы рады каждому новому успеху наших малышей и их заинтересованных родителей.

Рекомендуем посмотреть:

Сценарий семейного досуга для детского сада «Как хорошо, что есть семья» Первое родительское собрание в группе раннего возраста Как эффективно осуществить взаимодействие семьи с ДОУ Физкультурный досуг с родителями в средней группе

Похожие статьи:

Адаптация детей раннего возраста в ДОУ

Адаптация ребёнка в детском саду

Конспект занятия по экологии. Старшая группа
Опубликовано: 919 дней назад (29 мая 2014)
Просмотров: 3193
+2
Голосов: 2
Татьяна Николаевна Хусаинова # 29 мая 2014 в 15:53 0
Ольга Германовна материал Ваш полезный. Все описано и расписано по этапам. Быстрая и безболезненная адаптация детей к детскому саду одна из проблем родителей. Все хотят чтобы их ребенок быстро освоился и адаптировался в ДОУ. Поэтому работа ДОУ и родителей должна быть согласованной и систематичной. А создание клуба молодой семьи вообще замечательная идея. Мы открыли такую школу у себя в группе. Родители получают знания о воспитании детей раннего возраста. Спасибо Вам. Голосую +1
Ольга Германовна Сабитова # 29 мая 2014 в 17:52 0
Большое спасибо!! Можно задать вопрос? Кто руководит этой школой у вас в группе? Психолог или педагог?
Людмила Анатольевна Панова # 12 июня 2014 в 15:16 0
Детский сад - новый период в жизни ребенка. Для него это, прежде всего, первый опыт коллективного общения. Новую обстановку, незнакомых людей не все дети принимают сразу и без проблем. Большинство из них реагируют на детский сад плачем. Одни легко входят в группу, но плачут вечером дома, другие - соглашаются идти в детский сад с утра, а перед входом в группу начинают капризничать и плакать. Самая актуальная тема нашего времени, как раз сейчас идет комплектование новых групп и ваши рекомендации полезны всем. Огромное спасибо!!! Голос.