Конкурсы для педагогов и детей

Использование игровых проблемно-практических ситуаций в обучении дошкольников элементарной математике

Статья: Использование игровых проблемно-практических ситуаций в обучении дошкольников элементарной математике.
Автор: Турбина Ольга Ивановна, воспитатель логопедической группы МБДОУ Детский сад комбинированного вида №5 «Родничок», г.Луховицы, Московская область.
Описание материала: Предлагаю вам статью для детей средней группы по теме «Использование игровых проблемно-практических ситуаций в обучении дошкольников элементарной математике». Данный материал будет полезен для воспитателей подготовительных групп. С помощью данной статьи можно сформировать интерес к математике, уважение и понимание к окружающим.
В науке и практике уже давно утвердилось положение о том, что игра – эффективное средство обучения, но эффективным это средство становится в том случае, если используется в нужном месте, в нужное время и в необходимых дозах.
Современные требования к развивающему обучению в период дошкольного детства диктуют необходимость создания новых форм игровой деятельности, при которых сохранились бы элементы познавательного, учебного и игрового общения. Одна из таких форм и названа игровой проблемно – практической ситуацией.
Прообразом игровых проблемно – практических ситуаций для детей могут служить «деловые», или управленческие имитационные игры для взрослых, а участники игры в воображаемых нестандартных ситуациях отыскивают новые способы решения. И хотя возможности «деловых» игр исследованы мало, они вместе с тем имеют несомненные преимущества.
В чем же суть игровой проблемно – практической ситуации? Прежде всего, педагог знакомит детей с доступными им понятиями, терминами, знаками, символами, способами действий, с определённым порядком выполнения действий.
Далее, создаёт особые условия, которые побуждают ребёнка применять имеющиеся у него знания, использовать известные ему способы и изобретать новые для решения данных заданий, и, конечно, рассматривать заданные условия с нескольких точек зрения, при этом выдвигая разные пути их решения.
Чтобы внести ясность в этом вопросе, рассмотрим подробно, например, ситуацию «Готовимся к празднику».
Дети объединяются в группы по 3-4 человека. Каждая группа получает установку: отправиться на елочный базар и подобрать елку к новогоднему празднику. Какая нужна елка? Такая, чтобы она была от пола до потолка и чтобы вокруг неё было бы удобно водить хоровод.
На большом панно с помощью аппликации сконструирован «елочный базар»: ели разной высоты и с различным размахом веток.
Причем, каждая группа получает панно, где будет установлена елка. Одна группа «покупает» елку для группы детского сада, где она могла бы поместиться по высоте, и по ширине. Другая группа играющих «покупает» елку для музыкального зала, который просторнее и выше, чем групповая комната.
Третья группа подбирает елку, которая будет установлена на Главной городской площади.
Причем, при решении данной ситуации можно идти двумя путями: практическим и теоретическим. На первых порах ребёнок выбирает практический путь. Он проделывает все возможные действия с каждым объектом. Получение отрицательного результата сначала огорчает ребёнка. Здесь важна поддержка взрослого, который помогает ему правильно относиться к таким «тупиковым» случаям, рассматривая его не как неудачу, а как один из путей приближения к истине.
Постепенно ребенок начинает понимать, что практические действия можно совершить в так называемом воображаемом плане.
Совместная работа детей, проговаривание способов решения, объяснение всех вариантов, соединение отдельных элементов, предложенных разными детьми, в единое целое – все это рождает новый подход к решению проблемной ситуации. Коллективное обсуждение становится продуктивным при решении проблемной ситуации. В рассматриваемой нами игровой ситуации – поиска нужной елки – дети начинают поиск способа соизмерения. Сначала они обсуждают знакомые им способы сравнения: определить на глаз, отклеить елочку и примерить её к размерам комнаты… Тогда «продавец», роль которого выполняет воспитатель, вводит новые условия, которые усложняют задачу: не допускается использование глазомера, так как нужны четкость, точность и доказательные решения.
Кроме того, из беседы с «продавцом» детям становится понятным, что известные способы соизмерения (наложение и приложение) невозможны, ведь комнату нельзя отнести на базар, а каждую елку нельзя принести с базара, чтобы померить, годится ли она для данного помещения.
«Продавец» елочного базара в соответствии со своей ролью выслушивает каждого «покупателя», выясняет, как дети предполагают выполнить заданные условия, направляет их поисковую деятельность. И здесь, может быть, кто – то из детей придет к «открытию» нового способа соизмерения – измерения с помощью условной мерки. Причем дети обязательно догадаются, что искомый объект – елка – должна по высоте равняться помещению, где она будет стоять, но быть уже, чем позволяет ширина помещения (чтобы удобно было вокруг елки водить хоровод). И в конце концов дети измеряют разные елки и отыскивают такую, которая отвечает сочетанию параметров, определённых условиям задания. Появляются два-три решения. Елка может быть равна или ниже высоты комнаты (но никак не выше), уже, чем ширина комнаты, но не равна её ширине. Путем рассуждений дети приходят к выводу, что елка, которая будет установлена на Главной площади, - самая высокая и самая широкая из всех имеющихся на елочном базаре. Подтверждение правильности решения дети находят в зашифрованном ответе, прикрепленном в потайном месте на каждой елке.
Заключение.
Игровые роли распределяются свободно, как и во многих других играх, и зависят от инициативы детей. Чаще всего лидерами становятся активные и эрудированные дети, которые предлагают наибольшее количество вариантов. А поиск путей решения и его осуществления позволяют и малоактивным детям с пользой для себя участвовать в этой «работе»: общая ответственность за правильное решение побуждает их помогать друг другу, находить верные пути поиска.
Игровая ситуация поддерживает интерес детей на протяжении всего времени совместной деятельности, создает положительный эмоциональный настрой; итогом становится появление чувства удовлетворения от выбора правильного решения.
Трудностей при использовании проблемно – практических ситуаций немало. И одна из них в том, что наши дети недостаточно готовы к диалогу, к познавательному общению со взрослыми и сверстниками.
Вот почему педагог должен обладать поистине виртуозным мастерством, чтобы без видимой опеки, выполняя определенную игровую роль, направлять поисковую деятельность детей, избегая авторитарного давления на них.
Только в этом случае использование игровых проблемно – практических ситуаций даст желаемый результат.

Рекомендуем посмотреть:

Конспект НОД в средней группе по ФЭМП на тему «Веселая математика» Конспект НОД по ФЭМП. Старшая, подготовительная группа. Обобщение знаний о геометрических фигурах Конспект НОД по математическому развитию в средней группе Пособие по ФЭМП. Младшая-средняя группа

Похожие статьи:

Рабочая программа предмета «Введение в математику» для младшего дошкольного возраста

Формирование элементарных математических представлений в подготовительной группе по теме «Транспорт»
Опубликовано: 355 дней назад (19 декабря 2015)
Просмотров: 1042
Рубрика: Статья
+4
Голосов: 4
Наталья Сергеевна Мыжевских # 19 декабря 2015 в 17:41 0
Добрый вечер, Ольга Ивановна! Спасибо за интересный материал и с Вашего разрешения возьму с удовольствием себе на заметку. Голосую!!!
Лариса Сергеевна Кривохижина # 20 декабря 2015 в 11:17 0
Очень интересный и полезный материал. Есть что взять на заметку. Спасибо большое, Ольга Ивановна!
Наталья Владимировна Мезенцева # 9 августа 2016 в 08:18 0
Здорово замечательный и интересный материал.