Конкурсы для педагогов и детей

Рекомендации для родителей по домашней работе с детьми, имеющими нарушения речи

Полноценная коррекционная работа, направленная на устранение речевых нарушений у детей, невозможна без регулярной работы дома. Чем сильнее выражен речевой дефект у ребенка, тем больше внимания и времени стоит уделять работе вне логопедического кабинета. Стоит помнить, что коррекция речи – это сложный и длительный процесс, который отнимает у ребенка много сил и времени. Кроме того, дети, имеющие нарушения речи, часто более утомляемы, чем их нормативные сверстники. В связи с этим, занятия по коррекции речи, как в классе, так и дома, должны строиться особым образом. На что стоит обратить внимание при организации коррекционной работы дома?
Прежде всего, стоит помнить о том, что любая задача легче, если ее решение осуществляется на эмоциональном подъеме. Ребенок должен быть отдохнувшим, выспавшимся и в хорошем настроении. Не стоит заставлять ребенка заниматься, это может вызвать негативный настрой к логопедическим занятиям в целом.

Занятия должны осуществлять регулярно, ребенок должен осознавать, что эта работа необходима, но организация занятий не должна иметь принудительный характер и превращаться в дополнительные уроки.

Стоит обратить внимание на выбор места занятия. Это необязательно стандартная форма, когда родитель и ребенок садятся за стол и выполняют задания. Лучше выбрать место удобнее и психологически комфортнее для ребенка, например, можно разместиться на ковре (разумеется, если речь не идет о выполнении письменных заданий при коррекции письменной речи). Многие задания требуют полной сосредоточенности ребенка на определенном виде деятельности, поэтому, стоит ликвидировать все отвлекающие факторы и создать спокойную атмосферу. Некоторые виды работы можно осуществлять во время совместной прогулки. В основном это различные игры, направленные на развитие речи детей.
Занятия не должны быть продолжительными и утомлять ребенка. Если ребенок устал, лучше дробить задания и выполнять их в несколько подходов. Не стоит утомлять ребенка и заставлять доделывать задания, если он устал.
В работе необходимо использовать разные методы и формы работы. Занятия должны включать игровые виду деятельности, кроме того, следует чередовать виды работ. Например, если выполнялись задания по коррекции звуко-произносительной стороны речи, стоит их разнообразить игрой, направленной на обогащение словаря ребенка. Кроме того, не лишними будут задания на развитие внимания, памяти, мышления. Ведь как показывает опыт, у детей с речевыми нарушениями, часто вторично страдают и вышеперечисленные психические функции.
В работе обязательно должен присутствовать наглядный материал. Если используются иллюстрации, необходимо, чтобы они были цветными. Если же в тетради ребенка присутствуют черно-белые картинки, их следует раскрасить. Что в свою очередь будет способствовать развитию мелкой моторки и, как мы все понимаем, не будет лишним.
Одним из основных факторов успешной работы является похвала и поощрение. Родители должны указывать ребенку на его достижения. Кроме того, ребенка стоит хвалить не только за результат, но и за старание. Тем не менее, важно найти «золотую середину» и не перехваливать малыша. Ребенок должен понимать, что он должен постараться и хорошо позаниматься, чтобы получить одобрение со стороны родителей.
И, самое главное, ребенок должен чувствовать любовь родителей, веру в его силы и успехи.

Рекомендуем посмотреть:

Мой блог Сенсомоторное развитие дошкольников Как решать конфликты в детском саду О роли родителей в процессе образования ребенка

Похожие статьи:

Пословицы и поговорки про родителей

Пословицы и поговорки о маме

Как помочь ребенку заговорить | Комплекс упражнений по стимуляции речевой активности для детей с ОНР
Автор: Ольга Ким
Опубликовано: 911 день назад (10 июня 2014)
Просмотров: 1891
+3
Голосов: 3
Татьяна Николаевна Хусаинова # 10 июня 2014 в 19:11 +1
Ольга Вы правы важным этапом в коррекционной работе с детьми с нарушениями речи является регулярная работа дома. Но самое главное научить родителей правильно проводить эту работу. Необходимо показать как правильно провести артикуляционную гимнастику дыхательное упражнение, как организовать игру и т.д. Для этого необходимо приглашать, рассказывать и показывать родителям приемы и методы используемые логопедом на логопедических занятиях с ребенком. Вот только тогда будет работа считаться эффективной. Спасибо за предложенный материал. Голосую +1
Любовь Ивановна Шолохова # 11 июня 2014 в 18:12 +2
С интересом ознакомилась с вашим материалом, советы подобраны важные, можно поместить в "Уголке для родителей". Взяла на заметку, спасибо.
Селина Татьяна Владимировна # 14 июня 2014 в 09:43 0
Селина Татьяна Владимировна
Недаром в народе говорят: "Терпение и труд всё перетрут. Всякое умение трудом даётся. Труд всё побеждает". Только совместными усилиями логопеда и родителей можно добиться положительных результатов. Артикуляционные, пальчиковые гимнастики, заучивание скороговорок и стихотворений, небольшие письменные и творческие задания должны быть подобраны индивидуально для каждого ребёнка. Если есть возможность, лучше проводить домашние занятия в определённое время, что позволит ребёнку организовать свой день, чередовать отдых и коррекционную работу, ребёнок привыкнет к таким занятиям, как к традиции семьи. Уважительно относитесь даже к самым маленьким достижениям. Не опускайте руки, дорогие родители. Не прекращайте коррекционные занятия и после окончания детского сада. Спасибо за очень нужные рекомендации. Мне кажется, что их можно использовать как в детском саду, так и в школе.
Наталья Михайловна Морозова # 20 сентября 2014 в 16:17 0
Замечательная статья. Уместно будет ее использование и в проведении организационного родительского собрания, и в изготовлении памяток для родителей по выполнению домашних заданий. Нам, логопедам, приходится повторять каждому родителю эти правила работы много-много раз. Но и без помощи родителей очень трудно работать с детьми с речевыми нарушениями. Только вместе. Спасибо за статью!