Творческий конкурс для педагогов «Чудесная Весна»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Формирование универсальный учебных действий на уроках математики с помощью "кейс- метода"

Учебно-методическая разработка «Формирование универсальных учебных действий на уроке математики с помощью «кейс - метода»
Автор: Кунавина Ольга Михайловна, учитель математики МКОУ Верхнехавской СОШ №1 Верхнехавского муниципального района Воронежской области
Описание материала: Предлагаю Вашему вниманию описание опыта применения «кейс-метода» на уроках математики в 6 классе. Статья может быть полезна учителям математики, работающим в общеобразовательных учреждениях , являющихся «пилотными» площадками по опережающему введению Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.
В Концепции модернизации Российского образования приоритетом обозначен переход к новым образовательным стандартам. С 2012г. школа, в которой я работаю учителем математики, стала региональной инновационной площадкой введения ФГОС ООО.
Стандарты второго поколения подразумевают вместо простой передачи знаний, умений и навыков от учителя к ученику развитие способности учащегося самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения, работать с разными источниками информации, оценивать их и на этой основе формулировать собственное мнение, суждение, оценку. В основе стандарта нового поколения лежит системно-деятельностный подход, основной результат применения которого – развитие личности ребенка на основе универсальных учебных действий.
В настоящее время учителю не приходится жаловаться на техническое оснащение рабочего места, «методический голод» и отсутствие профессионального общения с педагогами не только иных муниципалитетов, но и регионов. Однако качество образования не растет.
Было установлено, что большинство учащихся 5-х классов испытывают серьезные затруднения при решении практических задач и применении математических знаний в жизненных ситуациях, т.е. имеют недостаточный уровень сформированности умений.
Информационный взрыв и современные темпы прироста научной информации, которую нужно успеть передать школьникам за время обучения, побуждают искать выход из создавшегося положения и ликвидировать цейтнот за счет новых педагогических приемов и значительное увеличение активных форм работы, т.е. интенсификации обучения.
Интенсификация может быть достигнута за счет изменения форм изучения материала, а также за счет применения активных методов.
Всесторонний анализ учебных достижений моих учеников привел меня к мысли о необходимости приведения в соответствие требований ФГОС к качеству образования выпускников школы и результатов образования, используя иной подход к обучению, позволяющий перевести количество предлагаемой или получаемой учеником информации в качество подготовки школьника, уверенно применяющего свои умения в разных ситуациях и способного достигнуть результатов в направлении личностного развития, в метапредметном и предметном направлениях.
Так родилась идея использовать на уроке математики «кейс-метод», который довольно давно используется за рубежом в преподавании в бизнес-школах. На уроке предлагаю учащимся «кейс»- некий чемоданчик опыта, а на самом деле- набор учебно-методических материалов, на основании которых ученик в контексте проблемной ситуации определяет математическую задачу и решает ее вместе с одноклассниками. «Кейс»-задача предполагает множественное решение. А осознанный выбор готового к использованию в жизни творческого продукта делают сами учащиеся в процессе делового общения. При этом они учатся вести диалог, отстаивать свою точку зрения.
На уроке использую трехуровневую модель организации учебной деятельности Устиновой, которую тремя словами можно условно представить так: «приобретение - демонстрация - применение». Путем многоуровневой переработки информации происходит более прочное усвоение теоретического материала, и формируются необходимые универсальные учебные действия.
Значительно повышается мотивация учащихся, так как происходит обмен результатами познавательной деятельности. Появляется чувство удовлетворения от публично переживаемого успеха в учении.
Схема организации урока по теме «Масштаб» в 6 классе с применением интенсивных технологий выглядит так:
- погружение (постановка учебной задачи, до 5 минут);
- теоретическое обучение (работа с понятием «масштаб», прямые и обратные задачи на расчет масштаба);
- активная часть (работа по группам для решения «кейс-задачи», решение практических и сюжетных задач в процессе поиска решения основной задачи);
- групповая дискуссия (обоснование решения «кейс-задачи», применение знаний в новой ситуации);
- самоконтроль, подведение итогов, рефлексия.
Анализ использования «кейс-метода» показал, что не все учащиеся активно включаются в работу вследствие своих особенностей темперамента и познавательной активности, вследствие чего уровень формирования универсальных учебных действий остается низким. Но освоение технологии организации самостоятельной работы и свобода в творчестве формируют умение учиться, применять свои навыки за пределами урока математики и ориентироваться во все возрастающем потоке информации.
Остается проблемной ситуация подбора материала для «кейса», который бы соответствовал возрастным особенностям учащихся и в то же время предполагал множественное решение. Но независимая оценка показала результативность метода: все учащиеся уверенно преодолевают пороговое значение при решении комплексного задания.
Кроме того, применение «кейс-метода» очень эффективно в профориентационной работе, при подготовке к ГИА и ЕГЭ.

Рекомендуем посмотреть:

Урок математики по теме Диаграммы в 6 классе Игра "Поле чудес" по математике для учащихся 5-6 классов коррекционных школ VIII вида Внеклассное мероприятие по математике для учащихся коррекционных школ VIII вида Конспект урока математики в 5 классе «Путешествие в страну Математики»

Похожие статьи:

Игра как средство интерактивного обучения по предмету Математика

Конспект урока математики в 6 классе по теме: Умножение и деление обыкновенных дробей

Внеклассное мероприятие по математике для учащихся 7-8 класса. Игра «Слабое звено»

Конспект урока математики 9 класс по теме: Арифметическая и геометрическая прогрессии

Конспект урока математики в 5 классе по теме: Умножение и деление десятичных дробей на натуральные числа

Устный счет как способ повышения математической культуры учащихся | Образовательная программа внеурочной деятельности для 7 класса. Тема: «Ресурсосбережение»
Опубликовано: 3597 дней назад (19 июня 2014)
Просмотров: 7366
Рубрика: Без рубрики
+6
Голосов: 6
Татьяна Николаевна Кушнарёва # 19 июня 2014 в 15:47 +3
Ольга Михайловна, ваша статья очень актуальна сегодня, так как многие учебные заведения перешли на ФГОС, а некоторые только переходят. Применения кейс технологий на уроках мне знакомо, так как сама со своими учениками часто их применяю. Вы молодцы, что выбрали данную тематику для своей статьи, многим коллегам ваш опыт обязательно пригодиться. Спасибо! Мой голос.
Ольга Михайловна Кунавина # 19 июня 2014 в 15:58 0
Спасибо!
Наталья Владимировна Сюнякова # 19 июня 2014 в 16:00 +1
Ольга Михайловна! Внимательно изучила Вашу статью. У нас в коррекционной школе ФГОС пока не вводится, как в общеобразовательной школе, так как у нас обучаются дети с нарушенным интеллектом. Но мне интересен этот метод, и я пробовала применение кейс-метода в старших (профильных) классах. Материал старалась подобрать доступный для данной категории учащихся. Ваша статья пригодится и мне и многом педагогам. Спасибо!
Ольга Михайловна Кунавина # 19 июня 2014 в 16:03 +1
Спасибо за комментарий! На самом деле этот метод очень легко применим в гуманитарных дисциплинах и при составлении творческих заданий.Хотелось бы изучить и Ваш опыт работы в этом направлении, т.к. применение этого метода существенно экономит время при блочном планировании.
Наталья Владимировна Сюнякова # 21 июня 2014 в 22:58 +2
Опыт работы - это громко сказано. Просто на уроках математики в профильных классах с углубленной трудовой подготовкой в школах VIII вида используется практический материал. Я предлагала учащимся ситуацию: из чего состоят доходы семьи и расходы семьи, и вариант при котором расходы превысили доходы. Далее учащимся было предложено задание: предложить и объяснить по каким статьям можно сократить расходы. Я даже сама не ожидала, что это задание вызовет интерес у таких детей, они так активно стали обсуждать ситуацию, что даже урока не хватило...
Ольга Михайловна Кунавина # 29 июня 2014 в 14:47 0
Уважаемая Наталья Владимировна! Сегодня выложила конспект урока для 6 класса с использованием кейс-задачи. Надеюсь на Ваш отзыв и мнение.https://ped-kopilka.ru/blogs/olga-mihailovna-kunavina/konspekt-uroka-po-teme-masshtab-dlja-uchaschihsja-6-klasa.html
Ольга Михайловна Кунавина # 9 июля 2014 в 13:30 0
Уважаемая Наталья Владимировна! Предлагаю Вам познакомиться с еще одной разработкой урока математики с применением ИКТ. Буду признательна за замечания и Ваше мнение.
Ирина Вячеславовна Некрасова # 20 июня 2014 в 15:16 +2
Ольга Михайловна, очень интересная статья! А нельзя ли хотя бы представить хоть конспект хоть одного урока, где бы применялся кейс-метод? Была бы очень признательна. Спасибо огромное.
Ольга Михайловна Кунавина # 20 июня 2014 в 19:34 +1
Уважаемая Ирина Вячеславовна! Обязательно выложу, но чуть позже, в начале июля, т.к. материал нужно хорошо оформить к публикации, а когда речь идет о ФГОС, там необходимо все изложить в виде технологической карты. Так что в начале отпуска- обязательно встретимся. Тем более, что мне интересно Ваше мнение о перспективах применения метода в дальнейшем.
Регина Сириновна Сабирзянова # 22 июня 2014 в 04:53 +1
Ольга Михайловна! Материал о кейс - методе содержательный, лаконичный, оформленный. +1!
Светлана Николаевна Музалевская # 22 июня 2014 в 10:12 +1
Кейс метод – современная технология, которая заслуживает внимания.
В России – это достаточно новое явление, которое смело делает шаги, в том, числе и в общеобразовательную школу.
Ольга Михайловна! Хорошо, что Вы рассматриваете возможность его применения здесь и сейчас, потому как умение ситуационного анализа в изучение любого предмета , в том числе и математики – это построение фундамента для умения быстрого поиска главного , выхода из трудных ситуаций , мотивация к познанию итд, итд, в развития личности ребёнка в дальнейшем. Спасибо за предоставленный материал.
Ольга Михайловна Кунавина # 22 июня 2014 в 18:54 0
Большое спасибо за оценку работы. Хотелось бы еще обсудить конспект урока с примененме этого метода. Я разработала серию уроков, но сложно в математике так поставить проблему, чтобы она имела множественное правильное решение.
Белова Людмила Викторовна # 22 июня 2014 в 16:15 +2
Уважаемая Ольга Михайловна! Я преподаю математику в старших классах, где ФГОС еще не введен. Но чтобы нововведения не застали меня врасплох, уже интересуюсь и изучаю новые методы преподавания. Ваша статья меня заинтересовала и думаю, что попробую применить "кейс - метод" на своих уроках. Спасибо.
Ольга Михайловна Кунавина # 22 июня 2014 в 18:55 0
Большое спасибо за оценку моей работы!