Творческий конкурс для педагогов «Чудесная Весна»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Комплекс упражнений по стимуляции речевой активности для детей с ОНР

Комплекс упражнений по стимуляции речевой активности для детей с ОНР 1 уровень
Упражнение 1.
С помощью сюрпризного момента (из «чудесного мешочка», коробочки, из-за ширмы) ребенку предъявляется знакомая или любимая игрушка (например, мишка). Взрослые совершают игровые действия с мишкой, сопровождая словами: «В гости к нам пришел мишка. Он здоровается с тобой: «У-у-у!» Поздоровайся с мишкой» (взрослый побуждает ребенка к произвольному и сопряженному произнесению звукоподражания).
Если малыш охотно включается в игру, можно предложить ее усложнение - игру «Кто позвал?» (вместе с мишкой в гости к малышу пришел волк-волчок («У-у-у»); игрушки располагаются по правую и левую стороны от ребенка и по очереди «зовут» малыша, он поворачивается к той игрушке, которая его «позвала»).
Варианты: аналогичные игры проводятся с самолетиком («у-у-у») и паровозиком («у-у-у»).
Упражнение 2
. Игра «В гости пришла кукла».
С помощью сюрпризного момента предъявляется знакомая кукла. Она хочет спать, нужно ее покачать, сопровождая действия звукоподражанием: «а-а-а». Взрослый показывает игровые действия, сопровождая их словами: «Кукла Оля хочет спать, куклу надо покачать», и побуждает малыша сделать то же самое.
Упражнение 3.
Игра «Айболит». Взрослый создает игровую ситуацию - к Айболиту приходят знакомые ребенку игрушки: зайка, неваляшка, крокодил.
• У зайки болят зубы. Зайка плачет: «А-а-а!»
• Как плачет зайка?
• У крокодила болят зубы. Крокодил плачет: «А-а-а!» и т.п.
Малыш произносит вместе во взрослым, повторяет за ним, потом произносит самостоятельно звукоподражание «а-а-а!».
Упражнение 4.
Используя сюрпризный момент (из-за ширмы, из «чудесного» мешочка, из кукольного домика, одновременно со звуковым сигналом - звуком колокольчика или барабана), взрослый показывает игрушку - пупсика, называя ее: «Это малыш. Малыш плачет: «Уа-уа!»; побуждает ребенка к произнесению звукоподражания и игровым действиям с игрушкой (покачать, покормить из соски). Если ребенок испытывает двигательные затруднения, можно использовать совмещенные игровые движения (взрослый производит движение руками ребенка).
Усложнение игры: «Кто позвал?», «У нас в гостях» с использованием игрушек из предыдущих занятий.
Упражнение 5.
Ребенок узнает предметы, изображенные на цветных картинках (самолет, кукла, паровозик, волк), используя звукоподражание, называет их («у-у», «а-а», «ау-ау»). Затем последовательно (по одной) предъявляются контурные изображения тех же предметов. Малыш соотносит цветное и контурное изображения, накладывая парные картинки, друг на друга. Вопросы: «Кто плачет? Как?» (вызов звукоподражания).
Игра «Что пропало?»:
взрослый убирает одну из картинок и просит назвать ее, используя звукоподражание.
Вопросы:
• Кто ушел? (кукла: «Уа-уа!»)
• Что улетело? (самолет: «У-у-у!»)
• Кто убежал?(волк: «У-у-у»)
Упражнение 6.
Игра «Положим спать» (проводится с игрушками):
• На звук «а» укладываем спать куклу:
Кукла-куколка, бай-бай,
Спи спокойно, засыпай:
«А-а, а-а, а-а».
• На звук «у» укладываем бычка:
На кроватке спит бычок,
Он улегся на бочок:
У-у, у-у, у-у».
• На звук «и» укладываем мышку:
Захотела мышка спать
И полезла под кровать:
«И-и, и-и, и-и».
Упражнение 7.
Различение звуков «му» и мяу». Взрослый показывает картинку, называет слово («кошка») и дает образец звукоподражания («мяу»).
Покажи, где кошка (корова). Как мяукает кошка, ( мычит корова) ?
(Можно использовать сопряженное проговаривание звукоподражаний «мяу», «му»);
Кто кричит: «Му» («Мяу») ?
Спрячь кошку (корову) (побуждать ребенка закрывать ладошкой картинку с указанным изображением).
• Видишь корову (кошку)? (Взрослый побуждает малыша к произнесению слов «да», «нет»).
• Кто спрятался? (Одна из картинок закрыта листом бумаги.)
• Кто позвал? (Взрослый дает образец звукоподражания и просит ребенка выбрать соответствующую картинку).
(Побуждать к произвольному или отраженному звукоподражанию).
Упражнение 8.
Звукоподражания «ту-ту», «тук-тук», «тик-так».
Взрослый последовательно показывает ребенку картинки, называет их, дает образец звукоподражания.
• Спрячь поезд (молоток, часы)
• Что спрятала? (Одна картинка закрыта листом бумаги)
Что услышал? (Взрослый дает образец звукоподражания, ребенок показывает соответствующую картинку).
• На чем поедем кататься? Покажи. Как гудит поезд?
• Чем гвозди забиваем? Покажи, как стучит молоток?
• Что тикает? Как?
• Что тикает? Как?
• Включать звукоподражания в стихотворные тексты:
Включать отработанные звукоподражания в стихотворные тексты:
• Му-му-му!
Молока кому?
• Мяу-мяу! - кто пищит?
У меня живот болит.
• Вот поезд наш едет, колеса стучат:
Ту-ту, ту-ту, ту-ту!
А в поезде этом ребята сидят.
Ту-ту, ту-ту, ту-ту!
***
Строим, строим новый дом,
Тук-тук молотком.
***
Наши часики стучат:
Тик-так, тик-так.
Считать кукушка научилась.
На том ученье прекратилось.
Куры крыльями махали:
Ко-ко, ко-ко!
Куры ключами стучали:
Ко-ко, ко-ко!
***
Гуси, гуси, га-га-га!
Есть хотите? Да-да-да!
***
Прилетели гули, гули-голубочки:
Гуля-гуля-гуля.
На головку сели моей дочке:
Гуля-гуля-гуля.
***
Гоп-гоп! Конь живой
И с хвостом и с гривой...
Он качает головой,
Вот какой красивый!
Гоп-гоп-гоп!
***
Ду-ду-ду-ду! Потерял Ваня дуду.
А я дудочку нашла,
И Ванюше отдала:
Ду-ду-ду-ду!
***
Маленькие мышки,
Серенькие шубки,
Длинные хвосты,
Пищат: «пи-пи-пи!»
***
Пистолет пугает мух.
Говорит он громко: «ПУХ!»
***
Мой веселый, звонкий мяч.
Ты куда пустился вскачь?
Оп-оп-оп-оп!
***
Миша, Мишенька, бай-бай!
Спи скорее, засыпай!
***
Мальчик плачет и кричит:
«Ручка у меня болит!»
Бо-бо-бо-бо!
***
«Би-би-би, - гудит машина, -
Не поеду без бензина!»
***
С барабаном мы идем,
Громко песенку поем!
Бом-бом, бом-бом!
***
Говорит собака: «АМ!
Кошке мясо не отдам:
«Ам-ам-ам!»
***
Наш малыш кричит с утра:
«УА-УА-УА-УА!»
***
Заблудились мы в лесу,
Закричали все:
«АУ-АУ!»

Рекомендуем посмотреть:

Как развивается речь ребёнка до года Как развивать речь ребенка с раннего возраста Развитие речи ребёнка через театрализованную игровую деятельность Развитие речи ребенка в норме до 3 лет

Похожие статьи:

Развивающие игры для детей от 3 до 8 лет

Как научить ребёнка говорить

Скороговорки для детей

Рекомендации для родителей по домашней работе с детьми, имеющими нарушения речи | Комплекс упражнений для дошкольников по формированию представлений о цвете, форме и величине
Автор: Ольга Ким
Опубликовано: 3601 день назад (10 июня 2014)
Просмотров: 11185
+4
Голосов: 4
Татьяна Николаевна Хусаинова # 10 июня 2014 в 19:24 +1
Ольга ваш материал на активизацию речевой активности детей ОНР 1 уровня очень полезны. Работая с такими детьми необходимо проявлять смекалку чтобы заинтересовать ребенка и стимулировать его на речевую активность. Но когда начинает ребенок повторять или произносить звукоподражания, это радость и удовлетворение. Спасибо Вам. Беру на заметку. Голосую +1
Светлана Александровна Овчинникова # 10 июня 2014 в 19:25 +1
Ольга, Вы представили хороший материал по развитию речи. Через игровые моменты детки лучше усваивают материал, им интереснее подрожать, чем повторять "сухие" фразы за педагогом. Спасибо за упражнения. Возьму в копилку.
Юлия Юрьевна Мущинкина # 4 января 2017 в 23:05 0
Ольга, я относительно недавно стала работать с детьми раннего возраста, ваш предложенный материал по активизиции речевой активности для меня актуален. Возьму на вооружение
Василя Раисовна Амирова # 21 января 2020 в 18:45 0
Стишки со звукоподражаниями - актуально всегда, и в работе с малышами, и с детьми с задержкой речевого развития, и для молодых родителей. Спасибо, пополню картотеку!