Творческий конкурс для педагогов «Чудесная Весна»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Конспект классного часа к 9 мая о Великой Отечественной войне, 3-4 класс

Классный час в 3-4 классе «Жестокая правда войны»
Цель: создание условий для воспитания патриотических чувств учащихся.
Задачи:
- воспитание у школьников любви к Родине, чувства гордости за свой народ, уважения к его подвигам и достойным страницам прошлого.
- закрепление и увеличение объема исторических знаний.
- воспитание патриотических чувств на примерах героизма, храбрости и мужества нашего народа

Оборудование: плакаты, посвящённые великой Победе, компьютер, проектор, экран, аудиозаписи, видеофрагмент документальных кадров времен Великой Отечественной войны,

Литература:
И.Х. Баграмян. Слово о генерале Карбышеве. Венок Славы т.8 – Антология художественных произведений о Великой отечественной войне в 12томах с.551-559 / Москва, «Современник» 1989г /

Письмо 15-летней девочки Кати Сусаниной с фашистской каторги. Венок Славы т.8 – Антология художественных произведений о Великой отечественной войне в 12томах с.367-368 / Москва, «Современник» 1989г /
Ход мероприятия
Учитель: Ребята, мы поговорим сегодня о жизни людей нашей страны в разные периоды истории.
Расскажите, чему радуетесь вы в своей жизни и чему огорчаетесь.
(ответы детей)
Когда ваши родители были детьми, их радости и печали были похожи на ваши. Не всегда спокойно жили люди нашей страны. Сегодня мы мысленно вернёмся в прошлое нашей страны, в грозные годы 1941-1945гг.
Как жилось нашему народу?
Учитель: Прошла война
Прошла беда
Но боль взывает к людям
Давайте люди, никогда
Об этом не забудем.

22 июня 1941 года мирная жизнь нашего народа была нарушена нападением фашистской Германии.

(видеофрагмент начала войны)
Так война вошла в жизнь советских людей.

И чтобы не оказаться в фашистском рабстве, ради спасения Родины народ вступил в смертельный бой с жестоким и беспощадным врагом. С заводов и фабрик, с колхозных полей уходили мужчины на фронт.

( аудиозапись песни « Священная война» слова В. Лебедев-Кумач музыка А. Александрова)
Учитель: Война затянулась на долгие 4 года. Гитлеровцы разрушили и сожгли сотни городов, десятки тысяч населенных пунктов. Они совершали неслыханные зверства.
В Белорусской деревеньке Хатынь фашисты согнали и закрыли в сарае стариков, женщин и детей. Их сожгли заживо. А тех, кто пытался выбежать, расстреливали из автоматов.
В организованных лагерях для заключённых, фашисты проводили опыты над людьми, заражая их новыми болезнями, беспомощных и обессиленных отправляли в крематорий ( помещение, где пленных травили газом и потом сжигали)
Много подвигов было совершено советскими людьми в эти годы. Я хочу, чтобы вы больше знали о великих сынах нашей родины.

Рассказ учителя о генерале Карбышеве ( Венок славы т.8 ):
Дмитрий Михайлович Карбышев - генерал-лейтенант инженерных войск в начале войны был направлен из Москвы для проверки укрепительных сооружений. Оказался в районе боевых действий, попал под бомбёжку, был ранен, засыпан землёй и в бессознательном состоянии оказался в немецком плену. Немецкие врачи привели его в чувства спустя сутки.
В Москве о Карбышеве было ничего неизвестно. В его личном деле появилась запись «Пропал без вести». А он до фераля 1945 года находился р разных концлагерях. Фашистское командование пыталось привлечь Карбышева к сотрудничеству на благо Германии. Не получив согласия, генерал был отправлен на каторжные работы в каменоломни, а ему было больше 60 лет.
По концлагерям разносилась молва о несгибаемом генерале. Из уст в уста пленные передавали его правила поведения в плену:
1.В любых условиях соблюдать организованность, сплоченность, товарищескую взаимопомощь, всеми силами помогать раненым и больным.
2.Высоко держать честь воина Красной Армии, быть верным воинской присяге.
3.Вести борьбу с фашистами и их пособниками-изменниками Родины, при первой возможности уничтожать их.
4.Создавать группы для диверсий и саботажа (действий, которые наносят вред)
5. смело совершать побеги и помогать в этом товарищам.
……………………………………………………….
8.Неизменно поддерживать в товарищах веру в конечную и полную победу Родины над врагом, которая принесет избавление от плена.
Эти заповеди были известны большинству военнопленных.
В 1945 г., когда Советские войска были в 70 км от концлагеря Маутхаузен,17 февраля фашисты уготовили мучительную смерть для группы заключенных, в которой находился и Д.М. Карбышев.
Людей раздели догола и вывели на улицу на 12-градусный мороз. Дул резкий ветер. Военнопленные простояли на морозе несколько часов. Тех, кто остался живой. Загнали в баню под горячий душ, а затем снова на мороз. Теперь их поливали холодной водой из шлангов. Струи воды сбивали людей с ног. Очевидец рассказывал, что один из этих людей, седовласый человек стоял прислонившись к стене.Он превращался в обледеневший памятник воинской стойкости.
Один из немногих, кто выжил после этой пытки, оказался старший офицер канадской армии Седдон де Сент-Клер. В 1946г он находился на лечении в лондонском госпитале. Он потребовал у администрации госпиталя вызвать представителя посольства СССР.В присутствии священника сообщил прибывшему подполковнику Сорокопуду следующее:

читает ученик
«Я прошу вас записать мои показания и переслать их в Россию. Я считаю своим долгом рассказать, что я знаю о генерале Карбышеве. Я выполняю долг обыкновенного человека. Мне осталось жить совсем недолго и меня волнует мысль, чтобы вместе со мной не ушли в могилу известные мне факты героической жизни и трагической гибели советского генерала, благодарная память о котором должна жить среди людей»
Далее он изложил те факты о гибели Карбышева и его товарищей, о которых вам рассказали и закончил.
«Старый генерал, как всегда, был спокоен, его только бил сильный озноб, как и каждого из нас. Он что-то говорил окружающим его русским. Они внимательно слушали его. В его фразах я уловил несколько раз повторяющиеся и понятные мне слова «Советский Союз». Затем ,посмотрев в нашу сторону он сказал нам по-французски: «Бодрее товарищи. Думайте о своей родине, и мужество не покинет вас»
Я вспоминаю о генерале Карбышеве, как о самом честном солдате и мужественном человеке, которого я встречал в своей жизни.»

Учитель: 16 августа 1946г Указом Президиума Верховного Совета СССР Д.М. Карбышеву посмертно было присвоено звание героя Советского Союза.

А вот другая история военной жизни.
Фашисты угоняли в плен людей, использовали их на тяжелых работах, в качестве слуг.
После освобождения белорусского города Лиозно в 1944г при разборе кирпичной кладки разрушенной печи в одном из домов был найден маленький желтый конверт, прошитый нитками. В нем оказалось письмо белорусской девочки Кати Сусаниной, отданной в рабство гитлеровскому помещику. Доведенная до отчаяния, в день своего 15-летия она решила покончить жизнь самоубийством. Перед смертью написала последнее письмо отцу. На конверте стоял адрес:
"Действующая армия. Полевая почта N... Сусанину Петру". На другой стороне карандашом написаны слова: "Дорогие дяденька или тетенька, кто найдет это спрятанное от немцев письмо, умоляю вас, опустите сразу в почтовый ящик. Мой труп уже будет висеть на веревке". Номер полевой почты, написанный на конверте, устарел, и письмо не могло попасть адресату, но оно дошло до сердца советских людей!

Читает ученица( Венок славы т.8)
Март, 12, Лиозно, 1943 год.
Дорогой, добрый папенька!
Пишу я тебе письмо из немецкой неволи. Когда ты, папенька, будешь читать это письмо, меня в живых не будет. И моя просьба к тебе, отец: покарай немецких кровопийц. Это завещание твоей умирающей дочери.
Несколько слов о матери. Когда вернешься, маму не ищи. Ее расстреляли немцы. Когда допытывались о тебе, офицер бил ее плеткой по лицу. Мама не стерпела и гордо сказала: "Вы не запугаете меня битьем. Я уверена, что муж вернется назад и вышвырнет вас, подлых захватчиков, отсюда вон". И офицер выстрелил маме в рот...
Папенька, мне сегодня исполнилось 15 лет, и если бы сейчас ты, встретил меня, то не узнал бы свою дочь. Я стала очень худенькая, мои глаза ввалились, косички мне остригли наголо, руки высохли, похожи на грабли. Когда я кашляю, изо рта идет кровь - у меня отбили легкие.
А помнишь, папа, два года тому назад, когда мне исполнилось 13 лет? Какие хорошие были мои именины! Ты мне, папа, тогда сказал: "Расти, доченька, на радость большой!" Играл патефон, подруги поздравляли меня с днем рождения, и мы пели нашу любимую пионерскую песню...
А теперь, папа, как взгляну на себя в зеркало - платье рваное, в лоскутках, номер на шее, как у преступницы, сама худая, как скелет,- и соленые слезы текут из глаз. Что толку, что мне исполнилось 15 лет. Я никому не нужна. Здесь многие люди никому не нужны. Бродят голодные, затравленные овчарками. Каждый день их уводят и убивают.
Да, папа, и я рабыня немецкого барона, работаю у немца Шарлэна прачкой, стираю белье, мою полы. Работаю очень много, а кушаю два раза в день в корыте с "Розой" и "Кларой" - так зовут хозяйских свиней. Так приказал барон. "Русс была и будет свинья",- сказал он.
Я очень боюсь "Клары". Это большая и жадная свинья. Она мне один раз чуть не откусила палец, когда я из корыта доставала картошку.
Живу я в дровяном сарае: в колшату мне входить нельзя. Один раз горничная полька Юзефа дала мне кусочек хлеба, а хозяйка увидела и долго била Юзефу плеткой по голове и спине.
Два раза я убегала от хозяев, но меня находил ихний дворник. Тогда сам барон срывал с меня платье и бил ногами. Я теряла сознание. Потом на меня выливали ведро воды и бросали в подвал.
Сегодня я узнала новость: Юзефа сказала, что господа уезжают в Германию с большой партией невольников и невольниц с Витебщины. Теперь они берут и меня с собою. Нет, я не поеду в эту трижды всеми проклятую Германию! Я решила лучше умереть на родной сторонушке, чем быть втоптанной в проклятую немецкую землю. Только смерть спасет меня от жестокого битья.
Не хочу больше мучиться рабыней у проклятых, жестоких немцев, не давших мне жить!..
Завещаю, папа: отомсти за маму и за меня. Прощай, добрый папенька, ухожу умирать.

Твоя дочь Катя Сусанина...
Мое сердце верит: письмо дойдет.

Учитель: трудно найти в нашей стране дом, куда не пришло горе. Кто потерял сына, кто отца или мать, кто сестру или брата, кто друга.
Хочу, чтобы вы знали и героев-наших земляков.

Рассказ о лётчике В. Талалихине
Талалихин Виктор Васильевич, герой Советского Союза (1918-1941гг.)
Родился в с. Тепловка Вольского района Саратовской области
Учился в ФЗО и работал в Москве. Окончил школу лётчиков. 7 августа 1941г. совершил ночной таран. После уничтожил 5 самолётов противника. Погиб в воздушном бою 27 октября 1941г в возрасте 23 лет.

Учитель: дети не остались в стороне в эти грозные годы. Они собирали тёплые вещи и одежду для фронтовиков, выступали с концертами перед ранеными в госпиталях, работали на колхозных полях и в цехах заводов вместо взрослых. Много детей сражались с врагом, кто на фронте, кто в партизанских отрядах. Мы читали с вами рассказы о пионерах-героях. Кого из них вы запомнили?
(ответы детей)

Девочка:
Я родилась после войны
Я выросла под иным небом
Каким живу духовным хлебом?
Чем дорожу я в эти дни?

Учитель:
Чем же отличается ваша жизнь от жизни детей военных лет? ( ответы детей)
Да мы не слышим взрывов бомб, не стоим в очередях за хлебом, не знаем что такое похоронки.

Миллионы людей ковали победу над врагом на фронте и в тылу.
Во многих семьях хранятся фронтовые письма. Которые присылали отцы и братья. Они писали, что вернуться домой с победой.
Послушайте некоторые из них. (Дети читают письма - треугольники)
****
Дорогие мои родные!
Ночь. Дрожит огонёк свечи.
Вспоминаю уже не впервые.
Как вы спите на тёплой печи
В нашей маленькой старой избушке,
Что в глухих затерялась лесах,
Вспоминаю я поле, речушку
Вновь и вновь вспоминаю о вас.
Мои братья и сёстры родные!
Завтра снова я в бой иду
За Отчизну свою, за Россию,
Что попала в лихую беду.
Соберу своё мужество, силу
Буду немцев без жалости бить
Чтобы вам ничего не грозило
Чтоб могли вы учиться и жить!
Ваш брат.
****
Здравствуй, дорогой Максим,
Здравствуй, мой любимый сын!
Я пишу с передовой,
Завтра утром – снова в бой
Будем мы фашистов гнать!
Береги, сыночек, мать.
Позабудь печаль и грусть –
Я с победою вернусь!
Обниму вас наконец.
До свиданья, твой отец

Учитель: и вот он наступил - долгожданный День Победы. Этого дня люди ждали 1448 дней и ночей. На улицах в этот день люди пели, танцевали, незнакомые обнимали друг друга, поздравляли с победой. Многие плакали.

(аудиозапись песни День Победы слова В.Харитонов музыка Д.Тухманов)
Учитель: 70 лет как закончилась война. Это целая жизнь. Каждый год в эти майские дни наш народ вспоминает грозные годы войны, чтит память погибших, кланяется живым. С каждым годом число ветеранов войны становиться меньше. Но мы не должны забыть великий подвиг советских солдат.
Давайте почтим минутой молчания память тех, кто отдал свою жизнь в борьбе за мир и счастье на земле.

Дети:
1. Ради счастья и жизни на свете
Ради воинов павших тогда
Да не будет войны на планете

Вместе: Никогда! Никогда! Никогда!

2.Пусть солнце утопит всю землю в лучах!

Вместе: Пусть!

3.Пусть мирные звёзды сияют над небом!

Вместе: Пусть!

4.Пусть дышится глубже, спокойней, полней!

Вместе: Пусть! Пусть! Пусть!

Завершаем классный. час песней «Пусть всегда будет солнце» слова Л. Ошанин музыка А.Островский

Рекомендуем посмотреть:

Внеклассное мероприятие ко Дню Победы, 3-4 класс. Никто не забыт, ничто не забыто Внеклассное мероприятие ко Дню Победы, 4-5 класс. Города - герои Концерт ко Дню Великой Победы. Сценарий для 3 класса с презентацией Внеклассное чтение в 4 классе по теме: ВОВ

Похожие статьи:

Устный журнал ко Дню победы, 4 класс

Литературно музыкальная композиция ко Дню Победы для начальных классов

Конкурс чтецов ко Дню Победы в начальной школе, 4 класс

Внеклассное мероприятие в начальной школе ко Дню Победы. Дела человека красят

Внеклассное мероприятие в начальной школе ко Дню Победы. Инсценировка по рассказу Алексеева «Дедушка»

Сценарий праздника во 2 классе. Моя малая родина | Проектная деятельность в начальной школе
Опубликовано: 3227 дней назад (16 июня 2015)
Просмотров: 4169
+3
Голосов: 3
Алла Ивановна Ефимова # 16 июня 2015 в 17:12 0
Здравствуйте, Ольга Ивановна! Спасибо за приглашение. Интересная и нужная разработка.Материал достоин внимания. Небольшое пожелание: укажите вначале работы: автор, убрать жирный шрифт, оставить жирным только слова: цель, задачи, описание материала. Примите голос и пожелания удачи.
Елена Григорьевна Полякова # 17 июня 2015 в 09:40 0
Уважаемая Ольга Ивановна, поддерживаю Вашу работу голосом!
Классный час трогательный, содержательный. Материал не может никого
оставить равнодушным. вам нужно поработать над правильным оформлением.
Как оформить работу внимательно прочитайте здесь:https://ped-kopilka.ru/voprosy-i-otvety/kak-pravilno-oformit-zapis-v-bloge.html
Желаю дальнейших творческих успехов и удач!
С уважением, Е.Г.
Ольга Ивановна Веселова # 17 июня 2015 в 17:50 0
Спасибо за отзывы.Правила оформления я только осваиваю,поэтому ошибки допускаю.
Ирина Александровна Смогунова # 17 июня 2015 в 21:18 0
Замечательная разработка! Просто слёзы навернулись... "Пусть всегда будет солнце" в конце урока - просто класс! Извините, за непедагогичные, может быть, выражения, но Ваш классный час задел меня за живое. Я как будто побывала на нём: увидела Вас, Ваших учеников, услышала, как они рассказывают стихи, поют. Вы воспитываете настоящих патриотов. Они не допустят войны, когда вырастут. Я в это верю.
Ольга Ивановна Веселова # 18 июня 2015 в 15:30 0
Спасибо за добрые слова.
Елена Владимировна Николаева # 18 июня 2015 в 16:00 0
Очень хороший сценарий, соответствует возрастным особенностям детей, можно использовать и для школьников постарше! Актуально, интересно, эмоционально! А что касается оформления, то сильно не беспокойтесь: постепенно придет навык, на мой взгляд, важнее содержание, а не форма! Мой голос Вам!
Ольга Ивановна Веселова # 18 июня 2015 в 16:11 0
Большое спасибо!
Людмила Сергеевна Никифорова # 21 июля 2015 в 12:46 0
Ольга Ивановна! Спасибо большое за материал! Он затрагивает душу ребёнка! Обязательно воспользуюсь!