Конкурсы для педагогов и детей

Конспект образовательной деятельности в старшей группе: Богатыри земли русской

Конспект образовательной деятельности "Богатыри земли русской" старший дошкольный возраст
Игнатьевская Ольга Ивановна, воспитатель, МБДОУ "Детский сад №3 "Незабудка" г. Протвино
Цель:
познакомить детей с творчеством русского художника В.М. Васнецова.
Задачи:
- познакомить с картиной В.М.Васнецова «Богатыри»;
-познакомить с былиной «Алёша, Илья Добрыня»;
-усилить эмоциональное восприятие картины на фоне музыкального и литературного материала;
-развивать у детей интерес к живописи В.М.Васнецова;
-развивать художественное восприятие произведений изобразительного искусства;
-учить эмоционально откликаться на воздействие художественного образа;
-воспитывать эстетические чувства.
Предварительная работа:рассматривание иллюстраций по теме «Былины» (художник М.Сурков); чтение русских народных сказок «Никита Кожемяка», «Про Добрыню Никитича и Змея Горыныча».
Материал к занятию: картина В.М.Васнецова «Богатыри», музыкальная запись Богатырской симфонии Бородина, портрет В.М.Васнецова, текст былины «Алёша, Илья и Добрыня».
Словарная работа: русский художник, пейзаж, богатырь, кольчуга, шлем, копьё, меч, палица, лук, стрелы, былина, несокрушимая застава.
Ход.
-Дети, как вы думаете, кто это богатыри? (Ответы детей).
-Какими вы их себе представляете? (Сильными, смелыми, могучими).
-Иногда говорят: «Стоит дуб – богатырь». Почему так говорят?
-Какие вы знаете сказки о русских богатырях? (Ответы детей).
-Сегодня мы познакомимся с картиной великого русского художника Васнецова «Богатыри» и увидим, как их представлял себе русский живописец.
(Звучит музыка. Дети подходят, рассматривают картину).
- Замечатальный художник – сказочник Виктор Михайлович Васнецов очень любил родную природу, с детства любил слушать былины, народные песни и сказки. Его интересовала русская история, характеры людей. Живших в далёкие времена. «плох тот народ, который не помнит, не ценит и не любит своей истории» - говорил Васнецов. Эти слова определили тему, программу всего его творчества, он писал свои картины по теме русских былин и народных сказок.
Вот перед вами его знаменитая картина «Богатыри». Над ней художник работал почти 25 лет! Натурой для богатырей послужили простые люди. Эту картину можно увидеть в Москве, в Третьяковской галерее. Это музей, где собраны многие замечательные произведения художников.
-Кто изображён на картине?
-Обратите внимание, как одеты богатыри?
-Какое у них оружие?
- Каким художник изобразил богатырского коня? (Могучим, сильным. Послушным он стоит под своим хозяином).
Хороший конь был в большом почёте на Руси. Заботливый владелец холил его, знал ему цену. Говорили: «Лошадь пашет, конь под седлом». Верный конь предупреждал своего хозяина об опасности – «ржёт во всю голову», бьёт копытами, чтобы разбудить богатыря.
- Центральная фигура на картине – богатырь Илья Муромец. Каким его изобразил художник? (Ответы детей).
- Какие краски использовал живописец? (Ответы детей).
- Какое настроение вызывает эта картина? (Ответы детей).
- Какие пословицы можно вспомнить. Глядя на эту картину?
ДЕТИ: Родина – мать, умей за неё постоять.
С родной земли – умри, не сходи.
Русский ни с мячом, ни с калачом не шутит.
-Илья Муромец. Добрыня Никитич, Алёша Попович зорко всматриваются, не грозит ли родной земле опасность, не нужна ли кому – нибудь помощь. За их плечами – просторы, которые они берегут. Пейзаж в картине тоже вымышленно богатырский. Он как бы собрал всю красоту русского края. В «Богатырях» нет ничего грозного. Устрашающего. У нас создаётся ощущение несокрушимости заставы. Картина передаёт веру художника в богатырские силы народа.
(Проводится физминутка).
-Дети своих богатырей художник брал из былин. Былины – от слова «быль», в них народ рассказывал о богатырях и народных героях. Я познакомлю вас с былиной «Алёша, Илья Добрыня», это о богатырях, которых мы видим на картине.
(Чтение отрывков)
Владимир – князь предлагает чару зелена вина русским богатырям: «Подымались богатыри на резвы ноги. Выпивали чары за единый дух да меж собой побратались: старшим братом назвали Илью Муромца, средним – Добрыню Никитича, а младшим братом нарекли Алёшу Поповича. Они три раза обнималися. Да три поцеловалися».
-Говорит Алёша Попович славному князю Владимиру: «Мы поедем на заставе богатырской стоять, станем землю русскую от недругов оборонять!»
-Я думаю, что именно этот момент русской истории запечатлил для нас великий русский живописец, показал нам силу и мощь русского народа.
-Как вы думаете, почему художника Васнецова называют великим?(Ответы детей).
-Он оставил для нас много своих прекрасных картин, которые знают и любят и у нас в России, и в других странах. «Я только Русью и жил»,- говорил художник. Как вы понимаете эти слова? (т.е. он писал об истории русского народа и для народа, для всех нас).

Рекомендуем посмотреть:

Конспект занятия в старшей группе на тему: Родина Конспект НОД для детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ Конспект НОД в старшей группе компенсирующей направленности Конспект комплексного занятия в старшей группе. Цветы одуванчики

Похожие статьи:

Конспект НОД в старшей группе по правилам дорожного движения

Участник №9 профессионального конкурса для педагогов «Коллекция педагогического мастерства и творчества» с 15 декабря 2015 года по 15 марта 2016 года
Как правильно воспитать своего ребенка | Конспект досуга с театрализованным представлением во 2 младшей группе ДОУ
Опубликовано: 375 дней назад (29 ноября 2015)
Просмотров: 1002
+8
Голосов: 8
Елена Владимировна Субботина # 29 ноября 2015 в 11:49 0
Спасибо за актуальный конспект занятия, ведь в наше время не так много "богатырей". Задачи занятия были Вами выполнены.

Пред Вами меркнут чудеса природы,
И блекнут краски сказочных картин.
Мои слова не сделают погоды.
Я скромно Вам отвечу: «Плюс один!»
Алина Юрьевна Филобок # 1 декабря 2015 в 23:15 +1
Спасибо за занятие. Приобщение к русской культуре воспитывает любовь к Родине, гордость за свой народ. Я бы добавила интеграции, тогда оно получилось более насыщенным и полным.
Виктория Станиславовна Шупикова # 4 декабря 2015 в 13:05 0
Отличный конспект с формированием интеллектуального, эмоционального, художественно-эстетического развития ребенка. Очень понравился конспект по насыщенности информацией для старшего дошкольного возраста. Понравилось в образовательной деятельности использование художественного слова и музыкальное оформление. Спасибо! Голос.
Татьяна Ивановна Макарова # 4 декабря 2015 в 22:06 +1
Так как сегодня глаза современных детей уставлены в экраны телевизоров и телефонов, можно с сожалением констатировать, что иллюстрации художников попадаются в поле зрения наших детей всё реже и реже. Поэтом отдельное спасибо за этот конспект. Хочется отметить, что эмоциональное восприятие картины усиливается у детей на фоне музыкального и литературного материала. В ходе этого занятия у детей развивается интерес к живописи В.М.Васнецова, развивается художественное восприятие произведений изобразительного искусства.
Елизавета Ивановна Ананьева # 5 января 2016 в 21:58 +1
Очень поучительный конспект. Мы должны знакомить детей с искусством как можно больше.После этого занятия. я уверена, дети будут играть в с/р игру на эту тему. Благодаря вашему занятию, дети ещё на одну ступень поднимутся выше по эстетическому воспитанию.Спасибо за ваше старание,я голосую за вас.
Ирина Александровна Зуева # 3 февраля 2016 в 19:25 0
Здравствуйте,Ольга Ивановна! Вы представили конспект с насыщенной информацией. По методической грамотности составления разработки, я думаю, Вам нужно было бы быть немного точнее: если Вы указываете цель занятия "Познакомить детей с творчеством русского художника В.М.Васнецова", то надо знакомить не с одной картиной. Предлагаю вариант - "Продолжать знакомить детей с творчеством русского художника В.М.Васнецова на примере картины "Богатыри". Если указываете физ.минутку. то какую? Проводила подобное занятие. Ваш материал возьму в копилку. Спасибо! Голос!!!
Наталья Леонидовна Лелюк # 28 февраля 2016 в 07:55 0
Здравствуйте, Ольга Ивановна!Судя по конспекту вы хотели продемонстрировать скорее всего этот конспект как итоговое занятие? Если вы знакомите с творчеством и выбираете одну из картин художника, то вы сначала описываете картину, а потом задаете вопросы детям по этой картине. Понравилось в образовательной деятельности использование художественного слова и музыкальное оформление.Спасибо.
Кристина Игоревна Сахарова # 29 февраля 2016 в 20:56 0
Хороший материал! Примите, мой голос!